Статья опубликована в рамках: X Международной научно-практической конференции «В мире науки и искусства: вопросы филологии, искусствоведения и культурологии» (Россия, г. Новосибирск, 16 апреля 2012 г.)
Наука: Филология
Секция: Русский язык. Языки народов Российской Федерации
Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции, Сборник статей конференции часть II
- Условия публикаций
- Все статьи конференции
дипломов
АСПЕКТЫ ВАРЬИРОВАНИЯ КОНЦЕПТА «ЖИЗНЬ»
Бочарникова Ирина Вячеславовна
аспирант Астраханского государственного университета, г. Астрахань
E-mail: bocharnikovairina@gmail.com
В современной лингвистике существуют различные методы исследования и типологизации концептов. Но практически все учёные сходятся в одном: изучение когнитивных свойств концептов не может проводится отдельно от изучения их функциональных и коммуникативных свойств. По словам Е. С. Кубряковой, «…каждое языковое явление может считаться адекватно описанным и разъясненным только в тех случаях, если оно рассмотрено на перекрестке когниции и коммуникации» [4, c. 11—12]. Концепты должны рассматриваться как «явления динамического уровня взаимодействия языка, сознания, дискурса, культуры, характеризуемые потенциальностью смыслов, получающие определенность только на дискурсивном уровне, в условиях взаимодействия всех этих составляющих» [4, с. 3]. Авторы многих концептологических исследований говорят о том, что содержание концепта изменчиво и зависит от множества факторов (Гольдин 2003, Варзин 2003, Карасик 2002, Попова, Стернин 2001, Слышкин 2004, Степанов 1997, Фрумкина 1995). Одним из основных направлений изучения возможного варьирования концептов является сопоставление их содержания в разных лингвокультурах. Вместе с тем существенное влияние на содержание и функционирование концептов оказывают и другие факторы — социальные, возрастные, гендерные, дискурсивные, индивидуальные, влияние которых следует учитывать и при изучении национально-культурной обусловленности концептов. Концепт представляет собой «принципиально вариативную, нестатичную единицу: его содержание, в силу своей индивидуальной природы, модифицируется под воздействием культурно-исторических, социальных, возрастных, гендерных, дискурсивных факторов» [3, с. 7].
Разные типы концептов в различной степени подвержены варьированию, как внутриэтническому, так и межкультурному. Одним из наиболее ярких концептов, обладающий высокой степенью варьирования, является концепт «Жизнь». Центром концепта «Жизнь», как любого лингвокультурного концепта, является ценность. Е. В. Бабаева считает, что «лингвокультурный концепт выступает той структурой сознания, в которой фиксируются ценности социума» [1]. Изучение ценностной составляющей лингвокультурного концепта «Жизнь» актуально и необходимо, так как оно позволит определить базовые ценностные характеристики русского народа, дифференцировать их в зависимости от различных факторов и выявить те ценности, которые релевантны для носителей русского языкового сознания на данном этапе развития российского общества. Концепт «Жизнь» является многомерным сложным ментальным образованием, представленным в сознании разных людей своими многочисленными признаками и реализующийся в языке с помощью различных по семантической природе и эмоциональной окраске лексических средств. Именно в лексике русского языка зафиксированы совершенно разные, противоположные варианты языкового выражения смыслов концепта «Жизнь», а также вариативность его оценочного компонента. В объединении противоположных значений, качеств, свойств и признаков в рамках одного явления проявляется антиномическая природа концепта «Жизнь». Под антиномией мы понимаем «сочетание двух взаимопротиворечащих суждений об одном и том же объекте, каждое из которых истинно относительно этого объекта и каждое из которых допускает одинаково убедительное логическое обоснование» [2]. Антиномичность концепта «Жизнь» обуславливает единство, гармонию его противоположных по своей сути компонентов, а сам концепт выступает как некое целое, целостность которого не только не разрушается, а, напротив, обеспечивается взаимодействием противоположных составляющих. Благодаря высокой степени варьирования концепта «Жизнь», в языковом сознании личности возможно существование множества амбивалентных по своему содержанию понятий и образов, представляющих наше понимание жизни и актуализирующихся в языке.
На наш взгляд, концепт «Жизнь» может быть изучен с опорой на различные критерии вариативности. Одним из них является диахроническое варьирование концепта. Динамический характер концептуального содержания обосновывает важность изучения концепта в диахроническом аспекте. Данному вопросу посвящены работы по трансформации концептуального содержания в диахроническом аспекте (Зинковская 2006, Иванова 2006, Ковалев 2003, Колмогоров 2000, Кошкина 2008, Кругликова 2004, Терина 2007 и др.). На диахронические изменения в содержании концепта могут повлиять такие факторы, как смена системы социальных отношений, ослабление или усиление влияния различных философских, идеологических и религиозных систем, изменение качества и уровня жизни. Слово жизнь, образованное в древний период от древнерусского глагола житии, уже в момент своего появления, было полисемантичным, что обусловлено синкретизмом этимона — индоевропейского корня *gei/ *goi/ *gi. Этим объясняется варьирование смыслового компонента концепта. Однако важным представляется установить состав понятийного компонент концепта на разных исторических этапах развития языка, выявить схожие и новые элементы, изучить способы репрезентации концепта в паремиологических текстах как синтезе культурных ценностей русского народа, сопоставить полученные сведения с содержанием понятийного компонента в современных лексикографических источниках.
На современном этапе важным представляется проанализировать способы репрезентации концепта в современном русском языке на основе анализа данных ассоциативного эксперимента, проведённого с учётом возрастного фактора. Исследования возрастного варьирования концептуального содержания свидетельствуют о том, что возрастная специфика в содержании концепта может быть связана с актуализацией отдельных признаков в структуре концепта; сопоставление содержания концепта «Жизнь» у детей и взрослых позволяет выявить закономерности формирования концепта в процессе становления языкового сознания индивида. Возрастные особенности концептуального содержания анализируются также в работах В. Е. Гольдина, С. Г. Воркачева, Н. В. Крючковой. Возрастная динамика ассоциативного реагирования не является однородной, она определяется характером отношения к явлению «Жизни», содержание которого меняется по мере взросления личности. Отсутствие жизненного опыта у детей позволяет выявить «наивные», первоначальные элементы содержания концепта «Жизнь».
Также представляется важным для реконструкции структуры концепта «Жизнь» изучение гендерного варьирования, которое в настоящее время является одним из активно развивающихся направлений лингвистики. В некоторых исследованиях делаются выводы о наличии гендерной специфики в содержании концепта, отражающем особенности мужской и женской психологии, а также традиционное закрепление гендерных ролей (С. Г. Воркачев, А. В. Рудакова, Н. Р. Эренбург).
На наш взгляд, в современном русском языке большую релевантность приобретают значения, репрезентирующие варьирование концепта «Жизнь» по социальному фактору, что также отражается и на содержании концептосферы носителя языка. «Профессиональный фактор, в частности, оказывает несомненное влияние на формирование концептуальных связей в сознании носителя языка» [3, с. 18]. Принадлежность носителей языка к той или иной социальной группе определяет критерии, по которым он оценивает мир вокруг, в данном конкретном моменте в конкретном обществе. Содержание ценностного компонента концепта «Жизнь» во многом зависит от того, какую жизнь ведёт человек, к какой социальной группе он себя относит. Манера и образ его жизни, тип трудовой деятельности, соотнесения себя с каким-либо типом определяет отношение к жизни, что отражается в содержание ценностного компонента. Для определения варьирования ценностного компонента концепта «Жизнь» по социальному признаку, представляется интересным провести ассоциативный эксперимент среди работников сферы образования и культуры и работников сферы торговли, как представителей кардинально разных сфер деятельности человека, для которых жизненные ценности также будут существенно отличаться.
Ряд концептологических исследований содержит данные, свидетельствующие о том, что содержание концепта может меняться при его функционировании в различных типах дискурса (см., например, Бобырева 2007, Воркачев 2005, Гаврилова 2007, Слышкин 2004, Янова 2005). Концепт «Жизнь» также может быть рассмотрен в рамках институционального дискурса (В. И. Карасик 2006).
Наиболее часто в центре внимания исследователей оказывается лингвокультурное варьирование концептов, изучение которого позволяет выявить общее и различное в структуре, функционирование и содержании одного и того же концепта в различных лингвокультурах. Концепты, репрезентирующие культурные ценности подвержены значительному варьированию, так как отражают, прежде всего, специфику мировосприятия определённой нации, природу ментальности и характерные культурные реалии. Лингвокультурные различия в концептуальном содержании касаются, прежде всего, ценностной и ассоциативно-образной сторон концепта. Можно предположить, что степень зависимости содержания концепта от культурно маркированных представлений является одним из факторов, определяющих особенности его функционирования и характер его варьирования в определённом обществе на определённом временном этапе.
Концепт «Жизнь» является лингвокультурным концептом, так как с одной стороны он является универсальным концептом, а с другой отражает национальную специфику. Являясь универсальным, концепт «Жизнь» также и этноспецифичен и индивидуален. Универсален, потому что присутствует в каждом языке мира и в большинстве случаев состоит из определённого набора компонентов, отражающих лексическую наполняемость концепта. Этноспецифичен, так как смысловые компоненты этого концепта, их набор и иерархия, иными словами, расположение периферийных значений по отношению к ядру концепта и ценностная значимость этих понятий отражают специфические ментальные особенности нации. Изучая репрезентации данного концепта в речи, его структуру и структуру его компонентов, можно понять и описать качественные характеристики нации, моральные установки, ценностные ориентиры. Индивидуальным этот концепт является потому, что даже внутри одной языковой ментальности существуют индивиды, которые классифицируют ценности в соответствиями со своими убеждениями, которые не вполне совпадают с общепринятыми представлениями, выделяясь на общем фоне, и являются проявлениями индивидуальности их носителя. Каждый человек воспринимает и трактует понятие «Жизнь», а также её ценности, критерии через призму своего личного жизненного опыта. Высокая степень варьирования концепта «Жизнь» в русском языке, его репрезентация в сознании русских людей многочисленными образами, многообразие факторов, влияющих на формирование содержания и структуры концепта — всё это свидетельствует о несомненной важности изучения концепта «Жизнь» с учётом различных критериев варьирования.
Список литературы:
- Бабаева Е. В. Лингвокультурологические характеристики русской и немецкой аксиологических картин мира : дис. … д-ра филол. наук. — Волгоград: Перемена, 2004. — 40 с.
- Грузберг Л. А. Антиномия — антонимия: взаимодействие или взаимоисключение? // журнал «Филолог». — 2009 г. — №9. [электронный ресурс]. — Режим доступа. — http://philolog.pspu.ru/module.
- Крючкова Н. В. Роль референции и коммуникации в концептообразовании и исследовании концептов: автореферат… д—ра филол. наук. — Саратов, 2009. — 48 с.
- Кубрякова Е. С. Об установках когнитивной науки и актуальных проблемах когнитивной лингвистики // Известия АН. Серия литературы и языка, том 63, № 3. — М., 2004. — с. 11-12.
дипломов
Оставить комментарий