Статья опубликована в рамках: XLIX Международной научно-практической конференции «В мире науки и искусства: вопросы филологии, искусствоведения и культурологии» (Россия, г. Новосибирск, 15 июня 2015 г.)
Наука: Филология
Секция: Русский язык. Языки народов Российской Федерации
Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции
- Условия публикаций
- Все статьи конференции
дипломов
Статья опубликована в рамках:
Выходные данные сборника:
ЛЕКСЕМА «ДУША» В ЛИНГВОКУЛЬТУРНОМ ПРОСТРАНСТВЕ РУССКОГО ЧЕЛОВЕКА
Аверина Марина Анатольевна
доцент кафедры лингвистики, канд. филол. наук,
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Южно-Уральский государственный университет» (национальный исследовательский университет), филиал в г. Озёрске Челябинской области,
РФ, г. Озёрск
E-mail: marina651@mail.ru
Тараканов Александр Сергеевич
студент кафедры лингвистики,
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Южно-Уральский государственный университет» (национальный исследовательский университет), филиал в г. Озёрске Челябинской области,
РФ, г. Озёрск
TOKEN "SOUL" IN LINGVOKULTURNAJA SPACE RUSSIAN HUMAN
Averina Marina
сandidate of Philological Science, the Associate Professor of the department of linguistics of
Federal State Budget Educational Establishment of Higher Professional Education “South-Ural State University” (National Research University), branch in Ozersk, Chelyabinsk region,
Russia, Ozersk
Tarakanov Alexander
student of the department of linguistics of
Federal State Budget Educational Establishment of Higher Professional Education “South-Ural State University” (National Research University), branch in Ozersk, Chelyabinsk region,
Russia, Ozersk
АННОТАЦИЯ
В статье рассматривается роль лексема «душа» в формировании менталитета русского человека. Проведённый анализ словарных дефиниций и семантического функционирования описываемой лексемы в художественных текстах свидетельствует о том, что она является этнокультурным кодом.
ABSTRACT
The article discusses the role of token "soul" in shaping the mentality of the Russian people. The analysis of dictionary definitions and semantic operation described tokens in artistic texts shows that it is the ethno-cultural code.
Ключевые слова: лексема; душа; сема; фразеологизм; пословица; менталитет.
Keywords: token; shower; sema; idiom; proverb; mentality.
В современном языкознании язык рассматривается не только в рамках его коммуникативной функции, но и в качестве этнокультурного кода. Учёные-лингвокультурологи (и мы вслед за ними) считают, что каждый язык — это самобытная система, формирующая картину мира носителей этого языка, определяющая их мировоззрение [3]. Конечно, и русский язык является такой системой, причём, одной из богатейших.
В русском языке имеется значительное число слов, по большей части абстрактных лексем, с помощью которых люди могут выстраивать в речевой коммуникации ассоциативно-смысловые связи. Такие лексемы, «жизнь», «любовь», «честь», «совесть», «достоинство», помогают человеку воспринимать окружающий его мир [1; 2]. Наиболее сложной и неоднозначной является лексема «душа». Проанализируем её словарные дефиниции.
Философский словарь под редакцией И.Т. Фролова даёт только одно значение лексемы «душа» — ’термин, употребляемый иногда в качестве синонима термина психика’ [9, с. 172].
Словарь символов Д. Трессиддера трактует понятие «душа» как ‘символ духовных или нетелесных аспектов человеческой личности’ [7, с. 88]. В повседневности существительное «душа» часто используется людьми для обозначения определённого нематериального, духовного начала. Оно помогает человеку выстраивать свои отношения с окружающими его людьми на эмоциональном уровне.
Обратимся к лингвистическим словарям. В толковом словаре В.И. Даля значение лексемы «душа» определяется как ’бессмертное духовное существо, одарённое разумом и волей’ [4, с. 504].
В Толковом словарь русского языка С.И. Ожегова зафиксировано три значения описываемой лексемы: 1) ’внутренний психический мир, сознание человека’; 2) ’то или иное свойство характера, а также человек с теми или иными свойствами’; 3) перен. ’вдохновитель чего-нибудь, главное лицо’ [5, с. 159].
В Толковом словарь русского языка под редакцией Ушакова уточняются значения лексемы «душа»: 1) ’в религиозных и идеалистических представлениях — нематериальное начало жизни, противополагаемое телу; бесплотное существо, остающееся после смерти человека’; 2) ’в старой психологии — совокупность психических явлений, переживаний, основа психической жизни человека’; 3) ’свойство характера, основные черты личности, а также человек, с теми или иными свойствами’ [8, с. 656].
В «Словаре русского языка» под редакцией А.П. Евгеньевой (МАС) у слова «душа» зафиксировано шесть значений. Это обусловлено тем, что религиозная трактовка не вынесена отдельным пунктом [6, т. 1, с. 456].
Проведённый анализ словарных дефиниций позволил выделить ядерную сему лексемы «душа» — ’то или иное свойство характера, а также человек с теми или иными свойствами’; околоядерные семы — ’внутренний психический мир человека’, ’сознание человека’; периферийные семы — ’бессмертное духовное существо, одарённое разумом и волей’, ’символ духовных или нетелесных аспектов человеческой личности’, ’вдохновитель чего-либо’, ‘совокупность психических явлений, переживаний’.
Материал нашей картотеки в 200 употреблениях показал, что чаще всего описываемая лексема функционирует в русском языке в значении «внутренний психический мир, сознание человека».
И уже ничто души моей не веселит (М.Ю. Лермонтов. Монолог).
Думы лирического героя приводят его к неутешительным выводам и, вероятно, окончательному упадку эмоционального состояния, о чём и говорит автор в своём произведении. Исследуемая лексема актуализирует сему ’внутренний психический мир’: ничто не может изменить настроение лирического героя Лермонтова.
Лишь часто новым впечатленьям душа вверяется твоя (М.Ю. Лермонтов. К Н.И.).
Автор стихотворения доносит до адресата мысль о том, что душа героини изменчива: она часто нуждается в новых впечатлениях. В данном контексте лексема «душа» актуализирует сему ’бессмертное духовное существо, одарённое разумом и волей’.
Богатырь ты будешь с виду, и казак душой (М.Ю. Лермонтов. Казачья колыбельная песня).
В форме материнского монолога Лермонтов предсказывает малышу его будущее. В данном предложении лексема употреблена в значении «свойства характера».
Описываемая лексема часто функционирует в русских паремиях и актуализирует сему ’свойства характера’:
Бывает, лицом — цветок, а душой — головёшка чёрная; Повадки волчьи, а душа заячья; На вид — простак, а в душе — хитряк.
Описываемая лексема образует синонимический ряд «душа-сердце-дух», имеет антонимическую пару «душа» — «плоть», однако, в омонимичные отношения не вступает.
Описанная лексема входит в состав множества фразеологических единиц: душа нараспашку, вложить душу, в чём душа держится, кривить душой. Например, фразеологизм душа нараспашку иметь значение — «добрый, открытый человек».
В большом зале генерал-губернаторского дома собралось все чиновное сословие города, начиная от губернатора до титулярного советника: правители канцелярии и дел, советники, асессоры, Кислоедов, Красноносов, Самосвистов; не бравшие, бравшие, кривившие душой, полукривившие и вовсе не кривившие — все не без волненья и беспокойства ожидали выхода генерал-губернатора (Н.В. Гоголь. Мёртвые души).
В этом предложении лексема «душа» является компонентом фразеологического оборота процессуальной семантики кривить душой, имеющего значение «лицемерить».
Брат Касьян лежал на своей лавочке в пекарне… Исхудал он за зиму, в чём душа держалась, и оставались живыми лишь одни серые глаза (Д.Н. Мамин-Сибиряк. Душа проснулась).
В данном предложении исследуемая лексема «душа» является компонентом фразеологической единицы в чём душа держалась, которая функционирует в значении «хилый, немощный, больной человек» и выражает яркую экспрессию сильных переживаний героя за брата Касьяна: исхудал, остались лишь серые глаза.
Обидно, коротка вся жизнь для поисков родной души (Л. Якушева. Нам, не умевшим сердце побороть).
В данной примере исследуемая лексема входит в состав фразеологической единицы родная душа. Автор утверждает, что порой за всю жизнь люди не могут встретить того человека, который стал бы для них самым близким и родным.
Описываемая лексема «душа», несомненно, является значимой единицей лингвокультурологии. Наличие большого количества понятийных и семантических модификаций данной лексемы дают огромные возможности для её интерпретации.
«Душа» может не только отражать различные чувства, но и испытывать их, являясь своеобразным «субъектом» речи. Её нравственные категории во многом определяют характер и сущность русских людей, так как ориентированы на определённые человеческие ценности.
Лексема «душа» формирует лингвокультурное пространство русского человека, отражает его менталитет, являясь этнокультурным кодом.
Список литературы:
- Аверина М.А. Анализ словарных дефиниций лексемы «сознание»//Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук /М.А. Аверина. М., — 2014. — № 5-2. — С. 9—12.
- Аверина М.А. Вербализация концепта «совесть» в современной русской публицистике//Инновации в науке / М.А. Аверина. Новосибирск, — 2014. — № 34. — С. 29—33.
- Воропаева О.В. Лингвоконцепт «душа» в русском языке: номинативный и ценностный аспекты исследования / О.В. Воропаева //Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Русская филология/О.В. Воропаева. М., — 2014. — № 2. — С. 42—47.
- Даль В.И. Толковый словарь великорусского языка / В.И. Даль. Т. 1—4. М., 1989.
- Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка. /С.И. Ожегов. М.: ООО «Издательство Оникс»: ООО «Издательство «Мир и образование», 2008. — 736 с.
- Словарь русского языка / под ред. А.П. Евгеньевой. М.: Русский язык, — 1984. — Т. 1. — 696 c.
- Трессидер Д. Словарь символов /Д. Трессидер М., 2001. — 454 с.
- Толковый словарь русского языка / под ред. Д.Н. Ушакова. М.: Сов. энцикл.: ОГИЗ, — 1935—1940. — Т. 1. — 1562 с.
- Философский словарь / под ред. И.Т. Фролова. М.: Республика, 2001. — 719 с.
- Ширяева О.С. Сравнительный анализ толкований слова «душа» в словарях разных исторических периодов//Филологические науки. Вопросы теории и практики/О.С. Ширяева. Тамбов, — 2013. — № 8-1(26). — С. 203—206.
дипломов
Оставить комментарий