Статья опубликована в рамках: XLIX Международной научно-практической конференции «В мире науки и искусства: вопросы филологии, искусствоведения и культурологии» (Россия, г. Новосибирск, 15 июня 2015 г.)
Наука: Искусствоведение
Секция: Кино-, теле- и другие экранные искусства
Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции
- Условия публикаций
- Все статьи конференции
дипломов
Статья опубликована в рамках:
Выходные данные сборника:
ПРЕДПОСЫЛКИ РАЗВИТИЯ АВТОРСКОГО КИНО СИРИИ
Туркави Мухаммад
аспирант
Харьковской государственной академии культуры,
Украина, г. Харьков
BACKGROUND OF SYRIA AUTEUR CINEMA
Turkavi Muhammad
postgraduate
of Kharkov State Academy of Culture,
Ukraine, Kharkov
АННОТАЦИЯ
Цель данной статьи — выявить предпосылки развития авторского кино в Сирии. В ходе анализа сирийской киноиндустрии, определена социокультурная роль Национальной киностудии в контексте политического устройства страны. Автор приходит к выводу, что именно государственная догма и несоответствие идеологии реалиям жизни стало толчком для создания авторского кино. В статье подчеркнут парадокс его развития, также перечислены независимые режиссёры, чьи работы составили новую экранную культуру Арабского мира.
ABSTRACT
The aim of the article is to identify preconditions for the development of auteur cinema in Syria. During the analysis of Syrian cinema industry it is defined the sociocultural role of the National Film Organization in the political context. The author concludes that a state dogma and the discrepancy between ideology and realities of life became the impetus for creation of auteur cinema. It is emphasized the paradox of auteur cinema development, also attention is drawn to independent filmmakers, whose works have made a new screen culture of the Arab world.
Ключевые слова: сирийская киноиндустрия; Национальная киностудия; кинопрокат; авторское кино.
Keywords: Syrian cinema industry; The National Film Organization; film distribution; auteur cinema.
Когда сирийские кинокритики и режиссеры говорят о сирийском кино как о национальной киноиндустрии, это звучит несколько высокомерно. В документальном фильме Меяра аль-Руми «Немое кино» 2001 года сирийский кинокритик Бандар Абдул-Хамид высказывает свое несогласие с понятием «сирийской киноиндустрии», он считает, что сирийское кино не является полноценным сектором культуры [2, с. 32]. Тем не менее, если рассмотреть подборку значимых сирийских фильмов за последние три десятилетия, нельзя не отметить убедительный объем работы сирийских режиссеров. Данные работы — это национальное хранилище стремлений и чувств, экранное отражение жизненного опыта, это коллективная память и сага о национальных травмах.
В начале XXI века производство кинолент в Арабском мире, а особенно в Сирии, практически полностью контролируется государством, ресурсы ограничены, и на выходе получается скромный результат в виде одного или двух фильмов в год. Усилия на международном и региональном уровне по распространению фильмов исходят только от частных лиц, без поддержки государства. Когда сирийские фильмы участвуют в кинофестивалях по всему миру, они практически всегда удостоены отметок критиков и наград, но все инициативы по их показу исходят за пределами родины. Внутри своей страны сирийские фильмы едва известны. Кинокартины, отражающие стремления и чувства народа, могут быть самыми подлинными, честными и очаровывать своими формами творчества, но они запомнятся скромным меньшинством упрямых киноманов, которые стремились увидеть их несмотря ни на что [2, с. 18]. Однако, находясь под контролем государства, новое сирийское кино несёт, скорее, черты авторского. Чтобы выяснить предпосылки для этого, проанализируем его трансформацию.
В 1947 году, год спустя обретения сирийцами независимости, Назих Шахбанар создает киностудию и оснащает ее хорошим оборудованием. Уже в 1948 году он создает первый сирийский звуковой фильм «Свет и Тьма», сценарий к которому был написан Мухаммедом Шамелем и Али аль-Арнаутом. К середине 1950-х годов создается еще несколько частных киностудий, нацеленных на коммерческую деятельность, однако они уступают крупным студиям в Египте, и система кинопроката в Сирии на тот момент слабее [3, с. 42].
В 1963 году Министерством культуры Сирии была создана «Аль-Муассасса аль-Ама ли аль-Синама» или Национальная киностудия как самостоятельный институт по отбору, производству, распределению, импорту и экспорту фильмов. Толчком для ее создания были требования политической интеллигенции и творческих групп, которые ожидали помощи от государства в создании фильмов. Однако их надежды и ожидания были органично встроены в преобладающее идеологическое умонастроение арабской социалистической партии Баас, которая пришла к власти в 1963 году. Национальная киностудия репатриировала некоторые сирийские таланты и пригласила других представителей родственных арабских народов, чтобы те помогли в создании национальной индустрии по производству фильмов.
В контексте мировой поляризации холодной войны, в ходе революций: в 1952 году в Египте, затем в Ираке в 1958 году, Алжире в 1962 году, Сирии в 1963 году, Тунисе, Ливии, Йемене и Омане весь Арабский мир и интеллигенция в частности, были охвачены революционным пылом социализма, сопряженного с местным национализмом. Потеря Палестины и поражение арабских армий в 1948 и 1967 годах, пережитое унижение и гнев только питали волну настроя. Сирийские кинотеатры показывали социально и политически ангажированные фильмы, преимущественно о Палестинской катастрофе, о беженцах. Сирийское государство использовало кино и медиа, чтобы поднять общественное сознание. Количество вышедших на экраны документальных фильмов впечатляет, наиболее известные из них сняты иракским режиссером Каясом аль-Зубейди. Его фильмы «Вдали от своей страны» (1970) и «Свидетельства палестинцев во время войны» (1972) показывают нам, соответственно, жизнь палестинских детей в лагерях для беженцев и последствия событий 1967 года для их родителей. Подобные документальные фильмы широко распространялись во всем арабском мире и вызвали резонанс. Среди них: «Водитель фургона» Поко Поковича (1967), «Леопард» Набиля Малеха аль-Фада (1972), «Простаки» Тавфика Салеха аль-Макдуна (1972), его же «Дневник государственного прокурора» (1968), «Аллея дураков» (1955), «Борьба героев» (1962), «Повстанцы» (1968) [2, с. 98—99].
Сирийское государственно стало активнее инвестировать и мониторить сферы культуры, а также использовать их с целью собственной пропаганды. Сирийские общество ранее было свидетелем активной политической жизни, партийного плюрализма. С момента обретения независимости от французского правления страна пережила серию переворотов и смены режимов. Однако, партия Басс, балансируя на постоянной политической нестабильности, постепенно замалчивает политическое инакомыслие, демократический плюрализм и критическое взаимодействие с властью. Как следствие, в 1969 году Национальная киностудия получила монополию на производство, распространение, импорт и экспорт фильмов, в то время как частные киностудии начали увядать, пока практически не исчезли [3, с. 51].
Сирийская интеллигенция понимала силу медиа, и кино теперь должно было отражать на экране нацию, страну, ее географическое разнообразие, жизнь своего народа, его знания, умения. Кинематографисты были направлены в далекие уголки страны, чтобы прославлять в фильмах красоту пейзажа, мудрость своего народа, свой национальный колорит, ремесла и обычаи, а также большие достижения государства в строительстве дорог и автомагистралей, плотин, последствия аграрной реформы, предоставление медицинских услуг, жилья и образования. Таким образом, Национальная киностудия начинает производить документальные фильмы в больших количествах, и к 1963 году их производство и вещание по сирийскому телевидению было хорошо налажено. По всей стране строились кинотеатры, активно проходили кинопоказы. Однако все это был имидж, видимость.
Когда в результате Октябрьской войны 1973 года сирийцы окончательно потеряли Голанские высоты, радикальное военное правительство партии стало маркером поражения в политической сфере, а в общественной — беспомощным. Люди были в изгнании, они были преданы своим правительством, солдаты — военнокомандующими. Вопрос о Палестине, живой опыт борьбы за освобождение и справедливость стал центральным для современного арабского сознания, Палестина — метафорой.
В сирийском кино, как в хранилище национальных чувств, стремлений и травм, эта метафора стала лейтмотивом. Она же и сформировала главный парадокс: при поддержке кино государством, режиссеры предложили альтернативу, критическое и подрывное повествование о нации, которое расходилось с государственным дискурсом. «Палестина» была либо основой, либо же фоном практически всех фильмов с 1980 года, но авторское, а не государственное кино показывало ее иначе.
Важно упомянуть, что когда создание налаженной инфраструктуры для производства фильмов в Сирии только начиналось, Национальная киностудия и сирийское правительство выделяли стипендии для молодых талантов на учебу в Советском Союзе и на Востоке. Среди иностранных выпускников: Набиль Мале, Самир Зикра, Мухаммад Малас, Усама Мухаммад, Абдельлатиф Абдул-Хамид. Эта волна сирийских кинематографистов, которые репатриировались на протяжении 1965—1981 годов после обучения, оставили наиболее сложные и интересные работы, которые составляют авторское сирийские кино [4].
Одна из таких работ — фильм Мухаммада Маласа Алама аль-Мадина «Сны города» (1983). Эта беззастенчиво субъективная, визуально красивая картина рассматривается как подрывной фильм, из-за манеры, в которой переписана история того времени, она противоречит версии режима.
В фильмах Абделлатифа Абдуль-Хамида: «Ночь шакалов» (1989), «Озвученные письма» (1991) показывается бессмысленность человеческих смертей. Красивые, молодые, дееспособные отправлены на фронт, возвращены в гробах. В то время как крестьяне едва сводят концы с концами во время затяжной войны с Израилем, их сыновья умирают [4].
Сюжетные линии авторских фильмов отличались от великих од героизму и славе, основанных на официальных отчетах о «национальных» победах и достижениях. Объектив стал лакмусом, он начал проявлять все трещины социального уклада, отражая раскол между официальным дискурсом и реальностью. Это поколение самостоятельных режиссеров стало самосознанием общества, оно не воспевало незамеченных, безымянных и безликих героев, как это делала Национальная киностудия и кино 1970-х годов, его задачей было представить историю народа и писать о людях в истории. К таким фильмам можно также отнести «Ночь» Мохаммада Маласа аль-Леяля (1993), «Звезды средь бела дня» (1988) и «Жертвоприношения» (2002) Уссама Мухаммада Нуюма аль-Наара, «Сны города» Мохаммада Маласа (1983), «Ночь шакалов», «Озвученные письма» и «По просьбе наших слушателей» Абделлатифа Абдуль-Хамида [4].
Стоит сказать, что из-за постоянного контроля над съемкой, прокатом и содержанием фильмов, кинопроизводство увязло в утомительных и трудных бюрократических процедурах. Кинематографисты ощущали себя заложниками системы, которая дает им хоть и небольшое, но устойчивое финансовое и социальное обеспечение, но в то же время, истощает их творческую энергию, неустанно контролируя их мастерство. Некоторые фильмы проходили утверждение сценария, но не принимались чиновниками после просмотра.
Среди фильмов, которые были запрещены в прокате, особое внимание необходимо уделить работам Омара Амиралайя: «Повседневная жизнь сирийской деревни» (1974), «Куры» (1978) и многие другие после. Омар Амиралай работает независимо от каких-либо общественных или государственных сирийских источников финансирования [2, с. 142]. В дополнение к его преданности документальному кино, которое он поставил наравне с художественным в арабском мире, он был первым в вопросах защиты независимого кинопроизводства в Сирии, а также вдохновением для возникающего поколения молодых независимых режиссеров.
Таким образом, мы можем сделать вывод, что новое сирийское кино — это область художественного выражения, где с помощью ясной, умной и подчас подрывной критики в сторону государства, выковалась стезя для создания новых смыслов и образов. Замечательный прорыв сирийских кинематографистов состоит именно в трансформации государственного киноконвеера в авторское кино: как они добились успеха в выкраивании и создании независимого, критического и часто взрывного кино под эгидой сильного государства, под властью одной партии, которая активно инвестировала в подавление любого инакомыслия и принуждала к официальной догме. В этом заключается парадокс сирийского кино, которое смогло стать частью экранной культуры в своих собственных условиях.
Список литературы:
- A Silent Cinema — Highlights of Syrian Cinema // Arsenal Cinema. — 2009. [Электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: http://www.arsenal-berlin.de/en/arsenalcinema/pastprograms/single/article/1697/2804//archive/2009/october.html (дата обращения: 12.05.2015).
- Lina Khatib. Filming the Modern Middle East: Politics in the Cinemas of Hollywood and the Arab world. London: Tauris, 2006. — 242 p.
- Rashi Salti. Insights into Syrian Cinema: Essays & Conversations with Contemporary Filmmakers. Rattapallax Press, 2006. — 160 p.
- Viola Shafik. Arab cinema: History and Cultural Identity. Cairo: The American University in Cairo Press, 2007. — 311 p.
дипломов
Оставить комментарий