Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: XXIV Международной научно-практической конференции «Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии» (Россия, г. Новосибирск, 06 февраля 2013 г.)

Наука: Психология

Секция: Общая психология и психология личности

Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции

Библиографическое описание:
Заболоцкая С.И. МОРАЛЬНЫЕ ФОРМЫ ПОВЕДЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ КАК ПРЕДМЕТ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ // Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии: сб. ст. по матер. XXIV междунар. науч.-практ. конф. Часть II. – Новосибирск: СибАК, 2013.
Проголосовать за статью
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов
Статья опубликована в рамках:
 
 
Выходные данные сборника:

 

МОРАЛЬНЫЕ  ФОРМЫ  ПОВЕДЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ  КАК  ПРЕДМЕТ  ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО  ИССЛЕДОВАНИЯ

Заболоцкая  Светлана  Игоревна

преподаватель  кафедры  психологии  Дрогобычского  государственного  педагогического  университет 

им.  Ивана  Франко  г.  Дрогобич,  Украина 

E-mail: 

 

В  свое  время  древнегреческие  мыслители  определяли  моральное  как  полезное  и  такое,  что  приносит  человеку  радость  с  точки  зрения  разума  (Аристотель),  по  их  мнению,  счастье  индивида  состоит  в  гармоничном  сочетании  его  интересов  с  интересами  общества,  когда  нормой  поведения  является  благотворительность  (Сократ).  Позже  Кант  считал,  что  посредством  морали,  регулируются  общественные  отношения,  но  не  путем  принуждения,  наставления,  а  методом  ориентации  людей  на  гуманные,  добрые,  справедливые  отношения,  т.  е.  через  формирование  нравственных  ценностей  [9,  с.  228—289].  Аналогичное  мнение  о  том,  что  человек  получает  нравственные  знания  и  усваивает  свои  обязанности  по  отношению  к  другим  в  процессе  собственной  жизни,  выражал  Л.  Фейербах:  «существование  эгоистичного  человека  связано  с  существованием  других  людей,  хотя  бы  его  родителей,  его  братьев  и  сестер,  его  семьи,  следовательно,  никак  не  зависящее  от  собственной  доброй  воли.  Эгоистичный  человек,  начиная  от  чрева  матери,  должен  разделять  все  блага  жизни  со  своими  ближними.  И  если  эти  непринужденные,  моральные  воздействия,  не  оказав  действия,  терпят  крах  вследствие  неумолимого  упрямства  эгоиста  —  не  сомневайтесь!  —  Тогда  пинки  его  братьев  и  пинки  в  бок  сестер  научат  его  необходимым  правилам»  [14,  с.  150].

В  психологии  нравственное  развитие  как  психологическая  проблема  становится  особо  актуальной  в  последние  десятилетия  ХХ  в.  Так,  Л.И.  Божович  и  С.Л.  Рубинштейн  рассматривали  нравственное  развитие  как  сложный  интегрированный  процесс,  как  результат  интериозации  социальных  норм  деятельности  и  отношений  личности.  В  русле  теории  деятельности  (О.  Леонтьев,  Д.  Эльконина,  А.И.  Запоро­жец)  нравственное  развитие  рассматривается  как  присвоение  ребенком  моральных  норм,  их  обобщение  и  преобразование  во  внутренние  «моральные  инстанции»  и  т.  д.  В  этом  плане  получили  развитие  идеи  Л.  Выготского  о  социальной  природе  психики  ребенка,  одной  из  составляющих  которой  является  моральная  сфера.  В  отечественной  психологии,  в  противовес  зарубежным  исследованиям,  длительный  период  основное  внимание  уделялось  не  когнитивным,  а  мотива­ционно-смысловым  аспектам  нравственного  развития,  причем  домини­руют  два  основных  направления:  нормативно-ориентированный  и  эмоционально-ориентированный.  Считается,  что  нравственное  развитие  —  это  процесс  усвоения  моральных  норм,  развитие  способности  к  эмпатийной  реакции  на  переживания  и  проблем  другого  [6].  Мораль  ориентирует  ребенка  на  сознательное  восприятие  им  нравственных  идеалов  и  требований,  на  добровольное  исполнение  нравственных  норм  и  принципов  как  доминантных  внутренних  мотивов  поведения.

Нравственное  развитие  личности  рассматривается  как  процесс  усвоения  определенных  в  обществе  эталонов  поведения,  в  результате  чего  они  становятся  регуляторами  поведения  личности  [4,  с.  80—89].  Исходя  из  указанного,  человек  (ребенок)  пытается  действовать  согласно  морали,  соблюдать  моральные  нормы  как  основы  реализации  человеческих  отношений.  Формирование  нравственных  взглядов,  идеалов,  убеждений,  норм,  определяющих  повседневное  поведение  ребенка,  осуществляется  в  условиях  морального  выбора  в  процессе  жизнедеятельности,  тесно  связано  с  идеальным  прогнозированием  и  предвидением  последствий  его  жизненных  поступков.  В  чувствах  проявляется  личность,  ее  социальные  установки,  интересы,  потреб­ности,  вкусы.  Они  могут  иметь  различную  окраску,  и  непосредственно  связаны  с  моральной  самооценкой. 

Нравственное  развитие  является  самостоятельным  процессом  и  касается  становления  поведения  человека  и  сформированности  личностных  качеств,  выступающих  своеобразным  сплавом  мотивов  и  способов  поведения.  Благодаря  развитию  побудительной  сферы,  создаются  возможности  решения  личностью  важных  для  нее  проблем.  Мотивация  корректирует  поведение  в  целом,  вызывает  соответ­ствующие  побуждения  и  порождает  потребность,  а  стремление  удовлетворить  свои  потребности  стимулирует  человека  действовать  определенным  образом. 

На  современном  этапе  в  научных  кругах  психологии  сконцен­трированы  проблемы,  решение  которых  направлено  на  обеспечение  становления  у  подрастающей  личности  моральных  и  духовных  ценностей  как  важнейших  в  аксиологической  сфере  человека  (О.С.  Карпенко).  Поэтому  необходимо  адекватное  научно-психоло­гическое  решение  проблем,  связанных  с  развитием  морального  поведения  как  изначальной  основы  человеческого  существования.  В  этом  плане  проведено  значительное  количество  теоретических  и  экспериментальных  исследований  различных  явлений  и  процессов  развития  нравственной  сферы  личности  [1,  2;  3;  8;  10].  Однако,  несмотря  на  то  что  изучалась  широкая  палитра  психологических  проблем  нравственной  эволюции  личности,  отдельные  ее  моменты    освещены  частично. 

Цель  статьи  —  обосновать  сущность  моральных  форм  поведения  дошкольников  и  представить  ее  феноменологию.

Задача  состоит  в  том,  чтобы  в  социально-психологическом  плане  выявить  и  охарактеризовать  особенности  моральных  форм  поведения  на  основании  эмпирического  исследования.  Научная  новизна  исследо­вания  заключается  в  том,  что  впервые  предложено  понятие  «нравст­венной  формы  поведения  детей  дошкольного  возраста»,  выяснена  его  психологическая  сущность  и  систематизированы  представления  о  его  видах  (нравственный  поступок,  нравственное  действие,  нравст­венное  отношение,  моральная  оценки  и  нравственная  самооценка,  нравственная  позиция).

Теоретический  анализ  и  результаты  эмпирического  исследования  свидетельствуют,  что  на  этапе  дошкольного  возраста  еще  рано  говорить  о  сформированности  полноценной  личности  и  устойчивого  нравственного  поведения  из-за  отсутствия  у  детей  сформированности  внутренней  составляющей  —  сознательной  ориентации  на  моральные  принципы,  идеалы,  нормы,  их  неусвоенность.  Поэтому  для  обозначения  моральных  аспектов  поведения  дошкольника  нами  предложен  термин  «нравственные  формы  поведения».  Это  обусловлено  особенностями  возрастного  развития  дошкольников,  а  именно:  несформированностью  у  них  внутренних  императивов  нравственного  поведения  (мотивации,  саморегуляции)  и  восприимчивости  к  внешним  воздействиям  этого  типа  поведения,  отсутствием  моральной  регуляции  и  самооценки.

Итак,  моральная  форма  поведения  дошкольника  —  это  обяза­тельно  добровольная,  безусловная  (без  исключений)  реализация  ребенком  благотворительных  действий  (помощь,  поддержка,  содействие)  и  поступков  (справедливая  нравственная  оценка,  моральная  позиция  и  выражение  отношения  в  форме  жеста,  тона,  мимики,  точки  зрения).  Относительно  другого,  который  испытывает  удовольствие,  счастье,  имеет  успех,  радуется  или,  наоборот,  нуждается  хорошем  отношении,  поддержке,  понимании.  Поскольку  переживает  определенные  трудности,  неудачи  в  деятельности,  в  самореализации,  несчастной  жизненную  ситуацию  и  другие  проблемы.  В  основе  этой  формы  поведения  положительное,  эмпатийное  восприятие  и  принятие  другого,  переживание  и  ценностное  и  справедливое  отношение  к  нему.

Нравственные  формы  поведения  только  во  внешнем  выражении  соотносятся  с  собственно  моральным  поведением.  Одновременно  они,  безусловно,  обладают  той  же  психологической  структурой  и  импера­тивной  направленностью.  К  моральным  формам  поведения  относим  нравственные  поступки  и  действия  дошкольника,  его  нравственное  отношение  к  другому  и  переживание,  моральную  оценку  и  самооценку,  его  подконтрольность  в  реализации  моральных  аспектов  поведения,  нравственную  позицию.  Для  поведения  детей  дошкольного  возраста  характерно  преобладание  внешнего  проявления  нравствен­ности.  Однако  в  отдельных  ситуациях  нравственного  выбора  с  четко  определенной  ориентацией  на  моральную  норму  (т.е.  при  отсутствии  внутренней  борьбы  мотивов)  у  старших  дошкольников  проявляется  тенденция  к  возникновению  мотивационной  готовности  действовать  адекватно  ситуации,  внутренняя  нравственная  позиция.  Становление  форм  нравственного  поведения  происходит  в  условиях  различных  видов  деятельности,  прежде  всего  общения,  а  также  игровой  и  учебной. 

Мы  осуществили  комплексное  эмпирическое  исследование  данного  феномена.  На  этапе  эмпирического  исследования  объектом  нашего  исследования  выступили  нравственные  формы  поведения  дошкольников,  в  частности,  психологические  особенности  моральных  форм  поведения  дошкольников  и  особенности  их  становления  в  условиях  учебно-игровой  деятельности.

Эксперимент  проводился  с  целью  проверки  выдвинутой  гипотезы  о  том,  что  психологической  сутью  моральных  форм  поведения  является  опосредование  внутренней  и  внешней  активности  дошколь­ника  благом  другого  (младшего,  ровесника,  старшего),  что  прояв­ляется  в  нравственных  поступках  и  действиях,  моральном  сознании  и  самосознании. 

Исходя  из  приведенного  выше  анализа,  основными  были  определены  следующие  задачи  констатирующего  эксперимента:

1.Разработать  критерии,  показатели  и  уровни  сформиро­ванности  нравственных  форм  поведения.

2.Подобрать  эмпирические  методы  и  обосновать  исследование  особенностей  формирования  нравственного  поведения  у  детей,  дока­зать  их  валидность,  надежность  и  репрезентативность.

3.Выделить  этапы  и  составляющие  экспериментальной  программы.

4.Проверить  эффективность  реализации  экспериментальной  программы  с  использованием  статистических  методов  исследования.

На  начальном  этапе  эмпирического  исследования  были  опреде­лены  критерии,  показатели  и  уровни  сформированности  нравственных  форм  поведения  у  детей.  Для  проведения  эмпирического  исследования  нравственных  форм  поведения  дошкольников  была  составлена  экспериментальная  программа  их  изучения,  которая  предусматривала  констатирующий,  формирующий  контрольный  этапы.  В  исследовании  была  использована  комплексная  методика,  которая  включала  игровые  методики,  методика  «Выбор»,  «Закончи  историю»,  беседу,  наблю­дение,  анкетирование  родителей  и  воспитателей,  анализ  морально-этических  ситуаций.

Конкретно  для  решения  поставленных  задач  использовались  следующие  методы:

1.наблюдение  за  поведением,  общением,  игрой  ребенка  в  различных  учебных  и  игровых  ситуациях,

2.беседа  ребенка  со  взрослыми  по  интерпретации  и  толковании  сюжетных  картинок,  близких  опыту  ребенка,

3.беседа  взрослого  с  ребенком  по  интерпретации  и  толковании  сюжетных  сравнений,  отражающих  ориентации  в  поведении  ребенка  в  системе  человеческих  отношений,

4.комплекс  диагностических  игр  и  заданий,  направленных  на  выявление  уровня  развития  моральных  форм  поведения  дошкольников;

5.анализ  взаимодействия  ребенка  со  взрослыми,  сверстниками  и  меньшими  детьми  в  ситуации  принятия  решения,  предоставления  поручений,

6.специально  направленные  беседы  с  родителями  и  воспита­телями  с  целью  диагностировать  влияние  взрослого  на  ребенка.

Были  сформулированы  критерии  и  эмпирические  показатели  уровня  выраженности  различных  моральных  форм  поведения  дош­кольников  (моральные  действия  и  поступки,  моральные  отношения,  представления  о  моральном  поведении,  моральная  оценка  и  самооценка,  податливость  регуляционным  воздействиям,  моральная  позиция).  Обобщенными  критериями  «сформированности  нравственных  форм  поведения»  выступили  следующие  параметры:  идентификация  себя  с  другими  как  носителями  моральных  норм;  соотнесения  моральных  форм  поведения  со  своими  собственными;  личностное  отношение  к  моральности,  наличие  интереса  к  овладению  моральными  формами  поведения.  Первый  критерий  используется  для  оценки  сформиро­ванности  познавательного  компонента  о  формах  моральных  форм  поведения,  второй  —  для  оценки  сформированности  эмоционально-ценностного  компонента,  третий  —  для  оценки  сформированности  практически-действенного  компонента.

На  основе  полученных  эмпирических  данных  нами  установлено,  что  у  наибольшего  числа  дошкольников  (47,4  %)  моральные  формы  поведения  сформированы  на  среднем  уровне,  почти  у  трети  (29,6  %)  на  низком,  только  у  10,5  %  на  высоком,  а  в  12,5  %  на  нулевом.  Нами  выявлены  типы  (гармонический,  «правильные»,  «эгоистики»,  неугомонные)  и  уровни  (высокий,  средний,  низкий,  нулевой)  развития  моральных  форм  поведения  дошкольника,  которые  характеризуются  особенностями  его  предмета,  в  частности,  его  осознанием  и  смыслом  для  личности,  спецификой  инстанции  моральности  и  характером  регуляции  мотивации  морального  поведения. 

Содержательная  и  эмпирическая  валидность  выделенных  типов  нравственных  форм  поведения  дошкольников  обоснованы  теоре­тически  и  экспертами  (психологи  и  воспитатели  дошкольных  учреждений).  Эти  типы  стойко  (75  %—90  %)  повторяемы  в  различных  нравственных  ситуациях  на  протяжении  всего  периода  проведения  эксперимента.  Общий  уровень  сформированности  нравственных  форм  поведения  дошкольников  определяется  на  основании  суммы  оценок  уровня  развития  каждой  из  семи  форм  (0  б.,  1  б.,  2  б.,  3  б.).  К  высокоуровневой  группе  были  отнесены  дошкольники  с  общей  суммой  в  интервале  —  17  б.  —  21,  среднеуровневой  —  12  б.  —  16  б.,  низкоуровневой  —  7  б.  —  11  б.,  нулевой  —  0  б.  —  6  б.

Обнаружена  возрастная  динамика  развития  моральных  форм  поведения  по  их  типам:  у  младших  дошкольников  преобладают  эгоистики  и  неугомонные,  не  обнаружено  гармонично  развитого;  у  средних  обнаружены  все  типы,  но  больше  правильных  и  эгоистиков,  у  старших  преобладает  гармонично  развитый  и  правильный  и  встречаются  эгоистики.

Установление  типов  и  уровней  развития  моральных  форм  поведения  имеет  не  только  теоретическое,  но  и  практическое  значение.  В  частности,  возникает  возможность  для  построения  диагностических  процедур  и  коррекции  используемых  педагогами  технологий  воспи­тания  моральных  форм  поведения  у  детей,  благодаря  адекватному  воздействию  на  отдельные  сферы  личности  и  поведения  ребенка.

В  результате  реализации  комплексной  методики  были  выявлены  следующие  возрастные  тенденции  в  развитии  моральных  форм  поведения  дошкольников:

1.от  простых  к  сложным,

2.от  ситуативного  к  генерализованному  их  проявлению,

3.от  неустойчивого  проявления  к  устойчивому,

4.от  проявления  под  влиянием  внешней  мотивации  (требования  взрослого)  к  проявлению  под  влиянием  внутренней  мотивации,

5.от  неосознанных  моральных  аспектов  поведения  (позиции,  оценки)  к  сформированности  представлений  о  моральном  поведении,

6.от  внешнего  включения  в  Я-включение  в  ситуации  нравственной  позиции,  в  частности,  сниженного  уровня  внешнего  опосредования  проявлений  нравственных  форм  поведения.

Можно  констатировать,  что  дошкольный  возраст  является  сензитивным  периодом  для  формирования  нравственных  форм  поведения.  На  этом  этапе  формируются  первые  нравственные  представления  и  оценки.  Дети  получают  исходное  представление  о  сущности  и  смысле  нравственного  поведения,  о  социальных  последствиях  поведения  вообще;  увеличивается  количество  информации  о  возможных  намерениях,  потребностях,  проблемах  и  трудностях  сверстника  или  взрослого;  углубляется  понимание  связи  между  особенностями  поведения  и  реакцией  на  него  другими,  возникает  соответствие  поведения  социальным  и  моральным  стандартам.  Развитие  нравственных  форм  поведения  происходит  путем  накопления  опыта  конкретных  моральных  (и  безнравственных)  действий  и  поступков,  нравственных  позиций  и  отношений,  увеличения  количества  ситуаций,  которые  ребенок  наблюдает  и  в  которых  конструирует  новые  формы  поведения.  Основой  данного  процесса  выступает  внутренний  план  действий.

Предпосылкой  их  возникновения  и  усвоения  являются  когнитивные,  эмоциональные  и  мотивационные  факторы  развития  дошкольника.  Благодаря  этому  нравственные  формы  поведения  дошкольника  опосредуются  представлениями  о  моральных  нормах,  у  него  возникают  моральные  привычки,  адекватными  становятся  нравственные  оценки  и  нравственные  самооценки,  нравственные  отношения  и  т.  д.,  что  соответствует  полноценному  моральному  поведению  не  только  по  форме,  но  и  по  сути. 

Итак,  нами  установлены  особенности  формирования  моральных  форм  поведения,  их  феноменология  на  дошкольном  этапе,  возрастные  предпосылки,  условия  и  тенденции  ее  становления  у  дошкольников.

 

Список  литературы:

  1. Анисимов  С.Ф.  Роль  нравственного  просвещения  в  духовном  форми­ровании  личности.  —  М.:  Знание,  1981.  —  64  с.
  2. Бех  И.Д.  Психологические  основы  нравственного  развития  личности:  Дисс  докт.  психол.  наук:  19.00.07.  —  К.,  1992.  —  320  с.
  3. Божович  Л.И.  Личность  и  ее  формирование  в  детском  возрасте.  —  М.:  Просвещение,  1968.  —  464  с.
  4. Божович  Л.И.  О  нравственном  развитии  и  воспитании  детей  /  Л.И.  Божович,  Р.Е.  Конникова  //  Вопросы  психологии.  —  1985.  —  №  1.  —  С.  80—89.
  5. Божович  Л.И.  Этапы  формирование  личности  в  онтогенезе  /  Лидия  Ильинична  Божович  //  Вопросы  психологии.  —  1978.  —  №  4.  —  С.  145—148;  1979.  —  №  2,  4.  —  С.  180—181.
  6. Выготский  Л.С.  История  развития  высших  психических  функций  //  Собрание  сочинений  в  6  т.  —  М.:  педагогика,  1984.  —  Т.  3.:  Проблемы  развития  психики.  —  78  с.
  7. Зубрицька  І.В.  Вікові  аспекти  розвитку  моральних  норм  /  І.В.  Зубрицька  //  Проблеми  загальної  та  педагогічної  психології:  збірник  наукових  праць  /  Інституту  психології  ім.  Г.С.  Костюка  АПН  України;  /  за  ред.  академіка  С.Д.  Максименка.  —  К.,  2008.  —  Т.  Х,  ч.  3.  —  С.  181—188.
  8. Калинина  Р.Р.  Тренинг  развития  личности  дошкольника.  —  СПб.,  2002.
  9. Кант  И.  Основы  метафизики  нравственности  //  Соч:  В  6  т.  —  М.:  Просвещение,  1965.  —  Т.  4.  —  Ч.  1.  —  С.  228—289.
  10. Кузьменко  В.У.  Психолого-педагогічні  основи  розвитку  індивідуальності  дитини  від  3  до  7  років.  Автореф.  дис.  д-ра  психол.  наук:  19.00.07  /  Нац.  пед.  ун-т  ім.  М.П.  Драгоманова.  —  К.,  2006.  —  41  с.
  11. Леонова  А.Б.  Психологическая  саморегуляция  и  профилактика  неблагоприятных  функциональных  состояний  //Психологический  журнал.  —  1988.  —  №  3  —  С.  43—52.
  12. Леонтьев  А.Н.  Деятельность.  Сознание.  Личность  /  Алексей  Николаевич  Леонтьев.  —  М.:  Изд-во  Полит.  лит.,  1975.  —  220  с.
  13. Савчин  М.В.  Духовний  потенціал  людини.  —  Івано-Франківськ:  Вид-во  «Плай»  Прикарпатського  ун-ту,  2001.  —  203  с.
  14. Фейербах  Л.  История  философии  //  Собр.  соч.:  В  3  т.  —  М.:  Мысль,  1974.  —  Т.  2.  —  250,  с.  150.
  15. Эльконин  Д.Б.  Избранные  психологические  труды  /  Даниил  Борисович  Эльконин.  —  М.:  Просвещение,  1989.  —  554  с.
Проголосовать за статью
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

Оставить комментарий

Форма обратной связи о взаимодействии с сайтом
CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.