Статья опубликована в рамках: XXXIV Международной научно-практической конференции «Инновации в науке» (Россия, г. Новосибирск, 30 июня 2014 г.)
Наука: Филология
Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции
- Условия публикаций
- Все статьи конференции
дипломов
Статья опубликована в рамках:
Выходные данные сборника:
ВЕРБАЛИЗАЦИЯ КОНЦЕПТА «СОВЕСТЬ» В СОВРЕМЕННОЙ РУССКОЙ ПУБЛИЦИСТИКЕ
Аверина Марина Анатольевна
зав. кафедрой лингвистики, канд. филол. наук, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Южно-Уральский государственный университет» (национальный исследовательский университет), филиал в г. Озёрске Челябинской области, РФ, г. Озёрск
VERBALIZATION OF THE CONCEPT OF "CONSCIENCE" IN MODERN RUSSIAN PUBLICISM
Averina Marina
candidate of Philological Science, the head of the department of linguistics of Federal State Budget Educational Establishment of Higher Professional Education “South-Ural State University” (National Research University), branch in Ozersk, Chelyabinsk region, Russia, Ozersk
АННОТАЦИЯ
В статье рассматривается один из самых актуальных и значимых в нашей жизни концептов — концепт «совесть», который вербализуется в публицистике. Автор приходит к выводу, что представления о совести в русском языковом сознании связаны с нравственной оценкой человеческих поступков.
ABSTRACT
The article considers one of the most urgent and important concepts in our lives — the concept of "conscience" verbalized in journalism. The author concludes that the concepts of conscience in Russian linguistic consciousness associated with the moral evaluation of human actions.
Ключевые слова: концепт; фрейм; слот; публицистика; сознание; совесть.
Keywords: concept; frame; slot; journalism; consciousness; conscience.
Чувство совести является одной из стержневых составляющих личности. Являясь неотъемлемым компонентом духовной культуры, совесть, при всей этнолингвистической универсальности, проявляет определенную специфику вербализации, обусловленную присущей говорящим субъективностью интерпретации окружающей действительности, что представляет несомненный интерес для языковеда.
Цель нашего исследования — проанализировать вербализацию концепта «совесть» в современной русской публицистики и выявить его особенности.
Вслед за воронежской школой лингвистов-когнитологов и её руководителя И.А. Стернина изучение вопросов вербализации концептов в русском и английском языковом сознании является одним из научных направлений нашей кафедры [1; 2; 3; 4].
Материалом нашего исследования является картотека, собранная методом сплошной выборки из газет «Советская Россия» и «Российская газета» за период с 2009 по 2013 годы. Данные издания являются ярким образцом публицистического стиля. Авторы статей освещают разные события нашей жизни. Их язык грамотный, литературно нормированный, понятный и доступный широким народным массам.
Проведённый анализ показал, что концепт «совесть» вербализован в публицистике тремя фреймами. Под фреймом мы понимаем многокомпонентный концепт, представляющий собой совокупность стандартных знаний о предмете, явлении и ситуации.
Первый фрейм «Совесть — моральная ответственность». Он представлен несколькими слотами. Слот — это составляющая фрейма, характеризующая некоторое свойство или связь описываемого фреймом понятия или объекта.
Слот № 1. «Угрызения, мучения совести».
Выстрелить в себя он мог только в том случае, если произошло что-то экстраординарное, то, чего не могла вынести его совесть (Российская газета. 06.07.2011).
Татьяна Александрова в своей статье «Вряд ли у Вячеслава Сизова могли сдать нервы» утверждает, что угрызения совести вполне могут привести к нравственному и духовному самоуничтожению человека.
Слот № 2. «Безразличие совести». В современном мире совесть граничит с равнодушием: очень часто подлые поступки остаются без внимания тех, кто становится их свидетелями. Об этом статья Татьяны Таракановой «Подселили к стоматологу».
Они закрепили за 17-летней девушкой комнату в муниципальном общежитии, в которой уже много лет работает стоматологический кабинет, и со спокойной совестью поставили в отчете очередную галочку о выполненной работе (Российская газета. 03.06.2009).
Слот № 3. «Вина остается на совести человека». Чувство вины в нашем понимании — это ответственность за совершение предосудительного деяния, причастность к преступлению. Осуждая поступки людей, мы всегда утверждаем, что все деяния остаются на их совести, при этом, конечно же, надеясь, что им воздастся за все их проступки и совесть не даст им спокойно существовать. Через обращение к совести мы взываем к душе человека, к его сознанию.
Всё это на совести президента и администрации города Орска. Именно они своим бездействием вынуждают нас уезжать из родного края (Советская Россия. 18.02.2013). На их совести искалеченные судьбы более полумиллиона беженцев (Советская Россия. 19.12.2013).
Некоторые люди сами осознают свою вину и уверены, что чувство совести не даст им забыть содеянное.
В минувшую среду Бойко Борисов был вынужден уйти, обосновав свое решение весьма неожиданным образом: «Я не желаю работать в правительстве, ответственном за избиения людей. Каждая капля крови лежит на нашей совести» (Советская Россия. 21.02.2013).
Второй фрейм «Совесть — нравственные принципы, взгляды, убеждения» представлен, по данным нашей картотеки, четырьмя слотами.
Слот № 1. «Совесть — верный советчик». Совесть помогает нам оставаться честными и ответственными, зачастую мешает нам ступить на заведомо неверный путь и потерять достоинство и самоуважение. Риторические вопросы звучат в статье К. Палагиной «Кому живется весело, вольготно на Руси».
А может быть, так и надо работать? А что, я могла бы, только совесть не велит (Советская Россия. 14.07.2011).
Совесть, по мнению многих людей, отождествляется с высшими силами, направляющими нас, являющими собой основополагающую силу. Об этом рассуждает на страницах «Российской газеты» Игорь Николаев в своей статье «Бог-то и есть совесть».
Что за сила? В литературе «деревенщиков» ведь когда-то и обнаружили вдруг — не просто патриархальные истоки и возвращение к посконным основам нравственности. Тут, по-моему, главное — все вокруг Совести, все ею меряется, от нее исходит и к ней закручивается (Российская газета 06.12.2012).
Слот № 2. «Отсутствие совести как нравственного мерила». В настоящее время, ощущая на себе всю агрессивность и аморальность поведения некоторых людей, мы начинаем осознавать, что совесть стирается из нашего подсознания, но люди неустанно вопрошают друг к другу в надежде пробудить ее.
Я бы спросил судью Николаева, если бы была возможность с ним пообщаться, есть ли у него совесть (Советская Россия. 13.04.2012).
Люди часто взывают к совести других, нередко не замечая ее отсутствие у самих себя.
Сядь, неблагодарная. Полдня ничего не делала (когда главного нет на рабочем месте, не провести занятие — святое дело), тебя пригласили, накормили, а ты тут с критикой. Совесть — то есть у тебя? ( Советская Россия. 14.07.2011).
Рассмотрим особенности вербализации на страницах публицистики третьего фрейма «Качество и усердие как реализация совести в деле». Лексема «совесть», номинирующая данный концепт, входит в состав фразеологического оборота процессуальной семантики «работать на совесть», что значит 'работать качественно и усердно'.
Кира Латухина в своей статье «Путин встретился с ветеранами сцены» пишет:
«Я как житель этого дома, должен высказать большую благодарность всем строителям и вдохновителям. Все работали на совесть», — оценил он перешел к политике (Российская газета. 20.05.2013).
Люди хорошо и усердно выполняют всякую работу просто потому, что по-другому они не умеют. И наш тайный свидетель — совесть — может быть спокойна.
Хотелось бы только сказать, что работал и работаю я на совесть. Беда только в том, что приспосабливаться я не умею (Советская Россия. 18.01.2013).
Таким образом, представления о совести в русском языковом сознании связаны с нравственной оценкой человеческих поступков. Эффективное развитие общества и оптимистические перспективы развития человечества зависят, в первую очередь, от выраженности этого важнейшего духовного феномена в жизнедеятельности социального субъекта. Ни одна проблема общества не может быть, в должной степени, решена без реализации механизма совести.
Список литературы:
- Аверина М.А. Концепт «радость» в русской фольклорной картине мира/ М.А. Аверина, К.С. Шишкова //Инновации в науке. — 2013. — № 20. — С. 33—39.
- Аверина М.А. Представление о красоте в русских и английских паремиях/ М.А. Аверина, И.Г. Петер // В мире науки и искусства: вопросы филологии, искусствоведения и культурологии. — 2013. — № 25. — С. 105—111.
- Петер И.Г. Представление о совести в английских пословицах / И.Г. Петер, К.В. Мкртчян //В мире науки и искусства: вопросы филологии, искусствоведения и культурологии. — 2014. — № 35 . — С. 22—27.
- Стернин И.А. Описание концепта в лингвоконцептологии / И.А. Стернин. Воронеж, 2008.
дипломов
Оставить комментарий