Статья опубликована в рамках: XXXIII Международной научно-практической конференции «В мире науки и искусства: вопросы филологии, искусствоведения и культурологии» (Россия, г. Новосибирск, 19 февраля 2014 г.)
Наука: Искусствоведение
Секция: Изобразительное и декоративно- прикладное искусство и архитектура
Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции, Сборник статей конференции часть II
- Условия публикаций
- Все статьи конференции
дипломов
РЕАЛИЗАЦИЯ ПРЕЕМСТВЕННОСТИ В ПРОЦЕССЕ РАЗВИТИЯ ИСКУССТВА НА ПРИМЕРЕ ЖИВОПИСИ ПРЕРАФАЭЛИТОВ
Вернигорова Евгения Сергеевна
аспирант Академии переподготовки работников искусства, культуры и туризма, РФ, г. Москва
E-mail:
REALIZATION OF CONTINUITY IN ART DEVELOPMENT ON THE EXAMPLE OF PAINTING OF PRE-RAPHAELITES
Evgeniya Vernigorova
graduate student of Academy of retraining of workers of art, culture and tourism, Russia, Moscow
АННОТАЦИЯ
В данном исследовании предпринимается попытка проанализировать понятие «преемственность», его роль в процессе развития искусства на примере творчества английских живописцев XIX в, называвших себя прерафаэлитами. Актуальность исследования обусловлена необходимостью прочтения содержания произведений искусства и осознания феномена процесса преемственности, являющегося импульсом развития культуры. Преемственность позволяет определить особенности традиций прошлых культур и специфику их проявления в новых условиях. В ходе исследования данной проблемы, предполагается установить сферу влияния художников предшествующих эпох на живопись прерафаэлитов. В своей живописной практике прерафаэлиты проводят глубокую переработку средневековых и классических мотивов, сюжетов и образов, перенося их в другой художественный период. Задачей автора является, обнаружить отличительные черты изобразительных форм, характерных для творчества английских колористов.
ABSTRACT
In this research an attempt to analyse the concept "continuity", its role of art development on the example of creativity of English painters by XIX in, calling Pre-Raphaelites is made. Relevance of research is caused by need of reading of the maintenance of works of art and the understanding of a phenomenon of process of continuity which is an impulse of cultural development. The continuity allows to define features of traditions of last cultures and specifics of their manifestation in new conditions. During research of this problem, it is supposed to establish a sphere of influence of artists of previous eras on painting of Pre-Raphaelites. In the picturesque practice Pre-Raphaelites carry out deep processing of medieval and classical motives, plots and images, transferring them to other art period. Task of the author is, to find distinctive features of graphic forms, characteristic for creativity of English colourists.
Ключевые слова: прерафаэлиты; преемственность; цитата; аллюзия; реминисценция.
Keywords: Pre-Raphaelites; continuity; quote; hint; reminiscence
Искусство успешно эксплуатирует художественные символы и образы прошлого, интерпретирует, наделяя их новыми смысловыми значениями, иногда с совершенно иной смысловой нагрузкой, реализуя, таким образом, процесс частичной преемственности. Это явление существовало в художественно-культурной практике различных эпох, и в данном исследовании предпринимается попытка проанализировать творчество английских живописцев XIX в., называвших свое объединение «Братство Прерафаэлитов». В ходе исследования данной проблемы, предполагается установить сферу влияния художников предшествующих эпох на живопись прерафаэлитов и отличительные черты изобразительных форм, характерных для творчества английских колористов.
Актуальность исследования обусловлена необходимостью прочтения содержания произведений искусства и осознания феномена процесса преемственности, являющегося импульсом развития культуры. Преемственность позволяет определить особенности традиций прошлых культур и специфику их проявления в новых условиях.
Каждое поколение реализует свои творческие возможности в иных политических и социально-экономических ситуациях, иных условиях жизни, достижениях научной и художественной практики. Новое поколение усваивает то, что было достигнуто на предыдущем уровне развития и на этой основе становится инициатором преобразований, способствующих продвижению вперед.
Преемственность является закономерностью исторического процесса, условием существования культуры, реализующейся в живой и последовательной смене поколений.
Многие научные деятели в своих трудах исследовали феномен преемственности и поднимали вопрос о проблеме роли поколений в процессе исторического развития культуры [1, 2, 3, 4, 5, 6].
Законы диалектики (отрицания отрицания, единства и борьбы противоположностей, перехода количественных изменений в качественные) дали основание многим поколениям ученых осуществлять разработку принципов преемственности в развитии разных социальных процессов. Как следует из закона отрицания, основу последующего развития любого явления или процесса составляют элементы, характерные для предшествующего этапа развития, т. е. старое не исчезает полностью, часть его сохраняется в новом. Исходя из концепции Гегеля, движение происходит по спирали и на каждом новом этапе «возвышает всю массу своего предыдущего содержания и не только ничего не теряет … но несет с собой все приобретенное и обогащается и сгущается внутри себя» [2, c. 326].
Преемственность — понятие, существующее в различных формах человеческого сознания и используемое в различных областях знаний, но «именно в искусстве преемственность реализуется более полно и многогранно за счет образной специфики и синтетическому охвату действительности». В процессе преемственности искусства наследуются и совершенствуются все приобретенные творческие навыки и способы отражения жизненных реалий [6, c. 7].
Преемственность в искусстве реализуется различными способами, и среди них особое место занимают приемы художественного формообразования. Среди таких приемов может быть названо цитирование. Цитата — прием, наиболее известный в литературной практике, связанный с художественной выразительностью. Он представляет собой точную выдержку из какого-либо произведения. Однако, современные искусствоведы, анализируя данное понятие, обращаются к исследованию таких видов искусства, как музыка, архитектура, живопись, кино. Используя метод цитирования, художники создают свои произведения. В живописи, например, такой изобразительный жанр, как иллюстрация является одним из примеров цитирования. Другим художественным приемом реализующим принцип преемственности в искусстве, является аллюзия.
Аллюзия — прием, обогащающий художественный образ дополнительными ассоциативными смыслами по сходству или различию путем намека на другое уже известное произведение искусства. Данный прием не тождественен с приемом цитирования, так как аллюзия является не прямой отсылкой к первоисточнику, а всего лишь намеком на него. В арсенале преемственности существует прием реминисценции.
Реминисценция также является способом художественной выразительности, наделяющим образ дополнительным ассоциативным рядом и рождающим в сознании зрителя воспоминания о произведении, явившимся первоисточником для автора. Реминисценция сходна по своей сущности с аллюзией. Данные приемы имеют весьма тонкую грань, отделяющую их друг от друга.
Преемственность в искусстве не подразумевает под собой копирование уже имеющихся произведений искусства. Следует понимать, что восприятие произведения и последующая его интерпретация изменяются в зависимости от ценностей эпохи и обусловливаются исторической обстановкой и социальным положением, в которых живет и творит художник.
«В первой половине XIX века господство академической традиции в изобразительном искусстве начало подвергаться осмеянию и критике. Это происходило по всей Европе. Академическое искусство начало казаться застывшим, усредненным, слишком гладким и замкнутым на себя» [9, c. 15].
В этот период художники разных стран объединяются в организации и братства — чаще всего для утверждения своих творческих принципов. Романтики, реалисты, импрессионисты, символисты — целью каждого из объединений живописцев было стремление найти новые, отличные от господствующих классических традиций приемы и принципы творчества. Точно так же, в 1848 году движение прерафаэлитов явилось «настоящим бунтом для академического искусства» [7, c. 388].
Своими целями художники-прерафаэлиты определили — верность природе; ориентацию на средневековую традицию и связь с ранним итальянским Ренессансом. Преемственность должна была проявляться в общем духе простоты, самобытности и смелости мышления; высокой духовности, лиричности, декоративности; стремлении к поиску новых путей в искусстве.
Прерафаэлиты создали новый тип пейзажной живописи. В топографическом пейзаже они отказались от монохромности, начав применять яркий интенсивный цвет, а в романтическом — от драматических контрастов: по сравнению с романтиками, они не прибегали к контрасту света и тени, накладывали чистые краски на белый грунт, В большей степени, прерафаэлиты проявили интерес к реалистическим пейзажам. Они всегда писали пейзажи с натуры, поэтому для их изображений была характерна точность в деталях.
Традиционный принцип классического портрета XIX в. теряет в творчестве прерафаэлитов свою силу. Большинство портретов носят символический характер и являются иллюстрациями поэтических и мифологических образов. Д. Россетти в своем творчестве создает целую панораму женских портретов, воспевающих красоту и загадочную природу женщин. «Художник создает новый образ женщины, как предмета поклонений, символа божественной красоты» [9, c. 83].
Прерафаэлиты большой вклад внесли в развитие английской книжной графики. На это повлиял, в первую очередь тот факт, что «Братство прерафаэлитов» являлось живописно-поэтическим объединением. За основу своего произведения иллюстратор берет уже созданное литературное произведение, в результате чего реализуется один из способов процесса преемственности. Иллюстративное творчество Д. Миллеса является практическим примером использования цитирования в живописи. Художник иллюстрировал несколько романов Э. Троллона, создал целую серию гравюр на дереве для издания новозаветных историй «Притчи из жизни нашего Господа Иисуса Христа». Д. Россетти создавал иллюстрации к изданию «Музыкальный учитель» У. Эллингхэма. Но революционером в книжной графике стал У. Моррис. Он создал новые приемы и способы художественного оформления иллюстраций: живописный орнамент, использующий мотивы стилизованных цветов, птиц, животных, выразительное и декоративное обрамление текста.
Картина «Мона Помона» Д. Россетти является аллюзией. Это произведение как-бы тонко намекает на античный миф о споре трех богинь. Помона, древнеримская богиня плодов, садов и фруктов, изображена с яблоком в правой руке, которое в мифе является символом раздора. В произведении Э. Берн-Джонса «Вечерний покой» — угадывается аллюзия Джоконды. На картине перед взором зрителей предстает молодая женщина, поза и расположение героини, а также парапет, отделяющий ее от зрителя, намекают нам на портреты периода Ренессанса. Именно в такой технике была написана Джоконда несколькими веками ранее.
На произведении Э. де Морган «Флора» поза, лицо, волосы, платье изображаемой богини наводят зрителя на ассоциации и воспоминания, связанные с полотнами С. Боттичелли, являясь элементами, характерными для его творчества и реминисценциями картин «Рождение Венеры» и «Весна».
Следующий пример реминисценции показывает то, что художники-прерафаэлиты брали за первоисточники не только произведения предшествующих периодов, но и работы друг друга.
Так, Д. Миллес весьма натуралистично и просто изобразил фрагмент из детства Иисуса. На картине «Христос в родительском доме» традиционную библейскую сцену художник представляет не в религиозном жанре, а скорее в бытовом. Всю обстановку комнаты Д. Миллес писал в плотницкой мастерской. Иисус изображен, как сын плотника, в рабочей обстановке, на фоне рабочих инструментов отца. Далее, если обратиться к полотну У.Х. Ханта «Тень смерти» можно найти с картиной Д. Миллеса общие черты. В данном произведении также изображен Христос, и элемент, говорящий нам о схожести двух картин — рабочая обстановка, которая окружает Иисуса. Образ Христа — простого человека, сына плотника, изображенного в плотницкой мастерской, объединяет данные произведения.
Несмотря на «бунт» против академической живописи, прерафаэлиты оставались верны традициям. В своей живописной практике они проводят глубокую переработку средневековых и классических мотивов, сюжетов и образов, перенося их в другой художественный период. Прерафаэлиты так и не смогли окончательно разорвать ниточку, соединяющую их творчество с классическими идеалами. Они, как и художники других периодов, являлись преемниками не только средневековой, романтической культуры, но и классической, уходящей в далекую античность. Художники заимствовали «у Микеланджело, как и у антиков… примеры изображения человеческого тела, у Леонардо – концепцию пейзажа, у Джорджоне и раннего Тициана — жанр идиллий, колорит». И огромное значение имеет то, что прерафаэлиты осознали свою роль в ходе развития художественной культуры: недостаточно показывать прошлое только как прошлое, нужно связывать его с настоящим, в этом и есть сущность процесса преемственности [8, с. 134].
Список литературы:
1.Баллер Э.А. Проблема преемственности в развитии культуры / Э.А. Баллер // Вестник мировой культуры. — 1961. — № 5. — С. 25—27.
2.Гегель Г.В.Ф. Наука логики. Ч. 1. Объективная логика. Ч. 2. Субъективная логика / пер. с нем. // изд. подгот. Д.В. Масленников; вступ. ст. Е.С. Линькова. СПб.: Наука, 1997. — 799 с.
3.Гейне Г. Собрание сочинений: в 10 т. / под общ. ред. Н.Я. Берковского, В.М. Жирмунского, Я.M. Металлова. М.: Государственное издательство художественной литературы, — 1957. — Т. 4. — 524 с.
4.Дьяченко Н.В. Преемственность в развитии культуры и культурный прогресс: учебное пособие / Н.В. Дьяченко. Харьков: Ин-т культуры, 1984. — 84 с.
5.Злобин Н.С. Культура и общественный прогресс / Н.С. Злобин. М.: Наука, 1980. — 303 с.
6.Ладыгина А.Б. О преемственности в искусстве / А.Б. Ладыгина, В.В. Гринин М.: Знание, 1982. — 63 с.
7.Моррис У. Искусство и жизнь / пер. с англ. М.: 1973. — 512 с.
8.Чура Е.Н. Проблемы художественной теории и практики позднего прерафаэлитизма: дис. … канд. иск.: 17.00.04 / Чура Екатерина Николаевна. М., 2006. — 482 c.
9.Шестаков В.П. Прерафаэлиты: мечты о красоте. М.: Прогресс-Традиция, 2004. — 224 с.
дипломов
Оставить комментарий