Статья опубликована в рамках: LXVIII Международной научно-практической конференции «В мире науки и искусства: вопросы филологии, искусствоведения и культурологии» (Россия, г. Новосибирск, 11 января 2017 г.)
Наука: Искусствоведение
Секция: Изобразительное и декоративно- прикладное искусство и архитектура
Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции
дипломов
АНДРЕЙ ГОРБУНОВ – ПЕДАГОГ КАФЕДРЫ МОНУМЕНТАЛЬНО-ДЕКОРАТИВНОЙ ЖИВОПИСИ
ANDREI GORBUNOV - TEACHER DEPARTMENT MONUMENTAL AND DECORATIVE PAINTING
Sergey Krylov
teacher, manager of congress activities of
Saint Petersburg Stieglitz State Academy of Art and Design,
Russia, Saint Petersburg
АННОТАЦИЯ
Автор пытается прояснить ситуацию, сложившуюся в настоящее время в монументальном искусстве в Российской Федерации. В статье приведено исследование художественных проектов Андрея Горбунова, преподавателя кафедры монументально-декоративной живописи Академии Штиглица. Сегодня многие профессиональные монументалисты обратились к галерейной форме творчества. Андрей Горбунов не стал исключением.
ABSTRACT
The author tries to clarify the modern situation in monumental art in the Russian Federation. The article provides research of art projects maded by Andrey Gorbunov lecturer of department of monumental and decorative painting Stieglitz Academy. Today, many professional muralists turned to the gallery art form. Andrey Gorbunov was no exception.
Ключевые слова: монументальная живопись; актуальное искусство; академическое образование.
Keywords: monumental painting; contemporary art; academic education.
Цель Советской Власти с самого первого месяца правления заключалась в подъеме патриотизма и национальной культуры. В первые десятилетия и послевоенные годы особенно остро ощущалась нехватка квалифицированных кадров архитекторов, реставраторов и художников-монументалистов, в связи с чем Правительство открывало новые учебные заведения с уклоном на монументальное искусство, где готовились специалисты альфрейного, мозаичного и витражного дел. После войны ведущими вузами в стране становятся Ленинградское высшее художественно-промышленное училище им. В.И. Мухиной (ЛВХПУ им. В.И. Мухиной) и Московское высшее художественно-промышленное училище им. С.Г. Строганова.
Со сменой власти культурные ценности постепенно переосмысливаются. Национальная идея как понятие в антагонизированном обществе не существует априори. Несомненно, вызывает интерес вопрос о профессиональной деятельности художников, получивших монументальное образование, в государстве, экономящем на развитии высоких ценностей, в обществе, забывающем о понятии «культура». Сегодня на кафедре монументальной живописи СПГХПА им. А.Л. Штиглица работают десять художников. Рассмотрим проекты одного из них – старшего преподавателя Андрея Горбунова.
***
Андрей Владимирович Горбунов родился в 1979 году в Дзержинске, в 1998 — окончил Нижегородское художественное училище, в 2005 — защитил дипломный проект на кафедре МДЖ под руководством В.Г. Бушуева (1946; вып. 1976) и В.Г. Леканова (1939-2015; вып. 1967)[1, c. 258]. Архитектурным пространством для дипломного проекта послужил виртуальный, спроектированный художником объект «Колодец душ» — это мемориальный комплекс, посвященный человеческой душе [илл. 1]. По задумке автора мемориал располагается в отдалённой лесопарковой зоне. Строение состоит из двух ярусов. Верхняя зона, находящаяся над землёй, единственно видная снаружи, напоминает воронку, «засасывающую зрителя в нижний зал». Вниз ведут четыре лестницы, которые продолжают тропы, подводящие посетителей к комплексу. На их пересечении располагается скульптура, представляющая верхнюю половину человеческой головы, которая, по задумке автора, должна пугать, интриговать, и тем самым привлекать зрителя к посещению нижнего, основного зала. В центре нижнего зала стоит большая светящаяся изнутри колонна, покрытая рисунками. Рисунки выполнены в оригинальном изобразительном приёме, который родился в результате долгой практики натурного рисования и стал «визитной карточкой» художника. Изображения образуют бесконечный поток благодаря бесчисленным отражениям в системе замкнутых зеркал.
Илл.1. «Колодец душ». 2005 г.
В пояснительной записке к диплому художник пишет: «Эту идею бесконечного потока душ я старался изобразить максимально очищенной от религиозных наслоений, и я надеюсь, что никто не будет рассматривать её через эту призму. Главная цель этого объекта — лишь озвучить вопрос, волнующий каждого из нас. Надеюсь, что любой зритель, побывавший в этом колодце, не только приблизится к своему личному ответу, но и увидит отражение своей души в этом бесконечном потоке». То есть уже в первом масштабном творческом, то есть не учебном, проекте Андрей Горбунов ставит перед собой задачу изобразить «идею». Нечто несуществующее в реальности, нечто труднообъяснимое обычными словами и сложное для поверхностного понимания.
Илл. 2. Роспись в кабинете биологии в общеобразовательной школе. С.-Пб. 2003.
В 2006 году В.Г. Леканов, на тот момент заместитель заведующего кафедрой, пригласил Андрея Горбунова преподавать рисунок на кафедре МДЖ. С 2007 года художник входит в группу «Непокорённые». Как выпускник кафедры МДЖ Андрей Горбунов мастерски владеет всеми изобразительными материалами, уверенно работает в разных техниках — фактически является универсальным художником. Андрей Горбунов выполнил ряд монументальных росписей, но он не считает их формирующими его образ [илл. 2]. Активно участвуя в групповых выставках, проведя несколько персональных проектов, Андрей Горбунов оставляет для себя приоритет за галерейной формой «contemporary art». Каждый его проект — это изображение идеи, это сложный нереальный мир человеческих мыслей и эмоций. При организации персональных проектов его как монументалиста интересует всё пространство принимающей галереи, он не может ограничится плоскостью в обычном понимании, ищет оригинальные формы презентации. Художник создаёт свою актуальную архитектонику внутри стандартных стен галерейных залов, не способных в своём обычном состоянии поддержать замысел. Авторское, идеальное презентационное пространство становится для Андрея Горбунова важным выразительным средством. Все детали должны отражать основополагающую концепцию проекта, художник ищет максимально подходящие для этого способы.
В ранних работах идея художника состоит в изображении анатомии человеческого тела, он видит в этом возможность выхода к наиболее существенным проблемам бытия. Андрей Горбунов полагает, что истину можно найти, с одной стороны, в изображении скрытой механики и физики тела, и, с другой, – в обнажении потаенной изнанки импульсов душевной жизни. «Фрагментация – излюбленный прием, которым пользуется художник, — лежит в основе восприятия тела в качестве неодушевленного объекта желания, своего рода натюрморта. Мы видим разверстые тела, открытые холодному, бесстрастно оголяющему свету, подобно скальпелю хирурга в прозекторской. Если это жизнь плоти – то уже после смерти, когда пытливый анатом препарирует тело, пытаясь каждый раз решить свою частную задачу, но вовсе не из стремления открыть секрет одушевления целого, нет, скорее – найти механизмы локальных приводов и сцеплений, как детали большой машины»[8]. Поддерживая исследования Фрейда, художник планомерно, последовательно изображает распад «желания».
Андрей Горбунов является виртуозным мастером, его рисованные с анатомической точностью биоморфные образования, за счёт их сцеплений, размыканий и наложений перетекающие друг в друга, представляют фантазии на тему «мертвое-живое». Перед зрителем предстаёт бесконечный «сюрреалистический пейзаж», который соткан из монотонной череды образов, сформированных из мотков жил и пучков сухожилий, складок тканей и сочленении костей. Искусство для Андрея Горбунова — изображение оборотной стороны желания и страсти, где есть лишь пустота и отчуждение.
Илл. 3. «Pink Desires». 2009.
В июле 2009 года у Андрея Горбунова состоялась выставка «Pink Desires» в Галерее Марины Гисич (Санкт-Петербург)[илл. 3]. На выставке была представлена серия из живописных работ, выдержанных в черно-серо-белой гамме с включением нейтрального розового цвета. В этом проекте художник пытается отразить желание плоти, которое в обыденной жизни общественная мораль прикрывает своими нормами. Автор считает, что в жизни физиология человека отходит на второй план вследствие «завуалированности настоящих мотивов». В этом проекте человек предстаёт духовно замкнутым существом, автор же снимает внешнюю оболочку и оголяет розовую плоть истинных желаний. Можно заключить, что художник не воспринимает общество как нечто духовно возвышенное, для него человек — низменное создание, терзаемое похотливыми желаниями, но вынужденное их прятать под гнётом морали. Тексты к проекту художника составил Глеб Ершов — доцент кафедры междисциплинарных исследований и практик в области искусств Санкт-Петербургского государственного университета, кандидат искусствоведения.
Параллельно художник развивает свою основополагающую идею актуализированной презентации двухмерных изображений в трёхмерном пространстве. Его масштабные трёхметровые по высоте произведения не висят, как это принято. Одним вертикальным ребром планшеты прислонены к стене, вторым — они соединяются между собой, образуя выступающее, наступающее на реальный мир изображение. В таком случае инсталляционное начало начинает играть доминирующую роль. Деформирующие таким образом галерейную площадь картины становятся одним единым арт-объектом.
Следующим значительным проектом становится выставка «IMHO» в галерее «Триумф» (Москва), продемонстрированная в феврале 2011 года [илл. 4]. Проект из серии графических изображений посвящен сетевому искусству в современном социуме. «Серия графики, стилистически напоминающая европейский анатомический рисунок XVII века и ту манеру изображения человеческого тела, которая стала свойственна многим художникам в 21 веке»[5]. Под термином «IMHO» автор скрывает самоироничную попытку разговора на современном молодёжном языке. Андрей Горбунов новым стилистическим способом развивает свои идеи, «вплетя в сложный венок из кишок и цветочков – Бога, человека, персонажей мультфильмов и аббревиатуры гиков. Сонм всех этих образов напоминает древнее священнодействие, где чернокнижник украшает свои таинственные обозначения так и сяк, переводя реальные письмена в абстрактный механический узор, усложняя и без того ускользающий смысл...»[8]. Текст для выставки подготовила историк искусства, арт-критик и куратор Александра Рудык.
Илл. 4. «Оберег» / «Наглядное доказательство». Проект «IMHO». 2011.
В проекте «Vertex» для галереи «Триумф» особенно остро прослеживается желание художника уйти от изобразительной виртуозности в шаблонном понимании, качественные, детализированные изображения ему необходимы лишь в качестве оформления идеи. Андрей Горбунов стремится к выражению идеи не только через изобразительное мастерство, но и через совершенную организацию презентативного пространства [илл. 5]. Стены были покрашены в чёрный цвет, картины, выхваченные из полумрака, как бы становятся фрагментами размышления автора, в их размещении прослеживается нарративная структура. Зритель, переходя от одного полотна к следующему, изучает последовательное размышление художника.
Илл. 5. «Vertex». Галерея «Триумф». Москва. 2014.
Илл. 6. «Render». Галерея «Marina Gisich Gallery». Санкт-Петербург. 2011.
***
«Балансирование между двумя импульсами чувств создает парадоксальный сплав, взрывную амальгаму, — желание оборачивается отвращением – и то и другое возникает безотчетно, как дуновение запаха»[8]. Как бы зритель ни относился к проектам художника, они никого не оставят равнодушным. Каждый посетивший выставку Андрея Горбунова уходит под впечатлением и размышляет над происхождением своих чувств, эмоций, человеческих отношений.
В былые годы у художников была возможность сохранять своё лицо, авторский стиль при выполнении государственных заказов. Сегодня монументалисты зачастую не воспринимают собственные проекты отражением индивидуальности, поскольку мнение заказчика деформирует или совершенно уничтожает авторскую задумку. Выполнение частных монументальных заказов привлекает далеко не всех художников. Многие предпочитают самовыражаться в галерейном формате, где их концепция сохраняется в первозданном состоянии.
В настоящее время художник постоянно сотрудничает с такими известными галереями, как «Триумф»[илл. 5], «Marina Gisich Gallery»[илл. 6], «Art Reflex» и Музей современного искусства «Erarta»; им проведён ряд персональных выставочных проектов: в 1999 году — первая персональная выставка в Нижегородском Доме учителя, в 2007 – «Стул life» в галерее «Ди-Ди» (Санкт-Петербург), в 2008 – «Шея» для галереи «ЛЮДА» Петра Белого (Санкт-Петербург), в 2009 – «В поисках утраченного аппендикса» в галерее «Navicula Artis» (Санкт-Петербург), в 2009 – «Pink Desires» в Галерее Марины Гисич, в 2011 – «IMHO» в галерее «Триумф», в 2011 – «Render» в галерее Марины Гисич, в 2012 – «Revision DNA» в галерее «Erarta» (Лондон), в 2013 – «VIRUS» в музее «Erarta» (Санкт-Петербург), в 2014 – «VERTEX» в галерее «Триумф». Из значительных групповых проектов с участием Андрея Горбунова необходимо назвать следующие: в 1997–1999 годы — участие в городских и областных выставках в Нижнем Новгороде; в 1997–1998 — ряд групповых выставок с дзержинским творческим объединением «Другие»; в 2007 — выставка «Самый-самый новый» в галерее «Ателье №2» в Центре современного искусства «Винзавод» (Москва); в 2008 — участие с проектом «Послевкусие» в групповой выставке «Память полей» на открытии лофт-проекта «Этажи» (Санкт-Петербург); в 2008 — проект «ДНК» в галерее «Арт-Рефлекс» (Санкт-Петербург); в 2008 — проект «Смерти.net?» для галереи «Виктория» (Самара); в 2009 — «Это Люда» в лофт-проекте Этажи (Санкт-Петербург); в 2009 — проект «Арт-Доминирование» в «Iskrasoft» (Санкт-Петербург); в 2010 — «Первая инсталляция» в «Modernariat Gallery» (Санкт- Петербург); в 2010 — участие в проекте «Гидропоника» на фестивале «Живая Пермь» (Пермь); в 2010 — «Арт-Москва» галерея «Триумф»; в 2012 — «ARCO Madrid» в Галерее Марины Гисич; в 2012 — «Трапеза бытия» в галерее «RUARTS» (Москва); в 2012 — «Те, кто не слышат музыку, думают, что танцующие сошли с ума» для галерей Марины Гисич и «Ural Vision Gallery» (Екатеринбург); в 2014 — проект «Актуальный рисунок» для Русского музея (Санкт-Петербург); в 2014 — участие в выставке номинантов на Премию Сергея Курёхина в области современного искусства на выставочной площадке «Центр Современного Искусства им. Сергея Курёхина» (Санкт-Петербург); в 2014 — «Art Paris Art Fair» для «NAMEGALLERY» (Санкт-Петербург); в 2014 — «Москва. Барокко» в галерее «Триумф». Его работы находятся в частных и музейных коллекциях России, Англии и США.
Список литературы:
- Пономаренко (Савина) С.П., Леканов В.Г., Сперанская В.С. Выпускники кафедры монументально-декоративной живописи // Кафедра монументально-декоративной живописи. — СПб: Искусство России, 2011. — с. 83-274.
- Раскин А.Г. Кафедра монументально-декоративной живописи // Кафедра монументально-декоративной живописи. — СПб: Искусство России, 2011. — С. 16-39.
- Сайт галереи «Anna Nova Art Gallery» [электронный ресурс]. — Официальный сайт, 2016. — URL: http://annanova-gallery.ru/artists/artist/Art-gruppa-MYLO/ (дата обращения 13.02.2016).
- Сайт галереи «Люда» [электронный ресурс]. — Официальный сайт, 2016. — URL: http://galleryluda.com/LUDA-2008-2009-1 (дата обращения 14.02.2016).
- Сайт галереи «Триумф» [электронный ресурс]. — Официальный сайт, 2016. — URL: http://www.triumph-gallery.ru/events/105.html (дата обращения 12.07.2016).
- Сайт кафедры МДЖ «Мастерская монументальной живописи» [электронный ресурс]. — Официальный сайт кафедры монументально-декоративной живописи СПГХПА им. А.Л.Штиглица, 2015. — URL: http://mastermural.com/gallery/techniques (дата обращения 13.02.2016).
- Сайт объединения «Паразит» [электронный ресурс]. — Официальный сайт, 2016. — URL: http://parazzzit.spb.ru/mainframe.php?page=4 (дата обращения 14.02.2016).
- Сайт художника Андрея Горбунова [электронный ресурс]. — Официальный сайт художника, 2016. — URL: http://art-gorbunov.ru/?page_id=2 (дата обращения 11.07.2016).
дипломов
Оставить комментарий