Поздравляем с Новым Годом!
   
Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: X Международной научно-практической конференции «Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии» (Россия, г. Новосибирск, 23 ноября 2011 г.)

Наука: Педагогика

Секция: Общая педагогика, история педагогики и образования

Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции, Сборник статей конференции часть II

Библиографическое описание:
Никешина Н.И. МЕТОДЫ РАЗВИТИЯ КРЕАТИВНОСТИ НА УРОКАХ МУЗЫКИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ // Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии: сб. ст. по матер. X междунар. науч.-практ. конф. № 10. Часть I. – Новосибирск: СибАК, 2011.
Проголосовать за статью
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

МЕТОДЫ РАЗВИТИЯ КРЕАТИВНОСТИ НА УРОКАХ МУЗЫКИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Никешина Наталия Ивановна

учитель музыки МОУ СОШ № 55, г. Воронеж

E-mail: natalynei@mail.ru

 

Изучение музыки в основной школе направлено на достижение следующих целей:

·формирование музыкальной культуры личности, освоение музыкальной картины мира;

·развитие и углубление интереса к музыке и музыкальной деятельности, развитие музыкальной памяти и слуха, ассоциативного мышления, фантазии и воображения;

·развитие творческих способностей учащихся в различных видах музыкальной деятельности (слушание, пение, игра на детских музыкальных инструментах, музыкально-пластическое движение, импровизация) [9].

Задачи школьного образования центрируются вокруг человека, способствуют раскрытию его индивидуальной неповторимости, умению найти себя в обществе, быть преобразователем себя и окружающей действительности. В числе приоритетных средств реализации школьного образования признаются такие, которые позволяют непосредственно вовлечь ребенка в процесс открытия новых граней [5].

Урок — специально организованная форма обучения или ситуации, когда человек делает какой-либо важный, значимый для себя вывод, тем самым расширяя свой жизненный опыт [11].

Жизнеспособность личности в современных условиях складывается их двух блоков:

1.    усвоенных алгоритмов поведения;

2.    готовность к их преобразованию, то есть к творчеству.

Успешность жизнестроительства определяется тем, как человек творит себя, свои отношения с окружающими, природой, как он ориентируется в материальной и духовной жизни, то есть его жизнетворческим потенциалом. Это означает объективную необходимость развития у детей способности к жизнетворчеству.

Педагогически значимые ориентиры воспитания творческой личности сконцентрированы в таких характеристиках, как развитые способности, потребности в преобразующей деятельности, достаточно большой объем усвоенных знаний, умений, сочетание аналитического и интуитивного мышления, способность и стремление к жизнетворчеству, исследовательскому поиску [2].

Отсутствие в программах по музыке жестко регламенти­рованного деления музыкального материала на учебные темы позволяет учителю творчески подходить к подбору материала в зависимости от художественно-педагогической идеи урока, особенностей и уровня развития класса. Вот почему именно урок музыки предоставляет учителю простор для развития креативности учащихся.

Т. А. Барышева и Ю. А. Жигалов полагают, что процесс творческого становления (креативности) включает несколько этапов:

1.    Пробуждение, накопление сенсорного, эмоционального, интеллектуального опыта как основы творчества. Важными моментами этого периода являются информационно богатое пространство и импульс побуждения, источники, мотивирующие творческую деятельность.

2.    Подражание, имитация, освоение эталонов креативного поведения, технологий, средств, способов творческой деятельности. Главное на этом этапе — освоение технологического опыта.

3.    Импликации (связи), перенос, применение освоенных приемов в новых личностно-значимых условиях, экспериментирование, поиск новых связей и отношений, источник становления Я-концепции в плане собственных возможностей, импульс к развитию позиции творца.

4.    Трансформация, преобразование опыта в соответствии с инди­видуальными особенностями, возможностями, потребностями.

5.    Гармонизация психологической структуры креативности, ин­дивидуализация творческой деятельности, становление творческой индивидуальности [1].

Предмет музыки, как никакой другой школьный предмет, располагает возможностями для созидания, так как музыка есть предмет сотворчества на уровне личности автора музыкального произведения, личности учителя и личности ученика, где ведущее значение приобретает потенциал личности ученика, его потребность и способность к творчеству, самореализации, совершенствованию.

В процессе становления личностно ориентированного образования в преподавании урока музыки произошли некоторые изменения, которые коснулись, в первую очередь, методов музыкального образования. В соответствии с этими изменениями неотъемлемой часть урока в программах Г. С. Ригиной, В. В. Алеева, Т. И. Науменко, Т. Н. Кичак; Е. Д. Критской, Г. П. Сергеевой, Т. С. Шмагиной; В. О. Усачевой, В. А. Школяр, В. Н. Школяр и др. Развитие креативностивозможно при помощи различных типов творческих заданий.

Все творческие задания С. Казакова, доцент кафедры пения и методики музыкального воспитания УрГПУ, условно распределила на 4 блока [6]:

1.    блок умственной ориентировки;

2.    блок аудиального развития;

3.    блок эмоционального развития;

4.    блок творческой направленности.

Первый блок заданий «Интеллектуальная зарядка» —направлен на развитие умений интегрировать, т.е. связывать воедино, ассоциировать, классифицировать и обобщать информацию; логически мыслить и выделять главное.

Второй блок заданий «Аудиалъный контакт» —развивал внимание и память учащихся, умение прислушаться к себе, к окружающему миру, умение «слушать» и «слышать» музыку.

Согласно статье С. Казаковой, авторы методики ставили задачу научить детей прислушиваться не только к звукам окружающего мира, но и к собственным ощущениям. Постепенно, помимо физиологических ощущений, учащиеся обращали внимание на оттенки своего настроения. В конце исследования учащиеся передавали целые комплексы чувств и эмоций, вызванных жизненными обстоятельствами, музыкальными произведениями, услышанными на уроке, или другими факторами, то есть делились более глубокими внутренними переживаниями.

Третий блок «Эмоциональный калейдоскоп» —был направлен на развитие эмоционально-чувственной сферы детей: умения дифференцировать собственные эмоциональные состояния; выявлять связь с различными видами искусств; сравнивать жизненные эмоции с художественными.

Для того чтобы учащиеся наиболее тонко смогли прочувствовать образы музыкального произведения, авторы использовали метод пластического интонирования. Реализация метода позволит детям не только описать музыкальные образы, но увидеть и почувствовать, как в процессе развития музыки меняется характер пластического жеста.

В ходе этого задания учащимся предлагалось построить взаимосвязи между словом, жестом и чувством, такое задание так же можно назвать развивающим ассоциативное мышление, хотя С. Казакова не указывает в свое статье на термин «ассоциация».

Четвертый блок заданий «Творческий марафон» —развивал умственную гибкость учащихся, их поисковую и вербаль­ную активность через умение переключаться с одного вида деятель­ности на другой; умение выразить в вербальной форме логику развития своей мысли; умение мобилизовать в нужный момент свое внимание и память. В него были включены задания на тембровое, ритмическое, пластическое, мелодическое и вербальное фантазирование.

Любой вид деятельности на уроке направлен на то, чтобы создать условия для самовыражения в слове (рассуждение о содержании музыкального произведения) или в деятельности (пение, игра на детских музыкальных инструментах, пластическое интонирование). Таким образом, главным становится не только способность ученика к созиданию, но и проявление своей индивидуальности и оригинальности, т. е. креативности [4].

С.В. Гиппиус считает что, развитие креативности происходит не через какие-либо специальные упражнения, а через обогащение впечатлений, через умение удивляться и размышлять об увиденном и услышанном. Урок музыки как урок живого общения с музыкальным искусством наилучшим образом подходит для накопления сенсорного эмоционального опыта через различные виды музыкальной деятельности, что содержанием первого этапа развития креативности по мнению Т.А. Барышевой и Ю.А. Жигалова [1].

Использование творческих заданий помогает накопить необходимый сенсорный, эмоциональный, интеллектуальный опыт, необходимый для развития креативности.

Урок музыки как урок искусства —это всегда деятельность, условия для которой создаются учителем. Все виды музыкальной деятельности способствуют «проживанию» музыкального произведения, осознанию композиторского замысла. Воспринимая музыку через призму своего жизненного опыта и кругозора, каждый ребенок придумывает свою, неповторимую историю.

Беседа о содержании прослушанного произведения или работа над выразительностью в песне является неотъемлемой частью урока музыки, которые могут помочь проявиться оригинальности детской фантазии. Личностно ориентированный подход к обучению требует от этих стандартных составляющих формирования у учащихся способности к самовыражению.

В младших классах уместно предложить детям разгадать музыкальную загадку, и при помощи наводящих вопросов постепенно подвести учащихся к осознанию музыкального образа. При этом важно учитывать, что фантазии ребят по поводу услышанной музыки могут быть бесконечными, а вопросы учителя должны постепенно подводить к отгадке. Личность учителя, его манера общаться должна вести за собой учащихся, бережно направляя детскую фантазию, но, не подавляя её.

Т.Э. Тютюнникова, продолжая традиции «Шульверка» К. Орфа, определяет восприятие музыки как одну из главных задач музыкальной педагогики и видит достижение этой цели через опыт ответных двигательных реакций. Возникновение состояния сопереживания в момент восприятия музыки идентично психическому состоянию эмпатии — интуитивной способности к постижению эмоционального состояния другого человека через воображаемое отождествление с ним. Способность к сопереживанию, распознаванию и пониманию чувств другого человека прямо зависит от способности к выражению эмоций, развитости эмоционального воображения. Импровизационное движение становится живым восприятием музыки, делая видимыми и ощущаемыми скрытые эмоции [12].

Пластическое интонирование, предложенное в методики В. Коэн, тоже может помочь учащимся начальной школы рассказать об инструментальной музыке. Подбирая необходимые прилагательные для характеристики движений, дети учатся давать определения своим ощущениям, приобретают необходимый для креативности эмоциональный и сенсорный опыт [3].

Цветовые ассоциации —распространенныйспособ восприятия музыки, когда музыкальные впечатления становятся цветовыми через эмоцию, читаемую в произведении. Объясняя причины возникновения взаимосвязи органов чувств в процессе восприятия музыки, Д.К. Кирнарская отмечает роль интонационного слуха. Тембры голосов и инструментов легко ассоциировать с весом и цветом: звук баса будет бархатным, темным и тяжелым, а звук сопрано —легким, хрустальным и светлым [7].

П.В. Яньшин указывает на взаимосвязь цвета и эмоции.Приведем значения основных цветов:

·      красный — активный, задорный, яркий, теплый, страстный, энергичный;

·      оранжевый — активность, теплый;

·      желтый — яркий, легкий, веселый, свободный, теплый;

·      зеленый — приятный, жизненный, спокойный;

·      голубой — нежный, добрый, ласковый, легкий, светлый прохладный;

·      синий — спокойный, уверенный сосредоточенный, приятный;

·      фиолетовый — красивый, мистический, энергичный;

·      коричневый — неприятный, грубый, тоскливый;

·      белый — холодный, грустный, безразличие;

·      черный — траурный, горестный, трагичный.

Анализ результатов исследований цвета психологами говорит о том, что сознательные интепретации зачастую бывают противоречи­выми. Это связано с индивидуальными особенностями и с установкой на восприятие цвета [13].

Интуитивное рисование, описанное Вальдесом Одриосола, используется в арттерапии при работе с подростками и при развитии творческих способностей. Интуитивное рисование —это техника живописи, которая предполагает использование линий, точек, пятен неопределенной формы для передачи человеческих чувств. Психологи отмечают, что левое полушарие отвечает за аналитическое мышление, в то время как работу правого полушария выдает интуиция или сверх­сознание, которые лежат в основе высших проявлений творчества.

В арттерапии интуитивное рисование преследует следующие цели:

·      обогащение эмоционального художественного опыта детей,

·      совершенствование восприятия и образного видения,

·      овладение в доступной форме элементами техники и способами творческого действия [8].

Рисование во время звучания музыкального произведения помогает не только погрузиться в звуковую ткань, но и «опредметить переживания».Рассказ о нарисованной картинке помогает учащимся рассказать о чувствах и оттенках эмоций в музыке, так как составление рассказа по картинке является для детей заметно более легким видом деятельности, с которым они уже встречались.

Подводя итоги, следует отметить, что креативность как личностно-созидательная категория — неотъемлемая часть человеческой духовности и условием творческого саморазвития личности. Интуитивное рисование, пластическое интонирование, подбор цветовых ассоциаций развивает чувствительность человека к музыкальным произведениям, помогая через доступную деятельность выразить свое индивидуальное видение содержание музыкального произведения.

А.В. Морозов и Д.В. Чернилевский [10] отмечают, что креативности выражается в восприимчивости, чувствительности человека к проблемам, склонности разрушать или изменять стереотипы с целью получения неожиданных и оригинальных решений, вот почему мы предполагаем, что вышеназванные методы развивают креативность.

 

Список литературы:

1.Барышева Т. А., Жигалов Ю. А. Психолого-педагогические основы развития креативности. СПб, 2006. с. 285

2.Бондаревская Е. В. Теория и практика личностно ориентированного образования. Ростов на/Д., Изд-во Ростовского педагогического университета, 2000. С. 58‑102.

3.Вендрова Т. Пластическое интонирование» музыки в методике вероники Коэн // Искусство в школе. 1997. № 3. С. 61‑63.

4.Гиппиус С. В. Тренинг развития креативности. Гимнастика чувств СПб.: Издательство «Речь», 2001.

5.Затямина Т. А. Современный урок музыки: методика конструирования, сценарии проведения, тестовый контроль: учебно-методическое пособие. М.: Глобус, 2007. — 170 с.

6.Казакова С. Творческие задания на уроке музыки // Искусство в школе. 2006. № 2. С. 14‑17.

7.Кирнарская Д. К. Психология специальных способностей. Музыкальные способности / Д. К. Кирнарская. — М.: Таланты — XXI век, 2004. — 496 с.

8.Вальдес Одриосола М. С. Интуитивное рисование: развитие творческих способностей средствами арттерапии. М.: Институт гуманитарных исследований, 2009. 80 с.

9.Примерные программы основного общего образования. Искусство. М.: Просвещение, 2010. 48 с.

10.Морозов А. В., Чернилевский Д. В. Креативная педагогика и психология: учебное пособие, 2-е издание исправленное и дополненное. М.: Академический Проспект, 2004. 560 с.

11.Музыка. 1‑4 классы: конспекты уроков, рекомендации, планирование: (из опыта работы) / Г. В. Стюхина. Волгоград: Учитель, 2010. 239 с.

12.Тютюнникова Т. Э. Видеть музыку и танцевать стихи… Творческое музицирование, импровизация и законы бытия. 2-е изд. М.: ЛИБРОКОМ, 2010. 264 с.

13.Яньшин П.В. Психосемантика цвета. СПб.: Речь, 2006. 368 с.

Проголосовать за статью
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

Оставить комментарий