Статья опубликована в рамках: XXIII Международной научно-практической конференции «В мире науки и искусства: вопросы филологии, искусствоведения и культурологии» (Россия, г. Новосибирск, 13 мая 2013 г.)
Наука: Искусствоведение
Секция: Изобразительное и декоративно- прикладное искусство и архитектура
Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции
- Условия публикаций
- Все статьи конференции
дипломов
ОБЪЕМНО-ПЛАНИРОВОЧНЫЕ И ВИЗУАЛЬНЫЕ РЕШЕНИЯ ПРИ ПРОЕКТИРОВАНИИ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ
Плотникова Александра Николаевна
студент 3-го курса Института архитектуры и дизайна КГАСУ, г. Казань
Троепольская Наталья Евгеньевна
старший преподаватель факультета архитектуры Института архитектуры и дизайна КГАСУ, г. Казань
E-mail: tronata@jmail.com
Актуальность. Абсолютная, тотальная компьютеризация вошла в нашу жизнь стремительно и бесповоротно. Понятие кибернетического пространства из неординарного фантастического сюжета культового фильма стало неотъемлемой частью сознания молодого поколения, что поступательно меняет систему мышления и восприятия мира сегодняшними школьниками. Для них уже не является проблемой или камнем преткновения новая и более сложная система сотового телефона, новой компьютерной игры или программы. Они легко и свободно чувствуют себя в виртуальном мире, многомерном пространстве и легко переходят на «ты» в общении с компьютерной техникой. Мы позволим себе оставить за рамками данной статьи обсуждение влияния этой ситуации на развитие творческих, духовных сторон личности подростка и на формирование его как члена социума. Но факт остается фактом: наше мировосприятие меняется. За последние 30—40 лет гигантские скачки в развитии науки, в частности — концепций строения и развития Земли, Вселенной, Космоса, привели к возникновению неокосмологии, фрактальной геометрии, нелинейной динамики. Сегодня новое представление о планете как о системе оболочек, каждая из которых имеет свой сценарий эволюции, или о мире как о системе множества независимых нелинейных систем закономерно определяет возникновение новых творческих направлений в различных сферах деятельности человека и, в первую очередь, в архитектуре, поскольку именно она наиболее ярко отражает систему мышления человека [1]. Естественно-научные принципы восприятия и понимания мира, которые явились основой «новой парадигмы в архитектуре», несомненно дали мощный толчок для современных архитекторов-проектировщиков. Но это неординарное направление не должно ограничиваться только поверхностными формами. Во многом оно должно отразиться на идеологии внутренней структуры прежде всего образовательных учреждений, в которых дети и подростки проводят от 30 до 50 % своего времени ежедневно. Какой должна быть современная школа? Как она должна быть спроектирована, чтобы максимально мотивировать школьника к творческому развитию и саморазвитию? Этот вопрос не просто актуален. Его значение трудно переоценить, поскольку он, наряду с другими важными вопросами, определяет наше будущее.
«От того, как будет устроена школьная действительность, какой будет система отношений школы и общества, насколько интеллектуальным и современным мы сможем сделать общее образование, зависит благосостояние наших детей, внуков, всех будущих поколений» (Национальная образовательная идея «Наша новая школа» [2]).
Цель работы заключалась в разработке объемно-планировочного и визуального решения при создании проекта общеобразовательной школы.
Материалы и методы исследований. Проектирование было выполнено на базе Казанской государственной академии строительства и архитектуры с применение программного продукта Autodesk Revit Architecture.
Результаты выполненных работ. Проектируя школу, надо учитывать особенности этапов развития ребенка, рассматривать его творческий потенциал и стремление к познанию. Проект школы зависит от многих факторов: замысла архитектора, специализации школы (гуманитарный или естественно-научный уклон), предназначение для разных направлений деятельности в будущем. Поэтому, несомненно, архитектурное решение школы должно быть связано с ее специализацией. Как известно, человеку могут быть присущи такие типы мышления, как научное, творческое, проектное, техническое, архитектурное. К сожалению, отсутствие индивидуального подхода и качественной системы тестирования детей на стадии их подготовки к школе с целью определения их индивидуальных наклонностей и способностей, не позволяет уже в первые годы обучения школьника помочь ему найти свое призвание в будущем. Часто результат бывает плачевным: завершая учебу, подросток не в состоянии определить интересную для него сферу дальнейшей учебы, развития, движения дальше. Личный опыт авторов показывает, что не более 20 % выпускников средних школ делают осознанно и без колебаний свой следующий шаг по выбору профессии и направлению деятельности.
Также немаловажную роль играет окружающая среда школы и ее визуальное решение. Она должна быть спроектирована максимально комфортно, с обеспечением активного развития детей, в соответствии с санитарными и экологическими требованиями.
Дети, обучающиеся в школе, делятся на три основные возрастные группы: младшая, средняя и старшая. Представители каждой из них обладают отличными от других особенностями, характеризующими этапы взросления ребенка. Так, например, социальные навыки дошкольника отличаются от таковых у представителя, к примеру, средней возрастной группы.
Кроме этого, проектирование школы должно базироваться на основе учета особенностей и характерных черт трех основных этапов творческого развития ребенка:
· Формирование замысла. На этом этапе у ребёнка возникает идея (самостоятельная или предложенная родителем/воспитателем) создания чего-то нового. Чем младше ребёнок, тем большее значение имеет влияние взрослого на процесс его творчества. В младшем возрасте только в 30 % случаев дети способны реализовать свою задумку, в остальных — первоначальный замысел претерпевает изменения по причине неустойчивости желаний. Чем старше становится ребёнок, тем больший опыт творческой деятельности он приобретает и учится воплощать изначальную задумку в реальность.
· Реализация замысла. Используя воображение, опыт и различные инструменты, ребёнок приступает к осуществлению идеи. Этот этап требует от ребёнка умения владеть выразительными средствами и различными способами творчества (рисунок, аппликация, поделка, механизм, пение, ритмика, музыка).
· Анализ творческой работы. Является логическим завершением первых этапов. После окончания работы ребёнок анализирует получившийся результат, привлекая к этому взрослых и сверстников.
Таким образом, наличие в школе помещений, соответствующих этим трем этапам, необходимо. Это классы внеурочной работы и дополнительного специализированного образования. Важно отметить, что при планировании конструкций и дизайна этих помещений необходимо использование концепции модульности и возможности трансформации для расширения функциональности помещений, которые в зависимости от задач могут быть и актовым залом, и танцевальной площадкой для кружка бальных танцев, и выставочным залом для демонстрации тематических экспозиций различных работ школьников (рисунков, фотографий, графических разработок в простейших графических редакторах и т. д.).
Рассмотрим подробно идеи, положенные в основу созданного проекта, концептуальной основой которого явилась Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа», утвержденная 04 февраля 2010 г. президентом Российской Федерации Дмитрием Медведевым [2].
При проектировании прежде всего была учтена необходимость наличия свободных пространств, что, безусловно, стимулирует творческую деятельность. Также в школе находятся студии с естественным освещением, кабинеты для внеурочной научной (исследовательской) и творческой деятельности, спортивные помещения, концертный зал, столовая с выходом на террасу, которая может быть использована как дополнительная зона столовой в теплое время года или как площадка для фестивалей или выпускного бала.
Обустройство уличной территории школы также соответствует принципу свободного времяпрепровождения ученика во внеурочное время. Она включает спортивные площадки, парковые зоны, а также террасы всевозможной формы. Также есть организованная автомобильная парковка для школьных автобусов, экскурсионных автобусов и родителей, приезжающих на машинах за своими детьми (рис. 1, 2).
Рисунок. 1. Видовой кадр школы и пришкольной территории
Рисунок. 2. Видовой кадр фрагмента школы и пришкольной территории
Что касается внутреннего пространства школы, то оно включает в себя три этажа. Первая возрастная категория учащихся (1—4 классы) разместились на первом этаже здания, вторая и третья (5—11 классы), в силу своей возрастной близости, размещены на втором и третьем этажах.
На первом этаже также располагаются столовая и кухня, два спортивных зала (для младшей возрастной категории и общий), а также помещение для драматического кружка, которое сообщается лестницей с актовым залом, находящимся на втором этаже. Функциональность этого решения обусловлена тем, что в школе появляется хорошо продуманная зона, включающая сцену и связанное с ней помещение, которое может быть использовано в качестве гримерной, что позволит организовывать как школьные спектакли, так и спектакли и представления приглашенных артистов и творческих коллективов.
На втором этаже разместились учебные классы, помещения внеурочного времяпрепровождения, администрация, кабинеты врачей и концертный зал. Проект школы предусматривает три эвакуационные лестницы в различных частях здания.
На третьем этаже располагаются студии с естественным освещением, ученические кабинеты, внеурочные научно-исследовательские практикумы (для кружков естественно-научного направления). Студии с естественным освещением, по мнению авторов, являются очень важным элементом школьного здания, поскольку создают особую атмосферу контакта с окружающей средой, удаляют ощущение замкнутости пространства, способствуют повышению настроения, дают возможность эмоционального отдыха, расслабления, мотивируют к творческой деятельности.
Библиотека, соответственно школе, также является трехэтажной, с разделением на отсеки, каждый из которых соответствует возрастной группе учеников и содержит определенный книжный формуляр. Но несмотря на разницу отсеков, библиотека является единой системой, в которой ученик младшего класса может, поддавшись любопытству, подняться на этаж выше и увидеть, как работают старшие школьники. Такое решение будет способствовать мотивации развития детей, которые всегда стараются подражать старшим. Пример организации второго этажа приведен на рисунке 3.
При проектировании первого и третьего этажей за основу была выбрана готовая планировка второго, так как, по мнению авторов, на нем располагаются основные элементы жизнедеятельности учеников и учебно-вспомогательного персонала.
По мнению ряда педагогов и психологов, в современном проектировании школ часто присутствует ненужная роскошь и архитектурная амбициозность с одной стороны и отсутствие психологического и педагогического аспекта в проработке фасадов и интерьеров с другой [3]. С этим трудно не согласиться, ибо роскошь создаст у ребенка изначально неверные подсознательные ориентиры.
Что касается визуального решения школы, проект которой представлен в данной статье, то в ее основу была положена идея древа познания, которое прежде всего символизирует широту необходимых знаний и навыков, которые получат школьники за время своего обучения, и широту технической оснащенности школы. Ибо чем шире будет техническая оснащенность школы и разнообразнее перечень информации, которую предоставляют учителя, тем шире будет эрудиция выпускников этой школы, тем шире будут возможности, которые перед ними откроются. Но в идее дерева есть еще и другой смысл: сила и стойкость дерева зависит от силы и глубины его корней. Только глубокие фундаментальные знания учителей, а также глубина традиций российской школы обеспечат широту и глубину знаний ее учеников.
Рисунок 3. Экспликация помещений второго этажа: 1 — канцелярия, 2 — кабинет директора школы, 3 — учительская, 4 — комната внеурочных занятий, 5 — холл, 6 — библиотека, 7 — актовый зал, 8 — учебные классы
Рисунок 4. Видовой кадр школьного комплекса
Идея дерева в центре школьного комплекса (рис. 4), на наш взгляд, также прослеживается и в планировочном решении школы: отталкиваясь от планировки с явным ядром, похожим на ствол, от которого идут учебные отсеки, как ветки, мы пришли к идее разноуровневой кроны. Первая идея планировки не соответствовала нашему первоначальному замыслу, включающему в себя наличие свободных пространств, и поэтому от этой идеи пришлось отказаться.
Рисунок 5. Реализация визуального решения древа познания в главном фасаде школьного комплекса
Поэтому, чтобы визуально приблизить здание школы к части лесного массива, мы использовали остекление зеленого цвета и колонны, стилизованные под деревья (рис. 5).
Рисунок 6. Видовой кадр фрагмента школьного комплекса с дубовой аллеей
Зеленые насаждения на всей территории школьного комплекса и вокруг него, а также школьный ботанический сад и тепличный комплекс несомненно являются прекрасной возможностью для организации специализированных занятий по естественным направлениям, включая ботанику, биологию, географию (рис. 6, 7).
Рисунок 7. Видовой кадр школьного комплекса с прилегающей территорией
На первый взгляд может показаться, что необычная архитектура школьного комплекса далека от привычных для многих зданий школ конца прошлого и начала нынешнего столетий. Но ее необычные и оригинальные формы во многом соответствуют воплощению виртуальных идей языком геометрии и пластики. Согласно мнению авторов статьи, представленные объемно-планировочные и визуальные решения будут способствовать развитию тесной связи между ребенком, приходящим в эту школу, и ощущением пространства и неограниченных возможностей, которые может развить в себе человек. Такое архитектурное решение обеспечит развитие самостоятельной, творческой личности, способной к развитию и благополучной адаптации в социуме.
Список литературы:
1.Добрицына И.А. Нелинейная парадигма в архитектуре 90-х годов ХХ века // Вопросы теории архитектуры. Архитектурное сознание ХХ—ХХI веков: разломы и переходы / Сб. науч. трудов под ред. И.А. Азизян. — М.: Научная книга, 2001. — С. 146—206.
2.Президентская инициатива «Наша новая школа» [Электронный ресурс]. — Режим доступа. — URL: http://nasha-novaya-shkola.ru/
3.Савенков А.И. Одаренные дети в детском саду и в школе: Учебное пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. — М.: Издательский центр «Академия», 2000. — 232 с.
дипломов
Оставить комментарий