Статья опубликована в рамках: XLVI Международной научно-практической конференции «Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии» (Россия, г. Новосибирск, 12 ноября 2014 г.)
Наука: Педагогика
Секция: Общая педагогика, история педагогики и образования
Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции
- Условия публикаций
- Все статьи конференции
дипломов
Статья опубликована в рамках:
Выходные данные сборника:
ОРГАНИЗАЦИЯ УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В ТАВРИЧЕСКОМ ЖЕНСКОМ ЕПАРХИАЛЬНОМ УЧИЛИЩЕ (1871—1872 Г.)
Шкарлат Лидия Петровна
соискатель, старший преподаватель кафедры украинской и иностранной филологии Крымского экономического института, РФ, г. Симферополь
ORGANIZATION OF TEACHING AND EDUCATIONAL PROCESS IN TAVRIDA FEMALE DIOCESAN SCHOOL (1871—1872)
Lidia Shkarlat
aspirant senior teacher, of Ukrainian and Foreign Languages department of Crimean Economic Institute, Russia, Simferopol
АННОТАЦИЯ
Статья посвящена теоретическому изучению учебно-воспитательного процесса в Симферопольском епархиальном женском училище за один академический год. Анализ, обобщение и систематизация архивных материалов, периодических изданий позволили проанализировать организацию преподавания и духовно-нравственного воспитания, выявить положительные стороны образовательной деятельности, причины и пути ликвидации неуспеваемости воспитанниц, что представляет научный, общегуманитарный и культурно-образовательный интерес при выработке оптимальной модели воспитания и образования, призванной решить проблемы.
ABSTRACT
The article discusses the teaching and educational process in the Tavrida diocesan female school for one academic year. Analysis, generalization and systematization of archival original sources, periodicals enable us to analyse the organization of teaching, spiritual and moral education, identify the positive aspects of the educational activity the causes of pupil poor progress and ways of its improving. It presents scientific, humanities, cultural and educational interest in the development of an optimal model of upbringing and education to solve the problems of today's young generation.
Ключевые слова: епархиальное женское училище; преподавание; нравственность; поведение.
Keywords: diocesan female school; teaching; morality; behaviour.
Каждый исторический период предъявляет определенные требования к качеству образования. Современная система образования России предусматривает переход на качественно новые стандарты в системе образования, поэтому в контексте построения оптимальной модели воспитания и образования, особый интерес вызывает опыт женского образования, в Таврической губернии в XIX — начале XX века, так как женские учебные заведения Таврической епархии, способствовали образованию женщин на Крымской земле.
Вопросы женского и мужского образования в Таврической губернии второй половины XIX начала XX веков рассматриваются Н. Константиновым, Е. Говоровым, Т. Шушара, Н. Демьяненко, Л. Моисеенковой, Л. Маршала, И. Прудченко, Л. Вовк, Л. Редькина и др. В современных гендерных исследованиях вопросы обучения и духовно-нравственного воспитания в епархиальных училищах Таврической губернии в XIX — начале XX века изучены недостаточно и имеют научное, общегуманитарное и культурно-образовательное значение при реформировании современной системы образования Крыма.
В данном исследовании дан анализ состояния учебного процесса и духовно-нравственного воспитания в Таврическом епархиальном женском училище (ТЕЖУ) за 1871—1872 академический год.
До 1859 года в Крыму православных духовно-учебных заведений не существовало и создание Таврической и Симферопольской епархии способствовало организации системы начального образования в виде народных училищ и церковно-приходских школ, действовавших при большинстве приходов православной церкви и среднего образования в виде епархиальных женских и мужских училищ и семинарии. Православная церковь в Таврической и Симферопольской епархии с 1859 по 1917 годы открыла епархиальное мужское и женское училища, в которых готовили учителей для работы в начальных школах.
Таврическое женское епархиальное училище было обязано своим существованием, прежде всего преосвященному Алексию и его ближайшему помощнику игумену, впоследствии архимандриту Херсонского монастыря Евгению [2, с. 82]. Благодаря поддержке императрицы Марии Александровны, 6 февраля 1863 года земли, занимаемые Симферопольским ботаническим садом, были переданы Таврической епархии для устройства училища «для бедных и сирот девиц духовного звания» [3, с. 93]. В соответствии с утвержденным уставом, целью училища было «воспитать сирот и бедных девиц духовного звания в благочестии и приучить к опытному домашнему хозяйству» [6, с. 490]. Курс обучения длился 6 лет: по 2 года в каждом из 3 классов. За казенный счет обучалось 20 девушек. Число обучающихся за счет родителей не ограничивалось. По уставу 1868 года из «сиропитательного» заведения училище преобразуется в среднее полузакрытое учебное заведение, соотносясь с гимназией по уровню образования [1, л. 1—19;] для, общеобразовательной и педагогической подготовки дочерей духовенства и инословных (за отдельную плату). В 1876 году ТЕЖУ преобразовано в 6 классное с годичным курсом обучения в каждом классе. Окончившим полный курс учения предоставлено право на звание домашней учительницы [3, с. 95].
О качестве уровня учебно-воспитательной работе педагогического коллектива ТЕЖУ можно судить из отчетов ревизионных комиссий, специально создаваемых при епархии. Так в 1871—1872 академическом году, занятия начались 20 августа и закончились 20 июня. Состав преподавателей в учебном году был следующий: законоучитель священник Владимир Сольский, после увольнения которого, законоучителем стал иеромонах Флавиан; учителя Симферопольского духовного училища, студенты: Василий Русаневич и Антоний Миргородский; надзиратель того же училища студент Иван Таранец, учительница Ольга Ильинская и воспитательницы: Мария Симанская, Ольга Дреновская, Александра Гущина и Александра Люцернова, а по увольнению последней Елизавета Смирнова, получившая образование в Киевской женской гимназии, а так же воспитательницы и учительницы, получившие институтское образование.
Члены училищного совета, а именно протоиерей Гавриил Руднев и священник Кафедрального собора Иоаким Щербинин присутствовали на всех заседаниях совета по четвергам. Они осуществляли контроль за учебно-воспитательным процессом: часто посещали училище, вникая во все его нужды, принимали активное участие в подборе кадров на должность наставников и воспитательниц для училища, когда открывались вакансии. В июне они присутствовали на экзаменах воспитанниц.
Все учебные предметы, предусмотренные программой, преподавались в соответствующем объеме, исключая русский язык в 3 классе, поскольку своевременно трудно было найти преподавателя. Всего в 1871—1872 учебном году было пропущено 24 занятия. Из них 16 занятий пропустили 4 преподавателя и 8 занятий по болезни пропущено 3 ученицами. В отчетном году классные журналы велись аккуратно с надлежащей точностью: неверно выставленных оценок замечено не было; срочные ведомости об успехах и поведении воспитанниц представлялись своевременно. Учебный курс, согласно уставу, включал следующие предметы: закон Божий, русский язык, арифметика, география, гражданская история, всеобщая и русская, физика, чистописание, церковное пение, французский язык, музыка и рукоделие [4, с. 84].
Подача материала и своевременный опрос с целью контроля усвоения материала являлся важным условием развития необходимых умений и навыков по изучаемой дисциплине. На занятиях часто присутствовала начальница училища Юлия Федоровна Артамонова и инспектор классов священник Владимир Сольский, который посещая уроки других преподавателей и внимательно наблюдал за качеством преподавания, а так же затем, чтобы наставники не отступали от утвержденных программ и полностью прошли их объем по каждому предмету. О частоте опроса воспитанниц в течение каждого месяца учебного года можно судить из следующей таблицы (кроме церковного пения, музыки и рукоделия) [составлено автором на основании источника [4, с. 82—84].
Таблица 1.
Частота опроса воспитанниц в течение каждого месяца учебного года
классы предметы |
1 класс — 31 уч. В течение месяца каждая опрошена |
2 класс — 27 уч. В течение месяца каждая опрошена |
3 класс — 16 уч. В течение месяца каждая опрошена |
|
Закон Божий |
В среднем 4 раза |
4 раза |
3—5 раз |
|
Русский язык |
От 2 до 5 раз |
От 1 до 3 раз. |
— |
|
Арифметика |
2—4 раза |
1—2 раза |
2—5 раз |
|
География |
— |
1—2 раза |
1—3раза |
|
История |
— |
— |
2—4 раза. |
|
Физика |
— |
— |
1—2 раза |
|
Чистописание |
Каждый урок |
Каждый урок |
— |
|
Французский |
25 воспитанниц 2—5 раз |
10 воспитанниц 2—5 раз |
10 воспитанниц 2 -5 раз |
|
С 7 по 20 июня производилось испытание воспитанниц. Экзамены проводились в присутствии начальницы училища, инспектора классов, одного из членов совета от духовенства и самого преподавателя. Каждому из присутствовавших предоставлялся список воспитанниц, куда выставлялась оценка, а по окончанию экзамена, баллы по общему соглашению выставлялись в общем списке. На двух экзаменах в 3 классе, а именно по закону Божьему и Гражданской истории присутствовал Преосвященный Гурий. Он сам проводил опрос воспитанниц, ответами которых остался доволен: удовлетворительных баллов было 354, а неудовлетворительных — 14 (в 25 раз меньше) [5, с. 124]. Он объявил преподавателям архипастырскую благодарность за добросовестный труд. В отчете Священному Синоду о состоянии училища по учебной и религиозно-нравственным частям, указывалась причина неудовлетворительных баллов: «слабые способности и неразвитость, особенно в 1 классе у сирот, поступающих в училище без достаточной подготовки (10 человек). При надлежащем развитии способностей в дальнейшем учение не будет безуспешным» [5, с. 130].
Контроль над духовно-нравственным воспитанием осуществлялся начальницей училища. В процессе духовно-нравственного воспитания большое внимание уделялось добрым примерам воспитательниц, а доброжелательные беседы Юлии Федоровны Артамоновой с воспитанницами способствовали своевременному и успешному пресечению проступков, лжи, праздности, лености, нерадения, а также воспитывали любовь к правоте, труду и домашнему хозяйству. Дети, находясь под непосредственным руководством своих воспитательниц, и, постоянно имея пред глазами достойные примеры поведения, вели себя скромно. Серьезных проступков среди воспитанниц, замечено не было. Некоторые детские шалости, своевременно и с успехом пресекались. В отчете Святейшему Синоду отмечалось, что скрытность, нелюдимость, грубость в обращении, иногда наклонность ко лжи и обману у сирот, поступивших в училище; со временем прошли благодаря своевременным замечаниям, беседе, доброте, вниманию, терпению и неустанной заботе воспитательниц. Дети изменились к лучшему: становили добрее, мягче и обходительнее со своими сверстницами. Это не могло не отразиться на итоговой оценке поведения воспитанниц, и в конце учебного года из 74 воспитанниц у 69девочек балл поведения был 5 и только у 5из них. — 4 [5, с. 127].
Таким образом, стройная и последовательная система духовно-нравственного воспитания учащихся в женском духовном училище способствовала развитию решимости, желанию и доброй воли воспитанниц вести нравственный образ жизни и позволила добиться высоких показателей в учебе в отчетном 1871—1872 академическом году. Указаны положительные стороны образовательной деятельности, проанализированы причины и пути ликвидации неуспеваемости воспитанниц. Способы и методы преподавания и духовно-нравственное воспитание в епархиальных женских училищах, стали предметом пристального осмысления в наши дни, при выработке оптимальной модели воспитания и образования, призванной решить проблемы современного молодого поколения.
Список литературы:
- Дирекции училищ Таврической губернии, 1869 г. // ЦГА АРК. Ф. 100. Оп. 1. Д. 1287.
- Катунин Ю.А. К 297 Из истории христианства в Крыму: Таврическая епархия (вторая половина XIX — начало XX века). Симферополь: Таврия, 1995. — 111 с.
- Образование в Крыму. Третья учебная экскурсия Симферопольской Мужской гимназии./[Отчет составленный по поручению Педагогического совета Ф. Лашковым]. Симферополь: Типография П.Т. Гордиевского (газ. «Крым»), 1890. — С. 93—98. 254 с.
- Отчет о состоянии Таврического Епархиального женского училища по учебной и религиозно-нравственным частям, за 1871—1872 год.//Таврические епархиальные ведомости. — 1873. — № 3. — С. 82—88.
- Отчет о состоянии Таврического Епархиального женского училища по учебной и религиозно-нравственным частям, за 1871—1872 год. // Таврические епархиальные ведомости. — 1873. — № 4. — С. 122—130.
- Торжественный акт в Таврическом епархиальном женском училище по случаю первого выпуска// Таврические епархиальные ведомости. — 1873. — № 15. — С. 483—495.
дипломов
Оставить комментарий