Статья опубликована в рамках: IV Международной научно-практической конференции «В мире науки и искусства: вопросы филологии, искусствоведения и культурологии» (Россия, г. Новосибирск, 13 октября 2011 г.)
Наука: Филология
Секция: Русская литература
Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции
- Условия публикаций
- Все статьи конференции
дипломов
ЭПИЧЕСКОЕ НАЧАЛО В ДРАМАТУРГИИ МИХАИЛА РОЩИНА
Шалимова Елена Васильевна
аспирант СамГУ, г. Самара
Стремление Бертольда Брехта создать эпический театр ставило перед ним сложную задачу эпизации драмы за счет изобразительных средств эпических, повествовательных жанров. Но эта тенденция прослеживается уже с античной трагедии, где был хор, и сохраняется далее, в европейской драме с прологами и эпилогами, обращенными непосредственно к зрителю. Как известно, все, что желает изобразить и передать автор драмы, реализуется в монологах и диалогах персонажей, а также действии, обычно ограниченном сценическим пространством. Драматург, таким образом, в отличие от романиста очень скован и ограничен требованиями рода, он крайне стеснен в выражении своей позиции: собственных наблюдений, философских идей, социальных обобщений. В драме нет места авторским отступлениям, но история развития рода свидетельствует о поисках расширения границ, сковывающих драму.
В ХIХ столетии в литературе господствует проза. В связи с этим трансформируется художественная система, и в драму проникает эпическое начало, начинает изменяться суть драматического конфликта и действия. Расцвет прозаических жанров провоцирует в некотором смысле эпическое мышление. Об этом пишут М. М. Бахтин (он также утверждает, что и драма в свою очередь влияет на эпос), В. Е. Хализев, В. Днепров и др.
С характером авторского мышления связывает процесс эпизации драмы В. Е. Головчинер. По ее мнению, в ХIХ веке драма как род развивалась преимущественно в русле собственно драмы. Ее возможности расширялись за счет эпизации отдельных моментов: увеличения роли фона, обстоятельств, введения побочных линий, необязательных с точки зрения интриги, дополнительных эпизодов, но все это не меняло ее аристотелевской природы — судьба героя создавала напряжение действия, заставляла зрителя волноваться. В. Е. Головчинер, анализируя точки зрения В. Е. Хализева, А. А. Карягина, А. С. Чиркова, склоняется к тому, что эпическая драма «утверждается не как разновидность жанра «драматической драмы», а как возрождающееся в определенных культурно-исторических условиях в пределах драматического рода направление его развития, со своими, в пределах этого направления определяющимися подразделениями, жанровыми разновидностями» [1, с. 21]. При этом, безусловно, родовая доминанта этого явления вполне ясна, а словом «эпическая» обозначается, по словам В. Е. Головчинер, не другой литературный род и его возможности, а ориентация художника на эпически значимые фрагменты, а также мировосприятие художника, который ощущает человека частью общего бытия — космического, природного, социального. Не «межродовой диффузией» В. Е. Головчинер объясняет появление эпической драмы, а типом авторского мышления, стремлением автора обнаружить такую драматическую форму, где органично бы воплотилась сложная и противоречивая действительность.
По характеру основных способов выражения авторского сознания выделяет эпическую, лирическую и собственно драму Б. О. Корман. Он указывает: «В эпической драме в речах главных действующих лиц сглажено или ослаблено индивидуальное начало, определяемое личностью персонажа (характером, профессией, общественным положением, принадлежностью к известной бытовой среде и пр.). Возникает некий общий речевой стиль, за которым непосредственно стоит автор» [4, с. 86]. Такое стирание речевых особенностей можно считать признаком эпического начала в драме, а также особенностью эпоса, которая используется с целью расширения драматических возможностей.
В классификации форм межродового взаимодействия у Б. О. Кормана эпическая драма — это «двуродовое литературное образование, характеризующееся сочетанием драматической формально-субъектной организации и преобладающих пространственной и временной точек зрения» [3, с. 333]. Литературовед не выделяет родовую доминанту. Он характеризует двуродовые образования по двум критериям: формально-субъектной организации и преобладающей точке зрения. Так, признаком эпического является пространственная и временная точки зрения, но помимо этого можно выделить еще несколько существенных маркеров.
«Эпическое начало в драме, — по определению Э. Л. Финк, — это тенденция к преодолению ограничений времени и пространства драматического действия, расширению круга лиц, событий, бытового материала, психологических мотивировок. Активное действие «центробежных» сил, связанных с объясняющим характером реализма, в развитии драмы сталкивается с силами центростремительными, которые рождены спецификой драматического рода, законом концентрации, напряженности и внешних событий, и внутренней жизни персонажа» [6, с. 111–112].
Расширение пространственных и временных границ в драме можно обнаружить у А. С. Пушкина в «Борисе Годунове», но более выразительно тяготеют к центростремительности векторы пространства и времени в драматургии А. П. Чехова. Если классическая драма имеет целью изображение настоящего времени, то Чехов изображает в своих пьесах историческое настоящее как промежуточное время, которое является посредником между двумя эпохами: той, которая прошла, и другой, которая должна прийти ей на смену и уже сейчас влияет на настоящее. «Время приобретает у Чехова многозначный, изменчивый драматический смысл (…). Оно включает в себя настоящее, прошлое и будущее, жизнь сценических персонажей и историческую жизнь многих поколений, жизнь природы, смену времени года и движение суток, расщепляется на отдельные, едва уловимые мгновения, слитную череду будней и вечность» [2, с. 110].То же наблюдается и в драматургии М. М. Рощина. В «Эшелоне», напиример, персонажи обращаются к прошлому, к тому, как жили до войны, до эвакуации. Сейчас они вынуждены жить настоящим, но думают о будущем, надеются на лучшее.
Временные рамки расширяют пространственные границы. Зингерман пишет: «Также и сценическое пространство у Чехова — это показанное на сцене место действия: дом с садом — и целый уезд в средней полосе России, и Москва, и Харьков, и Париж…» [2, с. 110]. Эшелон у М. Рощина движется из Москвы на юг. «Вагон несется в зловещем военном пространстве, словно земля в безжизненном космосе, коробочка тепла в ледяном вихре смерти» [5, с. 62]. Поезд делает остановки, переезжает через мост. Пространство постоянно расширяется и становится абстрактнее. Иначе построен «Серебряный век», где автор указал: «сцены из 1949 года». Герой встречается не только с людьми, живущими с ним в одно время, в одном городе, но и с гонимыми поэтами, которых уже нет среди живых, но они внезапно появляются в комнате или проходят невдалеке мимо, смещая время и сокращая пространство. Здесь же, в «Серебряном веке», драматург отходит от бытового правдоподобия, используя брехтовский принцип разъединения сценических элементов.
В связи с перестановкой акцента на категорию хронотопа трансформируется тип драматического конфликта. В. Е. Хализев выделяет конфликт-казус и субстанциональный конфликт. Последний предполагает широкий круг действующих лиц, трансляцию исторических событий, расширение границ. Конфликт-казус присущ классическим пьесам с простым действием, где изображены столкновения персонажей и от героев зависит разрешение конфликтной ситуации. Субстанциональный конфликт после чеховской драмы берет господство в драматургии 60–80 годов ХХ столетия. Если в 20–30 годы выбор делал человек, то позже философский, экзистенциальный пласт в советской драматургии выходит на первый план, и тут уже герой конфликт разрешить не в силах. В «Эшелоне» внимание читателя/зрителя заостряется на столкновении человека и войны. Все бытовые конфликты решаются, отходят на второй план, но главное противостояние не во власти героев. В драматургии и прозе М. Рощина ставятся вопросы метафизического характера. Драматург пытается приближенно показать читателю/зрителю проблемы современности, которые актуальны для любого времени: противостояние добра и зла, беззащитность человека перед войной, столкновение любви и быта, писатель, его творческие муки против рамок, навязанных обществом, связь полноценности жизни и вещизма... М. Рощин всегда держался тем творчества, любви и добра, каким бы ни был сюжет его произведений. Каким бы простым и комическим ни казался замысел автора, в его пьесах всегда есть горечь, есть второй смысловой пласт, который и обнажает субстанциональный конфликт. В «Старом Новом годе» на первый взгляд смешная зеркальность героев Полуорлова и Себейкина демонстрирует далеко не комичные крайности, в которые впадает человек: один выбрасывает из дома всю мебель, потому что измучен «вещизмом», другой — работает и живет для того, чтобы в доме комфорта, красоты, уюта — всего было с избытком, в этом заключен для него смысл жизни. Пьеса «Валентин и Валентина» — история влюбленных, в чувства которых волей близких им людей просачивается какая-то бытовая прагматичность. Конфликт сложнее, чем кажется: здесь на первый план выходит не борьба с теми, кто против отношений Валентина и Валентины, гораздо труднее справиться с собой: любовь требует ответственности, самоотверженности, она не благосклонна к тем, кто поддается сомнениям и уговорам посторонних.
Тип конфликта деформирует структуру пьесы. Драматургу важны не только широта и объемность пространственных и временных ориентиров, но и возможности ремарки. В драматургии 50–70 годов ХХ века нередко можно встретить ремарки, адресованные не актеру/режиссеру как подсказки, а именно читателю/зрителю в качестве повествовательных фрагментов, которые и изобразить по ту сторону рампы не всегда возможно. Эпический характер ремарок М. Рощина обусловлен отчасти прозаическим опытом автора, отчасти внедрением в драму эпических черт на том или ином уровне. Эпический автор-повествователь появляется в пьесе, когда для дальнейшего движения действия становится необходимым авторское присутствие, объективная оценка происходящего. Наиболее нетрадиционны, если можно так сказать, ремарки в «Эшелоне», который поначалу задумывался М. Рощиным как повесть. В результате «Эшелон» автор назвал трагической повестью для театра, что в той или иной степени свидетельствует о явном присутствии эпического элемента в пьесе. Ремарки здесь — это не только краткие характеристики и описания, но часто — объемное повествование о происходящем из уст автора, а также реплики героев: «Все замирают в ужасе — на эшелон внезапно падает рев и тут же тень летящего на бреющем самолета. Секунда оцепенения. «По вагонам!» — кричит Есенюк. Затем дает новую команду: «Рассыпайсь!» Но лязгает сцепление, паровоз гудит, и Есенюк снова кричит: «По вагонам!» Все бросаются по местам. Глухонемой прикрывает собой детей, на тамбур цепляется Федор Карлыч. Есенюк убегает вдоль поезда, Тамара зовет его назад. Галина Дмитриевна командует. Маша тащит за собой Катю, а потом вместе с Ивой и Леной швыряют в вагон кастрюли, чайники, горячие кирпичи. А самолет делает новый заход, и теперь к его все заглушающему реву прибавляется четкий звук крупнокалиберного пулемета…» [5, с. 86]. По структуре и проявлению автора подобные ремарочные пласты напоминают малые прозаические жанры.
К этому следует добавить, что одной из характерных черт эпоса является — повествователь-посредник между читателем и действующим лицом. А на первых представлениях «Эшелона» в театре «Современник» Рощин даже выходил на сцену, чтобы, сидя за столиком, самому читать и обращения и ремарки. Но не только в этом проявляется явное авторское присутствие. Нередко в ремарках, хотя целесообразнее было бы называть их «повествовательными фрагментами», рассуждает автор-повествователь, сокращающий драматическое действие, двигающий его к более важному моменту. Хотя может быть иначе: когда диалог не двигает действие, драматург останавливает его на одной из «горячих точек» и весь эмоциональный накал вкладывает в слова автора, в ремарочный пласт, выполняющий не только традиционную вспомогательную функцию ремарки в драме. Такой прием использует М. Рощин в «Эшелоне»: во время стоянки поезда, во время бомбежки он прерывает диалоги персонажей повествовательным отрывком.
В пьесах М. Рощина по-разному проявляется категория эпического. Нередко эпическое начало довольно тесно переплетено с лирическим. И нельзя категорично относить его тексты к эпическим или лирическим драмам. Родовые начала столь органично внедрены в драматические произведения М. Рощина, что кажется нелепым навязывающийся вопрос о родовой доминанте в текстах. Хотя и он, несомненно, заслуживает пристального внимания.
Список литературы:
- Головчинер В. Е. К вопросу о статусе эпической драмы в системе драматического рода// Драма и театр: Сб. науч. тр. Вып. III. — Тверь. — «Твер. гос. ун-т». — 2002. — С. 8–22.
- Зингерман Б.И. Театр Чехова и его мировое значение. — М. — 1988. — 521 с.
- Корман Б. О. Избранные труды. Теория литературы/ Ред. сост. Е. А. Подшивалова, Н. А. Ремизова, Д. И. Черашняя, В. И. Чулков. — Ижевск. — «Институт компьютерных исследований». — 2006. — 552 с.
- Корман Б. О. Изучение текста художественного произведения. — М. — «Просвещение». — 1972. — 110 с.
- Рощин М.М. Спешите делать добро. — М. — «Советский писатель». — 1984. — 368 с.
- Финк Э.Л. Эпичность русской драмы// Вестник СамГУ. — № 3 (21). — 2001. — С. 111–119.
дипломов
Оставить комментарий