Поздравляем с Новым Годом!
   
Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: III Международной научно-практической конференции «В мире науки и искусства: вопросы филологии, искусствоведения и культурологии» (Россия, г. Новосибирск, 12 сентября 2011 г.)

Наука: Филология

Секция: Литература народов стран зарубежья

Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции

Библиографическое описание:
Азизалиева Б.Г. ИДЕЙНО-ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ОСОБЕННОСТИ АМЕРИКАНСКОГО ТРАНСЦЕНДЕНТАЛИЗМА В ПРОИЗВЕДЕНИИ АМИНА РЕЙХАНИ // В мире науки и искусства: вопросы филологии, искусствоведения и культурологии: сб. ст. по матер. III междунар. науч.-практ. конф. – Новосибирск: СибАК, 2011.
Проголосовать за статью
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

ИДЕЙНО-ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ОСОБЕННОСТИ АМЕРИКАНСКОГО ТРАНСЦЕНДЕНТАЛИЗМА В ПРОИЗВЕДЕНИИ АМИНА РЕЙХАНИ

Азизалиева Басира Годжатовна

к. фил. н., ст. научный сотрудник института литературы
им. Низами НАН Азербайджана, г. Баку

В созданных на основе национальных традиций англоязычных произведениях Амина Рейхани преобладают идейно-художественные моменты, созвучные с произведениями видных представителей американского трансцендентализма. С этой точки зрения особое внимание обращает на себя произведение «The Book of Khalid» («Книга Халида»), в котором отразились идеи американского трансцендентализма: социальная активность и идеализм. Это произведение был ярчайшим образцом западно-восточных суждений Рейхани. Как писал Натан Функ, изданным в 1911 году произведением «Книга Халида» Амин Рейхани засвидетельствовал свой образ жизни и мировоззрение, «постижение» им литературных и философских взглядов обоих миров [11, c. 6-7]. Автор отметил, в то время когда для писателей Европы и Америки Восток был объектом великодушия, или же романтическим образом, Амин Рейхани воспел его как неделимое существо. С другой же стороны, взгляды его сильно отличались от эмигрантов, воспринявших Запад как источник прибыли [11, c. 6]. С этих позиций, на полном основании, Шериф Алмуса произведения Рейхани расценил как мост, связующий Восток и Запад [9, c. 3].

В 30-е ХХ века, недалекий от города Вашингтон в США, город Конкорд превратился в культурный центр Новой Англии. Сущность «нового английского возрождения» определялась главными идеями романтизма, принятых интерпретацией трансценденталистов — натуралистов в США. Предводителем течения «Течение мысли, названное «американский, или новоанглийский трансцендентализм», возглавлялось известным писателем и философом Ральфом Уолдо Эмерсоном…» [5, c. 5]. Известное произведение Р.У. Эмерсона «Природа» (1836) был основным источником, отражающим идейную направленность трансцендентализма.

Трансцендентализм выступил, как последующий этап американского романтизма. «Однородные события и действительность породили романтизм и трансцендентализм, но в новых исторических условиях, когда критика с позиции романтизма утратила силу и перестала удовлетворять передовую общественность, появился и стал доминировать трансцендентализм» [2, c. 8].

Насколько американский трансцендентализм был близок к философским течениям и романтизму Европы, настолько же имел национальный характер. Сквозь призмы отношений к общественным проблемам и социальному институту, возникший на арене национализм для трансценденталистов имел весьма своеобразный характер. Трансценденталисти Америки, будучи сложной и концептуальной литературной и философской системой находились на решительных позициях эксперта гуманистических идей в самых резких социальных ограничениях. «Свое мировоззрение они считали принципиально «открытым» для любых философских аргументов в пользу гуманизма, подразумевавшего доминирование духовной сущности человека над материальными условиями жизни» [5, c. 44].

Придавая значение национальному историческому развитию, трансценденталисти высоко ценили гуманистические и демократические традиции американского просветительства. Т.Л. Морозова писала, что трансценденталисти, выдвинув идею «Вера в себя», как основной принцип концептуальной личности, также уделяли внимание просветительским взглядам [3]. Однако, трансцендентализм Америки, будучи сферой сознания, предпочитал духовные проблемы, усмотревшие в основе идеализма, не воспринимал материалистические тенденции просветительства. Свою мысль мы можем подтвердить суждениями Е.Ф. Осиповой о том, что «трансцендентализм стал частью движения романтического протеста против рационализма Просвещения, охватившего Европу и Америку в конце XVIII — первой половине XIX века» [4, c. 7]. Идеализм у трансценденталистов проявился и в философском анализе личности человека и больше всего в очерченных штрихах формулы реальной действительности американского уклада жизни. И с этой точки зрения Н.Е. Покровский отметил, что эклектическая функция трансцендентализма не мешает усмотрению ее главной направленности: «Идеализм» — так назвал свое учение Ральф Эмерсон» [5, c. 47].

Обсудив духовные и материальные аспекты четырехугольника Человек — Общество — Природа — Бог и изучив различные вопросы, пришел к такому убеждению, что все это — главные моменты, сближающие арабского писателя с трансценденталистами. Для того, чтобы показать интерес, проявленный Аминам Рейхани к творчеству Р.У. Эмерсона и Г. Торо не было случайным явлением, а также сильное влияние трансценденталистов на арабского писателя, У.Е. Даневет III сравнил ряд общих идей и тем: «Прежде интуиция, энтузиазм, своеобразие попытки изменить общество, активная деятельность, способствующая духовному развитию, единство мистики и опыта, природа, вера в религию, противоречащая убеждениям, игнорирование общественных законов, духовная эволюция личности» [10, c. 56]. Вышеназванные темы более всего философские социальные проблемы, в действительности же, включение в сферу вышеуказанного четырехугольника творческую деятельность, мышление, поэт, любовь и другие темы в рамки одного произведения для Амина Рейхани служит гарантом комплексного отношения к миру.

Первейшим показателем идеализма в творчестве трансценденталистов, а также Г. Торо и Р.У. Эмерсона это — проявление моментов отношения к человеку, жизни, как к его духовным ценностям, так и материальной стороне, приоритет духовных проблем, душа человека, идея единства бога.

Касаясь необходимости в материальной жизни: Еды, Крови, Одежды и Тепла [7, c. 17] Г. Торо во время собственного эксперимента пришел к убеждению ограничения жизненных условий: «Я ушел в лес потому, что хотел жить разумно, иметь дело лишь с важнейшими фактами жизни и попробовать чему-то от нее научиться, чтобы не оказалось перед смертью, что я вовсе не жил» [7, c. 108]. Следует отметить и то что Г. Торо в процессе подготовки в 1849 году известного произведения «Уолден, или жизнь в лесу», в 1845-1847 годы покинул общество и поселился на побережье озера Уолден в сооруженной самим хижине, где проводил свои собственные опыты «правильной жизни». Также поступил Халид, герой произведения Амина Рейхани «Книга Халида», как герой Г. Торо на год удалился в лес, где размышлял над суждениями Г. Торо, посчитав его «своим американским братом» [12, c. 191]. Такое отношение к действительности, прежде всего, порождает условия к сближению духовного мира человека, освоению тайн реальной действительности, противопоставлению бессильного раболепства перед материальным миром.

Природа в творчестве трансценденталистов Америки выступает как местонахождение, очищающее человеческую душу и способствующая его духовной зрелости. Название произведения «Природа», иллюстрирующая основные положения литературной и философской системы Р.У. Эмерсона, а также жизненный опыт, приобретенный Г. Торо и Халидом — не случайное явление в их характерах.

Утверждая о том, что с точки зрения философии вселенная состоит из природы и духа, Р.У. Эмерсон пишет, что, вне всякого сомнения, необходима вера в природу. По его мнению, каждый человек, размышляющий о сущности вселенной, не может не узреть ее пользу для себя. Писатель природу прослеживает сквозь призмы — Покоя, Красоты, Языка и Дисциплины: «В своем служении человеку природа — не только материал, но также и процесс, и его результат» [8, c. 28], определив, что за свое спокойствие человек обязан природе. По мнению автора, также в результате открытий и опыта интеллектуальных людей созданные сооружения «со времен Ноя, вплоть до периода Наполеона», обеспечение ими произошедших изменений — проявление полезных явлений природы на человека. Р.У. Эмерсон пишет, что природа реализует самые наивысшие желания человека — любовь к красоте. Он утверждает, что «самое прекрасное для художника — это Глаза» и тем самым повествует о своих прекрасных впечатлениях от природы — гор, деревьев и животного мира. Наряду с прекрасными эмоциями, возникшими в результате естественных элементов, американский философ отдает предпочтение божественной красоте: «Для того чтобы красота была совершенной, необходимо присутствие более высокого элемента, иными словами, духовности… Красота — это печать бога на добродетели» [8, c. 32]. По убеждениям Р.У. Эмерсона, красота в полном и прямом смысле слова — единственное проявление мироздания: «Господь всеблаг. Истина, добро, красота — все это лишь различные проявления единого Целого… Природа — символ духа» [8, c. 35].

Хотя прослеживается влияние по форме идеи природы Г. Торо на произведение Амина Рейхани «Книга Халида», то с точки зрения концепции и проявленного к нему отношения, наблюдаются узы родства с идеей природы Р.У. Эмерсона. На самом деле, в контексте сказанного проявлены также отличительные черты взглядов двух видных представителей американского трансцендентализма. Лирический герой Г. Торо, нашедший приют на лоне природы, размышляющий об условиях жизни и человеческом существовании, ищет пути их ограничений, даже экспериментирует на собственном опыте. Р.У. Эмерсон же своей концепцией природы утверждает единство души человека с природой, духовные проблемы, вопросы божества. В данном случае У. Деневет III, обратив внимание на отличительные свойства Г. Торо и Р.У. Эмерсона пишет: «Природу Р. Эмерсон воспринимает не как «главный — личный опыт», а как суть всей человеческой жизни. Г. Торо же подчеркивал не нравственные аспекты природы, а верный и неразгаданный опыт» [10, c. 64].

Герой произведения Амина Рейхани, прожив в течение года в лесу в сооруженной из еловых веток хижине, еще больше сблизился с природой, свою любовь к ней определил так: «Я подчинил себя извечной матери (Природе)», умеренный ветер Запада усыпляет меня… Я — простодушен, мечтаю и довольствуюсь любовными грезами. Халид считает «материальную природу незримым символом» [12, c. 241]. В период нахождения на природе, как Халид, также Эмерсон получают пользу от природных свойств: звезд, чистого неба, величавых сосен, гор, птиц, цветов, словом, любого естественного существа, созвучных человеческой душе. Халид верит в магическую силу Земли и утверждает наличие в ней «существования живой души — Бога». В тоже время Халид также как Р.У. Эмерсон, природу воспринимает, как предмет мышления. «Выражаясь, что «Каждая вещь во всем мире одновременно связана с сознанием» [8, c. 35], соответственно взглядам американского писателя, свои идеалистические взгляды изложил с позиции «мысль… реальна и вечна».

Р.У. Эмерсон утверждал наличие в природе многих закономерностей, в каждом ее элементе усматривал учение божественной истины. Халид тоже чувствует реальные предметы в единстве в ней сокрытых идей. По мнению Амина Рейхани высокие еловые деревья символизируют удовольствие, «мерцающие звезды — испепеленную тревожную веру» [12, c. 234], восход солнца «вдохновенную любовь и надежду» [12, c. 236]. Р.У. Эмерсон утверждает, что посредством природы человек постигает свою душу, внутренне совершенствуясь, возвращается в общество. Время проживания Халида на лоне природы, его физическое исцеление — лучшее проявление этой идеи.

Как уже было отмечено, одним из основных проблем в творчестве американских трансценденталистов явились человеческая душа, природа и единение с богом. Одиночество человека, природа, а также как логическая последовательность многих тем, проистекают из идеалистического мировоззрения как идея единства у трансценденталистов так и Амина Рейхани. По убеждениям Р.У. Эмерсона, «Каждый человек — это скрытое божество» [8, c. 126], творения бога, общая эволюция и движение духа существуют вне нашего сознания. Человек понимает, что истина от бога, защищает его, однако его тайна ему неизвестна. Писатель верит в возможность раскрытия этих тайн только лишь любовью и стремлением к возвышению. С этой точки зрения примечательно эссе Р.У. Эмерсона «Вера в себя», в котором писал: «Если человек живет вместе с богом, голос его будет столь же чистым, как лепетанье ручья или шелест волнующейся нивы…» [8, c. 147]. В основе идеи равноправия людей у Эмерсона находится и вера человека в сущность божества. Природу Р.У. Эмерсон считает гласом бога, изъясняющегося с людьми. Аналогичные свойства прослеживаются и в произведениях Г. Торо. Писатель усматривал божество в каждом, кто познавал бога: «Искать Бога лучше всего в лесу, нежели в церкви» [10, c. 62].

Герой произведения Амина Рейхани «Книга Халида» также душевными поисками сближается с природой, где находит бога. Халид, утверждавший, что для каждого «изначальным был лес, купол небосвода, янтарное солнце» сообщает, что именно здесь «читал главы священной книги». Прослеживая божественные вопросы у американских трансценденталистов и у Амина Рейхани, становится очевидным единство взглядов на церковь и религию. Пантеистические взгляды американских трансценденталистов проявляются в отношении их к церкви и религии. Ввиду того, что единство идей для Эмерсона носил универсальный характер, писатель веру в бога пытается выйти из прослеживается и в литературно — философской системе Г. Торо. Воспринявший идею равенства религий и оспаривающий верующих в Исуса и Зароастру Г. Торо, в основном, был далек от религиозных учреждений.

Посредством образа Халида в произведении Амина Рейхани «Книга Халида» проявлено отношение к отдалившимся от своих первичных церковных ценностей деятелям, использовавших религию порождающей трудности для человеческой жизни. Суждения Амина Рейхани о церкви и религии выходят за пределы мышлений американских трансценденталистов. В данном случае обращают на себя внимание реальные условия арабских стран, столкновения арабских общин и мусульманских эмигрантских писателей, пытавшихся реализовать идею арабского единства, а также вопросы истоков суфийского мировоззрения, пантеистическое мышление Востока. Потому Халид, отдалившись от христианства, с одной стороны игнорирует церковные законы, с другой же — призывает мусульман «отречься от своих унизительных обычаев, глупых традиций, рабского фанатизма» [12, c. 320]. Отказ Халида перечислить деньги в церковь на право получения женитьбы на двоюродной сестре, разорванные на клочья булло на пороге церкви (булло — указ римской Папы) и другие его поступки — свидетельство отрицательного отношения к церкви, но это не урон к уважительному отношению к религии. Он представлен то как мусульманин, то как христианин, в ряде же случаев как бахаист. Халид, с большой любовью относящийся к пророку Мухаммеду и Исусу, говорит: «Они оба для меня — идеальный алтарь» [12, c. 295].

В произведении «Книга Халида» опыт Г. Торо прослеживается в различных формах, жизнь в лесу в течение года обогатила духовный мир Халида, вернувшийся в общество со здравыми мыслями, что дает ему право участвовать в его развитии, или же, вернувшись из тюрьмы, уничтожает вышеназванную книгу, испытывая «Идею в пламени истины». В действительности же первое выступает как продолжение второго, являясь носителем сущности начала и развития миссии Халида. Основная его миссия состоит в том, чтобы положить конец арабскому колонизаторству, очистить Ислам от вахабитов и путем реформ воссоздать мощную арабскую империю. «Таким образом, бывший Халид — мистик превращается в Халида — панарабиста». Подобно Г. Торо, не остается в лесу, не хочет быть одиноким мистиком [12, c. 66].

Также с точки зрения социальной активности, деятельность Халида созвучна американским трансценденталистам. В произведении «Непокорный гражданин», написанное в 1849 году, Г. Торо повествует о правах человека, противоборстве личности государству. Вообще, вместо насильственной среды писатель предпочитает пути борений на стороне. Видный азербайджанский востоковед А. Имангулиева писала, что выход из несправедливости и тяжкого режима, как Амин Рейхани, так и Г. Торо, усмотрел в реформаторской деятельности и просвещении [1, c. 163]. Согласно теории трансценденсталистов, придававших особое значение формированию личности в развитии общества, Г. Торо в произведении «Уолден, или жизнь в лесу» отдает приоритет духовным и внутренним реформам.

Халид выразил свое отношение к ряду политических и общественных вопросов. Хотя он осуждает выборы в американском обществе, выступает против представителей осуждаемой им партии, впоследствии, вернувшись на родину, объявляет правительство в предательстве, размышляет о путях освобождения родины: «Угнетеньем бьют по голове, безнадежностью сковывают наш ум и душу» [12, c. 272]. Халид выступает как сторонник больших перемен во имя прогресса во всех сферах арабского общества.

Говоря о том, что «сильная волна оставляет след на поверхности волны и потом только в океане превращается в мощную силу» [12, c. 235], он указывает на близость с американскими транесценденталистам в представлени традиций национальной литературы. Его главная цель — борьба за родину «обществу нужно, прежде всего, говорить я — избранник его гласа, чувствую, что я должен откликнуться на этот зов, если не пойду навстречу, то он умолкнет навсегда» [12, c. 128]. В основе жизненного пути Халида — рупора идей Амина Рейхани — деятельность, прошедшая в испытаниях, в конечном счете, найденный им идеал Отечества, а само же произведение «Книга Халида» всеми достоинствами, нюансами Востока и Запада превратилась в главную книгу писателя: «Наступит день, когда каждый на основе прожитой жизни, создаст собственную Книгу и она во всем мире превратится в храм и дворец его Духа» [12, c. УШ].

Произведение Амина Рейхани «Книга Халида» писателя Востока, говорившая на языке Запада — самый величественный глас. Оно стало мостом литературной мысли для цивилизации Востока и Запада.

 

Список литературы:

  1. Имангулиева А. Корифеи новоарабской литературы — Б.: Элм, 1991, -324 с.
  2. Кузнецова С.Н. Социально-философская проза Генри Торо: Афтореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата филологических наук — М.: 1974, -18 с.
  3. Морозова Т.Л. Учение Эмерсона о «доверии к себе» и проблема индивидуализма в американской общественной и духовной жизни: Романтические традиции американской литературы ХIХ века и современность — М.: Наука, 1982, — 351 с.
  4. Осипова Э.Ф. Ральф Уолдо Эмерсон. Писатель и время — Л.: Издательство Ленинградского университета, 1991, — 137 с.
  5. Покровский Н.Е. Генри Торо — М.: Мысль, 1983, — 188 с.
  6. Рейхани А. Избранные — Л.: Художественная литература, 1988, — 447 с.
  7. Торо Г. Уолден, или жизнь в лесу — М.: Наука, 1979, — 455 с.
  8. Эмерсон Р. Ессе, Торо Г. Уолден, или жизнь в лесу — М.: Художественная литература, 1986, — 638 с.
  9. Grape Leaves. A Century of Arab-American Poetry (Edited by Gregory Orfalea and Sharif Elmusa) — New York: Northamton, 2000, — 300 р.
  10. Dunnavent III W.E. Rihani, Emerson and Thoreau: Rihani Ameen. Bridging East and West: A pioneering Call for Arab — American Understanding (Edited by Nathan C.Funk, Betty J.Sitka) — New York: University press of America, 2004, — 181 р.
  11. Nathan C.Funk. More than Tolerance: Rihani on Intercultural Reconciliation: Rihani Ameen. Bridging East and West. A pioneering Call for Arab — American Understanding (Edited by Nathan C.Funk, Betty J.Sitka) — New York: University press of America, 2004, — 181 р.
  12. Rihani Ameen. The Book of Khalid — New York: 1973, — 364 р.
Проголосовать за статью
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

Оставить комментарий