Статья опубликована в рамках: XXXII Международной научно-практической конференции «В мире науки и искусства: вопросы филологии, искусствоведения и культурологии» (Россия, г. Новосибирск, 20 января 2014 г.)
Наука: Искусствоведение
Секция: Изобразительное и декоративно- прикладное искусство и архитектура
Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции
- Условия публикаций
- Все статьи конференции
дипломов
ПРИРОДНЫЕ МОТИВЫ В РИСУНКАХ К. А. СОМОВА К ОБЛОЖКАМ ТЕАТРАЛЬНЫХ ПРОГРАММ
Хомич Елена Геннадьевна
искусствовед, соискатель кафедры русского искусства Санкт-Петербургского государственного академического института живописи, скульптуры и архитектуры им. И.Е. Репина РАХ, РФ, г. Санкт-Петербург
E-mail: khomichelena@yandex.ru
NATURE MOTIVES IN KONSTANTIN SOMOV’S PAINTINGS TO COVERS OF THEATRE PROGRAMMES
Elena Khomich
art historian, the applicant of the Department of Russian art in St. Petersburg state academic Institute of painting, sculpture and architecture named. I.E. Repin of RAH, Russian Federation, Saint-Petersburg
АННОТАЦИЯ
В статье рассматриваются произведения графического искусства К.А. Сомова, в которых художник, используя природные элементы, воплощает идею постижения внутренней взаимосвязи человека и окружающего мира посредством стилистики модерна.
ABSTRACT
The article examines the pieces of graphic art by K.A. Somov, in which the artist, using elements related to nature, embodies the idea of attainment of the internal relationship between a man and the surrounding world through the modernist style.
Ключевые слова: Сомов; природный мотив; театральная программа; графика; модерн.
Keywords: Somov; nature motif; theatre programme; graphic arts; modernist style.
Природа для Константина Андреевича Сомова (1869—1939), русского художника, одного из основателей общества «Мир искусства» служила источником воплощения многих идей. Развитие искусства мастера зависело от воздействия на его творчество различных стилистических направлений (романтизм, реализм, символизм, импрессионизм, модерн) и от предпочтения им определённых видов и жанров живописи, таких в которых он мог наиболее полно выразить глубину своих переживаний. Интерес к личности Сомова обусловил ряд исследовательских работ [1, 2, 3, 5], но вопрос о своеобразии природных мотивов в рисунках художника к обложкам театральных программ не достаточно освещён.
Одной из областей искусства, где Сомов осуществлял поиски нового стиля, выражая определённые идеи, являлась графика. В связи с этим его устремления были направлены в сторону модерна. Свойственная стилю модерн склонность к органическим, природным формам воплощалась в произведениях многих художников рубежа XIX—XX веков в причудливых узорах, в плавных, гибких линиях, в динамичных ритмах.
Этот стиль, по мнению А. Русаковой, обостряя черты реальности «возвёл в принцип условность, остроту изображения, включил в свою иконографию миф, сказку, ретроспекцию, темы света и тьмы, возвышенной любви и вожделения, стремился к синтезу искусств, к замене станковой картины панно и декоративной росписью, к широчайшему использованию орнамента» [5, с. 10].
Деятельное участие представителей объединения «Мир искусства», среди которых был Сомов, в деле привнесения красоты в окружающее, имело большое значение для осуществления особой миссии искусства — обновление мира. Заслугой многих «мирискусников» настроенных на решение внутренних живописных, а не внешних социальных проблем, было создание новой книжной графики, эстампа, театральной декорации.
Сомов одним из первых начал внедрять непривычные формы и принципы оформления журнала «Мира искусства», раньше других членов сообщества стал исполнять титульные листы, виньетки, заставки, концовки, шрифты, используя природные элементы в желании облечь свои идеи в декоративную систему пластических образов.
Ещё одна область, в которой Сомов находил для себя возможным воплощать стиль модерн, являлась театральная программа. Эта сфера по своему формату и принципу оформления близка к жанру книжной графики. Рассчитанная на конкретного зрителя она создавалась для определённого случая и требовала тщательного исполнения. Представляют интерес программы, выполненные для Эрмитажного театра, служившего домашним театром для царской семьи, над созданием которых наряду с К.А. Сомовым работали А.Я. Головин и Л.С. Бакст. Помимо изысканности и тонкости исполнения программы характеризуются наличием на некоторых из них государственной геральдики и атрибутики. Издания такого рода отражали привязанность «мирискусников» к прошедшим эпохам.
На обложке программы Парадного спектакля от 31 января 1900 года [4, с. 18б] Сомов изобразил цветочные гирлянды из роз, складывающиеся в фигуру по очертаниям напоминающую сердце. Колорит композиции построен художником из трёх оттенков зелёного цвета, которым он воспроизвёл листья растений и трельяжную решётку — то на чём всё это сплетение, представляющее собой природное великолепие, расположено, а также из бледно желтого, бежевого и светло коричневого цвета, с помощью каких выполнены розы.
Мотив решётчатой конструкции часто встречается в произведениях Сомова не только в графике, но и живописи, в том числе в период эмиграции(«Вечер» 1900—1902 гг., «Под перголой» 1927 г., «Фейерверк в старинном парке 1929 г.,«Романтическое преследование» 1935 г.).Стилизация растительного орнамента, составляющая основу художественного листка, соответствует специфике модерна.
Более сложное изображение по исполнению и наличию разных компонентов в составе композиции представляет собой программа от 14 февраля 1900 года [4, с. 29а] к спектаклю Эрмитажного театра под названием “Toujours”, что в переводе с французского языка означает «Всегда».
Программа напечатана так же по рисункам Сомова, но отличается тем, что издательство использовало для данной работы дополнительную живописную иллюстрацию художника в форме овала. На ней Сомов воспроизвёл сцену из комедии дель арте, в персонажах которой, судя по традиционным костюмам, легко узнать Пьеро и даму. Следует отметить, что детали одежды Пьеро и в большей степени его головной убор напоминают костюм главного героя произведения А. Ватто «Жиль» (1721 г.). Рисунок обложки программы также содержит цветочные гирлянды и трельяжную решётку, вазы из которых ниспадают вьющиеся растения. Общий колорит выстроен на преобладании зелёного цвета с некоторыми его оттенками. Характер изображения на листе соответствует специфике модерна.
Ритмической согласованностью линий и тонов отличается рисунок Сомова к обложке программы балетного спектакля Петергофского театра, состоявшегося 19 августа 1902 года. Сложное переплетение стилизованных листьев и цветов, образующих орнамент формирует композиционную структуру листа, в верхней части которого художник нанёс изображение короны, являющейся символом монархической власти.
В создании рисунка отразилась увлечённость художника эстетикой изогнутой линии и стремление к рациональности. Подвижные ленточные узоры из белых и голубых цветов, напоминающих незабудки, распределяются по полю листа и концентрируются в местах сопряжения, активизируя пространство. Примечательно, что в большинстве европейских языков эти цветы носят одинаковое по смыслу название.
Вероятно, не случайно Сомов в создании орнамента нанесенного на первый лист обложки программы использовал конкретное растение, рассчитывая на исключительность события к которому приурочен спектакль, в надежде на то, что оно должно стать незабываемым. Плавно текучие взволнованные извивающиеся линии в сочетании с цветными пятнами, в составе которых зелёный и коричневый символизирующие землю вместе с белым, голубым и жёлтым — цветами неба, создают изображение, несущее духовно-эмоциональный смысл.
В стремлении вовлечь зрителя в сферу прекрасного Сомов создавал рисунки к театральным программам, представляющие стилизацию природных мотивов, выполненные с помощью витиеватых линий и сопоставления цветных пятен, образующих декоративный узор. В этих графических листах отразился интерес художника к прошедшему времени и его мастерство миниатюриста и каллиграфа. Образный строй его произведений наполнен смысловой неоднозначностью. В оформлении театральных программ удачно реализовалась любовь Сомова к окружающему миру, дающая стимул к постижению внутренней взаимосвязи человека и природы. Ретроспективное мышление художника и символические идеи соотнесены с новыми веяниями в искусстве рубежа XIX—XX веков.
Список литературы:
1.Гусарова А.П. К.А. Сомов. М.: « Искусство»,1973. — 32 с.
2.Журавлёва Е.В. Константин Андреевич Сомов. М.: «Искусство», 1980. — 230 с.
3.Ржевская Е.А. Ретроспективный мечтатель русского модерна// Человек, — 2007, — № 1 — с. 121—131.
4.Российский государственный исторический архив. Ф. 678. Оп. 1. Д. 1046.
5.Русакова А.А. «Мир искусства» в отечественной культуре конца XIX — начала XX века// Пинакотека, — 1998. — № 6—7. — С. 8—14.
дипломов
Оставить комментарий