Статья опубликована в рамках: XXII Международной научно-практической конференции «В мире науки и искусства: вопросы филологии, искусствоведения и культурологии» (Россия, г. Новосибирск, 15 апреля 2013 г.)
Наука: Искусствоведение
Секция: Изобразительное и декоративно- прикладное искусство и архитектура
Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции
- Условия публикаций
- Все статьи конференции
дипломов
ПРИНЦИПЫ ОБУЧЕНИЯ ФОРМАЛЬНОЙ КОМПОЗИЦИИ В СИСТЕМЕ ДЕТСКОЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ШКОЛЫ
Прокусова Наталья Николаевна
магистрант Волгоградского государственного социально-педагогического университета, г. Волгоград
E-mail:
Гафар Татьяна Викторовна
канд. ист. наук, доцент Волгоградского государственного социально-педагогического университета, г. Волгоград
E-mail:
Грамотно выстроенная структура творческого процесса, основывающаяся на таких основополагающих методических принципах как последовательность, преемственность, интеграция, обеспечивает результативность работ учащихся, занимающихся творческой деятельностью. В рамках именно этих категорий может быть обеспечена качественная трансформация мышления учащихся до уровня креативности, обозначенной в ФГОС как одно из качеств, которым должен обладать выпускник художественного учебного заведения. В условиях современности, в ракурсе активного интереса к декоративности и дизайну под креативностью подразумевается способность индивида в достижении поставленной цели найти более оригинальное (в качественном отношении) и наиболее оптимальное (по затраченным ресурсам) решение, способ, путь, который приведет к необходимому результату.
Следует сказать, что развитие образного мышления, творческого воображения, развитие композиционных навыков в повседневной практике по рисунку, живописи и композиции — цель программы по декоративной композиции в Камышинской детской художественной школе. Этой же цели подчинена работа по созданию формальной композиции с применением средств и приемов декоративности. Для выполнения практической работы требуется серьезная разносторонняя подготовка. С этой целью необходимо обозначить принципы обучения формальной композиции.
Объект исследования — процесс обучения формальной композиции.
Предмет исследования — общие принципы подготовки учащихся детской художественной школы по формальной композиции.
Цель исследования — определение общих принципов процесса художественно-проектного формообразования в системе детской художественной школы.
Задачи исследования:
1. Определить общие принципы обучения формальной композиции;
2. Применить теоретические основы по формальной композиции в проектной практической деятельности по оформлению класса.
Методы исследования: теоретический анализ психолого-педагогической литературы, метод проектной деятельности, эксперимент.
Историография: По определению Т.В. Котовича («Энциклопедия русского авангарда»), так называемый формальный метод сложился в Европейской науке в последней четверти XIX века в связи с осмыслением нарастающих изменений в художественной практике. В это время на первый план выдвигается сосредоточенность на анализе элементов формы и приёмов выразительности [1].
Исследования этого вопроса производились учеными и исследователями вузов культуры и искусств: Марчук Валерий Иванович (Брестский государственный университет им. А.С. Пушкина), анализируя научно-теоретические концепции выделил три основных направления исследования по возникновению и развитию формальной композиции, О.В. Чернышев (Белорусская академия искусств) дает систематизированное изложение специальных вопросов теории и методики освоения основ художественно-композиционной грамоты в процессе профессиональной подготовки дизайнеров, в том числе учащихся детских художественных школ.
В работах Р.В. Паранюшкина (ВГСПУ), Г.М. Логвиненко и В.Б. Устина отмечается, что следует большое внимание обращать на соподчиненность декоративных элементов. В декоративной композиции главные элементы выделяют размером, ярким цветом и центральным расположением. Второстепенные элементы, дополняя главные и оттеняя их ведущую роль и значение, должны пластично соединиться с ними в целостный организм.
Эти работы по обоснованию формальной и декоративной композиции безусловно необходимы для подготовки любого профессионального художника, для изучения богатого исторического опыта художественно-композиционного творчества и форм его теоретического осмысления. Однако этого явно недостаточно для формирования целостной системы знания о законах художественно-композиционного творчества в области дизайна (как неизобразительного вида художественно-проектной деятельности) и практического развития специфически профессионального чувства композиции у будущего дизайнера, для которого она выполняет весьма существенную роль в становлении проектного мышления и овладении методологическими принципами художественно-образного формообразования.
Исходя из вышесказанного, можно говорить об относительной новизне исследования.
Апробация результатов исследования: Полученные результаты наблюдались автором в педагогической работе.
База исследования: Камышинская детская художественная школа, группа учащихся 4 «Г» класса.
Опираясь на три основных признака формальной композиции: 1) единство; 2) соподчинение; 3) равновесие, мы выявили базисное определение — развитие композиции на плоскости в двух направлениях — по вертикали и горизонтали, где глубина выражена не явно, образует плоскостную или фронтальную форму.
Изучая литературу, мы выделили основные категории формальной композиции: 1) качественная природа (мера); 2) степень сложности (качественная и количественная); 3) масштаб и масштабность; 4) объемно-пространственная структура; 5) пластика; 6) цвет; 7) фактура; 8) тон.
Для оформления класса нами были выявлены следующие виды формальных композиций и техника их создания:
1. Абстрактная композиция на основе «аморфных» плоскостей (формальная аморфная композиция);
2. Абстрактная композиция на основе геометрических плоскостей (формальная геометрическая композиция);
3. Мозаичная композиция с рельефом (мозаика);
4. Объемная композиция (формотворчество).
Первая поставленная нами задача состояла в выявлении принципов организации практической подготовки учащихся художественной школы по формальной композиции, которые в своей совокупности должны обеспечить органическую связь процессов «ведения» (т. е. теоретических знаний как понятийно-логической составляющей творческого процесса), «видения» (т. е. композиционного чувства как художественно-образной составляющей творческого процесса), творчески активному «ведению» процесса художественно-проектного формообразования в творческой деятельности учащегося начального художественного образования [4, с. 13]. Это достигается, главным образом, за счет того, что конечный результат работы учащихся над любым практическим заданием по формальной композиции должен находиться в строгой методической зависимости от последовательного движения в направлении: понимание — чувствование — художественно-образное воплощение содержания первых двух (т. е. понимания и чувствования) в гармонично организованную форму. Следовательно, если между этими тремя этапами процесса формообразования существует четкая зависимость, то процесс их взаимодействия как раз и должен составлять суть общей методики работы учащихся над практическими заданиями. Ее можно представить в виде логически строгой последовательности: осознать-прочувствовать-выразить, которая характеризует механизм восприятия и поэтапного формирования интеллектуальных действий и в целом соответствует методологии самой дизайнерской деятельности как взаимодействия принципов научного (осознать), художественного (прочувствовать) и технического (организовать) творчества. Данная методика позволяет успешно решать не только педагогические задачи формирования у учащихся способности осуществлять взаимосвязь образного и логического, но и создавать необходимые условия для превращения приобретенного ими опыта в форму профессиональной интуиции как важнейшей составляющей проектной культуры дизайнера. Осознанное овладение методикой, построенной на данной основе, позволяет учащимся ДХШ при необходимости целенаправленно переходить как от теории к методу и к реальной практике их творческой деятельности, так и наоборот. Иными словами, уверенно двигаться не только от содержания к форме, от представления к материальному его воплощению, от замысла к предмету, но и в обратном направлении, критически оценивая практику современного дизайна, что важно для будущего дизайнера в его дальнейшей творческой жизни.
Решение второй задачи является практическим применением теоретических основ по формальной композиции. Результатом стало оформление класса в детской художественной школе г. Камышина, в котором и проходят занятия учащихся. В ходе проектной деятельности и выполнения дипломной работы выявлены следующие требования к выполнению формальной композиции:
1.в каждой конкретной композиции должен чувствоваться стиль (выбранный учащимися самостоятельно и соответствующий уже существующим фрагментам оформления), манера переработки предметов, цветовой строй произведения;
2.следует избегать простого копирования предметов, объект, плоскость, объем должен ассоциироваться с тем или иным предметом;
3.необходимо плоскости и объекты расположить так, чтобы в совокупности они смотрелись интересно.
Таким образом, учащиеся осваивают набор приемов и техник современной графической культуры, которыми в дальнейшем они смогут воспользоваться в самостоятельных творческих работах и проектах.
Следует сказать, что метод проектной деятельности, используемый в ходе данного эксперимента, выявляет обоснованность методики практического применения формальной композиции с целью получения визуальной целостностью на основе нормативно заданных правил и простейших схем организации и способность моделировать процесс ее практического функционирования в системе творческого мышления и практической деятельности учащихся.
В заключении отметим, поставленные задачи можно считать решенными. Мы обозначили проблемы обучения формальной композиции: несогласованность методик обучения в разных школах дизайна и оторванность теории обучения от практического применения в дизайнерской работе, в частности при оформлении школьных помещений. Опираясь на изученную литературу, определили общие принципы формальной композиции как диалектическое взаимодействие научного (осознать), художественного (прочувствовать) и технического (организовать) творчества.
Список литературы:
- Котович Т.В. Энциклопедия русского авангарда. Мн.: Экономпресс, 2003. — 424 с.
- Логвиненко Г.М. Декоративная композиция: учеб. пособие. М.: ВЛАДОС, 2008. — 144 с.
- Устин В.Б. Композиция в дизайне. Методические основы композиционно-художественного формообразования в дизайнерском творчестве: учеб. пособие. М.: Астрель, 2007. — 239 с.
- Чернышев О.В. Формальная композиция. Мн.: Харвест, 1999. — 312 с.
дипломов
Оставить комментарий