Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: XLIII Международной научно-практической конференции «В мире науки и искусства: вопросы филологии, искусствоведения и культурологии» (Россия, г. Новосибирск, 17 декабря 2014 г.)

Наука: Искусствоведение

Секция: Изобразительное и декоративно- прикладное искусство и архитектура

Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции

Библиографическое описание:
Горбачева С.А. ТВОРЧЕСТВО ВАН ГУАНИ И ПОЛИТИЧЕСКИЙ ПОП-АРТ В КОНТЕКСТЕ СОВРЕМЕННОГО ИСКУССТВА В КИТАЕ // В мире науки и искусства: вопросы филологии, искусствоведения и культурологии: сб. ст. по матер. XLIII междунар. науч.-практ. конф. № 12(43). – Новосибирск: СибАК, 2014.
Проголосовать за статью
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

 

ТВОРЧЕСТВО  ВАН  ГУАНИ  И  ПОЛИТИЧЕСКИЙ  ПОП-АРТ  В  КОНТЕКСТЕ  СОВРЕМЕННОГО  ИСКУССТВА  В  КИТАЕ

Горбачева  Светлана  Андреевна

старший  преподаватель  кафедры  искусствоведения,  Санкт-Петербургский  Гуманитарный  университет  профсоюзов,  РФ,  г.  Санкт-Петербург

E-mail: 

 

THE  OEUVRE  OF  WANG  GUANGYI  AND  THE  POLYTICAL  POP  ART  AS  PART  OF  CONTEMPORARY  CHINESE  ART

Gorbacheva  Svetlana

aenior  Teacher  of  Art  History  Department,  Saint-Petersburg  University  of  Humanities  and  Social  Sciences,  Russia,  Saint-Petersburg

 

АННОТАЦИЯ

С  конца  70-х  годов  XX  века  происходят  изменения  во  всех  сферах  жизни  китайского  общества,  включая  искусство.  Это  привело  к  появлению  новых  направлений  в  искусстве,  а  также  к  изменению  художественной  традиции  в  целом.  Политический  поп-арт,  основоположником  которого  считается  художник  Ван  Гуани,  с  начала  90-х  годов  XX  века  стал  одним  из  ведущих  течений  современного  китайского  искусства.  В  статье  рассматривается  период  творческих  поисков  Ван  Гуани  и  становления  политического  поп-арта,  предпосылки  для  появления  нового  художественного  направления,  его  концепция  и  стилистические  особенности.

ABSTRACT

There  are  a  lot  of  changes  in  all  spheres  of  life  in  China,  including  art,  in  the  end  of  1970.  This  has  led  to  appearance  of  new  directions  in  art,  also  brings  the  fundamental  changes  in  principles  of  art  of  China.  Wang  Guangyi  is  considered  to  be  the  founder  of  the  Political  Pop  art.  Political  Pop  art  is  one  of  the  leading  directions  in  contemporary  Chinese  art  in  the  beginning  of  the  90th.  This  article  is  devoted  to  the  oeuvre  of  Wang  Guangyi  and  the  process  of  appearance  of  Political  Pop  art,  its  prerequisites,  conceptions  and  stylistic  characteristics.

 

Ключевые  слова:  политический  поп-арт;  Ван  Гуани;  современное  искусство;  Китай.

Keywords:  political  pop  art;  Wang  Guangyi;  contemporary  art;  China.

 

Политический  поп-арт  стал  одним  из  ведущих  художественных  течений  с  начала  90-х  годов  XX  века  в  Китае,  пользовался  большой  популярностью  в  первом  десятилетии  XXI  века  и  не  утратил  своей  актуальности  на  сегодняшний  день.  Считается,  что  термин  «политический  поп-арт»  ввел  известный  китайский  арт-критик  Ли  Сяньтин,  в  1991—1993  гг.  были  написаны  его  первые  статьи  об  этом  художественном  явлении  [4]. 

Художники  политического  поп-арта  берут  за  основу  в  своих  работах  штампованные  образы  из  плакатов  тоталитарного  искусства  соцреализма  50—70-х  годов  и  объединяют  их  с  привнесенными  из  западной  культуры  объектами-символами  культуры  массового  потребления,  делая  акцент  на  зрелищность  и  эпатаж.  Китайский  политический  поп-арт  ставит  своей  задачей  переосмысление  значения  периода  правления  Мао  Цзэдуна,  при  этом,  работы  отличает  подчеркнуто  ироничное  отношение  художников,  иногда  гротеск,  к  реалиям  тоталитарного  общества,  они  обнажают  кризис  разрушенных  идеалов  и  провозглашают  новые.  В  основе  политического  поп-арта  лежит  синтез  китайского  соцреализма  и  западного  поп-арта.  Основоположником  китайского  поп-арта  считается  художник  Ван  Гуани,  среди  представителей  этого  художественного  направления  также  выделяются  Ли  Шань,  Гао  Цян  и  Гао  Чжэнь  —  «братья  Гао»,  Ши  Синьнин,  Лю  Фэнхуа,  Жэнь  Сыхун,  Шэн  Ци,  Ван  Цзывэй,  Юй  Юхан  и  другие.  Ван  Гуани  родился  в  1957  году,  в  1984  году  закончил  Чжэцзянскую  академию  изобразительного  искусства  (сейчас  Академия  искусств  КНР)  в  Ханчжоу.  После  смерти  Мао  Цзэдуна  в  1976  году,  а  также  с  началом  проведения  политики  реформ  и  открытости  с  конца  70-х  гг.  XX  века  поэтапно  происходят  изменения  во  всех  сферах  жизни  китайского  общества,  страна  постепенно  расширяет  связи  с  внешним  миром  по  различным  направлениям,  в  том  числе  формируется  интерес  к  западной  философии  и  достижениям  современного  мирового  искусства.  80-е  гг.  XX  века  были  периодом,  предваряющим  становление  политического  поп-арта,  временем  творческого  всплеска  и  поисков  новых  форм  и  средств  выразительности,  формирования  различных  официальных  и  неофициальных  художественных  объединений,  таких  как  художественная  группа  «Звезды»  (Ма  Дэшэн,  Хуан  Жуй,  Янь  Ли,  Ван  Кэпин,  Шао  Фэй,  Ай  Вэйвэй  и  др),  «Шрамы»  (Чэн  Цуньлин)  и  «Деревенский  реализм»  (Ло  Чжунли,  Чэнь  Даньцин,  Чжань  Цзяньцзюнь  и  др.)  [2,  с.  214],  движение  «Новая  волна  85-го  года»,  которое  состояло  из  нескольких  десятков  творческих  объединений,  среди  них  «Северная  молодежная  группа»  (Ван  Гуани,  Ван  Ялинь,  Жэнь  Цзянь,  Лю  Янь  и  др),  «Сямэньские  дадаисты»  (Хуан  Юнпин,  Цай  Гоцян  и  др.),  «Юго-западное  арт-сообщество»  (Чжан  Сяоган,  Мао  Сюйхуэй,  и  др),  а  также  многие  другие.  В  1982—1984  гг.  китайские  художники  получили  возможность  познакомиться  с  работами  западных  философов  —  Гегеля,  Хайдеггера,  Витгенштейна,  Сартра,  они  начинают  размышлять  о  предназначении,  о  роли  искусства  в  современном  мире,  но  каждый  выбирает  индивидуальный  путь  развития  своего  творчества.  Искусство  указанного  периода  носило  экспериментальный  характер,  не  было  единой  стилевой  направленности,  но  художников  объединяли  идеи,  связанные  с  вопросами  самовыражения;  проблематика,  которую  они  поднимали  в  своем  творчестве,  носила  резкий  общественно-политический  характер.  Даже  внутри  художественных  объединений  произведения  художников  отличались  стилевым  многообразием  —  экспрессионизм,  абстракционизм,  сюрреализм,  экзистенциализм,  реализм  и  другие. 

На  Ван  Гуани  и  творческое  объединение  «Северная  молодежная  группа»  тоже  оказали  влияние  утопические  идеи  немецких  мыслителей,  включая  Ницше,  Шопенгауэра,  Сартра,  Фрейда.  Художники  видели  главную  задачу  искусства  на  тот  момент  в  создании  системы  новых  идеалов  и  ценностей,  принципиально  отличных  от  сформированных  в  период  тоталитарного  режима  и  времен  Культурной  Революции.  Ван  Гуани  и  другие  участники  группы  были  вдохновлены  идеей  построить  новую  культуру  —  «северную  цивилизацию»  взамен  упадочным  Запада  и  Востока.  В  середине  80-х  гг.  Ван  Гуани  находился  под  влиянием  творчества  Пабло  Пикассо  и  Фернана  Леже.  В  это  время  в  1984—1986  гг.  он  пишет  серию  работ  «Замороженный  северный  полюс»,  среди  которых:  «№  28»,  «№  29»,  «№  32»  и  другие,  а  затем  «Постклассическую  серию»,  включающую:  «Смерть  Марата»,  «Мадонну  с  младенцем»  и  другие.  Все  картины  выполнены  в  холодном  колорите,  в  синих,  серых,  темных  оттенках,  в  них  отражен  идеальный  рациональный  мир  правильных  геометрических  форм.  Ван  Гуани  писал  о  произведениях  этих  серий:  «В  этих  картинах  фигуры  должны  напоминать  Страсбургский  собор,  возвышающийся  к  небу,  величественный  и  великолепный,  отбрасывающий  широкие  темные  линии  теней,  его  внушительные  гармоничные  формы  должны  передавать  красоту  возвышенных  идеалов,  воплощающих  вечную  гармонию  идей  гуманизма  и  здоровых  эмоций»  [5].

В  1985  г.  происходит  знакомство  китайских  художников  с  американским  поп-артом  на  выставке  Роберта  Раушенберга  в  рамках  проекта  ROCI  («Международного  культурного  обмена»).  Эта  выставка  явилась  не  только  одной  из  ключевых  предпосылок  для  становления  китайского  поп-арта,  но  и  позволила  художникам  узнать  такие  новые  для  них  формы  современного  западного  искусства,  как  инсталляция,  коллаж,  реди-мейд.  Она  оказала  сильное  воздействие  на  дальнейшее  творчество  Ван  Гуани,  в  то  же  время  происходило  постепенное  сближение  с  западной  культурой  в  результате  проведения  нового  политического  курса  —  все  это  способствовало  тому,  что  художник  обратился  к  новому  художественному  течению  —  поп-арту,  на  формирование  которого  в  Китае  также  повлиял  советский  соц-арт.  В  феврале  1989  года  состоялась  знаменитая  выставка  «Китай/Авангард»  в  Пекине,  в  ней  приняли  участие  все  значимые  современные  китайские  художники,  включая  Ван  Гуани,  Фан  Лицзюня,  Гэн  Цзяньи,  Чжан  Сяогана,  Чжан  Пэйли,  Сюй  Бина  и  многих  других.  Ван  Гуани  представил  на  выставке  9  своих  картин,  включая  работу  «Мао  AO»  (1988).  Позже  в  2009  году  она  будет  продана  за  4,1  млн.  долларов  на  аукционе  Phillips  de  Pury  &  Company  в  Лондоне.  Образ  Мао  Цзэдуна  как  основного  символа  тоталитарной  эпохи,  в  то  же  время  являющимся  иконой  или  брендом  современной  китайской  культуры,  обращенной  на  Запад,  станет  одним  из  наиболее  популярных  в  работах  Ван  Гуани  вплоть  до  середины  90-х  годов,  а  также  у  других  представителей  течения  политического  поп-арта:  Ли  Шань  «Голубой  Мао»,  Цзэн  Фаньчжи  «Мао  Цзэдун»,  «Председатель  Мао  с  нами»,  «братья  Гао»  «Мисс  Мао»,  Юй  Юхань  «Без  названия  (Мао/Мэрилин)».  Но  китайские  художники  поп-арта  не  были  первыми,  кто  стремился  запечатлеть  председателя  Мао  в  новом  художественном  образе,  в  1970-х  годах  основоположником  американского  поп-арта  Энди  Уорхолом  также  была  написана  серия  портретов  Мао  Цзэдуна. 

Наиболее  ярко  идеи  политического  поп-арта  раскрываются  у  Ван  Гуани  в  серии  «Великий  критицизм»  (1990—2007),  среди  них:  «Шанель  №  19»,  «Кока-кола»,  «Энди  Уорхол»,  «Время»,  «Плантаторы»  и  многие  другие  [2,  с.  216].  В  работах  китайского  соцреализма  была  представлена  утопическая  картина  идеального  мира  социализма,  подразумевалось,  что  Китай  достигнет  этого  в  недалеком  будущем.  Ван  Гуани  путем  сочетания  символов  идеологии  тоталитарного  общества  с  известными  американскими  рекламными  слоганами  и  названиями  брендов,  показывает  результат,  то,  к  чему  в  реальности  пришла  страна  и  что  стало  для  массовой  культуры  общества  новыми  значимыми  иконами  эпохи:  Coca-Cola,  Visa,  McDonald’s,  Gillette,  Motorola,  Kodak,  WTO  и  другие. 

По  мнению  искусствоведа  и  крупнейшего  исследователя  китайского  современного  искусства  Карен  Смит,  популярность  серии  работ  Ван  Гуани  «Великий  критицизм»,  которые  принесли  художнику  славу,  сопоставима  с  успешностью  известных  брендов  на  Западе.  Внимание,  которое  вызвали  произведения,  доказывает  их  успех.  «Бренд»  в  работах  Ван  Гуани  определяется  как  китайский  «продукт»,  ориентированный  на  среднестатистического  потребителя  и  понятный  даже  тем,  кто  далек  от  понимания  концепций  современного  искусства.  В  этой  связи,  работы  серии  «Великий  критицизм»  направлены  на  мгновенное  восприятие,  даже  в  тех  случаях,  когда  они  носят  поверхностно-развлекательный  характер.  Главная  цель  заключается  в  том,  чтобы  произведению  была  присуща  зрелищность  и  оно  запоминалось,  а  не  донесение  до  зрителя  его  идейного  содержания  [3,  с.  78].  В  стилистическом  отношении  этим  работам  присущи  все  основные  особенности  произведений  плакатного  искусства  соцреализма:  обобщенность  образов,  условность,  отсутствие  детализации,  упрощенность,  сознательное  преувеличение  отдельных  деталей,  усиливающее  восприятие,  красочность,  иллюстративность,  символичность.  Они  лишены  глубокой  смысловой  нагрузки  и  носят  развлекательный  характер.

В  1993  году  работы  Ван  Гуани  впервые  были  представлены  за  рубежом  на  Биеннале  в  Венеции,  после  этого  художник  неоднократно  принимал  участие  в  выставках  как  на  территории  Китая,  так  и  за  его  пределами.

Политический  поп-арт  как  художественное  явление  стал  реакцией  на  происходящие  события  в  прошлом,  а  потому  был  конечен  и  не  имел  перспектив  для  дальнейшего  развития,  возможно  поэтому,  вскоре  после  своего  появления,  работы  этого  течения  приобрели  ярко  выраженную  коммерческую  направленность,  но  не  смотря  ни  на  что,  он  еще  не  утратил  актуальности  в  настоящее  время.  В  России  работы  китайских  художников  политического  поп-арта  можно  было  увидеть  на  выставке  «Соц-арт.  Политическое  искусство  в  России  и  Китае»  (Ли  Шань,  Жэнь  Сыхун,  Ван  Гуани,  Ван  Цзывэй,  Юй  Юхан)  в  рамках  II  Московской  биеннале  современного  искусства  в  2007  году,  а  также  на  выставке  «Китай,  вперед!»  (Ван  Гуани,  Ли  Шань,  Гао  Цян  и  Гао  Чжэнь  —  «братья  Гао»,  Ши  Синьнин)  в  московском  ЦУМе  в  2008  году.  Выставки  проводятся  в  известных  галереях  и  центрах  современного  искусства  крупнейших  городов  по  всему  миру,  например,  выставка  в  галерее  Саатчи  в  Лондоне  26  ноября  2014  г.  —  23  февраля  2015  г.,  где  приняли  участие  такие  китайские  художники  политического  поп-арта  и  циничного  реализма  [6],  как  Ван  Гуани,  Ай  Вэйвэй,  Фан  Лицзюнь,  Фэн  Мэнбо,  Гу  Вэньда,  Лю  Вэй  и  другие.

 

Список  литературы:

  1. Ван  Фэй  Современное  искусство  Китая  в  контексте  мирового  художественного  процесса:  диссертация  кандидата  искусствоведения:  17.00.04  /  Ван  Фэй;  [Место  защиты:  Рос.  акад.  художеств]  —  212  с.
  2. Духовная  культура  Китая.  Том  6.Искусство.  /  М.А.  Неглинская  [и  др.],  под  ред.  М.Л.  Титаренко.  М.:  Изд-во  Восточная  литература  РАН,  2010.  —  1031  с.
  3. Карен  Смит.  Девять  жизней.  Рождение  искусства  Авангарда  в  новом  Китае  /К.  Смит.  Пекин:  Изд-во  Таймзон8,  2008.  —  473  с.
  4. Ли  Сяньтин.  Китайский  юмор  политического  поп-арта  //Искусство  Китая,  18.04.2013  [Электронный  ресурс]  —  Режим  доступа.  —  URL:  http://art.china.cn/voice/2013-04/18/content_5887657.htm  (дата  обращения  20.11.2014).  (кит.  яз.).
  5. Iona  Whittaker.  The  Other  80s  of  Wang  Guangyi  //Randian,  30.11.21012  [Электронный  ресурс]  —  Режим  доступа.  —  URL:  http://www.randian-online.com/np_review/the-other-80s-of-wang-guangyi/  (дата  обращения  1.12.2014). 
  6. Saatchi  Gallery,  Official  web  site  [Электронный  ресурс]  —  Режим  доступа.  —  URL:  http://www.saatchigallery.com/current/postpop.php  (дата  обращения  1.12.2014).  

 

Проголосовать за статью
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

Оставить комментарий

Форма обратной связи о взаимодействии с сайтом
CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.