Статья опубликована в рамках: XI Международной научно-практической конференции «В мире науки и искусства: вопросы филологии, искусствоведения и культурологии» (Россия, г. Новосибирск, 14 мая 2012 г.)
Наука: Искусствоведение
Секция: Техническая эстетика и дизайн
Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции, Сборник статей конференции часть II
- Условия публикаций
- Все статьи конференции
дипломов
ВИДЕО-МАППИНГ КАК НОВАЯ ФОРМА ТВОРЧЕСТВА, ЕГО ВИДЫ И ВОЗМОЖНОСТИ
Ландер Инга Георгиевна
Санкт-Петербургский государственный университет технологии и дизайна Доцент,
кафедра истории и теории дизайна, кандидат искусствоведения, доцент
Кубах Анастасия Хакимяновна
Студент СПБГУТиД, г. Санкт-Петербург
E-mail: agx10585@yandex.ru
В последние годы появляются новые виды творчества из неожиданных сочетаний уже известных форм. Так, благодаря новым технологиям активное развитие получил видео-маппинг (англ. video — видео и англ. mapping — отражение, проецирование) — контурная или объемная видео-проекция, с одной или нескольких точек, на разнообразные трехмерные объекты или поверхности сложной формы [3, с. 287].
Можно предположить, что видео-маппинг вырос на базе компьютерного маппинга, который используется в дизайне компьютерных игр, при создании три-дэ архитектурных объектов, фото-, видео- и лазерной проекции, а также аудио-визуальных шоу. Но, в отличие от компьютерного маппинга, который делает объемными и наделенными свойствами живого предмета двухмерные изображения, в видео-маппинге реальные и трехмерные объекты становятся чем-то виртуальным, подвижным, интерактивным.
Создание качественной проекции требует тщательной подготовки. Производство маппинга можно разделить на несколько этапов:
1. Подготовительный этап:
· разработка концепции, написание сценария сюжета с учетом особенностей среды, истории, идеи мероприятия и т. п.;
· точный замер размеров объекта, а также его отдельных элементов;
· профессиональная фотография объекта согласно поставленной задаче;
2. Производственный этап (с помощью компьютера виртуальное пространство вводится в архитектурную реальность):
· создание визуального содержания: 3D дизайн (детальная модель нужного объекта), видео-монтаж;
· звуковое сопровождение;
· спецэффекты: театрализованное шоу, лазерное шоу.
Необходимое оборудование:
· Программное обеспечение — пульт управления шоу;
· Видео-серверы (количество зависит от масштаба проекта);
· Проекционное оборудование (мощность проекторов зависит от площади засвечиваемого объекта);
· Звуковое оборудование;
· Дополнительно могут использоваться лазерные технологии и внешние спецэффекты [1].
Так, новейшая аппаратура создает необычную, свежую притягательную атмосферу и позволяет осуществить самые смелые проекты дизайнеров-графиков. Ведь одна из главных задач инсталляций — впечатлить зрителя.
Самые лучшие образцы видео-маппинга напоминают театральные постановки, имеют сложные сценарии и сюжетные ходы. Именно в этом направлении сегодня развивается видео-маппинг. Если на первых порах в задачи разработчиков входила проверка технических возможностей, то теперь все чаще речь идет о сценической, концептуальной составляющей.
Современные видео-инсталяции интерактивны — зрители участвуют в шоу. Существуют новые технологии, позволяющие видеоизображениям реагировать на движения людей, или наоборот — зрителям управлять изображением. Это новый тип — игровые инсталляции.
Видео-маппинг можно классифицировать по объектам, на которые осуществляется проекция.
1.Проекция на малые объекты. Она происходит путем наложения видеоизображения на разнообразные объекты, с целью изменения их внешнего облика. Например, «поющие бюсты», когда на лицо скульптуры накладывается подвижная мимика поющего лица. Это наиболее деликатный вид маппинга [2, с. 149].
2.Интерьерный видео-маппниг. Изображение проецируется на стены, пол, потолок, полностью изменяется свет и цвет внутри помещения, происходит игра с формами архитектурных элементов, нетрадиционные динамические эффекты освещения. Подходит для клубов и выставочных пространств.
3.Ландшафтный маппинг может осуществляться на природные объекты, горы или деревья.
4.Архитектурный видео-маппинг. Существующие формы и масштабы здания диктуют графику и содержание проекции. Происходит творческое переосмысление архитектурных элементов. Стены, колонны, галереи, фронтоны, окна, лестницы и после наложения на них видео-графики наполняются новым значением. Так, традиционная архитектура, благодаря графическим инсталляциям, становится «ожившей музыкой», звучащей, подвижной, эмоциональной.
Современное «маппинг-шоу», особенно если речь идет о масштабном архитектурном варианте, как правило, представляет историю объекта, приурочен к празднику или преследует рекламные цели. Величие архитектуры в сочетании с проекционными иллюзиями поражает зрителей происходящими трансформациями. Игра света и тени создает впечатление трансформации и движения пространства, внешнего изменения геометрии объектов, преобразования или даже разрушения (излом, разрез) привычной архитектурной формы объекта, на которую направлена проекция. Такие инсталляции активно вытесняют традиционные формы зрелищ — салют или лазерное шоу. Маппинг в свою очередь выполняет не только зрелищную функцию, но и информативную, как это произошло в Праге в 2010 году, когда была за 9 минут изложена история знаменитых городских часов, отпраздновавших свое 600-летие [4].
Можно сделать краткие выводы о преимуществах видеомаппинга:
· охранные. Активное взаимодействие новых технологий не наносит вреда историческим архитектурным или скульптурным памятникам, отсутствует необходимость для проведения модификаций объектов;
·экономические. Нет потребности в дорогостоящем монтаже и специально подобранном месте для проведения (проецируется на любую поверхность)
·коммуникативные. Новый взгляд на исторические памятники возобновляет интерес к привычному, представляет объект в другом ракурсе или аспекте;
·творческие. Возможность показать творчество графического дизайнера в полной мере.
Наиболее известные мировые команды, работающие в области видео-мэппинга, — «Easyweb», «NuFormer», «The Macula» и др. [4].
Таким образом, видеомаппинг — новая форма творчества, которая корректно соединяя архитектуру и графику, дает возможность зрителю наиболее полно окунуться в амосферу уникального представления.
Список литературы:
- Верди В. Г. ETC world of light// Сайт компании ETC Russia. — 2012/ - [электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: http://www.videomapping.ru (дата обращения: 16.04.2012)
- Ли Дж., Уэр Б. Трёхмерная графика и анимация. — 2-е изд. — М.: Вильямс, 2002. — 168 с.
- Энджел Э. Интерактивная компьютерная графика. — 2-е изд. — М.: Вильямс, 2001. — 372 с.
- Dimagog. Видео-маппинг // Игры света. — 2011. — [электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: http://www.arhinovosti.ru/2011/11/21/video-mapping (дата обращения:21.11.2011)
дипломов
Комментарии (1)
Оставить комментарий