Поздравляем с Новым Годом!
   
Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: XIX Международной научно-практической конференции «В мире науки и искусства: вопросы филологии, искусствоведения и культурологии» (Россия, г. Новосибирск, 21 января 2013 г.)

Наука: Искусствоведение

Секция: Изобразительное и декоративно- прикладное искусство и архитектура

Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции, Сборник статей конференции часть II

Библиографическое описание:
Золотарева Л.Р. ФОРМИРОВАНИЕ ИСКУССТВОВЕДЕНИЯ В КАЗАХСТАНЕ // В мире науки и искусства: вопросы филологии, искусствоведения и культурологии: сб. ст. по матер. XIX междунар. науч.-практ. конф. Часть II. – Новосибирск: СибАК, 2013.
Проголосовать за статью
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов
Статья опубликована в рамках:
 
 
Выходные данные сборника:

 

ФОРМИРОВАНИЕ ИСКУССТВОВЕДЕНИЯ В КАЗАХСТАНЕ

Золотарева Лариса Романовна

канд. пед. наук, профессор, КарГУ им. Е.А. Букетова, Караганда

E-mail: zolotareva-larisa@yandex.ru

 

Осознание проблем современного искусствоведения невозможно без учета социально-исторической динамики развития художественной системы в Казахстане. Это относится и к нашему осмыслению проблемы становления казахстанского искусствоведения. Ретроспектив­ный анализ данного вопроса представляет несомненную актуальность.

Становление и развитие искусствознания в Казахстане проис­ходило параллельно с развитием профессионального изобразительного искусства Казахстана и формированием национальной художест­венной школы.

Профессиональные станковые формы изобразительного искусства Казахстана — живопись, скульптура, графика — сложились в 1920-х годах XX века. До этого времени не было единого художественного центра; художники работали разобщенно. В развитии и организации национального художественного образования в республике велика заслуга русских художников, среди которых Н.Г. Хлудов. Он учился в Одесской рисовальной школе, затем в Петербурге у художника Н. Гоголинского; с 1879 года до конца своей жизни жил и работал в Верном (Алма-Ата). В 1920 году были созданы художественные мастерские, объединившие группы художников (Н. Хлудов, А. Поно­марев, В. Антонов и др.), которые имели важное значение для консолидации художественных сил республики. Весомый вклад в развитие изобразительного искусства и художественного образования в республике внес своей организаторско-творческой работой Н.И. Крутильников. Всю свою творческую жизнь он прожил в Казахстане, сначала в Семипалатинске, затем в Кзыл-Орде и Алма-Ате. Н.И. Крутильников окончил в 1916 году Казанское художественное училище; в 1921 году он переехал в Казахстан, в Семипалатинск, где развернул большую общественно-культурную деятельность: занимался выявлением молодых творческих сил, вел популяризационную работу, пропаган­дировал произведения искусства среди населения. Н.И. Крутильников явился одним из организаторов художественной студии в Семипалатинске и первой передвижной выставки в республике. В эти же годы в периодической печати встречаются рисунки М. Кудряшова, В. Панаева, И. Савельева, братьев К. и Х. Ходжиковых, А. Исмаилова. Однако об активной творческой жизни художников Казахстана говорить было еще рано; сказывалось отсутствие организационного центра.

Важное событие в художественной жизни республики — организация в 1928 году Наркомпросом КазССР передвижной выставки произведений казахстанских художников. С этого времени в Казахстане систематически организуются передвижные художест­венные выставки (Алма-Ата, 1929; Павлодар 1931); аналогичные выставки были открыты силами местных художников в Семипалатинске, Петропавловске, Актюбинске, Чимкенте. С 1928 года, со строительством в Казахстане Турксиба, крупных индустриальных объектов художественно-общественная жизнь активизируется. В Казахстан приезжают специалисты по культуре, искусству, художественному образованию из центральных областей большой страны. Интерес к Казахстану проявляют и художественные организации Москвы, в частности, Всероссийское кооперативное товарищество «Художник». В 1932 году был создан Оргкомитет Союза художников СССР, а в 1933 году — Оргкомитет Союза художников Казахстана, одним из организаторов которого был Н.И. Крутильников; первым председателем стал Аубакир Исмаилов — живописец и график. Создание Оргкомитета Союза художников Казахстана явилось крупным событием в художественной жизни республики; его деятельность выражалась в регулярной организации выставок, в консолидации и творческой мобилизации художников. Первая выставка, организованная Оргкомитетом в 1933 году в Алма-Ате, ставила своей целью выявление творческих, прежде всего национальных сил. В 1934 году было организовано несколько выставок, самой значительной из которых стала выставка «Искусство Советского Казахстана», открытая 8 мая после специального постановления СНК Казахстана в Музее восточных культур в Москве для широкого ознакомления трудящихся СССР с казахским искусством. Выставка показала, что в республике недостает своей художественной школы, которая бы растила национальные кадры.

В 1930-е годы активизируется художественное образование. Одним из первых педагогов Алма-Атинского художественного училища и организаторов казахстанской реалистической школы живописи 1930—1940-х годов был Алексей Ильич Бортников. Завершив художественное образование в Одесском художественном институте, Бортников возвратился в Алма-Ату и активно включился в художественную жизнь республики.

Важную роль в развитии художественного образования имела выставочная деятельность, а также основание в 1935 году в Алма-Ате Казахской государственной художественной галереи (ныне Государст­венный музей искусств Республики Казахстан им. А. Кастеева). Задача галереи — собрание и популяризация произведений национального, русского и зарубежного искусства. В январе 1939 года в залах Художественной галереи открылась выставка, на которой было представлено более двухсот пятидесяти произведений художников республики. Развернулась творческая дискуссия — первая дискуссия художников Казахстана.

На I съезде художников Казахстана, состоявшемся 24 июня 1940 года в Алма-Ате, отмечались достижения Оргкомитета Союза художников Казахстана; вместе с тем подчеркивалось, что перед художниками республики стоят задачи повышения профессионального мастерства, улучшения работы с одаренной национальной молодежью. К тому времени в Казахстане уже сформировался коллектив национальных художников-живописцев.

Первым национальным художником, основоположником профессионального изобразительного искусства в Казахстане по праву является Абылхан Кастеев(1904—1973) — народный художник СССР, лауреат Государственной премии Казахстана. Его творчество, многогранное и самобытное, взращенное народной традицией и воплотившее национальное мироощущение, близко и дорого совре­меннику. Благодаря его таланту сегодняшний зритель «общается» со своими предками, постигает национальные обычаи и традиции.

В годы Великой Отечественной войны в Казахстан было эвакуировано немало творческой интеллигенции из различных регионов страны. Уже немолодым человеком приезжает в Алма-Ату Абрам Маркович Черкасский, окончивший Институт живописи, ваяния и зодчества им. И.Е. Репина. Его приход в казахстанскую живопись и в систему художественного образования (он преподавал в Алмаатинском художественном училище) открыл значимость художественного «я» в творческом процессе.

Второй этап развития изобразительного искусства Казахстана — 1950—1960 годы. В начале 1950-х годов в Казахстане выросло новое поколение молодых профессиональных художников, получивших художественное образование в лучших вузах Москвы, Ленинграда, Харькова и других городов СССР. Достаточно назвать имена Айши Галимбаевой, Канафии Тельжанова, Сабура Мамбеева, Гульфайрус Исмаиловой, Сахи Романова, Молдахмета Кенбаева, Уке Ажиева, Али Джусупова и др.

В середине 1960-х годов в коллектив художников Казахстана вливается новый поток мастеров, внесших свежую струю в изобразительное искусство. Это было уже третье поколение, в которое вошли Салихитдин Айтбаев, Шаймарден Сариев, Абдрашид Сыдыханов, Токболат Тогусбаев, решительно вставшие на путь создания национальной школы изобразительного искусства.

Следующий этап развития казахского национального искусства — 1970—1980 годы. Свое творческое дарование проявили художники и скульпторы А. Аканаев, Т. Досмагамбетов, А. Есенбаев, К. Закиров, К. Каметов, Е.Мергенов, К. Муллашев, Т. Ордабеков, Б. Табиев, Е. Тулепбаев, А. Смагулов, М. Хитахунов, и др.

Искусство в контексте культуры независимого Казахстана (1991—2012) характеризуется поиском идентичности.

Проследив кратко эволюцию художественной жизни Казахстана, рассмотрим вопросы становления и развития искусствоведения в республике.

Основы изобразительного искусства закладывает Ч. Валиханов, ученый, просветитель, художник. Его этнохудожественное наследие, обширное и многообразное, представляет интерес для искусствоведов, культурологов, специалистов искусствоведческого и художественного образования. Справедливо замечает академик А. Маргулан, что «исследование большого художественного наследия Валиха­нова — благороднейшая задача нашего современного искусствове­дения, ибо оно лежит в основе изучения изобразительного искусства Казахстана» [1, с. 28].

Профессиональное искусствоведение в Казахстане начало формироваться со 2‑й половины ХХ века. Об оторванности Казахстана в 1920—1930-е годы свидетельствует тот факт, что 20 октября 1926 года был открыт отдел изучения искусств национальностей СССР при Государственной академии художественных наук. Большая роль в создании и деятельности его принадлежит Я.А. Тугенхольду. Им был прочитан ряд докладов и написано большое количество статей о живописи и графике народов СССР. Однако Казахстан остался вне поля зрения этого ученого [6, с. 12].

В 1939 году СНК и ЦК КП(б) Казахстана приняли постановление «О дальнейшем развитии литературы и искусства в Казахстане», а Комитет по делам искусств при СНК СССР — приказ «О мероприятиях по дальнейшему развитию искусства Казахской ССР». Постановление призывало осваивать и популяризировать богатое наследие казахского народа [6, с. 19]. Эпохальным событием стал I-й съезд художников Казахстана, прошедший 24 июня 1940 года в Алма-Ате. Среди актуальных вопросов развития художественно-культурной жизни республики стояла задача повышения роли художественной критики в освещении успехов мастеров изобразительного искусства, тем более, что к этому времени в Казахстане уже сложился костяк национальных профессиональных художников. Неоценимую роль в развитии изобразительного искусства и искусствоведения сыграли постановления 1970-х годов «О литературно-худо­жественной критике», «О народных художест­венных промыслах», «О работе с творческой молодежью».

В 1930—1940-е годы в печати (в журналах «Литература и искусство Казахстана», «Искусство») появились статьи об искусстве казахского народа Ф. Болкоева, Г. Брылова, И. Омарова, А. Орлова, В. Чепелева и др.

У истоков казахстанского искусствоведения в 1950—1960-е годы стояли Е. Вандровская, Л. Варшавский, Б. Веймарн, М. Габитова, О. Джусупова, А. Жу­банов, Т. Жургенов, А. Каналин, В. Кантор, И. Кучис, Е. Макульская, Г. Михельсон, Н. Нурмухамедов, А. Нурок, И. Рыбакова, Г. Сарыкулова, М. Холо­минская, Н. Черкасова и др. Одним из первых изданий по искусству Казахстана в 1950-е годы был альбом «Искусство Казахстана» А.К. Каналина.

Известными историками и теоретиками искусства, художест­венными критиками в Казахстане, авторами монографий, альбомов, статей являются Н. Нурмухамедов (Искусство Казахстана, 1970; Графика Казахстана, 1978); Г.А. Сарыкулова, И.А. Рыбакова, М.Г. Габитова (Мастера изобразительного искусства Казахстана, 1972); Г.А. Сарыкулова (Очерки истории изобразительного искусства Казахстана, 1977; Мастера изобразительного искусства Казахстана, 1984); И.П. Юферова, Б.К. Барманкулова (Изобразительное искусство советского Казахстана, 1989); Б.К. Барманкулова — автор вступительных статей к альбомам «Уке Ажиев», «Абылхан Кастеев», «Рустам Хальфин»; И.П. Юферова, создатель альбома «Елена Воробьева»; И.А. Рыбакова — «Абылхан Кастеев», «Айша Галимбаева»; «Нагим-Бек Нурмухаммедов»; Е.Б. Вандровская — «Канафия Тельжанов», «Сахи Романов», «Галимбаева Айша Гарифовна»; Е.П. Зальцман — «Кадырбек Каметов»; Г.Ш. Елеукенова —«Хакимжан Наурызбаев», «Очерк истории средневековой скульптуры Казахстана»; Н.А. Полонская — «Молдахмет Кенбаев»; Р.Т. Копбосинова — «Сахи Романов», «Абдрашид Сыдыханов»; Е.Г. Малиновская — «Этапы и тенденции формирования националь­ной школы Казахстана: Архитектура, искусство», «Этнокультурная специфика кочевой цивилизации в процессе формирования профессиональных школ искусства Казахстана», «Галым Каржасов»; Л. Мар­ченко — «Гульфайрус Исмаилова» и др.

Крупным специалистом в области теоретического искусство­ведения является Ергалиева Райхан Абдешевна, доктор искусство­ведения, член Союза художников Казахстана, член Международной ассоциации художественных критиков при ЮНЕСКО (AICA), вице-президент Национальной секции международной ассоциации AICA, академик Академии художеств Республики Казахстан. «Основой для проявления глубинной самобытности казахского изобразительного искусства стало традиционное мировоззрение казахов, воплощенное в комплексе этнокультурных традиций народа… Формирование духовной специфики и художественных особенностей профессио­нального искусства Казахстана осуществлялось в постоянном контакте, диалоге и глубинной внутренней связи с традиционным сознанием народа, обусловив наиболее емкие процессы самоиден­тификации. В итоге, менее чем за столетие была создана художественная школа с самобытным, адекватным национальной ментальности формальным языком и комплексом идей», — констатирует Р.А. Ергалиева в монографии «Этнокультурные традиции в современном искусстве Казахстана» [3, с. 4].

Среди известных представителей современной казахстанской школы искусствоведения необходимо выделить следующие имена: Л.С. Уразбекова, М.Т. Молдагалиева, К.Ж. Мукажанова, Л.Б. Нурпеи­сова, Ж.А. Енсебаева, С.Б. Кумарова, К.В. Ли.

Уразбекова Лаура Сайкеновна, президент Академии художеств Республики Казахстан, президент Национальной секции Междуна­родной ассоциации художественных критиков AICA при ЮНЕСКО; основной темой ее работ является трансформация традиционного искусства кочевников в современных формах искусства.

Ли Камилла Витальевна — автор значительных публикаций: «Изобразительное искусство Казахстана. XX век. Живопись, скульптура, графика, актуальное искусство» (2001), «Шестидесятники. Тюркский романтизм» (2004), «Шедевры изобразительного искусства Казахстана» (2005), «Евразийский концепт изобразительного искусства Казахстана: к постановке вопроса».

Искусствоведы являются инициаторами крупнейших междуна­родных проектов, конференций (Традиционное и современное искусство Казахстана и Центральной Азии; Художник и эпоха. А. Кастеев и изобразительное искусство Центральной Азии XIX—XX вв.) (2004), искусствоведческих чтений (Осенние чтения); составителями искусствоведческих сборников (Актуально об актуальном), иллюстрированных альбомов (Искусство Казахстана: содружество имен), антологии (Антология искусства Казахстана: Живопись), многотомных изданий (Памятники культуры Казахстана, История казахского искусства).

Весомый вклад в исследование изобразительного искусства Сарыарки (Центрального Казахстана) внесли ведущие искусствоведы Карагандинского региона, члены Союза художников Казахстана и Ассоциации искусствоведов, участники многочисленных республи­канских и международных конференций, конгрессов и симпозиумов, «круглых столов» по проблемам культуры, искусства, художест­венного, архитектурного и дизайнерского образования. Среди них Е.П. Гаврилова, автор монографии «Мемориал Караганды». КарЛАГ, культура, художники» (2003) [2]; исследователь ратуетза обновлен­ную культуру Караганды, переоценку ее истоков; Л.И. Дараева; Н.И. Иванина, создатель альбома «Художники Сарыарки» (2006) [7]; Л.Н. Плетникова, Г.М. Сафарова — организаторы независимой нон-профитной художественной институции Дешт-и-Арт-Центр в Караганде, созданной при поддержке Фонда Сорос-Казахстан в 2000 году, занимающейся основанием новых территорий современной культуры и изучением художественного наследия; Л.Р. Золотарева (автор настоящей статьи), искусствовед, профессор, член Союза художников Казахстана, член Общероссийской организации «Ассоциация искусствоведов», эксперт Казахстанской Национальной Федерации клубов ЮНЕСКО по вопросам изобрази­тельного искусства и художественного образования; создатель книг «История искусств Казахстана» (2000); «История города в творчестве карагандинских художников» (2004); «Музееведение» (2007); «Педагогическое искусствоведение» (2011). Монография «Педаго­гическое искусствоведение» является первым научным исследованием в художественном и искусствоведческом образовании Казахстана, отражающим искусствоведческо-педагогическое видение ученого, педагога, искусствоведа [4].

Одной из наиболее актуальных в современном мировом и казахстанском искусствознании становится тенденция глобализации как самих творческих процессов, так и их исследований. Эпохальной и перспективной составляющей современного научного поиска, вопросом первичной важности современной искусствоведческой науки является изучение форм и способов выражения национальной самоидентичности в изобразительном искусстве Казахстана.

Культурный образ Казахстана нашел свое воплощение в книге «Идея независимости в изобразительном искусстве Казахстана» (2011) [5].

 

Список литературы:

  1. А.Х. Маргулан. О художественном наследии Чокана Валиханова // Ч.Ч. Валиханов. Собр. соч.: В 5 т. — Алма-Ата: Наука, 1989. — Т. 5. — 435 с.
  2. Гаврилова Е.П. Мемориал Караганды. КарЛАГ, культура, художники. — Караганда: ТОО «Арко», 2003. — 200 с., ил.
  3. Ергалиева Р.А. Этнокультурные традиции в современном искусстве Казахстана. — Алматы: НИЦ «Ғылым», 2002. — 183 с.
  4. Золотарева Л.Р. Педагогическое искусствоведение. — Алмата: Изд-во «Білім», 2011. — 395 с., табл.
  5. Идея независимости в изобразительном искусстве Казахстана. — Алматы: ИЛИ МОН РК, 2011. — 420 с.
  6. Очерки истории изобразительного искусства Казахстана / Отв. ред. Г.А. Сарыкулова. — Алма-Ата: «Наука» КазССР, 1977. — 223 с.
  7. Художники Сарыарки. Сарыарқа суретшілері. Artists of Saryarka / Авт и сост. Н.И. Иванина. — Павлодар: ТОО НПФ «ЭКО», 2006. — 163 с., ил.
Проголосовать за статью
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

Оставить комментарий