Статья опубликована в рамках: LXIII Международной научно-практической конференции «В мире науки и искусства: вопросы филологии, искусствоведения и культурологии» (Россия, г. Новосибирск, 17 августа 2016 г.)
Наука: Искусствоведение
Секция: Изобразительное и декоративно- прикладное искусство и архитектура
Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции
дипломов
ПЕВЕЦ СТАРОГО БАКУ
SINGER OF OLD BAKU
Aslan Khalilov
dissertator of Azerbaijan State Academy of Fine Arts Member of Artist’ Union of Azerbaijan,
Azerbaijan, Baku
АННОТАЦИЯ
Есть художники, чье творчество прочно и неразрывно связано с родной землей: в соприкосновении с ней они черпают новые силы. К ним относился и А. Рзакулиев – настоящий титан национальной графики Азербайджана. А. Рзакулиев родился в Баку, художественное образование получил сначала в родном городе, а потом в Москве. Хотя имя художника впервые встречается среди азербайджанских живописцев в конце двадцатых годов, но известен как автор графической серии «Старый Баку» (1960–1966). Многочисленные листы серии «Старый Баку», изображающие людей и предметные приметы времени, являются выразительными и проницательными свидетельствами соответствующего миропредставления.
ABSTRACT
There are artists whose work is firmly and inextricably linked with his native land: in contact with it they draw new strength. One of them is undoubtedly A. Rzaguliyev – a real Titan of the national charts of Azerbaijan. A. Rzaguliyev was born in Baku, he got primary art education in his native city and then continued in Moscow. Though his name first appears among Azerbaijani painters in the late twenties, he was known as the author of the graphic series “Old Baku” (1960–1966) long before. Numerous sheets of the series “Old Baku”, depicting people and the subject of the signs of the times, are expressive and acute evidence of the corresponding representation of the world.
Ключевые слова: старый Баку, графика, серия, линогравюра.
Keywords: old Baku, drawing, series, linocut.
Есть художники, чье творчество прочно и неразрывно связано с родной землей: в соприкосновении с ней они черпают новые силы. К ним относился и Алекпер Рзакулиев (1903–1974) – заслуженный художник Азербайджана, настоящий титан национальной графики.
Он прошел большой творческий путь. Его художественную индивидуальность отличало многообразие творческих исканий. Мастеру удавалось раскрыть подлинную духовность создаваемых образов, с предельной простотой показать благородство и глубину человеческой души, их своеобразный быт, окрашенный историей.
А. Рзакулиев родился в Баку, художественное образование получил сначала в родном городе, а потом в Москве. Хотя имя художника впервые встречается среди азербайджанских живописцев в конце двадцатых годов, но известен как автор своеобразной графической серии «Старый Баку», созданный автором в конце 50-х – в начале 60-х годов. Причиной долгого отсутствия художника в творческом мире был его арест. Дорого обошлась ему дружба с прогрессивным мексиканским художником Диего Риверой и турецким поэтом Назим Хикметом во время учебы в Москве.
Надо отметить, что уже тогда А. Рзакулиев проявлял интерес к дореволюционной жизни азербайджанского народа («Азербайджанка», 1926; «Борцы», 1926). В шестидесятые годы сцены старого быта вновь находят свое воплощение в многочисленных линогравюрах А. Рзакулиева, объединенных под названием «Старый Баку», впоследствии ставшим чуть ли не символом узнаваемости художника.
Рисунок 1. «Азербайджанка» 1926
«Серия «Старый Баку» — плод многолетней работы А. Рзакулиева. Перед нами торговцы и ремесленники, праздношатающиеся богачи и мелкие обыватели, мужчины и женщины, дети и подростки — и все это полно движения, действия. Вот, повалив огромного буйвола, двое мужчин подковывают его. Вернее, подковывает один – это мастер, кузнец, который с явным удовольствием исполняет привычную работу, предвкушая неплохой заработок. Рядом с ним, по всей вероятности, хозяин, угрюмый, хмуро насупивший брови, страшно недовольный неприятностью, прервавшей путь. Вот и вся сценка. Но сколько в ней верности жизни! Только художник с острой наблюдательностью и богатым воображением мог раскрыть перед нами такие яркие типажи» [2].
Впечатление необыкновенной правдивости, удивительное знание народной жизни, этнографии, различных традиций – все это ярко отражено в этой серии работ. Наблюдательный художник очень точно изображает бытовыесцены, показывая женщин, пекущих национальный хлеб «лаваш», детей, обучающихся в старой школе – «медресе», женщин, спешащих в баню, уличную столовую, где с аппетитом поедаются вкусные восточные блюда. Изображения музыкантов, играющих на свадьбе, борцов, состязающихся на красочном ковре, покоряют знанием национальной культуры.
Многочисленные листы серии «Старый Баку», изображающие людей и предметные приметы времени, являются выразительными и проницательными свидетельствами современного миропредставления. Художник сочетает в своих работах образы старины и приметы вечного, передавая их очень конкретно, пластически осязательно. Приметы контраста становятся основополагающими в его произведениях.
Рисунок 2. «Борцы» 1926
Шестидесятые годы развития искусства Азербайджана характеризуются сложными, не лишенными противоречий, процессами, новаторская сущность которых несомненна. В основе их лежат образно-стилистические изменения в искусстве: поиски новой образности и новых соответствующих ей художественных форм. Этот процесс имеет цельи задачу выявлять его новые стороны и новые возможности. Приступая к осуществлению серии «Старый Баку» в технике линогравюры, Алекпер Рзакулиев намеревался найти именно новое, соответствующее общему духу, художественное решение.
Хочется отметить, что в начале 60-х годов в советской, в том числе и в азербайджанской станковой графике всеобщее признание завоевывает линогравюра. Ее жесткая лаконичная выразительность, основанная на динамичной линии и пятне, условность, тяготеющая к экспрессивно заостренному образу, соответствовали духу «сурового стиля», утверждающего себя в искусстве этих лет. Именно, этими эстетическими качествами привлекала внимание зрителей серия художника, посвященная родному городу.
Ещё тогда ни у кого не вызывало сомнения, что активность творческих исканий, наметившихся в искусстве Азербайджана в начале 60-х годов, не ограничилась обновлением «старых» художественных форм и средств выразительности. Выставки этих лет показали, что назревают серьезные изменения в самой художественно-образной структуре искусства, ибо обновление художественной формы не решается путем изменения приемов как таковых. Это вопрос новаторства художественных идей, вопрос способов и средств художественного мышления, отражающего новую ступень в эстетическом познании мира. Отсюда сама проблема формы и содержания, их связи и взаимодействия раскрываются с новой нам непривычной стороны. Поставленный перед необходимостью эмоционального контакта со зрителем, художественный образ, как способ мышления, претерпевает серьезные изменения в своей структуре. Они продиктованы способностью художественного образа, его свойством воздействовать на мысли и чувства как содержанием, так и музыкой линий и форм. Произведения А. Рзакулиева, посвященные древнему городу, характеризуются высокими художественно-эстетическими качествами.
«Серия «Старый Баку» (1960–1966) Рзакулиева привлекает ощущением лично пережитого, прочувствованного и, вместе с тем, в ней ненавязчиво дается оценка тому, что изображено.
Художник нашел ключ к решению близкой ему темы. Он не копирует действительность, его стихия – обобщение, возникающее из предельной сконцентрированности образа, имеющего, вместе с тем, достоверную убедительность, реальность.
В серии «Старый Баку» любая линогравюра декоративна благодаря умело продуманному ритму черно-белых пятен, тонких штриховых линий, пунктирных точек, сетки и других графических приемов. И вместе с тем, гравюра – это не просто декоративное украшение» [3, с. 19].
Богатство художественного наследия – источник, который мог бы влить в линогравюры свежую и плодотворную струю, что мы и наблюдаем в графических листах художника. Вопрос преемственности национальных художественных традиций имеет свою историю. Ее корни, как мы знаем, уходят в живопись и графику XVI–XIX и начала XX веков. Оглядываясь назад, можно легко проследить несколько линий ее практического претворения. В их числе, несмотря на спорность и жестокие атаки критики, наиболее стойким остался путь стилизации приемов Азербайджанской миниатюры, долгое время почитавшейся едва ли не единственным источником изобразительно-пластической традиции. В Азербайджанском искусстве XX века мы знаем ряд примеров последовательно и широко поставленного поиска средств выразительности, соответствующих духу и характеру того времени на основе изучения художественно-культурного наследия. Чаще всего они замыкаются стилизующими приемами. Характерным примером является творчество известных художников – современников Алекпера Рзакулиева – Г. Халыкова, С. Саламзаде, Дж. Муфидзаде, А. Гаджиева, Б. Гаджизаде и др.
Во многих работах художника, независимо от мотивов и тем, история выступает как фактор эмоциональной памяти. Перед нами предстают: величественная архитектурная жемчужина средневекового Азербайджана – Девичья Башня, уникальный исторический памятник – Храм огнепоклонников, общий вид городских стен; память художника достоверно воссоздает улицы Баку с конкой – характерным транспортом дореволюционного периода. Эти работы не просто листы – пейзажи. Художник изображает архитектурные мотивы в единении с повседневной жизнью. Например, в работе «Девичья башня» в общую композицию удачно включены десятки бытовых сцен: женщины полощут в морской воде белье, мужчины моют лошадей, мальчики ловят рыбу. На берегу моря как на огромных скалах сушат паласы и белье. Своеобразную динамику жизни города передают панорама старых домов, крыши торговых рядов, караваны верблюдов, изображенных на втором плане.
Рисунок 3. «Девичья башня» 1967
«Созданную им в этих линогравюрах яркую галерею типов торговцев и ремесленников, праздношатающихся богачей и мелких обывателей, мужчин и женщин, подростков и детей пронизывает то едкая ирония, то безобидный юмор. Иногда они вызывают сочувствие и сострадание. Глубокое знание народной жизни, национального типажа, костюма роднит Алекпера Рзакулиева с Азимом Азимзаде» [1, с. 152].
Эта серия еще раз показывает плодотворные итоги обращения художника к национальной тематике, использовавшего в их художественном решении сочетание классического наследия с современностью.
В заключении хочется сказать, что серия «Старый Баку», экспонированная в различных странах мира, принесла заслуженную славу и признание художнику.
Список литературы:
- Искусство Советского Азербайджана. Коллектив авторов. «Советский художник». Москва, 1970. 208 с.
- Керимов К. «Самобытность мастера на соискание премии имени М.Ф. Ахундова». Газета «Бакинский рабочий» от 10 апреля 1972 г.
- Свиридова И.А. Алекпер Рзакулиев. «Советский художник». Москва, 1970 г. 82 с.
дипломов
Оставить комментарий