Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: III Международной научно-практической конференции «В мире науки и искусства: вопросы филологии, искусствоведения и культурологии» (Россия, г. Новосибирск, 12 сентября 2011 г.)

Наука: Филология

Секция: Русский язык. Языки народов Российской Федерации

Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции

Библиографическое описание:
Львов Е.В. ПЛАНЕТАРНЫЙ КАТАКЛИЗМ И ЕГО ОТРАЖЕНИЕ В РУССКОМ ЯЗЫКЕ. АВТОРСКАЯ ПОПЫТКА РЕКОНСТРУКЦИИ // В мире науки и искусства: вопросы филологии, искусствоведения и культурологии: сб. ст. по матер. III междунар. науч.-практ. конф. – Новосибирск: СибАК, 2011.
Проголосовать за статью
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

ПЛАНЕТАРНЫЙ КАТАКЛИЗМ И ЕГО ОТРАЖЕНИЕ В РУССКОМ ЯЗЫКЕ. АВТОРСКАЯ ПОПЫТКА РЕКОНСТРУКЦИИ

Львов Евгений Владимирович

к. т. н., с. н. с., Институт древнеславянской и древнеевразийской цивилизации, г. Москва

ВВЕДЕНИЕ

Русский язык до сих пор хранит не только древнейшие историю, мировоззрение, веру и быт наших предков, но отражает и катастрофические изменения жизни после катаклизмов.

В настоящее время среди ученых нет единого мнения о количестве, датировках и причинах катаклизмов, произошедших ранее на Земле. Не исключено, что самый катастрофичный по своим последствиям планетарный катаклизм произошел на Земле около 12 тыс. лет назад. Его чудовищные по своим размерам и трагизму последствия существенно ухудшили климат на территории России, привели во многом к деградации людей и их образа жизни. Образ катастрофы не мог не отразиться и на процессе словообразования и поэтому его можно разбить на три основные стадии:

1)        Предкатастрофное словообразование;

2)        Катастрофное словообразование;

3)        Посткатастрофное, современное словообразование.

Авторская реконструкция особенностей этих стадий представлена далее.

 

ПРЕДКАТАСТРОФНОЕ СЛОВООБРАЗОВАНИЯ

Особенности предкатастрофного заключается в активном использовании приставок, суффиксов и других слов для создания корней новых слов, которые несли в себе новые смыслы. Этот процесс словообразования проходил в языках, влившихся в современный русский язык и в т.ч. на санскрите, поэтому в настоящее время наиболее полноценно многие их смыслы могут правильно восприниматься только хотя бы с небольшим знанием последнего.

Процесс словообразования языка до планетарной катастрофы можно достаточно полноценно понять и описать на примерах созданных 4-х больших материнских групп слов: древнероссийского богочеловека Йимы и созданного им Вара, упомянутых в Авесте, Богини Тары и древнейшего корня «ОΛ/АΛ».

 

Увековечивание памяти о богочеловеке Йиме

Количество слов, увековечившие эпоху богочеловека Йимы, достаточно много и они дошли до наших времен в виде, как минимум, в виде 13 групп слов. Эти слова были в народном обиходе с древнейших до наших времен. Они возникли от имени Йима или от сочетания «предлог + Йима»: «в Йиму», «до Йимы», «за Йиму, «за Йимой», «на Йиму», «над (взд) Йимой», «от Йимы», «по Йиме», «под Йимой», «раз Йима», «с Йимой», «у Йимы». Общее число таких слов более 1100 и из них: более 400 топонимов, более 400 бытовых слов, около 300 древнеславянских имен [1, 4 с. 11-81]. Перечислим самые ходовые современные слова, увековечившие Йиму: имя, иметь, займ, занимать, зима, дым, Крым, найм, нанимать, неимоверный, пойма, съем, сейм, снимать, уйма, яма.

 

Увековечивание образа спасительного Вара, созданного Йимой

Образ Вара напрямую связан с Йимой и упоминается, согласно Авесте, как способ защиты от надвигающихся холодов по совету от Бога Ахура Мазды. Он стал исходным для более 200 слов [2, 4, с. 82-94]. Самые известные слова: барин, варить, варган, варганить, сварга, варяг, говор, дворец, сварга, Варгашор, Варшава, Воронеж, Баргузин, вор, врать, поворот, свора.

 

Образ богини мудрости Тары, запечатленный в русском языке

Образ древнеславянской Богини мудрости Тары также дошел до наших дней через хранителей древнейших традиций и в виде более 500 слов [3, 4, с. 94-109].

Интересно, что ходовые слова из людского обихода делятся на две группы:

1)        Характеризующая естественный интуитивный процесс обретения знаний и мудрости, в результате труда, естественной жизнедеятельности и работы человека, в т.ч. и принимая свою судьбу. Наиболее известные из этих слов: богатырь, стараться, старание, старый, утро, завтра, торить.

2)        Отражающая бурные реакции человека от максимальной концентрации до страха, ужаса, депрессии, оцепенения, чрезмерно расширения зрачков глаз, быстрой, скороговоркой, речи, в т.ч. и не принимающего свою судьбу. Наиболее известные из этих слов: оторопь, страдать, страдание, страх, таращить (глаза), тарабарить, тараторить, торкать, тормошить, торопиться,

Другие известные слова: алатырь, алтарь, богатырь, монастырь, настырный, страна, сторона, странный, тартарары, Тартария/Татария тороватый, традиция, трактир, тракт, тырить.

 

Словообразование на основе корней «ОΛ/АΛ»

Вероятно, самая главная материнская группа слов включает корень «ОΛ». В нем круговой символ «О» является образом Бога, мирового яйца, а символ «Λ» является образом гор, людей, всего материального. Совместно написание двух знаков означает соединение божественного и материального (рис.1).

 

Рисунок 1. Версия происхождения корня «ОΛ»

 

Корни «Ол/Ал» во многом связаны с божественным именем Бога в исламе — Аллаха. По преданиям Мухаммед поведал, что у Господа 99 имен и из них 79 начинаются со слова Ал/Аль: Аллах (Единый Бог), Аль-Малик (Владыка), Аль-Куддус (Святой, Безошибочный), Аль-Мумин (Верный, надежный), Аль-Мухаймин (Попечитель), Аль-Азиз (Могущественный), Аль-Джаббар (Богатырь, исправляющий силой), … и еще 72 подобных имени.

Аналогично и в иудаизме. Главою древнеизраильского пантеона был общесемитский верховный бог Эл, иначе Элоах или Элохим.

В греческой мифологии доолимпийского периода солярное божество древних греков звали Ээлиос (Гелиос).

В скандинавском эпосе Калевала небесный чертог для павших в бою, рай для доблестных воинов называется Вальхалла (Вальгалла), а девы, «выбирающие убитых», уносящие их с поля битвы звались Валькирии.

С учетом небольших звуковых изменений для разных языков слова с корнями ол/ал/эл/ял стали основой для большинства оронимов, горных названий (горы, хребты, плато, нагорья и др.) считавшимися всегда приближенными к божественному: Олимп (Греция), Альпы, Алтай, Эльбрус (Альбар/Альборс/Альбордж по-ирански), Эльбурс (Иран), Аладаглар (Турция), Аладжа (Турция), Алагез (Армения), Алазейское плоскогорье (Якутия), Алайский хребет (Киргизия), Алатау (Казахстан, Китай), Алашань (Китай), Алашское плато (Тува), Алдан (Якутия), Алданское нагорье (Якутия), Алишань (Тайвань), Аллеганы или Аллеганские горы (США), Аллуайв (Карелия), Алтынту (Алтай), Алтынтаг (Китай), Альтиплано (Анды), Алпокалья (Венгрия), Оливет (трехвершинная гора, почитавшаяся как место пребывание Бога Яхве согласно ветхозаветной традиции), Сихотэ-Алинь (Дальний Восток), Франсконский и Швабский Альбы (Германия), Эль-Либертадор (Центральные Кордильеры), Юлдус (Киргизия), Улугмузтаг (Китай). Также можно добавить и Валдай, Балканы, Урал и горы Авиталь (Израиль) Бенталь (Израиль).

Для полноты картины следует привести и другие топонимы: Ала-Арча (река, Киргизия), Алабама (штат в США), Алаколь (озеро в Казахстане), Алазани (река, Закавказье), Алания, Аландские острова (Финляндия), Алашань (пустыня в Китае), Албания, (туманный), Альба (старинное название Шотландии), Альбион, Алей (река на Алтае), Алжир, Алма-Ата, Алупка, Алушта, Аляска, Йошкар-Ола, Ола (река в Магадан. Обл.), Оланга (река, Карелия), Олёкма (река, Якутия), Олонга (река, Карелия), Олонец (город, Карелия), Олонка (река, Карелия), Олым (река, Курск. Обл.), Ольбург (Дания), Ольденбург (США), Ольденбург (2 шт, Германия), Ольстер (Ирландия), Эллада (Греция), Эльба (река в Германии), Эльдорадо (исп.El Dorad, мифическая страна золота и драгоценных камней), Эльзас (Франц.Alsace), Ялта,

Добавим также и названия народов: алабама (племя в Сев.Америке), алакалуф (индейский народ в Чили), аланы (народ Предгорьев Сев. Кавказа), алас (народ в Индонезии), алгонкины (группа индейских народов в Северной Америке), алеуты (народ в Аляски, Камчатки), алоро-пантарские народы (группа народов в Индонезии), алуне (народ в Индонезии), алур (народ в Конго, Уганде), алюторцы/олюторы (жители Камчатки), олеты (народ в Монголии), ольмеки (древнее племя в Лат.Америке), ольчи/ульчи (народ Приамурья), эллины (древние греки).

Очевидно, что слова с корнем «Ол» (или в виде «АΛ») мигрировали вместе с племенами по всей Евразии и другим континентам и стали основой для ключевых слов альва, альфа, алеф. Другие слова, созданные от корней «Ол/Ал» и родственных им, приведены в таблице1.

 

Таблица1. Слова, возникшие от корней «ОΛ/АΛ/ЕΛ/УΛ»

Слова

Ол (брага), оладьи, олень, олово, ольха, ель, улей

Алатырь, алый, алтын, алкать, алконост, алмаз

И

м

е

н

а

Олеб, Оулеб (любящий), Олег, Олехна, Олехно, Олеша, Олешгена, Олешин, Олим, Ольг, Ольгин, Ольек, Ользча, Ольстин, Ольчат, Ольшик, Ольшич, Олята (благодать, польза), Олейник, Оленик, Оленуха, Олень, Оленка, Олесь, Олизар, Олимер, Олимир, Олисав, Олиско, Олма, Оломут, Олъма, Олово, Оловьянец, Оловьянц, Оловянко, Оловяшка, Олуп, Олух, Олухно, Олушко, Оляух, Ольгерд (Олигорд), Ольжридж, Ольто, Ольха, Ольховка, Олхон, Олеся, Оливена, Олислава, Ольга, Ольха, Оляна Аллах, Алевтина, Алексей, Александр, Али, Алина

 

КАТАСТРОФНОЕ СЛОВООБРАЗОВАНИЕ

Как следует из многих источников около 12 тыс. лет назад на Земле произошел планетарный катаклизм, возможно вызванный падением крупного астероида. Это привело к существенному похолоданию на территории современной России и прежние почти райские условия жизни ушли в небытие.

Катастрофа повлияла на образ жизни людей, принесла разрушения, потери, страдания, мучения, привела к утрате знаний, деградации, потребовала проявления новых качеств от людей, не всегда лучших, и нашла отражение в языке. В языках появились новые дочерние группы слов, начинающиеся с крестообразных символов, образов катастрофы «Х», «┼», ставших прообразами букв «Х» и «Т». Также появились и слова с приставками (частицами) отрицания «а/не/ни». Схема, формула т.н. «катастрофного словообразования» таких новых слов представлена ниже и на рис.1:

символ «Х» + слово → новое слово

символ «┼» + слово → новое слово

частица «а/не/ни» + слово → новое слово

В результате этого от материнской группы слов отделились две группы слов: дочерняя группа славянских слов и дочерняя группа слов с негативными смыслами (рис.2).

Образование первой дочерней группы удобно рассмотреть на примере появления славянской группы слов путем добавления буквы «С» божественному корню «ОΛ»: «С»+»ОΛ»→»СОΛ»: слово, солдат, соло, соловей, соловяне/славяне, Солнце, соль (рис.3). Образование этой группы, очевидно, отражало стремление предков славян компенсировать тенденцию потери древнейших знаний, памяти предков путем сохранения и укрепления наследия.

Появление второй обусловлено реальными чудовищными последствиями катаклизма и в большинстве слов этой группы заложены отрицательные смыслы, худшего по сравнению с прежним (рис.2). Ниже приведено несколько таких примеров (по данным этимологического словаря М.Фасмера): каторга (принудительный труд), коварный (замышляющий недоброе), темный, толстый, тлен, тло, тьма, тыл, утиль, страх (боязнь, оцепенение), хайма (нечистота, грязь), хавронья (свинья), халупа, хата (дом, шалаш, хижина), хворь, хворый (гадкий, грязный), хибара (место, где прячут краденное), хибарить/хибать (качать, колебать), ховра (ротозей, неопрятный человек), холостой, хутор (отдельное село).

 

Рисунок 2. Схема возникновение новых дочерних групп в результате «катастрофного словообразования»

 

 

Рисунок 3. Схема образования двух дочерних групп слов из материнской с корнем «Ол»

 

 

 

Для большей наглядности, выявленные дочерние группы слов, возникшие на основе четырех материнских после катаклизма, приведены в табл. 2-5.

С течением времени от буквы «Х» отпочковалась близкая по написанию и произношению буква «К». Поэтому появились многие родственные по смыслу слова с первой буквой «К». Понятно, что в течении многих тысяч лет слова изменились, «обтесались», но в основном сохранили созданную форму слова, хотя смыслы утеряны.

Как видно, увеличение словарного запаса сопровождалось процессом деградации предков народов России и частичной потерей изначальных божественных качеств. Особо показателен пример со словом «темя» (родничок), обозначающим верхнюю энергетическую чакру человека и осознанно созданное мудрыми предками по схеме: «┼»+»Йима».

Крест, стоящий перед именем древнероссийского богочеловека Йимы, означает закрытый духовный канал (закрытая чакра) и потерю связи с высшим духовным горним миром. Так после катаклизма существенно уменьшились божественные качества людей, а это привело к снижению преемственности накопленных знаний и вынудило людей фиксировать знания на носителях: наскальных, каменных, папирусных, берестяных, тряпичных и бумажных. Все это создало предпосылки для возникновения письменности.

 

 

Таблица 2. Дочерняя группа слов, возникшая после катаклизма на основе слова «Йима»

Группы

X/К + Йима

Т + Йима

а/не/ни + Йима

Топонимы

Кимры, Кема, Кемелишки, Кеменай, Кеменцово, Кемери, Кемеш-Куль, Кемля, Кемпьи, Кемракуч, Кемуль, Кемцы, Кемъяр, Кемь, Кесьма, Кизема, Кийма, Ким, Кимасозеро, Кимжа, Кимоваара, Кимовск, Кимры, Хеймтали, Хемалда, Химмасте, Химы

Темери, Темир-Аул, Темирево, Темировка, Темта, Тильтим, Тим, Тимский, Тиман, Тимановка, Тимина

Неман

слова

хайма, схима, схимник, хим (шея), хима (простак)

темя, темень,

темнота, тьма, туман, мать (Йима+Т)

Атман, атаман

Имена

Ким, Кимры, Киммерийцы

Темага, Темник, Темный, Темпень

Нема, Неман, Неманя, Немат, Немаш, Немеш, Немиз, Немагай, Немга, Немей, Немкала, Немкало, Немко, Немняк, Немой, Немота, Немый

 

 

 

Таблица 3. Дочерняя группа слов,

возникшая после катаклизма от имени Богини Тара

Группы

X/К + Тара

а/не/ни + Тара

Топонимы

Ахтычай, Ахты, Большие Хатыми, Большой Хатынгнах, Ихты, Охта, Хатырь, Ухта, Хатаб, Хатавки, Хатас, Хатешино, Хатисино, Хатманово, Хатнее, Хатожа, Хаттуваара (2 шт, Фин.), Хатунь, Хатуша, Хатыннах, Хатынь, Хатырык-Хомо, Хатыстыр, Яхта, Катар, Каттакурган, Катараево, Катарач, Катарыш Катынь и еще 449 названий

Атражье, Атрат, Атрать, Нетратовка

Слова

Вахта, охота, хата, хитрый, хотеть, хутор, яхта

катать, кот/кошка, кто, который

нектар

Имена

Хатор (др.Египет), Катя/Катерина

 

 

Таблица 4. Дочерняя группа слов,

возникшая после катаклизма на основе слова «Вар»

Группы

X/К + вар (бар)

Т + вар (бар)

а/не/ни + Вар

Топо-

нимы

Хабаловка, Хабариха, Хабарное, Хабарово, Хабаровск, Хабарское, Хава, Хавертово, Ховрачиха, Ховрино

Ставрополь, Таврида, Таврия, Тавранкуль, Тавричанка, Таврический, Таврическое, Таврово, Таврическое, Таковары, Тварячус, Твардица, Тверь, Теберда, Тыва (?), Тывров

Аваран, Авары (Аварцы), Авранло, Авратин, Авруй, Неварь, Невроево

Слова

- Кабак, кабарда, кабарга, коварный, ковать, ковер, коврига, коворот; барак

- Уха, хабарда, хабарга, хавронья, хворый, хворост, хворь, хвалить, хибара, ховать, ховра, храбрый

табор, тварь, творог

Аварцы, амбар, нервный (?)

Древн слав.

имена

Хабар, Хабарец, Хабр, Хабра, Хабрек, Хобор, Хворак, Хворой, Ховра, Ховраль, Ховря

Табор, Табрец, Тавруй, Творец

Абар (Обор), Абарис, Анбар, Неврюй

 

Таблица 5. Дочерняя группа слов,

возникшая после катаклизма от корня «ол»

Тип

слов

X/К + ОΛ/АΛ

Т + ОΛ/АΛ

а/не/ни + ОΛ/АΛ

Топонимы

Халдан, Халабудиха и еще 43 названия

Толба, Толбазы, Толбица, Толбухино …Талдом, Талица и еще 151 название

 

Слова

халеный, халкать, халтуга, халупа, халява, холостой, холуй, холить, холм, холка (голодный, голый)

талый, толстый, утолять, толк

ноль (неол)

Древн слав.

имена

Холац, Холей, Холица, Холка, Холодной, Холя

Толк, Толкач, Толигнев, Толиен, Толимир, Толислав, Толкун, Толмач, Толп, Толпило, Толстик, Толстика, Толстой, Толстомяс, Толстый, Толстырь, Толчко, Толочко, Толя

Нил, Нельга, Нельда

 

ПОСТКАТАСТРОФНОЕ СОВРЕМЕННОЕ СЛОВООБРАЗОВАНИЕ

Под посткатастрофным следует понимать стадию словообразования не обусловленную непосредственным влиянием планетарного катаклизма. Эта стадия начинается, когда многими народами были забыты и утеряны древнейшие смыслы, образы и формулы создания слов, возникших до или непосредственно под влиянием катаклизма. Она (эта стадия) длится до сих пор и в ней слова воспринимаются лишь только как средство коммуникации, речи и письма, а их древнейшие смыслы, предыстория, предания, легенды и мифы, отражающие единые корни многих культур вытеснены на задний план. Безусловно, уровень забывания для разных стран и народов также различный. Однако, возможно, только русский язык позволяет наиболее полноценно заглянуть в глубину истории, несмотря на многие его реформирования.

Особенность посткатастрофного словообразования заключается в активном использовании приставок, суффиксов и других слов для создания новых слов, несущих в основном неглубокие, поверхностные смыслы.

Например, интересно, что при создании слов с отрицательными смыслами за счет использования отрицательных частиц а/не/ни .по формуле

частица «а/не/ни» + слово → новое слово

возникают слова, имеющие двойное отрицание относительно древнейших слов докатастрофного словообразования. В качестве ярких примеров удобно рассмотреть имена троянского героя Ахилла и вождя гуннов Атиллу.

Представляется, что имя древнегреческого героя Ахилл состоит из частицы отрицания «а» и корня «Хил» и попросту звучит как «Нехилый» и означает ловкого воина крепкого телосложения, богатыря. Образ этого слова полностью совпадает с дошедшим до наших дней мифологическим образом героя. При этом корень «Хил» появилось путем соединения знака катастрофы «Х», впоследствии ставшей буквой «Х», и корнем «Ил», одной из форм божественного корня «Ол».

Итак, первое отрицание уже было заложено в словах хилый, хлам, халупа, хлюпать, возникших от родственных корней «ол/ал/ил/ыл», а второе — в добавлении отрицательной частицы «а», превратившей хилого хлюпика в нехилого Ахилла.

Известно также, что среди древнеславянских имен огромное количество начинается с частицы «не», например: Небаба, Небогатой, Небрага, Невежа, Несмелой, Нетимир, Нетмир, Нехлеб, Нехта, Нехорош.

О тесных узах, связывающих древних греков и славян, известно давно и поэтому нет ничего удивительного в существовании близких традиций образования слов при использовании частиц отрицания «а», «не» и «ни».

Имя гуннского вождя Атиллы, пришедшего со степей южного Урала в центральную Европу так же составное и в нем также используется частица отрицания «а». Как и в корне «Хил», корень «Тил» основанный на другом символе катастрофы «», ставшей потом буквой «Т», и корне «Ил».

Как и ранее, первое отрицание уже было заложено в словах тло (до тла), тлен, утиль, утлый, тыл, а второе — в добавлении отрицательной частицы «а», превратившей утиль в Атиллу, т.е. передового, незаурядного, лучшего. Сейчас, спустя более 1500 лет после его эпохи, стоит вспомнить его как действительно незаурядного вождя.

Кстати, известный герой Тиль Уленшпигель (в русской транскрипции — Ойленшпигель) в контексте данного материала означает Бродяга Божественное Зеркало. Такое прозвище, ставшее народным, отражает образ человека, воплощающего собой оппозиционного официальному образу жизни человека с вольным и независимым характером, высмеивающим все пороки общества.

Как видно в структуре обоих имен просматривается двойное отрицание:

 

Список литературы:

  1. Евгений Львов Увековечивание памяти об Йиме в русском языке./Докириловская славянская письменность и дохристианская славянская культура: Материалы Первого международного конгресса (12-14 мая 2008 г.) / Под общ.ред. В.Н. Скворцова.-СПб.:ЛГУ имени А.С. Пушкина, 2008. — Т. 2-408 с. 254-282 с.
  2. Евгений Львов. Русский язык и санскрит как ключи для восстановления мифологической истории древних ариев и славян /Докириловская славянская письменность и дохристианская славянская культура: Материалы Второго международного конгресса (12-14 мая 2009 г.) / Под общ.ред. В.Н. Скворцова. — СПб.:ЛГУ имени А.С. Пушкина, 2009. — Т. 2-408 с. 75-83 с.
  3. Евгений Львов. Образ богини мудрости Тары, запечатленный в русском языке/Докириловская славянская письменность и дохристианская славянская культура: Материалы Третьего международного конгресса (12-14 мая 2010 г.) / Под общ.ред. В.Н. Скворцова.-СПб.:ЛГУ имени А.С. Пушкина, 2010. — Т. 1-443 с. 244-256 с.
  4. Евгений Львов. Древнейшие корни русского языка. Политические образы — ключ к пониманию истории и будущего России. М., Традиция, 2011, 256 с. 
Проголосовать за статью
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

Оставить комментарий

Форма обратной связи о взаимодействии с сайтом
CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.