Статья опубликована в рамках: X Международной научно-практической конференции «В мире науки и искусства: вопросы филологии, искусствоведения и культурологии» (Россия, г. Новосибирск, 16 апреля 2012 г.)
Наука: Искусствоведение
Секция: Изобразительное и декоративно- прикладное искусство и архитектура
Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции, Сборник статей конференции часть II
- Условия публикаций
- Все статьи конференции
дипломов
ОСМЫСЛЕНИЕ «ТЕМЫ АБАЯ» В КУРСЕ «ИСТОРИЯ ИСКУССТВ КАЗАХСТАНА»
Золотарева Лариса Романовна
канд. пед. наук, профессор, КарГУ им. Е.А. Букетова, г. Караганда, Республика Казахстан
E-mail: zolotareva-larisa@yandex.ru
Абай Кунанбаев — светило и мерило в развитии национальной культуры Казахстана. Виднейший казахстанский писатель, первый исследователь творчества Абая.
Я шел путями бытия,
С невеждами боролся я,
И вот я вышел на вершину…
Судьба Абая — акына, просветителя и философа самобытна и значительна. Образ Абая, его жизнь и творчество послужили для многих деятелей искусства Казахстана темой их произведений. С большим вдохновением создают они в живописи, графике и скульптуре образ Абая. Работать над ним сложно, так как рисунков с натуры нет. Поэтому воссоздание образа великого человека — это передача своего видения Абая.
Живописные и графические произведения можно систематизировать следующим образом: иллюстрации об Абае Кунанбаеве; иллюстрации по мотивам произведений Абая; сцены из жизни Абая; портреты и жанровые картины.
Абая не стало на рубеже двух веков, в 1904 году, когда уже довольно ясно обнаружились противоречия нового со старым, когда прекрасная супруга Айгерим у самой могилы Абая плакала свою вдохновенную песнь скорби — так Абай вступил в бессмертие.
Ауэзову в то время было семь лет, и он только начинал вглядываться в окружающий мир. Самое примечательное, что будущий писатель успел увидеть живого Абая, начавшего угасать под тяжестью тоски и горя. А через двадцать с лишним лет появился художник, чье воображение также властно захватили личность и судьба Абая — Евгений Матвеевич Сидоркин, иллюстратор романа-эпопеи «Путь Абая», создавший произведение графического искусства, не только порожденное содержанием романа, но и созвучное его художественным образам.
В атмосферу романа, народной жизни партиархально-родового Казахстана, вводит уже суперобложка первой книги. Перед зрителем «проходит» поток людей, заполняя всю поверхность листа. По мнению самого Е. М. Сидоркина, в суперобложке должен быть заключен основной смысл книги. Она должна передавать ее «дух, настроение», поэтому он не изображает ни одного конкретного персонажа. Читатель не должен узнавать портреты героев книги. Эти люди — частица казахского народа, исторической эпохи, о которой рассказывает писатель.
Художник создал двадцать три листа иллюстраций и четыре листа суперобложки в технике литографии. К бесспорным творческим удачам относятся листы«Кунанбай», «Текежан», «Джут», «Женские образы», «Невеста», «Мелодия», «У могилы». Интересен лист, где художник изображает самого Абая (первая иллюстрация ко 2-й части первой книги). Абай изображен в момент задумчивого состояния, творящего. Передаче состояния способствуют пластические приемы: зритель угадывает позу сидящего Абая; выразителен жест приподнятой руки мыслителя, держащей перо. «...Ночь прошла без слов. Лишь на рассвете Абай ненадолго прилег, не чувствуя усталости. Вскоре снова вернулся к столу, заваленному раскрытыми книгами…».
Для каждой иллюстрации Е. Сидоркин нашел индивидуальное композиционное решение, опираясь на сюжетную основу произведения. Реалистичность образа достигается с помощью простой, полной силы и эмоциональной выразительности формы.
Иллюстрации, подобно фрагментам большого полотна, раскрывают общую картину, захватывают огромностью действующих в них людских масс, масштабностью событий. Автолитографии Сидоркина, подобно роману, могут быть названы народной эпопеей; они являются ценным вкладом в историю казахского искусства и литературы [2, с. 202].
Созвучна работам Е. Сидоркина линогравюра «Мухтар Ауэзов» Исатая Исабаева. Своеобразна композиция произведения: в центре изображен писатель с книгой в руках, как бы размышляя о судьбе своего народа. Вокруг него разворачиваются различные сюжеты из эпопеи «Путь Абая»: молодость и женитьба Абая, его встреча с наставником; Абай, дающий назидание своим ученикам.
Большинство графических произведений создано по мотивам произведений Абая. Среди них — иллюстрации к сборнику стихов Абая Кулахмета Ходжикова; линогравюра Адиля Рахманова «Лето», выполненная в станковой манере. А. Рахманову присуще обобщенное восприятие образов, монументальность. Художник показал жизнь казахов на месте летнего пастбища джайлау: время радости, счастья, тепла и любви. Это ощущение мира сумел передать А.Рахманов в своей работе; такое же настроение царит в стихотворениях Абая «Лето» и «Джайлау».
По мотивам произведений Абая выполнил в технике офорта и линогравюры серию работ Исатай Исабаев. Замечателен офорт «Абай» (лист из серии «Абай», 1976). Образ Абая художник показывает в неразрывной связи с народом, с землею, в единстве с природой. Объединяющим центром двухчастной композиции является идол, означающий дух предков. Думается, что художник хотел показать Абая, познающим мудрость предков, землю, народные традиции.
Пластической завершенностью отличается иллюстрация к стихотворению Абая Кунанбаева «Охота с беркутом на лисиц» В. А. Григорьева. Три основных образа создают один целостный: всадник, беркут, лисица. Внутреннее пространство передается средствами энергичных штрихов — зигзагообразных, прямых. Вся композиция строится на ясном соотношении черного и белого пятен и дает ощущение простора степи, энергии движения, динамики формы.
В работе графика Кадырбека Каметова «Качели» (из серии «По мотивам стихов Абая», 1986) воплощены молодость, красота и счастье юности. Выполнена она свободно, в изящной манере.
Не прошли мимо актуальной темы и карагандинские художники-графики — В. Н. Малькевич, Т. А. Кенесбаев, создавшие портреты Абая.
Одним из первых, кто обратился к образу Абая в живописи, был Абылхан Кастеев. В 1945 году он создает поколенный портрет юного Абая с книгой в руках. Портрет выдержан в сдержанной коричневато-зеленой гамме. Образная убедительность портрета не потеряла своего значения и сейчас. Художник подчеркнул целеустремленность, духовность, небывалую тягу к знаниям. Отличительная особенность жанровых полотен А. Кастеева — связь человека с окружающей средой, с пейзажем. Так изображен Абай Кунанбаев в картине «Абай у юрты»: на фоне родного аула, необъятной казахской степи, с томиком А. С. Пушкина — своего верного учителя. Известно, что в 1889 году Абай перевел несколько отрывков из «Евгения Онегина». Литературоведы отмечают, с каким поразительным мастерством преодолевал он трудности в передаче литературного текста, смело создавая свои художественные образы.
К теме Абая обращается Айша Галимбаева. Плодотворной была работа А. Галимбаевой над дипломом по окончании Всесоюзного государственного института кинематографии. Это эскизы декораций, костюмов и раскадровки к киносценарию М. Ауэзова «Песни Абая» (1949). Для изучения материалов к кинофильму Галимбаева работала в музеях, ездила на этюды по местам Абая, делала десятки зарисовок. Большинство окончательных эскизов декораций были решены как станковые произведения. В многочисленных вариантах отдельных сцен показаны разнообразные эпизоды из жизни казахского аула, пейзажи. Здесь, несомненно, сказались впечатления детства — степные просторы, шум и суетность перекочевок, айтысы, нежные девушки и смелые джигиты. Вместе с тем в сюжетную канву будущего фильма вплетались и драматические ситуации: «Наказание» — любимый ученик Абая Айдар и его возлюбленная Ажар нарушили строгие законы шариата, за что безжалостно наказаны.
С особым вдохновением А. Галимбаева создает сцены из жизни самого Абая: «На кургане», «Абай в степи», «Абай в юрте». Любовно, ненавязчиво передает художница ту достоверность обстановки и быта, которая была характерна для Абая и в целом для жизни казахов конца XIX века.
И хотя дипломная работа не получила осуществления на экране, образ Абая надолго заинтересовал Айшу Галимбаеву. Завершив работу над киносценарием, она написала «Портрет Абая» (1949); в последующие годы — «Абай за работой» (1960), находящиеся ныне в музее МХАТ. В 1966—1967 годах А. Галимбаева заново сделала десять больших станковых листов на сюжеты из кинофильма «Песни Абая»: «Суд биев», «Свадебный вечер», «Смерть Айдара», «Айтыс», «Встреча» и др. Листы отличаются декоративностью, выразительностью художественных компонентов, эпичностью переданного чувства и жизнеутверждающей интонацией.
Творчество Абая, его личность всегда привлекали художников Сарыарки. Как же воплощён ими этот «человек — загадка», «маяк своего народа»? Художники изображают его то возвышенным, то сосредоточенно-серьёзным, то глубоко задумчивым, часто на фоне степи — чем каждый раз подчёркивается его связь с землёй, с родиной, где он родился и которая стала частью его жизни и поэзии. Таковы при всём различии эмоционально-образного строя портретные изображения Абая в творчестве живописцев старшего поколения: Раймкула Есиркеева, Сейтмахана Калмаханова, Андрея Осипенко.
Одним из первых произведений, посвящённых казахскому просветителю и поэту, стало полотно Раймкула Есиркеева, одного из первых и старейших художников региона (1921—1980). В искусстве Есиркеева главным жанром стал композиционный портрет, где окружающая обстановка, в которой изображён персонаж, дополняет рассказ о человеке. Р. Есиркеев непритязательно скромно и просто говорит о людях своей земли. Художник создаёт обобщённый, возвышенный образ Абая (1968). Он изображает Абая с книгой в руках, в накинутом на плечи бешмете на фоне родных гор и степи. Стремление раскрыть мятежную душу Абая, передать атмосферу тревожного и бурного времени заставляют Есиркеева ввести в картину впечатление движения — вольный ветер развевает одежду, теребит волосы, волнует ковыль. Написанный широким уверенным мазком, в едином цветовом ключе, портрет передаёт достоверность образа Абая.
По-своему осмыслил образ Абая в своей серии портретов Сейтмахан Калмаханов. Три портретных изображения Абая — своего рода олицетворение этапов жизненного пути: молодости, зрелости, мудрости.
С. Калмаханов показывает Абая подростком («Ибрагим», 1994); оживают страницы жизни юного Абая, когда он уходит из медресе, поступает в русскую приходскую школу и занимается самообразованием, много читает. В портрете удачно сочетаются конкретность и символика. Ибрагим изображен пишущим, в тёплой атмосфере, и сосредоточенным, озарённый светом. Художник вводит несколько атрибутов, но они многоговорящи: на столе — книги, чернильница, лист бумаги, в руке Ибрагима — перо, на стене — домбра. Ибрагим «пишущий» — будущий мыслитель, домбра на фоне стены словно говорит о будущем композиторе.
На С. Калмаханова особое впечатление оказывают «Слова назидания», созданные Абаем в последнее десятилетие жизни. «Слова назидания» представляют наставления мудреца, познавшего законы жизни; он пишет о науке, о знании, о значении образования и культуры. И в следующей картине «Абай» (1994) художник показал его как видного деятеля Великой степи, зрелого, мудрого и решительного, осознавшего силу своей поэзии и общественной деятельности, понимающего великую роль просвещения в жизни своего народа. Благодаря укрупнённости масштаба, герой максимально приближен в композиции к зрителю; неторопливое ритмическое расположение объёмов и цвета придают образу уверенное спокойствие. Колорит основан на противопоставлении двух дополнительных цветов — вишнёвого и зелёного. Однако художник добивается гармонии в их сочетании. Отношение вишнёвого к зелёному не кажется резким, контраст смягчён золотым отворотом халата. Белый цвет сорочки воплощает мудрость и чистоту мысли. В этом портрете нет дополнительных деталей — всё внимание зрителя сосредоточено на облике Абая.
Создана и третья работа «Абай» (1994). Абай не молод, даже стар, изображён с книгой в руках — со своими «знаниями и назиданиями»; он как бы назидает, говорит потомкам о значении знаний в жизни человека, но вместе с тем и о преградах и запретах, встречающихся на его пути. Художник изобразил Абая на фоне неба, что символизирует величие мыслителя, его вечную связь с родиной. Выразительное цветовое решение, ясное композиционное решение портрета, исполненного лаконично, способствуют впечатлению завершенности образа характера.
Иная художественная концепция образа Абая у Андрея Осипенко. Деятельный темперамент художника передаётся творчеству. Художнику претит созерцательность в искусстве; изображение человека вне драматической ситуации для него не приемлемо. Живописец отражает сложность жизни через метафору; для лучших его произведений характерна метафоричность, глубина обобщения, поэтическая выразительность. Значительное явление — триптих, воплощающий Абая: «Акын (Поэт) — «Просветитель» — «Мыслитель» (1995). Картины пронизаны свойственным художнику философским мироощущением. Замысел картин постигается не прямолинейно, а в процессе ассоциативных сопоставлений, размышлений; художник программирует сам процесс восприятия. Для выявления замысла не случайно избрана форма триптиха. Каждая из его частей раскрывает богатство дарования Абая — поэта, просветителя и мыслителя. Любая из деталей в картинах, их взаимосвязь, цветовое решение обретают символическое звучание. Работа написана в экспрессивной манере; широкие живописные массы чёрного, интенсивно жёлтого цвета, разряжённые пятна приглушённого красного, объединяют своим ритмом цветопластику картин, вносят в эти полотна настроение напряжённости, передают стихию творчества («Акын»), активной просветительской деятельности («Просветитель»), силу и глубину мысли («Мыслитель»). Ощущение свободной жизни цвета, динамичное, артистическое письмо, пластичность формы — отличительные качества этого произведения.
Цветопластика триптиха, мощная и контрастная, воскрешает в памяти «громадные шаги» титанической литературной и общественной деятельности Абая. В поэтическом творчестве Абая-акына казахская степь предстаёт в своём величии и страдании, в светлой и мрачной окраске. Абая увлекает степная природа (стихи о временах года), жизнь людей в родной степи, полная противоречий и контрастов. «Не для забавы я слагаю стих», — писал Абай. Поэт понимал, что поэзия доступна лишь людям, у которых «зрячие сердца, открыты души для певца», тем, кто песне «сердцем рад», «кто ценит слово».
Слово не волнует сытого глупца,
Видят мудрость только зрячие сердца.
Творчество, нравственность и культура для Абая неразделимы.
Обратимся к ретроспективным записям из дневника «Ступени к счастью» ученого и художника Макаша Алиякпарова: «Время шло, и я не заметил, как приблизилась дата 150-летия со дня рождения Абая. Подспудная мысль о том, что не годится быть в стороне, когда весь народ готовится чествовать великого поэта, как бы подстегнула меня, послужила внутренним толчком. Собравшись с духом, я принялся за дело… Вот и весь секрет выставки, состоявшейся в Караганде весной 1994 года. В том же году на свои личные средства я опубликовал буклет-каталог «По местам Абая», где были собраны изображения местности, где родился Абай, его зимовки, места захоронения и многое другое, имеющее историческую основу. Кроме того, я принял участие в республиканской и областной выставках живописи; в апреле 1995 года по приглашению посла Казахстана в России Таира Мансурова открылась моя выставка в Москве. В этом же году, 8—9 августа, в зале заседаний Дома правительства прошла посвященная 150-летию со дня рождения Абая большая выставка моих работ. Ее организаторы — Национальная академия наук Республики Казахстан, Министерство культуры и Союз художников РК… Для меня было большим счастьем слышать, как высоко оценили мои картины генеральный директор ЮНЕСКО Федерико Майор, известный писатель Чингиз Айтматов, заместитель премьер-министра Республики Казахстан Имангали Тасмагамбетов и др.
В книге С.Оразалинова «Земля Абая» и вышедшем под эгидой ЮНЕСКО альбоме «Абай. Жизнь. Время. Искусство» репродуцирован ряд моих картин, посвященных Абаю. В Италии, в Милане, прошла моя выставка, посвященная Абаю, в связи с этим вышел проспект «Макаш Алиякпаров».
В 1995 году я посвятил ряд своих произведений образу Шакарима. Это «Допрос», «Елимай», «Повторное захоронение Шакарима», «Кулагер», «Забытый», «Паук», «Портрет, оставленный потомкам» и множество графических работ.
Я чувствую себя счастливым. Доказательство — мои работы, которые, подобны ручейкам, впадают в бескрайний океан, называемый Абай. Я всегда буду благодарен родной земле и родному народу, вдохновляющим и окрыляющим мою кисть! [1].
В произведениях живописцев Сарыарки Абай предстаёт как поэт-мыслитель, философ, гуманист-просветитель, взывающий «к порывам юные сердца», живущий трагедиями и надеждами своего народа.
К порывам юные сердца зову,
Я человечность ставлю во главу…
В настоящее время рождается новый подъем в воссоздании «темы Абая», многогранный образ которого дает возможность художникам погрузиться в исследование бездн и высот его человеческой судьбы.
Список литературы:
- Алиякпаров М. Т. Прикосновение: Альбом. — Калининград: Изд-во Янтсказ, 1997. — С. 52 — 53.
- Золотарева Л. Р. История искусств Казахстана. — Караганда: Изд-во КарГУ, 2000. — 332 с.
дипломов
Оставить комментарий