Статья опубликована в рамках: XLIII Международной научно-практической конференции «В мире науки и искусства: вопросы филологии, искусствоведения и культурологии» (Россия, г. Новосибирск, 17 декабря 2014 г.)
Наука: Искусствоведение
Секция: Изобразительное и декоративно- прикладное искусство и архитектура
Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции
- Условия публикаций
- Все статьи конференции
дипломов
Статья опубликована в рамках:
Выходные данные сборника:
СРЕДСТВА ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ ТКАНЕЙ ВОЛЫНСКОГО ПОЛЕСЬЯ
Назарчук Мария Викторовна
старший преподаватель кафедры дизайна, Луцкий национальный технический университет, Украина, г. Луцк
MEANS OF FABRIC ARTISTIC EXPRESSIONS OF VOLYNSKOYE POLESIE
Maria Nazarchuk
senior Lecturer of Design Chair, Lutsk National Technical University, Ukraine, Lutsk
АННОТАЦИЯ
В процессе исследования ткачества Волынского Полесья установлено ряд художественных особенностей, в которых сырье, технологии и техника ткачества занимают ключевые позиции. Рассмотрены основные пять этапов обработки сырья, которые влияют на художественно-технологические особенности тканей на территории Волынского Полесья.
ABSTRACT
In the study of weaving of Volynskoye Polesie a number of artistic features is identified in which raw materials, technologies and equipment of weaving occupy key positions. The basic five steps processing of raw materials that influence the artistic and technological features of fabric in the territory of Volynskoye Polesie are determined.
Ключевые слова: ткань; ткачество; Волынское Полесье.
Keywords: fabric; weaving; Volynskoye Polesie.
Многообразие тканых изделий и их художественно-декоративное своеобразие во многом зависят от сырья, технологии и техник ткачества. Они отображают локальные особенности производства, обозначенные определенными преференциями тем или иным техникам, что в результате сказывается на художественно-стилевом решении изделий.
Еще с древних времен главным сырьем для изготовления тканей на территории Волынского Полесья были местные волокнистые материалы - лен и конопля [1, с. 65], поскольку в основном сельское население Волынского Полесья занималось земледелием. Вместе с лубяными культурами использовали дикорастущую рогозу и шерсть. С развитием торговли вначале XX ст. на исследуемую территорию проникает и фабричная пряжа.
Народные ткани на территории Волынского Полесья изготавливали из сырья растительного (лубяные культуры, рогоза) и животного (шерсть) происхождения, которое проходило пять этапов обработки, а именно: 1) получение сырья, 2) обработка сырья, 3) формирование нити, 4) образование ткани, 5) заключительная обработка ткани. Характеристика этапов позволила выявить и сравнить художественно-технологические традиции изготовления тканых изделий в различных зонах Волынского Полесья.
Получение сырья. Изготовление качественной и художественно выразительной ткани, прежде всего, основывается на знаниях народных мастеров о природных свойствах материала, из которого она производится. В зависимости от происхождения, сырье проходит различные начальные этапы. Сырье растительного происхождения, а именно лубяные культуры — лен и конопля сеют, выращивают и собирают, а рогозу только собирают. Для получения сырья животного происхождения разводят тонкорунных овец и с них состригают шерсть. Именно благодаря отличным качественным характеристикам сырья по завершению изготовления ткань приобретает эстетичный вид и качество.
Обработка сырья. Качество пряжи, то есть его физико-химические и декоративные свойства, зависит от грамотного выполнения основных этапов обработки сырья.
Этапы обработки волокон лубяных культур, а именно льна и конопли, отличаются незначительными деталями. Обработка стеблей составляет сложный процесс подготовки волокон к прядению, который включает в себя следующие этапы работы: первичная и вторичная сушки, замачивание (конопля) или расстилание (лен), трепка, чесание и сортировка.
Рогоза, хотя и сырье растительного происхождения, но проходит другую обработку, чем лубяные культуры. Растение подвергали сушке и при необходимости вымачиванию. Чтобы сохранить цвет и эластичность, рогозу после уборки обязательно сушили в тени.
Вся обработка шерсти проводилась вручную и была самой простой. Она включала: промывание, сортировку и расчесывание. Качество шерсти зависело от породы овцы, возраста и условий ухода. В общем, нами не найдено существенных различий в технологии обработки шерсти на территории Волынского Полесья по отношению к другим этнографическим районам западной Украины.
Итак, художественные качества будущей ткани, ее эстетический вид и технологические и физические свойства прямо пропорционально зависели от начальных подготовительных процессов обработки волокна. Именно поэтому мастерицы уделяли большое внимание вышеуказанным процессам и заранее могли их скорректировать.
Дальнейшие художественные качества будущее полотно получало в процессе работы уже с подготовленным сырьем, из которого формировали нити.
Формирование нити. Формирование нити является важным этапом, предшествующим изготовлению ткани. Процесс прядения непосредственно влиял на фактуру и структуру ткани, так как зависел от плотности скручивания, соотношения волокнистого сырья и равномерности толщины нити.
Перед началом прядения из подготовленного материала формировалась кудель. Нередко в ней могли смешивать различные виды сырья, тем самым придавая ткани нужные эстетические и физические свойства. Конопля и лен преимущественно отличались между собой по качественным характеристикам: прочностью, твердостью, длиной, цветом и блеском волокна. Распространенным явлением было применение смеси различных волокон для конкретного вида ткани.
Важное влияние на художественные особенности изделий имеет цветовое решение, глубина цвета и насыщенность. Полесские мастера сумели сохранить на протяжении веков знания о покраске ткани природными красителями, что обеспечило создание качественной и износостойкой народной ткани в ХIХ — начале ХХ в. на всей исследуемой территории.
Нити основы по завершению прядения перематывали на большое веретено, из которого в дальнейшем сновали, впоследствии пропитывали «шлифтою» и вводили нить в оборудование для плетения или ткачества.
Образование ткани. Изготовлению ткани предшествовало правильное введение нити в устройство для плетения или ткачества. Плетение было исторической предпосылкой возникновения ткачества, однако в дальнейшем развивалось параллельно. Почти все произведения полесских ткачей изготавливаются на горизонтальном ткацком станке. Но в XIX — начале ХХ в. на территории Волынского Полесья использовалось и древнее очень простое оборудование для плетения: «кросенця», «доска» и «бердечки».
Одним из важных средств выразительности в искусстве полесского ткачества есть техника формообразования ткани, которая четко определяет декоративную насыщенность и высокое исполнительское мастерство. Качество ткани, ее художественные и технологические свойства зависят от синтеза техники переплетения и характера отделки, которые формируются на этапе образования ткани.
В ХIХ — первой трети ХХ в. на исследуемой территории с помощью плетения из нити изготавливали: пояса, чепцы, шлейки, сетки. Существовало три техники плетения на территории Волынского Полесья: простое сетчатое плетение — бранные, полутканье и примитивное ткачество.
Среди формообразующие техник изготовления народных художественных тканей в XIX — пер. трети ХХ в. бытовали три группы народных ткацких техник: браное, закладное, ремизное ткачество. На территории Волынском Полесье в каждой из указанных групп прослеживалось по несколько разновидностей техник.
Завершающая обработка ткани. Художественное совершенство народных тканей всех регионов украинского и белорусского Полесья усиливается удачным применением соответствующих техник заключительной обработки ткани, которые выполняли по практическим или эстетическим соображениям. Конопляным и льняным тканям придавали шелковистость, глубину цвета, блеск и мягкость с помощью отбеливания, золения и ряда других способов. А вот шерстяные ткани подвергали «сваливанию» преимущественно в больших ступах с помощью струи воды или вручную. Происхождение сырья и способ заключительной обработки обусловливают подчеркивание декоративных свойств ткани.
Итак, к началу ХХ в. на территории Волынского Полесья традиционное народное ткачество основывалось на применении ручной обработки сырья, которая проходила пять основных этапов. Все они осуществлялись в домашнем хозяйстве с помощью специального снаряжения и исторически сложившихся народных приемов, которые в совокупности создавали художественные особенности. Выполнение художественного оформления в процессе ткачества путем виртуозного сочетания и без того сложных известных техник ткачества является характерной чертой народного ткачества Волынского Полесья.
Список литературы:
- Охріменко Г. Населення Волині та Волинського Полісся в праісторичні часи: розвиток матеріальної та духовної культури / Г.В. Охріменко. Луцьк : Волинська обласна друкарня, 2003. — 224 с.
дипломов
Оставить комментарий