Статья опубликована в рамках: XLI Международной научно-практической конференции «Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии» (Россия, г. Новосибирск, 16 июня 2014 г.)
Наука: Педагогика
Секция: Современные технологии в педагогической науке
Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции
- Условия публикаций
- Все статьи конференции
дипломов
Статья опубликована в рамках:
Выходные данные сборника:
ДЕТСКОЕ СОЧИНЕНИЕ КАК СПОСОБ ДИАГНОСТИКИ ГОТОВНОСТИ РЕБЕНКА К ОЧЕРЕДНОМУ ЭТАПУ ВЗРОСЛЕНИЯ
Вапинская Наталья Николаевна
учитель русского языка и литературы гимназии № 6 «Центр Горностай», РФ, г. Новосибирск
E-mail: thepinkpanter@mail.ru
CHILDREN’S ESSAYS AS A DIAGNOSTIC METHOD OF A CHILD’S READINESS FOR ANOTHER STAGE OF MATURATION
Vapinskaya Natal’ya
teacher of the Russian language and Literature gymnasium 6 “Centre Gornostay”, Russia, Novosibirsk
АННОТАЦИЯ
В статье представлен анализ ученических сочинений с точки зрения диагностического потенциала, содержащегося в детских работах, написанных после изучения серии сказок о спящих и мертвых девушках. Использование результатов такого анализа может пригодиться при выстраивании тематических уроков, или даже комплекса уроков, посвященных понятиям ответственности, прав, привилегий и обязанностей.
ABSTRACT
The article presents the analysis of school children’s essays considered as diagnostic potential of children’s written works created after having studied a series of tales about sleeping and dead girls. The results of the analysis in question may be used in class for thematic lessons, or even for a series of lessons, on such concepts as responsibility, rights, privileges and duties.
Ключевые слова: текст; диагностический потенциал; инициация; развитие личности ребенка.
Keywords: text; diagnostic potential; initiation; children’s personality development
Детская речь начинает привлекать внимание научной общественности еще в середине XIX, и до сих пор она является объектом исследований педагогов и лингвистов. Однако в большинстве своем ученые исследуют детский текст с точки зрения лингвистики (С.Н. Цейтлин, А.Н. Гвоздев, Е.Ю. Протасова и др.) [7]. Наша работа отличается тем, что исследует детский текст с точки зрения психологии, она в некоторой степени аналогична исследованиям детских рисунков, выполненным Л.С. Выготским, Г.В. Лабунской и др. [2].
Детскими сочинениями также занимались З. Гришанова и Е.В. Левченко в своей статье «К вопросу о диагностике психического здоровья», где с помощью контент-анализа исследовали детские тексты в рамках заданных категорий [3]. Аналогичное же исследование проводил А.П. Бадак в своей статье «Смысловой и структурный анализ детских сочинений на заданную тему» [1]. В отличие от предыдущих двух упомянутых статей, наше исследование не задавалось четкими критериями анализа (так, например, Бадак выделяет следующие критерии: стремление к обучению, склонность к девиациям и др.).
В представленном в статье анализе мы не ставили себе целью рассмотреть детский текст с точки зрения лингвистических инноваций, ошибок или структуры и смысла, как предыдущие исследователи. В первую очередь нас интересовал диагностический потенциал сочинений, причем именно с точки зрения психологии. Кроме того, важен также прикладной характер исследования: любой педагог может провести аналогичную работу в любом классе и на основе полученного материала скорректировать свою работу в соответствии со своими целями: создание благоприятной обстановки в классе, помощь при становлении личности ребенка и т. д.
В рамках изучения в пятых классах серии сказок о спящих и мертвых девушках было дано письменное задание — сочинение на тему: «Что бы я делал, когда проснулся бы от столетнего сна». Стоит отметить, что темы для сочинений давались на выбор, но большинство учеников (около 95 %) выбрали именно эту тему. Кроме того, давались так же темы литературоведческого характера: «Русский колорит в сказках В.А. Жуковского и А.С.Пушкина» (эту тему выбрал один ученик) и «Сходства и отличия в сказках Ш. Перро, братьев Гримм, А.С. Пушкина и В.А. Жуковского».
Заранее стоит оговорить некоторые моменты. Во-первых, многие педагоги и методисты против подобных тем сочинений, так как такие темы в первую очередь обращаются к ученику, как к наивному читателю. М.Г. Качурин в своей работе «Организация исследовательской деятельности учащихся на уроках литературы» называет наивный реализм «ущербным, косным состоянием», который задерживает читательское развитие [4]. Нам кажется, что правомерно давать такие сочинений в пятом классе, так как в силу возраста в большинстве своем дети еще не способны взаимодействовать с текстом не как наивный читатель, а как литературовед. Это также подтверждают в своих работах Г.А. Гуковский, Н.Д. Тамарченко и Л.Е. Стрельцова, которые пишут, что такой «подход не только закономерен, но и необходим для определенного возраста» [6]. Кроме того, на наш взгляд, темы для сочинений стоит давать на выбор, включая в один ряд наивно-реалистические и литературоведческие темы, увеличивая по мере взросления детей процент вторых.
Во-вторых, стоит отметить, что такого типа работы имеют много общего с психологией. При написании этой работы мы пользовались помощью школьного психолога. Так же очевидно, что любые выводы относительно учеников весьма приблизительны, так как нельзя диагнозировать что-либо лишь по одной работе и без личного контакта с учеником.
В-третьих, само собой разумеется, что такие работы служат диагностическими не только с точки зрения психологии возраста, но и знаний и умений по русскому языку и литературе, орфографических навыков. Оговоримся, что в данной работе мы будем говорить лишь о первом типе диагностики, но при этом очевидно, что и остальные типы также имеют место при анализе подобных творческих детских работ, хотя в этом исследовании они не будут упоминаться.
Для анализа было взято тридцать сочинений учеников пятого класса, учащихся одиннадцатилетнего возраста. Детские работы можно разделить на несколько групп по разным критериям в зависимости от содержания. Первоначальным таковым критерием можно выделить место самого ребенка в полученном тексте: выступает он в роли действующего лица или лишь в роли рассказчика. В большинстве своем сочинения представляют собой рассказы-предположения от первого лица о том, как сам ребенок просыпается и начинает так или иначе действовать в будущем. Лишь две работы были написаны в виде стилизации на авторскую сказку с изученным сюжетом, при которой ребенок брал на себя роль рассказчика. Возможно, авторы этих работ не поняли задание; а возможно, хотели отстраниться от слишком личных тем в пользу нейтральных общепринятых сказочных сюжетов.
Следующим критерием, по которому можно классифицировать работы — результаты моделирования своего будущего.
Во-первых, работы различаются по общей тональности. Для большинства работ (около 93 %) свойственны в целом позитивные ожидания от предполагаемого будущего. Лишь в трех работах основным настроением является грусть и депрессия. Во всех случаях она связана со смертью близких. Авторам этой группы свойственна апатия и бездействие: «Я в слезах побежала домой и заперлась в комнате, и старалась забыть все! И найти в этом плюсы, но у меня ничего не получалось!» (Ира Б.)
Можно предположить, что для авторов этих работ «я и семья» является единым целым, разрушение которого немыслимо и непостижимо. Возможно, подчеркиваем — возможно, эти дети еще не приблизились к подростковому периоду вплотную.
Во-вторых, еще одним критерием выступает описание участи родных и близких детей. Все сочинения делятся на три условные группы: по умолчанию близкие заснули с рассказчиком и проснулись с ним (40 %); близкие умерли, поэтому рассказчик переживает и бездействует (10 %); близкие (родственники, друзья) не упоминаются вообще (43 %). В этот же процент я включила работы, в которых близкие упоминаются, но об их судьбе мы ничего не знаем, и они не принимают активного участия в жизни ребенка: «Я бы попыталась найти своих родственников и знакомых» (Лера К.), «Я сходил бы проведать своих родителей» (Егор К.).
Кроме того, можно выявить еще одну закономерность: в случае, если родители просыпаются с ребенком, его жизнь продолжается как прежде (лишь редко попадаются упоминания о взрослении и семье); если же о родителях в принципе не упоминается, то, проснувшись, рассказчик совершает «взрослые» дела — создает свою семью, устраивается на работу, покупает недвижимость.
Действие ребят в будущем — тот критерий, по которому работы делятся на две почти равные группы. В половине работ после пробуждения ребенок начинает вести взрослую жизнь, видимо, отталкиваясь от предполагаемого возраста («Тимур 11+100 лет» (Тимур Н.) «Я уснула, когда мне было 11 лет, то есть сейчас мне 111?» (Даша Ш.)), а может быть, и от того, что в будущем он просыпается без родителей, а значит, несет ответственность за себя сам. Авторы таких работ самостоятельно организовывают свою судьбу, ищут новых друзей, работу, покупают различное имущество, путешествуют, заводят семью и детей. В другой половине сочинений дети остаются детьми: играют в компьютер, сидят «Вконтакте», ходят в школу (в одной работе было мечтательно описано, что школу снесли, на ее месте построили автопарк, а дети дни напролет катались с горки (Алина З.)). Бывают работы, слегка выбивающиеся из этой системы: их авторы как будто забывают, что для каких-либо покупок нужны деньги и, проснувшись, сразу начинают покупать дома на Марсе и новые игровые приставки. Однако чаще всего появление денежных средств обоснованно: «Мне сказали: сходите в музей или в милицию, там это (старые деньги — прим. мое) выставят как экспонат, а потом вам отдадут деньги» (Борис Б.).
Интересны также измерения времени в работах обеих этих групп. Если уже позиционирующие себя как взрослые в своих сочинениях учащиеся измеряют время изменениями, произошедшими в реальной окружающей жизни (например, новые технологии: телепорты (Ваня К.), машины времени (Борис Б.); необычная архитектура: высотные здания (Маша П.; типичные футуристические сюжеты, типа путешествий на другие планеты (Лера К., Андрей Г. и др.), другой язык (Лера Е.) или засилье роботов (Денис К., Ваня К., Тима М. Егор К. и др.)), то остающиеся детьми после пробуждения упоминают в большинстве своем новые версии компьютерных игр или игровых приставок (в эту же группу вошла работа Насти П., в которой время стало измеряться наличием новых пород животных и новых горок в аквапарке).
Наконец, на наш взгляд интересно выделить еще одну группу работ, в которой рассказчик после столетнего сна, этакого путешествия во времени вперед, не желает оставаться на месте и продолжает путешествие. В большинстве своем это прогулки по знакомым местам (Аня К., Артем К. и др.), кругосветные путешествия по Земле (Лера К.) или на другие планеты (Андрей Г.), но есть и очень оригинальные работы, в которых рассказчик путешествует на машине времени (которые в будущем станут, видимо, обыденностью) дальше – вперед во времени или, наоборот, назад - к родным и близким (Борис Б.). На наш взгляд, это можно трактовать, как желание ребенка, увидевшего изменения в себе и мире, изучить эти изменения и познать мир с новой для себя точки зрения. Часто повторяется мотив самоопределения, попытки объяснения, что произошло с ребенком.
Стоит обратить внимание на возраст авторов сочинений. В большинстве своем это дети 11 лет, на грани между средним детством и подростковым периодом. Г. Крайг и Д. Бокум в «Психологии развития» отмечают, что переход из детства во взрослый возраст в настоящее время является очень длительным. Во многих культурах было принято проводить своеобразный акт инициации — испытание, пройдя которое, ребенок становился бы взрослым. В настоящем эта традиция сохранилась в редких странах, и потому граница между периодами взросления стирается, в том числе и в глазах ребенка [5].
Этому возрасту свойственны также и кризисы, связанные с переходом из начального звена в среднее. У ребенка расширяется круг общения и пространство, в котором он находится в течение учебного дня, появляется много новых учителей с разными требованиями, которые относятся ко всем ученикам одинаково, а, значит, и обезличенно. Все эти факторы приводят к тревоге школьника, поиску себя в новой для него ситуации. Ребенок хочет почувствовать себя взрослым (или, наоборот, остаться ребенком), но из-за отсутствия инициации как таковой не может точно причислить себя к какой-то возрастной группе. Школьник начинает неосознанно искать эту самую точку перехода.
Мы можем предположить, что столетний сон в этих сочинениях выступил в роли своеобразной инициации, пройдя через которую, ребенок, чувствуя изменения в себе и мире, пытается прогнозировать свое поведение и будущую жизнь. Предположить это нам позволяет и предподросковый возраст учащихся (11 лет), и очевидная взаимосвязь между попытками отстранения от родителей и взятием на себя ответственностей и привилегий взрослой жизни.
Такая работа позволяет диагнозировать, кто из учащихся готов хотя бы фантазировать о взрослении, а кто еще предпочитает даже не думать об этом; позволяет увидеть расстановку приоритетов (еще не столько самих детей, сколько их семей); а также маркеры «взрослости», которые расставляют сами дети (развлечения, семья, друзья, работа и т. д.).
Использование результатов такого анализа может пригодиться при выстраивании тематических уроков, или даже комплекса уроков, посвященных понятиям ответственности, прав, привилегий и обязанностей. Удачным, на наш взгляд, будет использование дидактического материала на уроках на эти темы, а также на темы детства и взросления, становления человека как личности и его осознания себя в этом мире.
Список литературы:
- Бадак А.П. Смысловой и структурный анализ детских сочинений на заданную тему// Банк педагогических идей [Электронный ресурс]. — Режим доступа. — URL: http://pdb.uspi.ru/book_1912/ (дата обращения: 18.05.2014).
- Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. СПб.: СОЮЗ, 1997. — 96 с.
- Гришанова З.И. К вопросу о диагностике психического здоровья личности / Гришанова, З.И., Левченко, Е.В. // Прикладная психология. — 2002. — № 2. — С. 90—96.
- Качурин М.Г. Организация исследовательской деятельности учащихся на уроках литературы / Качурин М.Г. // М: Просвящение, 1966. — 83 с.
- Крайг Г. Психология развития 9 изд / Крайг Г., Бокум Д.. СПб., 2005. — 940 с.
- Стрельцова Л.Е., Тамарченко Н.Д. Литературное образование в гуманитарной школе (опыт теоретического обоснования программ обучения) //Лиетратура в гуманитарных школах и классах, Сб. научных трудов. М., 1992, — 14 с.
- Цейтлин С.Н. Направления и аспекты изучения детской речи / Цейтлин С.Н. // Детская речь как предмет лингвистического исследования. СПб., 2004. — С. 275—278
дипломов
Оставить комментарий