Поздравляем с Новым Годом!
   
Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: I Международной научно-практической конференции «В мире науки и искусства: вопросы филологии, искусствоведения и культурологии» (Россия, г. Новосибирск, 03 мая 2011 г.)

Наука: Филология

Секция: Лингвистика

Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции

Библиографическое описание:
Врублевская О.В. СПЕЦИФИКА ТВОРЧЕСТВА ДАНИИЛА ХАРМСА: ЛИНГВОПРАГМАТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ // В мире науки и искусства: вопросы филологии, искусствоведения и культурологии: сб. ст. по матер. I междунар. науч.-практ. конф. – Новосибирск: СибАК, 2011.
Проголосовать за статью
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

СПЕЦИФИКА ТВОРЧЕСТВА ДАНИИЛА ХАРМСА: ЛИНГВОПРАГМАТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ

Врублевская Оксана Валентиновна

доцент, к. фил. н, ВГПУ, г. Волгоград

Коммерциализация культуры способствует появлению новых категорий имен собственных, в том числе и в сфере музыки. Это новые имена и псевдонимы популярных исполнителей, названия концертных туров, музыкальных альбомов и под. Данные названия являются ключевыми компонентами рекламных текстов.

По данным И.Я. Рожкова существует более двух тысяч определений рекламы, однако существует ещё множество спорных дискуссионных вопросов по этому поводу (см. работы И.А. Гольман, Х. Кафтанджиева и др.) [6].

Однако во всех определениях рекламы можно выделить общее: продвижение на рынок товара или услуги посредством привлечения внимания адресата, убеждения в преимуществе рекламируемого объекта.

В последнее время в сфере шоу-бизнеса (и не только) часто можно столкнуться с таким явлением как рефлексия на происходящие события, на свою собственную деятельность.

Проанализировав интервью с участниками различных групп, а так же записи в блогах относительно историй создания названий музыкальных альбомов, мы остановились на анализе языковой рефлексии создателей данных названий.

Под языковой рефлексией понимается оценочно-аналитическое отношение к своей и чужой речи, имплицитно и эксплицитно выраженное в тексте [7, с. 275].

Лингворефлексия на имена собственные возникает чаще, чем на имена нарицательные. Здесь особая роль принадлежит рекламным именам собственным, к которым, на наш взгляд, относятся и названия музыкальных альбомов, так как всё, что может удовлетворить нужду или потребность и предлагается рынку с целью привлечения внимания, приобретения, использования и потребления является товаром [3, с. 284], и названия данного товара -  рекламным именем.

Появление нового названия рассматривается как событие, контролируемое и оцениваемое современным обществом. Постоянно выдвигаются гипотезы относительно происхождения рекламных названий, мотивов именования, анализируются возможные ассоциации, устанавливается связь между именами и контекстами, в которых они употребляются [4, с. 164].

Рефлексивы различаются по субъекту речи, эмоциональной оценке, объему и структуре. Мы в данной статье остановимся на рефлексивах по субъекту речи, которые подразделяются на авторские и адресатные. Задача авторских рефлексивов (являющихся объектом нашего рассмотрения) – эксплицировать процесс изобретения названия, дать ответ, почему объект получил именно это имя [4]. Например: Вы хотели назвать альбом “No Inhibitions”?

- Вообще да, потому что, когда я решила выбрать название “No Inhibitions”, оно отражало мои чувства. Я до сих пор считаю, что это отличное название, но многие сочли, что это слишком громко сказано. Я открыто выслушиваю творческую критику, так как я очень самостоятельная, мои уши ко всему прислушиваются, я всегда готова обдумать предложения, и я люблю получать отклики. Я всегда в поисках ответной реакции. У нас был список, состоящий из 30 названий. Мы просто не знали, как назвать альбом! Песня “Come On Over” делает меня такой счастливой, когда я ее слушаю. Она улучшает настроение. Это название, конечно, было в списке, и на него люди хорошо реагировали, оно им нравилось. Оно как бы зазывает вас «Заходите на огонек». Это касается той темы про диалог со слушателями, которую мы обсуждали раньше, и эта песня хорошо отображает альбом. И это правильно. Это название больше всего подходило, и мы оставили его. Это, конечно, не самое оригинальное название в мире, но оно лучше всех подошло.
(http://shania.net.ru/press-comeonover.php)

Создание подобных текстов, как пишет Крюкова И.В., часто является частью рекламной стратегии.

Именующий музыкальный альбом субъект оказывается в сложной ситуации. С одной стороны, строгая правовая защита большинства искусственно созданных имен собственных накладывает ограничения на его языковое поведение, сдерживает творческие возможности. С другой стороны, конкуренция субъектов экономики, политики и шоу-бизнеса стимулирует создание оригинальных названий, еще не встречавшихся в этой сфере [2, с. 318]. Например: Рэппер Cassidy планирует выпуск нового альбома, который будет носить название "C.A.S.H", что означает "Cass Always Stays Hard":

— Некоторые люди считают, что больше подходит "Cass Always a Straight Hustla", — поделился еще одним вариантом расшифровки названия своего четвертого альбома Cassidy, — Я назвал свой альбом "C.A.S.H.", потому что все испытывают нужду в деньгах. Хочется, чтобы все, кто любит хип-хоп и современную музыку, поняли, что таким артистам, как я, нужна их поддержка (http://rapz.ru/main/4653-cassidy-gotovit-k-vypusku-albom-cash.html).

Отличительной особенностью сферы шоу-бизнеса является то, что именующий объект здесь либо отдельная личность, наделенная правом присвоения названия объекту (как правило, сам исполнитель), либо коллектив, объединенный общим делом (как правило, участники одной группы), встречаются так же названия, именующим субъектом которых являются близкие люди (друзья, родственники), в то время представители других сфер прибегают (особенно в последние годы) к услугам нейминговых агентств, либо устраивают конкурсы на лучшее название [2, 5]. Это связано с тем, что в эпоху рыночных отношений название должно выполнять рекламную функцию (помимо своей основной функции индивидуализации и идентификации).

Помимо традиционных рекламных стратегий, творческие личности пользуются любым моментом, для привлечения внимания к своей продукции, разъясняя (в интервью, блогах) название музыкального альбома, которое часто носит символический характер (порождая тем самым разные версии со стороны потребителя). Так, например,  комментируют название альбома «Триллер» (гр.Агата Кристи):

А) Триллер часть адын. Триллер - разновидность распространенных в массовой культуре детективно-приключенческих жанров; роман, фильм или пьеса об убийцах, гангстерах, сыщиках. В триллере акценты смещены с описания преступлений на их подготовку, при этом создается гнетущая атмосфера ожидания чего-то страшного. Англ.Thrill - трепет. Думаю, что не подходит это название альбому. Больше подходит для этого альбома название Любовь идет на дело (это если из песен с альбома брать).

Б) Триллер не совсем подходящее и понятное название...

В) а я считаю, что авторы в название вкладывают скрытый подтекст, смысл, понятный им, но непонятный слушателю. Именно поэтому оспаривать названия альбомов я не буду… (www.agata.ru)

А участники гр. Агата Кристи следующим образом отвечают на вопрос Почему альбом называется "Триллер"?:

Почему Триллер... Потому что жизнь - кино, если сравнивать нашу жизнь с жанром художественного фильма, то наша жизнь - триллер! Вот поэтому так и назвали альбом... это название подходит не только к образу жизни, оно и применимо практически ко всем записанным трекам! Посмотрите, как мы живем, послушайте наш продукт - и сразу станет ясно, почему альбом носит такое название.

(http://southrap.ru/page.php?al=interview_skvo_narayan_fam_triller)

Авторские рефлексивы помогают усилить суггестивную функцию названия.

Когда название получает известность, по реакции потребителя можно судить является ли оно удачным, выполняет ли предписанную ему функцию. Таким образом, адресатные рефлексивы выявляют признаки, предъявляемые к идеальному рекламному имени, и сдерживают необдуманное словотворчество создателей названий. Исследование авторских рефлексивов (которые могу послужить не только рекламе, но и антирекламе названия) является перспективой нашей исследовательской работы.

 

Список литературы:

1. Врублевская О.В. Названия музыкальных альбомов в прагмалингвистическом аспекте // Проблемы общей и региональной ономастики: материалы Международной конференции [Текст] / О.В. Врублевская. – Майкоп: изд-во АГУ, 2010. - с. 301-304

2. Врублевская О.В. Субъект номинации музыкальных альбомов// Ономастика Поволжья: сборник материалов Международной научной конференции [Текст] / О.В. Врублевская. – Казань: Отечество, 2010. - С.317-320

3. Котлер Ф. Основы маркетинга: пер. с англ./ под ред. Е.М. Пеньковой. – М.: Прогресс, 1992. – 736 с.

4. Крюкова И.В. Рекламное имя: от изобретения до прецедентности: монография [Текст] / И.В. Крюкова. – Волгоград: Перемена, 2004.-288с.

5. Крюкова И.В. Речевой портрет субъекта искусственной ономастической номинации// Коллективная монография: Человек в коммуникации: мотивы, стратегии и тактики [Текст] / И.В. Крюкова. – Волгоград: Изд-во «Перемена», 2010.

6. Рожков И. Я. Реклама: Планка для «профи»: Реклама в условиях рынка 90-х. [Текст]/ И. Я. Рожков. – М.: Юрайт, 1997. – 208 с.

7. Санджи-Гаряева З.С. Языковая рефлексия Ю. Трифонова// Вопросы стилистики: межвуз. сб. науч. тр. [Текст] / З.С. Санджи-Гаряева. – Саратов: изд-во Сарат. Ун-та, 1999. – Вып. 28. – С. 275 – 281.

 

 

Проголосовать за статью
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

Оставить комментарий