Статья опубликована в рамках: XXIV Международной научно-практической конференции «Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии» (Россия, г. Новосибирск, 06 февраля 2013 г.)
Наука: Педагогика
Секция: Инновационные процессы в образовании
Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции
- Условия публикаций
- Все статьи конференции
дипломов
ТВОРЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИННОВАЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ В ОБРАЗОВАНИИ
Гончарук Тамара Васильевна
аспирант Института проблем воспитания НАПН Украины,
г. Киев
E-mail: tvgoncharuk@i.ua
Вследствие интенсивного развития современного общества, в первую очередь средств массовой информации, в педагогической деятельности возникло много проблем. Сегодня по данным Л.С. Зазнобиной [1], школа занимает шестое место как средство получения информации современным учеником. В связи с этим, школа, которая раньше была почти единственным источником информации для ученика, сегодня меняет свои позиции, то есть перестает в полной мере выполнять и образовательную, и воспитательную функцию. Поэтому особое внимание на современном этапе развития общества должно быть сконцентрировано на учебно-воспитательном процессе: поиске новых концептуальных идей, путей его развития. Современные условия жизни диктуют изменения ориентиров обучаемости: с формирования знаний, умений, навыков ученика (приспособление личности к общественным обстоятельствам) к созданию условий, которые обеспечивают готовность личности к реализации собственной индивидуальности, то есть к установлению баланса между социальными и индивидуальными потребностями. Таким образом, задачей современной школы становится раскрытие потенциала всех участников педагогического процесса, предоставление им возможностей проявления творческих способностей.
В философской литературе понятие творческого потенциала неоднозначно. Оно определяется и как предпосылка творчества, которое дано Богом (Платон, Августин, Г. Гегель, М. Бердяев), и как врожденное от природы свойство человека (Г. Сковорода), и как наследственно обусловленное образование, которое имеется у каждого человека (Л. Фейербах).
Психологические аспекты проблемы творческого потенциала охарактеризованы в работах Л. Выготского, С. Рубинштейна, В. Крутецкого, А. Лука, В. Моляко и других.
Проблеме формирования творческого потенциала личности посвящено значительное количество педагогических исследований, выполненных в течение последних лет. В них творческий потенциал рассматривается как интегрированное образование личности, которое характеризуется в контексте с факторами, условиями развития разных феноменов. Как творческая личность (В. Рыбалка, М. Вайновская, О. Павленко, В. Киселева, И. Фелющенко), как личностное творчество (О. Лаврентьева), как личностный опыт (Г. Коссак). Как креативное мышление (Л. Баранова), как творческая самореализация (Н. Комисаренко, Л. Левченко), как творческое самовыявление (В. Костюк), как творческое воображение (Т. Чурпита), как творческие способности (Л. Руденко, М. Роговенко, Н. Слюсаренко, И. Теплицкий, М. Титаренко), как творческая деятельность (С. Мельник), как творческая активность (Г. Костюшко).
Поэтому, целью данной статьи является экспериментальное исследование развития творческого потенциала учеников в процессе внедрения исследовательской деятельности как инновационной деятельности в современном учебно-воспитательном процессе.
Задачи статьи:
· рассмотреть взгляды ученых на роль исследовательской деятельности в развитии творческого потенциала;
· раскрыть влияние исследовательской деятельности на развитие творческого потенциала учеников через их готовность к творческой деятельности.
Одной из главных задач общеобразовательной школы есть воспитание мыслящего человека. Психологи утверждают, что степень усовершенствования чувственного познания зависит не столько от развития органов чувств, сколько от степени развития мышления [8]. К сожалению, современное обучение развивает в учениках чаще всего лишь одну сторону — исполнительные способности, а более сложная и важная сторона — творческие способности человека остаются на волю случая и в большинстве остаются на низком уровне. Если же общество предоставляет преимущество покорным исполнителям, которые умеют только тщательным образом повторить готовое, то общество устроено плохо, и нужно его изменить [1]. Творческая деятельность, как более сложная, по силам лишь человеку как биологическому виду, исполнительная может быть перенесена и на животных, и на машины. Недемократическая позиция учителя, воспитанного социальной реальностью, доминирует в педагогической практике сегодня все чаще. Она приводит к исключению живого непосредственного общения педагога с учеником, создает барьер недоверия, непонимания, и, соответственно, отчуждения. Еще Эйнштейн в свое время говорил: «По существу почти чудо, что современная учеба не совсем задушила святую любознательность» [8]. Учитель должен отказаться от стремления «формировать личность» ученика, так как это означает одну из форм педагогического насилия. Учитель не делает выбор за ученика, предоставляет ему возможность выбора разных способов поведения, общения, своей жизненной активности и вообще усвоение социального опыта. Иначе, вместо того, чтобы смягчить неблагоприятное влияние социально-психологического аспекта на ученика, учитель еще больше его усиливает. Важнейшая функция педагога в том, чтобы помочь ученику своевременно и причем, неосознанно осмыслить приобретенный опыт, ведь основное — снизить психологическую нагрузку в процессе учебы, именно она опасна, а не объем информации, которую ученик получает в процессе обучения [2]. При умелой и правильно выбранной позиции педагога акт общего осмысления становится актом сотрудничества, сотворчества педагога с учеником, ведь сама природа творчества противоречит прямому управлению этим процессом. Для развития творческих способностей учеников нужно подталкивать их к решению, а не решать за них. Творческое мышление начинает работать у каждого нормального человека, когда сама жизнь, практика подвергают каким-то трудностям, преграды, которые выступают в виде более или менее сложных задач, которые возбуждают ум, заставляют их мыслить, искать и находить соответствующие решения [4].
Именно исследовательская деятельность учеников обнаруживает их готовность к самостоятельной познавательной деятельности и содействует развитию творческих способностей. Характерным признаком такой деятельности является то, что ученик попадает в ситуацию, которая нуждается не только в усвоении готовых знаний, но и в их добывании. Он сам создает предположение, планирует работу и активно осуществляет свой план, проверяет результаты.
По мнению А. Киктенко, «использование исследовательской технологии способно обеспечить образованность, развитие и воспитанность учеников в соответствии с требованиями, предложенными современной степенью развития научно-технического и социального прогресса к личности, способной и подготовленной к активному, положительно-творческому осмыслению превращения мира» [3, с. 85].
В свою очередь Г. Цехмистрова считает, что «исследовательская деятельность является одним из важнейших средств повышения качества образования и воспитания ученической молодежи, способной творчески применять в практической деятельности новейшие достижения научно-технического прогресса». Более того, «развитие научных исследований влияет на качество учебного процесса, поскольку они изменяют не только требования к уровню знаний и умений, но и сам процесс учебы, и его структуру» [9, с. 49].
По мнению А. Семеновой «исследовательская деятельность обеспечивает базу тем, кто учится осуществлять производительную и мыслительную деятельность на самом высоком уровне творчества, а также обеспечивает усвоение знаний на уровне знаний-трансформаций при эффективном проявлении творческих способностей» [7, с. 135].
Таким образом, учитывая отмеченное выше, можно прийти к заключению, что исследовательская деятельность учеников является необходимой основой формирования их творческой деятельности, которая обеспечивает раскрытие и развитие творческого потенциала личности как внутреннего источника творчества, которое является результатом взаимодействия качеств и свойств личности, способных реализоваться в конкретном творческом акте. Следовательно, творческий потенциал — это величина, которая характеризует потенциальную энергию субъекта.
В подтверждение сделанного нами выше обобщения, был осуществлен анализ динамики уровней сформированности готовности старшеклассников к творческой деятельности.
Таблица 1.
Динамика уровней сформированности готовности старшеклассников к творческой деятельности (в %)
Классы |
Уровень Сформированности |
Экспериментальные группы |
Контрольные группы |
||
Начало эксперимента |
Завершение эксперимента |
Начало эксперимента |
Завершение эксперимента |
||
9 класс |
Низкий |
0 |
0 |
0 |
0 |
Средний |
49,2 |
27,9 |
33,9 |
30,5 |
|
Выше среднего |
50,8 |
63,9 |
66,1 |
67,8 |
|
Высокий |
0 |
8,2 |
0 |
1,7 |
|
10 класс |
Низкий |
0 |
0 |
0 |
0 |
Средний |
33,3 |
21,4 |
40,0 |
37,5 |
|
Выше среднего |
66,7 |
71,4 |
60,0 |
60,0 |
|
Высокий |
0 |
7,2 |
0 |
2,5 |
|
11 класс |
Низкий |
0 |
0 |
0 |
0 |
|
Средний |
40,0 |
32,5 |
40,0 |
40,0 |
Выше среднего |
60,0 |
62,5 |
60,0 |
60,0 |
|
Высокий |
0 |
5,0 |
0 |
0 |
Таким образом, нами было выявлено, что динамика роста показателей высокого уровня готовности учеников к творческой деятельности находится в прямой зависимости от длительности применения исследовательской деятельности учеников в учебно-воспитательном процессе. Это подтверждает педагогическую эффективность усовершенствованных нами и введенных в учебно-воспитательный процесс общеобразовательных учебных заведений организационно-педагогических форм и методов работы исследовательской деятельности как инновационной деятельности.
Следовательно, можем сделать вывод о том, что, осуществляя исследовательскую деятельность, ученики, развивая умения и навыки творческого поведения, мышления, проявляют потребность в творческой деятельности, развитии и реализации своего творческого потенциала, что в совокупности способствует успеху в творческой деятельности. Таким образом, исследовательская деятельность — это новация (средство), а процесс освоения исследовательской деятельности в практике современного общеобразовательного учебного заведения — это инновация, то есть целенаправленное изменение, вносящее в учебно-воспитательную среду новые элементы обучаемости, вызывающие повышение его эффективности.
Список литературы:
- Гололоб С.В. Уроки фантазії // Школа життєтворчості особистості.: Науково-метод. збірник — УСДОК, 1995 — 480 с.
- Зазнобина Л.С. Школа и СМИ: Проблемы взаимодействия// Педагогика. — 1999. — № 5. — C. 72—75.
- Освітні технології: Навчально-методичний посібник / О.М. Пєхота, А.З. Кіктенко, О.М. Любарська та ін. За заг. ред. О.М. Пєхоти. — К.: А.С.К., 2001. — 256 с.
- Пустовіт Г. Дослідницька робота з екології як засіб формування творчих здібностей учнів / /Педагогічний вісник. — 1997. — № 3. — С. 28—29.
- Развитие творческой активности школьников/Под ред. А.М. Матюшкина/ Науч.-исслед. институт общей и педагогической психологии. Акад. пед. наук. СССР. — М.: Педагогика, 1991. — 160 с.
- Сафонова О.М. Навчає гра//Школа життєтворчості особистості: Науково-метод. збірник. — УСДОК,1995. — С. 144—148.
- Семенова А.В. Організація та управління творчою діяльністю старшокласників на уроках природничо-математичного циклу: Навчальний посібник. — Одеса: «Друк», 2001. — 207 с.
- Скирко А.З. Творческий подход к организации педагогического процесса в детском саду // Розвиток творчої особистості в системі безперервної освіти: Зб. наук. пр. — Запоріжжя, 1995. — С. 67—71.
- Цехмістрова Г.С. Основи наукових досліджень. Навчальний посібник. — К.: Видавничий Дім «Слово», 2004. — 240 с.
дипломов
Оставить комментарий