Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: XXXI Международной научно-практической конференции «Инновации в науке» (Россия, г. Новосибирск, 31 марта 2014 г.)

Наука: Педагогика

Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции, Сборник статей конференции часть II

Библиографическое описание:
Осьмакова О.Н. К ВОПРОСУ О ФОРМИРОВАНИИ НОРМАТИВНО-ПРАВОВОЙ БАЗЫ РЕГУЛИРУЮЩЕЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ РУССКОЙ ДУХОВНОЙ МИССИИ В ПЕКИНЕ // Инновации в науке: сб. ст. по матер. XXXI междунар. науч.-практ. конф. № 3(28). Часть II. – Новосибирск: СибАК, 2014.
Проголосовать за статью
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

 

К  ВОПРОСУ  О  ФОРМИРОВАНИИ  НОРМАТИВНО-ПРАВОВОЙ  БАЗЫ  РЕГУЛИРУЮЩЕЙ  ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ  РУССКОЙ  ДУХОВНОЙ  МИССИИ  В  ПЕКИНЕ

Осьмакова  Ольга  Николаевна

аспирант  кафедры  теории  и  истории  государства  и  права  Белгородского  университета  кооперации,  экономики  и  права,  РФ,  г.  Белгород

E-mail: 

 

TO  THE  QUESTION  ON  FORMATION  IT  IS  STANDARD  -  LEGAL  BASE  OF  RUSSIAN  SPIRITUAL  MISSION  REGULATING  ACTIVITY  IN  BEIJING

Olga  Osmakova

the  post-graduate  student  of  the  theory  and  history  state  and  low  of  Belgorod  university  of  cooperation,  economy  and  low,  Russia  Belgorod

 

АННОТАЦИЯ

Предметом  исследования  стало  правовое  регулирование  миссионерской  деятельности  Русской  Православной  Церкви  в  середине  XVIII  —  начале  XIX  века.  Цель  работы  заключалась  в  раскрытии  особенностей  правового  регулирования  миссионерской  деятельности  Русской  Православной  Церкви  в  Китае  на  основе  нормативно-правовых,  архивных  документальных  материалов.

ABSTRACT

Legal  regulation  of  missionary  activity  of  Russian  Orthodox  Church  in  the  middle  of  XVIII  —  the  beginning  of  XIX  century  became  an  object  of  research.  The  work  purpose  consisted  in  disclosing  of  features  of  legal  regulation  of  missionary  activity  of  Russian  Orthodox  Church  in  China  on  a  basis  standard  -  legal,  archival  documentary  materials.

 

Ключевые  слова:  Русская  Православная  Церковь;  миссия  в  Пекине;  Инструкция  Синода;  нормативно-правовой  акт;  кодификация.

Keywords:  Russian  Orthodox  Church;  mission  in  Beijing;  the  Synod  Instruction;  the  regulatory  legal  act;  codification.

 

В  российской  истории  на  протяжении  длительного  времени  Русская  Православная  Церковь  играла  одну  из  ключевых  ролей  в  установлении  взаимоотношений  с  другими  государствами.  Так  российско-китайские  отношения  были  созданы  и  развивались  благодаря  деятельности  Русской  духовной  миссии  в  Пекине,  которая  помимо  миссионерских  функций,  исполняла  роль  дипломатического  представительства  России  в  Китае.  Во  избежание  конфликтных  ситуаций,  их  мирного  разрешения,  государство,  церковь  создавали  нормативно-правовую  базу,  которая  определяла  формы,  методы  религиозной  активности,  сохранившиеся  до  настоящего  времени.  На  примере  нормативной  базы,  регулировавшей  деятельность  Русской  духовной  миссии  в  Пекине,  можно  проследить  возраставший  интерес  государства  и  церкви  к  установлению  дружественных  отношений  между  Россией  и  Китаем.

Большое  значение  в  вопросе  изучения  поставленного  вопроса  нам  оказал  Российский  государственный  исторический  архив.  В  фонде  797  «Канцелярия  Синода»  имеется  значительный  объем  документов,  который  содержит  большое  количество  информации  о  деятельности  миссии  в  Пекине.  В  нем  содержатся  разнообразные  документы  по  проблемам  осуществления  православной  миссии  в  Китае,  отчеты  о  переговорах  с  китайскими  властями,  перепиской  начальников  миссии  с  российскими  властями  и  Синодом,  имеются  документы  на  китайском  языке,  в  которых  отражены  мнения  прессы  о  деятельности  православных  миссионеров.  Помимо  этого  данный  фонд  содержит  справочные  материалы  по  проблемам  обращения  населения  в  православие,  конфиденциальные  отчеты  и  переписка  членов  миссий.

Итак,  важным  документом  в  деятельности  Русской  духовной  миссии  в  Пекине  стала  изданная  Святейшим  Правительствующим  Синодом  в  1756  г.  инструкция  «Изложение  этапов  работы  членов  миссии  в  Бейцзине»  [3,  c.  2].  Данный  документ  определил  основную  цель  деятельности  членов  пекинской  миссии,  а  именно  создание  системной  миссионерской  работы  на  различных  уровнях  китайского  общества.  Для  реализации  поставленной  инструкцией  цели  члены  миссии  выдели  три  основные  направления  работы:  знакомство  с  особенностями  православия  пекинских  чиновников,  катехизация  среднего  класса  и  социальная  работа  с  бедным  населением  города  и  его  окрестностей. 

Знакомство  местных  чиновников  с  особенностями  вероучения  проходило  во  время  участия  членов  миссии  в  китайских  церемониях,  куда  приглашалась  элита  китайского  общества,  а  также  дипломатические  представители  различных  стран.  Зачастую  начальник  миссии  устраивал  ответные  чаепития,  куда  приглашались  некоторые  чиновники  императорского  двора  [6,  с.  301].

Инструкция  налагала  в  данном  направлении  на  начальника  миссии  ряд  обязанностей.  Так,  следуя  названному  документу,  начальнику  миссии  вменялось  в  обязанность  создание  годового  плана  миссионерских  мероприятий,  в  которых  требовалось  присутствие  пекинских  чиновников  и  заблаговременное  приглашение  их.  Во  время  проведения  таких  мероприятий  он  осуществлял  строгий  контроль  над  деятельностью  членов  миссии.

Во  время  подготовки  к  таким  мероприятиям  начальник  миссии  заблаговременно  распределял  обязанности  по  созданию  необходимых  для  проведения  встречи  условий  между  членами  миссии.  Немаловажным  для  проведения  мероприятий  такого  уровня  было  изучение  китайских  традиций.  Для  создания  комфортных  для  местных  чиновников  условий  начальник  миссии  обязан  был  получать  консультации  у  компетентных  в  данном  вопросе  православных  пекинцев  [3,  c.  3].

Таким  образом,  регулярное  проведение  данных  мероприятий  с  периодичностью  раз  в  месяц  было  важнейшей  составляющей  деятельности  членов  миссии.  На  устраиваемых  в  подворье  церемониях  начальник  миссии  получал  разрешение  властей  для  проведения  миссий  в  различных  социальных  сферах  и  устанавливал  контакты  для  дальнейшего  развития  миссионерской  деятельности.

Другим  направлением  работы  миссии  была  катехизация  среднего  класса  жителей  Пекина.  Для  успешной  ее  реализации  согласно  инструкции  начальник  миссии  формировал  группу  из  четырех  членов  миссии.  Назначенные  миссионеры  планировали  и  проводили  необходимые  мероприятия.  Местные  власти  в  1758  г  потребовали  от  начальника  миссии  архимандрита  Амвросия  (Юматова)  согласовывать  проведение  мероприятий,  число  участников  которых  составляло  более  100  человек  [1,  с.  15].  Но  в  период  деятельности  пятой  миссии  начальнику  миссии  делать  это  не  потребовалось,  так  как  на  проводимые  миссионерами  мероприятия  не  приходило  более  тридцати  человек  [4,  c.  24].

Инструкция  определяла  работу  православной  общины  с  китайскими  крестьянами,  проживавшими  в  окрестностях  города,  и  нищими  пекинцами.  Документ  отмечал,  что  наиболее  успешно  работа  в  данном  направлении  будет  проходить  при  вовлечении  в  нее  обращенных  в  православие  пекинцев.  Инструкция  предписывала  начальнику  миссии  предоставить  определенную  свободу  в  работе  членам  миссии  по  оказанию  нуждающимся  пекинцам  духовной  и  материальной  помощи.  Документ  отмечал,  что  «хорошо,  когда  начальник  миссии  участвует  во  всех  мероприятиях,  а  еще  лучше,  когда  он  умеет  организовать  для  миссионерских  целей  свою  общину»  [3,  c.  4].

Здесь  же  отмечалось,  что  при  составлении  отчета  за  1757  г.  и  далее  ежегодно  начальник  миссии  обязывался  прилагать  сведения  об  уровне  вовлеченности  православной  пекинской  общины  в  деятельность  миссионерского  подворья.  При  их  активном  участии  в  сфере  социального  служения  (помощь  нищим,  инвалидам,  одиноким  матерям,  детям-сиротам,  больным),  в  работе  с  иноверцами  и  содействии  в  осуществлении  переводов,  а  также  катехизаторской  работе  начальнику  миссии  дополнительно  выделялось  1300  рублей  на  поощрение  членов  общины  [3,  c.  5].

Таким  образом,  инструкция  1757  г.  определила  этапы  осуществления  миссионерской  деятельности.  Она  стала  важнейшим  нормативно-правовым  документом  XVIII  века,  так  как  в  ней  закреплялись  права  и  обязанности  не  только  членов  миссии,  но  и  созданной  из  местных  жителей  православной  общины.

Усиление  роли  Русской  духовной  миссии  в  Пекине  с  70-х  гг.  XVIII  века  расширило  нормативно-правовую  базу,  регулировавшую  миссионерскую  деятельность.  Все  имеющиеся  источники  было  разделены  на  группы.  К  первой  группе  относились  документы  «императорского  церковного  законодательства»  —  Высочайшие  повеления,  именные  указы  по  духовному  ведомству,  высочайше  утвержденные  доклады  синодального  обер-прокурора  [2,  с.  54].  Ко  второй  группе  принадлежали  указы,  инструкции,  постановления  Синода.  К  третьей  —  «государственное  о  церкви  законодательство»  —  определения  Сената,  Государственного  Совета,  Кабинета  министров  [2,  с.  58].  Стоит  отметить,  что  государственное  законодательство  Российской  империи,  в  том  числе  императорские  указы,  касающиеся  вопросов  миссионерской  деятельности,  утратили  свою  силу,  в  то  время  как  указы  и  постановления  Синода,  независимо  от  своего  утверждения  Высочайшей  властью,  сохранили  свою  силу  до  настоящего  времени,  если,  конечно,  они  не  были  отменены  или  заменены  впоследствии.

Указанные  нормативно-правовые  акты  регулировали,  в  первую  очередь,  состав  и  устройство  миссии  в  Пекине.  Так  Высочайшим  повелением  императрицы  Екатерины  II  в  составе  миссии,  помимо  начальника  миссии  —  архимандрита,  должны  были  находиться  два  монаха  любого  чина  для  того,  чтобы  «являть  иноверцам  добродетели  целомудрия,  нестяжания,  послушания»  [2,  с.  122].  В  указанном  документе  также  отмечалось,  что  для  увеличения  эффективности  работы  членов  миссии  штат  миссии  должен  был  определяться  тремя  степенями  иерархического  служения:  начальник  миссии  —  архимандрит,  его  заместитель,  ответственный  за  духовное  благополучие  миссии  —  протоиерей,  а  также  диакон  —  помощник  начальника  миссии  и  протоиерея  в  исполнении  их  миссионерского  служения.  Согласно  Инструкции  Синода  от  1771  года  «пресвитеры  и  диаконы  без  воли  начальника  миссии  ничего  да  не  совершают,  ибо  ему  вверено  управление  миссией,  и  он  несет  ответственность  за  нее»  [5,  c.  3]. 

Таким  образом,  с  середины  XVIII  в.  государство  стремится  к  кодификации  правовых  норм,  прямо  или  косвенно  влияющих  на  миссионерскую  деятельность  Русской  духовной  миссии  в  Пекине  и  способствующих  установлению  дружественных  отношений  России  и  Китая.  Это  было  вызвано  тем,  что  на  данном  этапе  православная  миссия  пользовалась  авторитетом  среди  местного  китайского  населения.  С  целью  соблюдения  интересов  государства  и  во  избежание  злоупотреблений  и  нарушений  со  стороны  миссионеров,  их  деятельность  ставилась  под  контроль  и  четко  регламентировалась.

 

Список  литературы:

  1. Высочайше  утвержденная  постановление  на  имя  начальника  христианской  миссии  Амвросия  Юматова  от  3  июня  1758  г.  [Электронный  ресурс]  —  Режим  доступа.  —  URL:  http:www.fmprc.gov.cn/text819.html  (дата  обращения  1.10.2013).
  2. Материалы  по  истории  российской  духовной  миссии  в  Пекине.  Т.  1.  (1771—1781).  Под  ред.  Н.И.  Веселовского.  СПб.,  1905.
  3. РГИА.  Ф.  797.  Оп.  71138.  Д.  6. 
  4. РГИА.  Ф.  797.  Оп.  82299.  Д.  70.
  5. РГИА.  Ф.  797.  Оп.  93210.  Д.  712. 
  6. Сношения  России  с  Востоком  по  делам  церковным.  Т.  1.  (1787).  Под  ред.  Демьянова  А.Е.  СПб.,  1858.

 

Проголосовать за статью
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

Оставить комментарий

Форма обратной связи о взаимодействии с сайтом
CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.