Статья опубликована в рамках: XXIII Международной научно-практической конференции «В мире науки и искусства: вопросы филологии, искусствоведения и культурологии» (Россия, г. Новосибирск, 13 мая 2013 г.)
Наука: Филология
Секция: Романские языки
Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции
- Условия публикаций
- Все статьи конференции
дипломов
К ВОПРОСУ О ПРОИСХОЖДЕНИИ И ОПРЕДЕЛЕНИИ ДЕТЕКТИВА
Георгинова Наталья Юрьевна
преподаватель кафедры специализированной подготовки по иностранным языкам, Мурманский государственный технический университет РГПУ им. А.И. Герцена, г. Санкт-Петербург
E-mail: georna@mail.ru
Детективу принадлежит особое место в литературе и культуре. Более того, не каждый жанр может похвастаться таким к себе вниманием как стороны читателей-любителей, так и со стороны литературных критиков, литературоведов и лингвистов.
В послесловии к сборнику «Как сделать детектив» Анджапаридзе Г. Делает вывод о том, что «детектив является полноправным полновесным в мировом литературном процессе» [2; 280]. Доказательство тому — настоящий сборник, куда вошли такие авторы (в основном, практики жанра), как: А. Конан Дойл, Г.К. Честертон, Д. Хеммет, Р. Остин Фримен, С.С. Ван Дайн, Д. Сейерс, Р. Нокс, М. Леблан, К. Авелин, Д.Д. Карр, Ф. Глаузер, Э.С. Гарднер, М. Аллен, С. Моэм, Р. Стаут, Э. Куин, Р. Чандлер, Ж. Сименон, Буало-Нарсежак, А. Кристи, Х.Л. Борхес, Г. Анджапаридзе.
Все чаще детективный текст становится предметом лингвистических исследований (Лесков С.В., Теплых Р.Р., Ватолина Т.Г., Щербина Э.Ф., Меркулова Е.Н., Крюкова Л.С., Шигонов Д.А. и др.). Исследуются когнитивные, прагматические, дискурсивные и другие параметры детективного текста. Данные исследования продиктованы антропоцентрической направленностью современной научной парадигмы, в рамках которой признается особая значимость человеческого фактора. Внимание исследователей обращено к изучению когнитивных структур человеческого сознания, участвующих в создании, получении и обработке содержащихся в тексте знаний о мире. Язык описывается как способ репрезентации знаний человека о мире.
Несмотря на активное изучение особенностей детективного жанра не утихают споры относительно ряда вопросов. В частности, существуют различные мнения относительно происхождения жанра. История детективного жанра насчитывает более 150 лет и берет свое начало с произведения «Убийство на улице морг», написанного известным американским Э. По и опубликованного филадельфийским журналом «Грэмз мэгэзин» в 1841 году. Среди предпосылок зарождения детектива отмечают социально-политическую обстановку (капиталистический строй, распространение книгопечатания, промышленное развитие, урбанизация, криминальная обстановка) [6; 19—20], развитие философской мысли (в частности, философское учение о научном методе) [6; 45] .
Более того, появление нового жанра — это и закономерный процесс, связанный с вечным развитием литературной мысли. Исследователи отмечают близость детектива к литературным формам, существовавшим ранее. Так, Тибор Кестхейи считает одним из предков детектива загадку [6; 37].
Дальнейший анализ позволил Т. Кестхейи выявить связь детектива с библейскими мифами, которые содержали бесчисленные короткие истории, в которых источником мудрости суждений являлась логика. И логика, как мы знаем, лежит в основе построения любого детективного сюжета. С.М. Эйнзенштейн, например, усматривает исторические корни детектива в мифе о Минотавре [12; 102].
Стоит отметить, что интерес исследователей к мифу сегодня велик. Миф, по мнению Щировой И.А. превращается в «важнейшую культурную категорию и привлекает внимание философов, антропологов, этнологов, фольклористов, мастеров художественного слова и критиков» [11; 394]. В мифокритической методологии — влиятельном направлении в англо-американском литературоведении — лежит идея о решающей роли мифа для понимания «всей художественной продукции человечества» (Козлов). По мнению мифокритиков, каждое литературное произведение есть продолжение мифологического повествования.
Кроме того, некоторые исследователи считают, что у истоков детектива находится фольклор, а именно, народная сказка (Маркулан Я., Кестхейи Т., Джулиан Симонс, Вулис А. и др.) Тибор Кестхейи считает, в результате распространения книгопечатания, промышленного развития и сопутствующей ему урбанизации народная сказка материализовалась в форме детектива [6; 19]. Я. Маркулан изучает родственные связи детектива и сказки и выделяет ряд общих черт: психическая функция, игровое начало, сходство воздействия и восприятия, загадочность и таинственность, сочетание однообразия и многообразности [7; 42—44]. Автор накладывает схему конструкции сказки, предложенную ярким представителем структурализма, В.Я. Проппом в его классической работе «Морфология волшебной сказки», на схему конструкции детектива и приходит к выводу об их точном соответствии.
Среди других жанров, элементы которых встречаются в детективе, указываются репортаж (Жикаренцева С.), кроссворд (Кестхейи Т.), комедийные жанры (Вулис А.), приключенческий жанр (Вулис А.), драма (Вулис А., Маркулан Я.)
Главное, что все же объединяет весьма разноречивые точки зрения — это указание на тот факт, что детектив своей историей, своей поэтикой и неугасающей популярностью заслуживает место в литературе. Тот факт, что детектив неоднократно противопоставлялся подлинной литературе как «нечто недостойное», обосновывается литературоведами существованием наряду с настоящими гениями своего жанра недобросовестных авторов.
Споры вызывает и статусное определение жанра. Так, детектив относят к сенсационной литературе (Маркулан Буало Нарсежак, Дж. Симонс) вместе со шпионским романом, криминальным, полицейским романом и триллером. Детектив относят также к приключенческой литературе (Вулис).
Давая определение детективу, авторы акцентируют свое внимание на различных признаках, образующих детективный жанр, а именно: преступление, аналитическое размышление, двухфабульность, сочетание действительности и вымысла и др. Отсюда — различные точки зрения относительно правил построения хорошего детектива (С.С. Ван Дайн, Р. Нокс, Р.Б. Юстес).
К жанрообразующим признакам детектива, как правило, относят:
·«гипердетерминированность», а именно: погруженность в привычный быт, стереотипность поведения персонажей, правила построения сюжета;
·наличие тайны, выступающей двигателем сюжета, основой для построения загадки и разгадки и мерилом ценностей;
·двухфабульность: наличие фабулы преступления и фабулы расследования;
·своя концепция характеров
·строго регламентированная концепция человеческих взаимоотношений, взятых в криминальном срезе
·схематичность, проявляющаяся в экономии изобразительного материала и стилистической безыскусности
·динамизм и другие.
Среди прочих особенностей жанра детектива указывается и тот факт, что у данной литературной формы есть свой читатель — читатель, созданный Эдгаром Алланом По [2; 264].
Таким образом, детектив — это уникальная литературная форма Несмотря на свои многочисленные связи с различными литературными направлениями и жанрами детектив предоставляет собой отдельный, независимый литературный феномен, существующий более 150 лет и имеющий свою историю, свои национальные школы (английскую, американскую, французскую, русскую), свою структуру, свой набор характеров и даже своего читателя.
Список литературы:
- Анджапаридзе Г Детектив: жесткость канон и вечная новизна // Как сделать детектив, М.: «Радуга», Пер. с англ., франц., нем., исп. Послесловие Г. Анджапаридзе, 1990. С. 279—292.
- Борхес Хорхе Луи « Детектив» // Как сделать детектив, М.: «Радуга», Пер. с англ., франц., нем., исп. Послесловие Г. Анджапаридзе, 1990. С. 263—272.
- Буало-Нарсежак Детективный роман // Как сделать детектив, М.: «Радуга», Пер. с англ., франц., нем., исп. Послесловие Г. Анджапаридзе, 1990. С. 192—224.
- Вольский Н.Н. Легкое чтение. Работы по теории и истории детективного жанра, Новосибирск, 2006. 278 с.
- Вулис А. Поэтика детектива // Новый мир, 1978, № 1. С. 244—258.
- Жикаренцева С. Детектив и его читатели // Звезда, 1995, № 5. С. 218—22.
- Кестхейи Т. Анатомия детектива, Будапешт, 1989. 260 с.
- Маркулан Я. Зарубежный кинодетектив, СПб.: Издательство «Искусство», 1975. 168 с.
- Остин Фримен Р. Искусство детектива // Как сделать детектив, М.: «Радуга», Пер. с англ., франц., нем., исп. Послесловие Г. Анджапаридзе, 1990. С. 28—37.
- Симонс Джулиан. Из книги «Кровавое убийство» // Как сделать детектив, М.: «Радуга», Пер. с англ., франц., нем., исп. Послесловие Г. Анджапаридзе, 1990. С. 225—246.
- Щирова И.А., Гончарова Е.А. Многомерность текстового пространства: учебное пособие, СПб.: ООО «Книжный дом», 2006. 472 с.
- Эйнзенштейн С.М. Мемуары. Т. 1—2. М.: Редакция газеты «Труд»; Музей кино, 1997. т. 1.
- Эко У. Заметки на полях «Имени Розы». СПб., 1997. С. 628—630.
дипломов
Оставить комментарий