Статья опубликована в рамках: X Международной научно-практической конференции «В мире науки и искусства: вопросы филологии, искусствоведения и культурологии» (Россия, г. Новосибирск, 16 апреля 2012 г.)
Наука: Искусствоведение
Секция: Изобразительное и декоративно- прикладное искусство и архитектура
Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции, Сборник статей конференции часть II
- Условия публикаций
- Все статьи конференции
дипломов
ПУТИ И ВОЗМОЖНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА В 5—6 КЛАССАХ
Танирбергенов Медеубек Жуматаевич
д-р пед. наук, доцент ЮКГУ им. М. Ауезова,г. Шымкент,
Республика Казахстан
E-mail:
Обучая учащихся 5—6-х классов изобразительному искусству, педагог должен учитывать количественные и качественные различия между возрастными этапами. «Каждый из школьных возрастов — младший, средний и старший, — отмечает психолог Л. И. Божович, — отличается друг от друга качественно своеобразной структурой своих особенностей, а переход от одного возрастного этапа к другому представляет собой не эволюционный прогресс, а диалектический скачок к новому качеству» [1, с. 45].
Опыт передовых педагогов давно доказал, что обучение наиболее успешно тогда, когда в нем учитываются направленность и тип мотивации, характерные для детей данной возрастной группы. Личностная значимость учебной деятельности — главнейшее условие ее эффективности.
При решении проблемы преемственности (в частности — на уроках изобразительного искусства), особенно в период адаптации вчерашнего младшего школьника к новым условиям обучения в 5 классе, необходимо:
- учитывать психологические особенности 10—12-летних детей, вступающих в подростковый период развития; уровень познавательной деятельности, с которым ребенок перешел в 5 класс;
- иметь четкие представления о целях и результатах изучения изобразительного искусства на начальной и основной ступенях;
- знать специфику форм организации обучения изобразительному искусству, возможности развития учебного диалога, особенности стиля взаимодействия учителя и учащихся.
И. В. Солодухин отмечает, что учителю надо быть особенно внимательным к моментам своеобразного творческого «отчуждения», говорящего о том, что «ребенок перерос имеющийся образный багаж, и ему нужна новая порция знаний о мире, новые профессиональные навыки» [5, с. 91]. По его мнению, начинать следует с раскрепощения ребенка от скованности на уроках изобразительного искусства, от неуверенности в собственных силах, ограничивающих творческую инициативу, разбудить фантазию, мысль, эмоции, заставить подростка поверить в красоту мира, в силу краски, то есть создать «благоприятную атмосферу творческого созидания» [5, с. 91]
Заботясь о развитии у школьников художественных способностей, «педагог должен знать те моменты, которые могут служить первым побудительным фактором привлечения внимания, интереса детей к занятиям изобразительным искусством» [3, с. 51] В. С. Кузин считает, что одним из таких факторов «нередко является глубокое эмоциональное переживание ребенка при восприятии поразившего его воображение предмета или явления…» [3, с. 51] Чтобы более активно развивать у школьников способности к изобразительной деятельности, учитель должен знать психологические основы, структуру и показатели этих способностей.
Интерес к учебному предмету во многом связан с качеством преподавания. Искусство преподавания требует от учителя и знания самого предмета, и усвоения основных положений педагогики, психологии, физиологии, и понимания закономерностей методики обучения, и, что самое главное, умения творчески использовать все эти знания в учебном процессе.
В. С. Кузин отмечает, «чтобы добиться прочного усвоения учебного материала, педагог должен постоянно разнообразить методику проведения уроков изобразительного искусства, методы и приемы объяснения, опроса и т. д.» [3, с. 19]
По мнению Н. Н. Ростовцева, в преподавании, как и во всяком искусстве, требуются вдохновение, интуиция, находчивость, творческий подход к делу. Он пишет: «Как композитор при импровизации во время звучания первых аккордов начинает создавать и развивать мелодию, искать новое, наиболее красивое и выразительное звучание, так и преподаватель… начинает изыскивать новые, наиболее эффективные методы изложения материала» [4, с. 8].
Ставя своей задачей развить творческие способности учащихся на уроках изобразительного искусства, учитель должен выработать правильную методику работы с детьми. Творческую работу со школьниками нельзя пускать на самотек, ее надо руководить, ее надо направлять.
В возрасте 11—15 лет знания приобретают особую значимость для развития личности подростка. Они являются той ценностью, которая обеспечивает подростку расширение собственного сознания и значимое место среди сверстников. «Именно в подростковом возрасте прикладываются специальные усилия для расширения житейских, художественных и научных знаний». В этом возрасте подросток готов к тем видам учебной деятельности, которые делают его более взрослым в его собственных глазах. Такая готовность является одним из мотивов учения.
Урок — единица учебного процесса, значит, в нем нужно видеть не только чисто внешние стороны, сопряженные с организацией труда учителя и ученика, а заглянуть в те внутренние процессы, на которые, собственно, и направлен процесс обучения [2, с. 15].
Один из эффективных путейрешения вышепоставленных задач — использование на уроках изобразительного искусства современных педагогических технологий.
Инновационные технологии обучения на уроках изобразительного искусства
- способствуют повышению у школьников интереса к изучению данного предмета;
- предполагают высокий уровень самостоятельности учащихся, требуют их активного участия в подготовке и проведении урока;
- обеспечивают глубокие знания, прочные умения и навыки, формируют ответственное отношение к учебному труду;
- способствуют формированию и развитию личности, создают благоприятные условия для проявления его способностей и интересов;
- позволяют наладить контакт, установить более тесную связь с внутренним миром ребенка, так как создают на уроке обстановку доброжелательности и взаимного доверия.
- способствуют раскрепощению, созданию эмоционального настроя, что, в свою очередь, помогает развитию художественного творчества учащихся;
- развивают память детей, внимание, сообразительность, расширяют их общий кругозор, помогают школьникам быстрее осваивать знания, применять их на практике, пользоваться ими в разных условиях.
- концентрируют внимание, и стимулирует познавательную деятельность школьников, проявляемую в желании активной и самостоятельной работы на уроке.
- усиливают мировоззренческую направленность познавательных интересов учащихся, более эффективно формируют их убеждения, что способствует всестороннему развитию личности.
Таким образом, нами под педагогическими условиями понимается совокупность взаимосвязанных условий, необходимых для создания целенаправленного процесса обучения изобразительному искусству с использованием инновационных технологий, обеспечивающих повышение у детей внутренней мотивации и интереса к изучению данного предмета, что существенно скажется на улучшении качества обучения, создании благоприятных условий для проявления способностей и интересов учащихся 5—6 классов.
Список литературы:
- Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М.: Просвещение, 1968. — С. 145.
- Ермаганбетова И. В. Проблемы и перспективы развития изобразительного искусства на современном этапе./ Изобразительное искусство и черчение - № 6, 2005. — С. 18, 19.
- Кузин В. С. Основы обучения изобразительному искусству в школе. — М.: Просвещение, 1977. — С. 19, 51.
- Ростовцев Н. Н. Методика преподавания изобразительного искусства в школе. — М.: Просвещение, 1980. — С. 8, 89, 96.
- Солодухин И. В. Формирование способностей к эмоциональному отношению к искусству и действительности у детей среднего школьного возраста в работе с красками и с цветом.// Оптимизация процесса художественного воспитания учащихся на основе новых программ по изобразительному искусству для школ Казахстана.//Тематический сборник научных трудов. — Алма-Ата, 1986. — С. 91.
дипломов
Оставить комментарий