Статья опубликована в рамках: XX Международной научно-практической конференции «Вопросы современной юриспруденции» (Россия, г. Новосибирск, 16 января 2013 г.)
Наука: Юриспруденция
Секция: Проблемы философии права
Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции
- Условия публикаций
- Все статьи конференции
дипломов
ЗАКОН И ЗАКОННОСТЬ В ФИЛОСОФСКО-ПРАВОВЫХ ВОЗЗРЕНИЯХ А.С. ХОМЯКОВА
Щипачев Евгений Андреевич
преподаватель правовых дисциплин Смоленского промышленно-экономического колледжа, аспирант Смоленского
государственного университета, г. Смоленск
Е-mail: e.shipachev@yandex.ru
В условиях постсоветской социоинтеллектуальной эволюции, дефицита правового сознания и политико-правового нигилизма, современное российское общество переживает период поиска позитивной альтернативы устаревшей парадигмы сознания. Выход из правового и идеологического кризиса может быть связан с неизбежным принятием элементов западной модели. В частности гражданское общество, характеризующееся развитой демократией, плюрализмом и самоуправлением, способно заложить крепкий фундамент для формирования правового государства, в котором будет реально признано верховенство права и закона над всеми процессами и явлениями общественной жизни.
Еще в XIX веке славянофилы предлагали не отграничивать либеральный путь от консервативного, а найти способ их гармоничного сочетания. Они указывали на то, что история, культура, быт русского народа и вместе с этим идеал старорусского сознания, определяют фундаментальные аксиологические ориентиры, на основе которых способно развиваться российское государство.
В основе воззрений представителей славянофильского направления лежала философская система А.С. Хомякова, в которой все положения пронизаны идеей соборности, рассматриваемой в качестве цели и средства превращения общества в христианское братство.
Анализируя идею соборности, Н.А. Бердяев отмечал, что в ней «нет ничего юридического, ничего напоминающего власть государственную, ничего внешнего и принуждающего» [2, с. 95], подчеркивая тем самым принципиальные отличия в содержании духовных и правовых общественных отношений, а равно в действии религиозных и правовых норм. Первая группа норм базируется на всеобщем принятии и согласии (соборности), вторая приобретают силу в условиях подчинения чужой (внешней) воле.
В той или иной мере религиозные нормы в зависимости от государства и эпохи влияли на становление и развитие правовых систем. С.С. Алексеев указывает: «Как свидетельствует история права, и позднее, на первых фазах своего формирования, юридические нормы повсеместно выступали в единении с религиозными и этическими нормативными положениями» [1, с. 17]. Представления людей о благе, нашедшие свое отражение в священных (иносказательных) текстах, были заимствованы законодателями. Религиозная норма, став частью созданного государством позитивного права, продолжает жить в общественном сознании на другом уровне.
В отдельных государствах (мусульманской правовой семьи) сложилась религиозная система права, в рамках которой священные писания, а также их толкования приобрели прямое действие и всеобщий характер. Подобная правовая доктрина подразумевает навязывание обществу авторитетного мнения.
Выступая с критикой авторитета как такового, А.С. Хомяков утверждал: «Церковь не авторитет, как не авторитет Бог, не авторитет Христос; ибо авторитет есть нечто для нас внешнее. Не авторитет, говорю я, а истина и в то же время жизнь христианина, внутренняя жизнь его …» [4, с. 54]. Таким образом, А.С. Хомяков отрицал не саму церковь или бога, а указывал на недопустимое тождество категорий авторитета и истины. По его мнению, церковь представляет собой единение свободных душ во Христе. Он порицал авторитет церкви как организации, безапелляционно управляющей жизнью и бытом народа. Большей критики с его стороны удостоилась западная церковь за односторонний разрыв братских связей с единым христианским миром, непринятия установлений Вселенских соборов и узурпацию власти главой церкви.
Критикуя правовую науку Европы, А.С. Хомяков полагал, что нормативные установления на Западе рождаются из присущего европейцам индивидуализма и опираются на логические умозаключения. По его мнению, главным для правовых систем европейских государств является принесение в жертву содержания в угоду форме, что обусловлено насильственным возникновением государства. Следует отметить, что А.С. Хомяков порицает господствующую в Европе теорию общественного договора, по которому одна часть общества создала государство, навязав свои правила поведения другой.
По мысли А.С. Хомякова, Россия не вписывается в теорию общественного договора, поскольку закон является порождением самого русского народа (собора), опирается на признанные им самим принципы христианской жизни. Смысл законотворческого процесса заключался для А.С. Хомякова в гармоничном возведении сложившихся в обществе правил поведения в писаный закон, то есть после того как эти правила поведения выкристаллизовывались в народном быту.
Сам по себе закон и содержащиеся в нем правовые нормы, по мнению А.С. Хомякова, бездушны: «В мире, основанном на законности, закон всемогущ: наоборот, закон есть не более как противоречие, не более как слово без смысла в мире, основанном на отрицании закона» [5, с. 312]. Таким образом, А.С. Хомяков разграничивал понимание закона и законности. Закон представляет собой нормативный правовой акт, оформленный на бумаге, но не имеющей реальной силы при дефиците правового сознания. Закон должен возвышаться над людьми, но это невозможно, поскольку институциональные предписания появляются на свет благодаря деятельности отдельных должностных лиц, и часто нарушают интересы одних групп в угоду другим. Закрепленные законом ценности приобретут значимость при должном уровне правового сознания людей, понимания и одобрения всего народа.
Размышляя о соотношении закона и законности, А.С. Хомяков обратил внимание на правосознание англичан: «Слабость и порок принадлежат отдельному человеку, но народ признает над собою высший нравственный закон, повинуется ему и налагает это повиновение на своих членов» [6, с. 109]. Следует отметить, что правовые и моральные нормы далеко не всегда совпадают, однако, упомянув «высший нравственный закон», А.С. Хомяков тем самым подчеркивает, что в сознании английского народа право и мораль сплетаются в единый социальный регулятор поведения людей. Такое понимание законности проистекает из далекого прошлого Англии, когда действовал институт королевских разъездных судей. Все вынесенные по многочисленным делам решения в последующем были систематизированы и приняты за образцы по аналогичным делам. Соответственно, если по сходным правонарушениям применяются одни и те же меры государственного воздействия, то у людей формируется представление о справедливости таких решений. К XIV веку в Англии формируется право справедливости лорд-канцлера.
Помимо восхищения уровнем правовой культуры английского общества, А.С. Хомяков также указывал на гармоничное сочетание в Англии принципов консерватизма и либерализма. В целом, аналогичная модель правосознания представляется А.С. Хомяковым необходимой для России, чтобы правовые нормы рождались с учетом опыта и духа русского народа, тогда закон и законность не будут противоречить друг другу. В обоснование возможности формирования такого правосознания А.С. Хомяков описывает потаенные глубины английского духа, который сродни русскому, несмотря на заточение в каменных городах, стремится к зеленым лесам и тихой сельской жизни. Именно такие народы, объединенные простыми, но высокими самобытными идеями, способны создать уникальные цивилизации.
О соотношении закона с объективными социальными реалиями и представлениями русского народа А.С. Хомяков рассуждал в одном из очерков. С негодованием он отзывался о существующем положении вещей в России, где господствует постоянное несогласие между писаными установлениями и нравами народа. Эти установления постоянно не исполняются или изменяются, но в своих изменениях не касаются сущности отношений между человеком и государством, гражданами и церковью.
Не закон, по мнению А.С. Хомякова, первичный источник права, а обычай, который «выражает собою самое коренное единство общества. … Чем шире область обычная, тем крепче и здоровее общество, тем самобытнее и богаче будет развитие права» [3, с. 287]. Правила поведения, регулирующие отношения между людьми во всех древних обществах, после появления государства были возведены в юридические (правовые обычаи). Обычай, передающийся из поколения в поколение и охраняемый не мерами государственного принуждения, а силой общественного мнения, является исторически первичным. Именно в обычае, по мнению А.С. Хомякова, находит свое отражение идея соборности.
Гармоничное сочетание консервативных и либеральных взглядов — залог развития России. Возможно, чтобы сохранить свою национальную и культурную самоидентификацию в условиях современных изменчивых социальных процессов, необходимо почерпнуть из истории нашего государства лучшие образцы быта (обычаи и традиции), и привить их на современную российскую почву. Общество должно по-иному взглянуть на сущность права, его народное происхождение.
Список литературы:
- Алексеев С.С. Собрание сочинений. М., 2010. Т. 7.
- Бердяев Н.А. А.С. Хомяков. М., 2005.
- Кошелев В.А. А.С. Хомяков: Жизнеописание в документах, рассуждениях и разысканиях. М., 2000.
- Хомяков А.С. Несколько слов православного христианина о западных вероисповеданиях по поводу брошюры г. Лоранси // Полн. собр. соч. в 8 тт. М. 1886. Т. 2.
- Хомяков А.С. Письмо к Лоосу// Собр. соч. Т. 2.
- Хомяков А.С. Письмо об Англии // Собр. соч. Т. 1.
дипломов
Комментарии (1)
Оставить комментарий