Статья опубликована в рамках: XXXIII Международной научно-практической конференции «В мире науки и искусства: вопросы филологии, искусствоведения и культурологии» (Россия, г. Новосибирск, 19 февраля 2014 г.)
Наука: Искусствоведение
Секция: Изобразительное и декоративно- прикладное искусство и архитектура
Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции, Сборник статей конференции часть II
- Условия публикаций
- Все статьи конференции
дипломов
ОРНАМЕНТАЛЬНО-ДЕКОРАТИВНЫЕ ТРАДИЦИИ КУЗНЕЦОВ-ЮВЕЛИРОВ ВИЛЮЙСКОГО РЕГИОНА ЯКУТИИ
Прокопьев Анисим Анисимович
ст. преп. ФГБОУ ВПО «Якутская ГСХА», РФ, г. Якутск
E-mail:
JEWELERS AND BLACKSMITHS ORNAMENTAL AND DECORATIVE TRADITIONS IN VILIYISK REGION-REPUBLIC OF SASHA (YAKUTIA)
Anisim Prokopiev
art. Ven. VPO "Yakut SAA", Russia, Yakutsk
АННОТАЦИЯ
В статье предпринимается попытка реконструкции полузабытых и забытых традиций изготовления и орнаментально-декоративного украшения якутских седел на примере работ одного рода кузнецов-ювелиров Вилюйского региона Якутии. Прослеживается ее связь с культурой тюрскоязычных народов.
ABSTRACT
The author makes an attempt to reconstruct the half-forgotten and lost tradition of making ornamental decorative adorning Yakut saddles in examples works of one of the clan blacksmiths and jewelers in Viliysk region of Yakutia. Traced its connection to culture Turk-speaking people.
Ключевые слова: ювелирные изделия; укращения; якутские национальные седла; техника; технология нанесения узоров.
Keywords: jewelry; adorning; Yakut national saddle; technique; technology; application patterns.
“... Приемы и инструменты якутских мастеров очень
первобытны, тем не менее, они справляются со своими
грубыми инструментами прекрасно ...”
В.Л. Серошевский
Ученых и путешественников побывавших в Якутии всегда привлекала проблема происхождения якутского народа и его культуры. Это подогревалось еще и тем, что якуты — единственный представитель из всех тюркоязычных народов сумевшие сохранить архаические реликты «первоначального прошлого». «Отброшенные на отдаленный восток Азиатскою материка, оторванные oт главной массы тюркского народа, якуты... сохранили много черт первоначальной тюркской культуры... Изучение якутов... объяснит такие явления в жизни, верованиях, мировоззрениях других родственных якутам народов, у которых сохранились обо всем этом лишь намеки более или менее туманных» [2, с. 6].
История ремесленной культуры якутов в целом плохо изучена в том числе металлургическое производство и кузнечное дело. Примечательным фактом местного железноделательного производства является наличие у якутов помимо предметов домашнего обихода и боевых доспехов, оружий [10; 11].
В XVIII веке идет специализация кузнецов: одних по железу, других по меди и серебру. При этом якутское искусство создавалось потомственными мастерами, чьи традиции, тонкий художественный вкус и высокое совершенство исполнения свидетельствуют о яркой талантливости самого народа. Это было наследственным занятием. Оно переходило от отца к сыну вместе с инструментами и секретами. В число их секретов входили приемы чернения, золочения и эмали. Не разглашалось и место, где добывали глину для опоки. Отмечались даже отдельные роды потомственных кузнецов и ювелиров, с незапамятных времен занимавшихся своим ремеслом. Если у знаменитых кузнецов не оставалось наследников по мужской линии, могущих быть кузнецом, то после их смерти часть инструментов клали вместе с покойником. Но были и непотомственные кузнецы, научившиеся мастерству у других благодаря своим способностям.
В ассортименте якутских изделий из серебра и золота преобладали украшения женского наряда. Серебряный декор применялся и в мужской одежде и в украшениях женских, мужских седел.
Ювелирные изделия, таким образом, постоянно сопутствовали людям в их личной жизни. Более того, они, будучи украшениями или другими предметами роскоши, являлись объектом особого внимания окружающих и вызывали повышенный интерес. Тем самым они сильнее действовали на мысли и чувства, способствовали в определенном смысле духовному обогащению и прививали вкус к прекрасному.
О мастерстве якутских ювелиров, об их изделиях сохранились отрывочные сведения в литературе, начиная с XIX века. Глава «Ремесла и искусства» в работе «Якуты» В.Л. Серошевского содержит более полный материал о якутских ремесленниках.
«Как кочевой, наезднический народ, якуты седло научились приготовлять раньше других перевозочных средств. Якутское седло, как вьючное, так и верховое, сделано все почти из дерева. Береза считается барыней-деревом, а его “щетка” (известная уродливость корневища называемая якутами — удьургай) высшим по красоте и прочности образцом древесного материала. Она, особенно сырая, легко обрабатывается, и слои ее, темные и светлые, сочетаются иногда в действительно прекрасные узоры» [4, с. 351].
Вьючное седло у якутов разделяется на мужской и женский типы, и по виду очень отличаются. Так мужкие седла имеют округлую с высокими передними луками, а женские — прямоугольную форму передних лук. Задняя часть седла всегда ниже передней. По своему строению седла различаются на Вилюйские (наличие душки на передней луке) и Приленские типажи.
Любое седло состоит из двух дощечек, соединенных на концах небольшими деревянными дугами. Посередине к этим основным доскам прикреплен крестик, за выступающие плечи которого закладываются уши вьюков. Общий вид каркаса вилюйского мужского седла показана на рис. 1 (рисунки А.Г. Прокопьева).
Рисунок 1. Виды деревянного каркаса вилюйского мужского седла
Рисунок 2. Виды деревянного каркаса вилюйского мужского седла
Рисунок 3. Виды деревянного каркаса вилюйского мужского седла
Седло верховое по конструкции очень похоже на вьючное. Основание составляют также две параллельные дощечки, слегка выгнутые и наклоненные друг к другу под углом, подобно краям корыта, лишенного дна и боков. На концах они соединены дугами, но дуги эти, толстые, соответственно вырезанные и приспособленные, образуют высокую азиатскую луку и не менее высокую спинку. От луки к спинке, в пустоте, оставшейся между описанной выше деревянной рамой, натянут ремень сидения. Части каркаса женского (рис. 2 рисунки А.Г. Прокопьева), мужского (рис. 3. рисунки А.Г. Прокопьева) и традиционные размеры седел показаны на рис. 4 (рис. 4 рисунки А.Г. Прокопьева).
Рисунок 4. Размеры якутских седел вилюйских мастеров
Поверх седла кладется подушка. Все части седла скреплены с помощью сыромятных ремней, что обеспечивает большую упругость и большее сопротивление на излом. К кольцам, вбитым в передние концы параллельных дощечек, прикрепляются стремена. В нарядных седлах стремена изготавливают из бронзы или меди, а в рабочих — из железа или из тальника.
Для крепления седла к коню используют подпруги (холун — як.): обычно якуты их плетут из конского волоса, но иногда используют и кожаные ремни. Количество подпруг у нарядных — два, а для рабочих седел — три.
Под седло и под тяжести на спину и бока лошади подкладывают толстый потник (буутай — як.) из конского волоса размером 45 см*80 см.
В передней части седла вилюйской зоны всегда имелись литые или кованые металлические крючки (хонгсуоччу — як.) для закидывания поводьев и бечев для привязи (көнтөс — як.). Их изготовляли из серебра, меди или латуни. Наши предки, Сылангские кузнецы-ювелиры, отливали их на опоке из местной глины осыпая древестным углем. Различают женский (рис. 5 рисунки А.Г. Прокопьева) — похожий на якутский коновязь, и мужкой (рис. 6 рисунки А.Г. Прокопьева) с головой лошади подвиды [7, c. 22—28].
Рисунок 5. Женские виды крючков
Рисунок 6. Мужские виды крючков
«Якутское седло, по мнению русских исследователей, представляет по типу менее усовершенствованный прибор, чем, например, монгольские или бурятские. Оно тяжелее последних, лука его выше и грубее, скакать и прыгать через препятствия в нем неудобно, зато оно крепко сидит на лошади и, благодаря его высоте, длине и ширине его основания, на нем сидеть удобно и на него под ездока можно грузить много. У европейцев широта якутской луки, пока они к ней не привыкнут, вызывает сильную боль в бедрах и паху. Спина и ноги мало устают в якутском седле даже при дальних поездках» [4, с. 357].
Якуты уделяли большое внимание красоте и разнообразию убранства верхового коня. Декорировке серебром или цветными металлами подвергалась вся конская сбруя. Сложный процесс работы сопровождало изготовление серебряной пластинки для оковки передней и задней луки седла. Так как листового серебра не было, приходилось самому получить его путем литья и последующей оковки. Для того чтобы растянуть серебряный лист большого размера и сэкономить материал, накаливали данный слиток, затем погружали в раствор молока. Вынув из него еще теплую пластину, начинали ковать с середины по кругу равномерным ударом молотка. Притом нельзя было бить по одному и тому же месту несколько раз. После чернового покрытия поверхности листа его опять накаливали и опускали в раствор молока. Затем повторяли ковку до тех пор, пока не получался лист нужной толщины. Для растягивания и для окончательной вправки изделия имелись специальные молотки. Для оковки седла такой лист достигал до 0,3—0,5 мм толщины. Если получался лист тоньше, то при гравировке он протыкался. И поэтому ювелиры старались получить лист потолше, так как более толстый лист оценивался как добротный, указывал на зажиточность хозяина. Большинство серебряных седел покрывались двумя листами, соединенных умелыми кузнецами.
Лука седла украшалась сложным чеканным или гравированным растительным орнаментом. Прежде чем нарисовать орнамент, на подготовленный лист наносили скипидаром или бумажным клеем тонкий слой и просушивали. На такой поверхности лучше ложится рисунок и он дольше держится на листе. В первую очередь по линиям рисунка острым резцом наносилась окантовка.
К числу наиболее характерных мотивов относится криволинейный орнамент. Вместе с растительным орнаментом он составляет наиболее специфическую особенность, своеобразие узоротворчества северных скотоводов. К этой категории орнамента относятся самые разнообразные варианты спирального мотива в виде различных завитков, усиков, а также простой лировидный орнамент состоящий из двух параллельно расположенных завитков. Встречаются они как в отдельности, так и в составе сложных орнаментальных композиций. Различные вьющиеся спирали с вычурными изгибами, завитками и усиками постепенно принимают характерные растительные формы. В целом криволинейный тип в якутском орнаменте отличается особой архаичностью.
Все якутские ювелиры разбивают листы для оковки на орнаментальные ряды с пустыми полосами, коридорами. Непременным условием является наличие центрального узора или рисунка. После коридора наносится главный орнаментальный узор и окаймление симметрично к главному орнаменту. Между этими основными рядами наносятся вспомогательные орнаменты, окаймленные двойными линиями.
В мужских седлах кроме центрального рисунка и больших основных рядов мелких, вспомогательных узоров не бывает. В некоторых седлах наносятся инициалы владельцев или мастеров.
Большинство лук женских седел (седла для невесты) украшались изображением льва и единорога (см. рис. 11 рисунки А.Г. Прокопьева). И задняя лука у большинства седел покрывалась растительным или геометрическим орнаментом. У седел других народов, отмечают исследователи, изображение каких-либо животных почти не встречается. Вся эта украшенная конская сбруя передавалась в наследство и служила показателем достатка и богатства семьи [7, c. 4—10].
Основными технологиями декорирования серебряных седел как видно из рисунков являются:
Гравировка (ойуулааhын, быhан ойуу — як.). Гравировку чаще производили резцом (кирдиэх — як.). Узор наносился легким покачиванием инструмента из стороны в сторону. Тонкие линии наносились острым инструментом наподобие мессерштихеля (бүргэс — як.). Резьбой украшались почти все изделия из серебра, исключая только литые фигурки животных.
В изданной в 1954 г. монографии известного исследователя С.В. Иванова, посвященной изобразительному искусству Сибири, есть небольшой раздел о якутских сюжетных изображениях на дереве, бересте, кости и металле. Происхождение гравированных изображений львов на пластинках наборных поясов, на передних луках якутских седел он связывает с русскими геральдическими образцами, но этого, по-видимому, нельзя сказать, когда речь идет о литых изображениях львов, по своей трактовке совершенно не похожих на геральдические.
Широко применялась штамповка (халыыпка баттааhын — як.), о чем свидетельствуют многочисленные изделия.
В прошлом чеканку (батары охсуу — як.) применяли для декорировки пластинок мужских и женских поясов, гривней, серег, ажурных цепей, браслетов, накладок луки седел и других изделий. Принцип работы всеми видами чеканок почти одинаков: рабочий конец чекана приставляется к поверхности предмета, подлежавшего чеканке, по другому концу ударяют молотком и получают вдавленный узор.
В монографии А.И. Саввинова «Традиционные металлические украшения якутов XIX — начало XX века» говорится, что орнаментальность – характерная черта изделий якутского ювелирного искусства, является его неотъемлемым художественным элементом. Якутский орнамент, отличающийся разнообразием форм и традиций, своими корнями уходящий в глубь веков, представляет собой огромный пласт в художественной культуре северных скотоводов.
Виды серебряных седел рода кузнецов-ювелиров Прокопьевых
Мужские седла
Рисунок 7. Мастер Прокопьев Спиридон Прокопьевич. 4 поколение. Серебро. Ковка, гравировка. Начало XX в.
Рисунок 8. Виды седел мастера Прокопьева Анисима Григорьевича. 5 поколение. Мельхиор. Ковка, гравировка, Чеканка
Рисунок 9. Мастер Чоччачов Николай Никития. 7 поколение. Мельхиор. Ковка. Гравировка. Чеканка 1998 г.
Одним из часто встречающихся мотивов в орнаментации ювелирных изделий являются круги. Среди них преобладают концентрические, круги с точкой в центре и орнаментированные розетки. Кружковый орнамент в народе носит название «рисунок из кругов» (төгүрүк ойуу — як.) или «солнце» (күн — як.).
Женские седла
Рисунок 10. Мастер Прокопьев Анисим Григорьевич. 5 поколение. Мельхиор. Ковка. Гравировка. 2002 г.
Рисунок 11. Рисунки из книги Прокопьева А.Г. 5 поколение
Сложнокриволинейный, или растительный, орнамент в ювелирном искусстве как нигде нашел свое яркое выражение. Объясняя закономерность выбора техники орнаментации того или иного вида изделия, У. Йоханзен отметила, что это, прежде всего продиктовано техническими особенностями, определяемыми спецификой материала. Выбор орнамента связывается еще и с требованиями традиции, «поскольку для определенных предметов раз и навсегда устанавливается соответствующий орнамент, иногда даже выполняющийся одной и той же техникой» [12]. Растительный рисунок в якутском орнаменте называется «от-мас ойуу» (як.). Традиционный орнамент своим образным содержанием выступает как изофольклор, в котором находит свое отражение мировосприятие, представление о прекрасном якутского народа. Богатый растительный узор серебряных изделий наполнен образами якутского фольклора. Данный мотив в орнаменте имеет различные модификации, обычно он изображался с буйными побегами в виде трилистника, пальметт, цветочных форм. Пышный витиеватый растительный узор якутами воспринимался как женский, поэтому особенно богато украшались растительным орнаментом женские вещи входящие в состав приданого богатой невесты. Роскошный декор символизировал богатство, плодородие и благополучие будущей семейной жизни невесты. В структуре растительного орнамента прослеживается несколько слоев, основу которых составляют наиболее древние криволинейные мотивы: спиралевидные и S-образные узоры.
Сюжетные рисунки и изображения, встречающиеся на многих бытовых предметах, в том числе и на серебряных — предельно лаконичны, в то же время удивительно выразительны. Обычно сюжетами гравированных рисунков служили изображения людей, животных, растений и птиц, сценки, отражающие быт и некоторые местные мотивы. Другая тематика рисунков связана с изображением единорога, кентавра, двуглавого орла.
Кроме гравированных рисунков на своих изделиях мастера вырезали различные надписи, указывающие дату изготовления, стоимость, инициалы или полное имя владельца данного предмета, дарственные надписи. На серебряных изделиях надписи появляются одновременно с графическими рисунками и сюжетными изображениями. Они, сливаясь с орнаментальной композицией, органично входят в общий декор изделий.
Древнее происхождение исконно якутских названий, их широкое распространение подтверждает тот факт, что многие из них известны издавна и продолжают бытовать по сей день. Среди последних можно обнаружить весьма архаичные названия такие, как «бахрома» (сарбынньах — як.), «ноготь» (тынгырах — як.), «нёбо» (тангалай — як.), «расшелина» (ардай), «светлые пятна» (толбон — як.), «пестрая полоса» или «позвонок» (дьирбии — як.), «птичьи лапки» (көтөр атага — як.), «узкая полоска» (ырбыы — як.), «простой», «прямой» (судургу — як.) [9, с. 90—101].
Убранству верховых лошадей XVIII в. в монографии И.В. Константинова посвященной вилюйской зоне записано: «Передние луки у всех обнаруженных седел высокие и устойчивые, в верхней части прямоугольны, в внизу имеются резко переломленные крылья и глубокие прямоугольные выемки, возвышающие луку над хребтом коня» [5, с. 125]. По всей вероятности, на рубеже XVIII—XIX вв. форма передней луки якутских седел приобретает округлость. Хотя местами старинные седла с прямыми передними луками продолжали бытовать до середины XIX в. Якутские седла А.П. Окладников сближал с бурятскими [6, с. 17—48]. В генетическом oтношении И.В. Константинов их сравнивал с курыканскими седлами, имевшими прямоугольную переднюю луку и округлую заднюю. Следует отметить большую типологическую близость их с средневековыми седлами из Монголии [5, с. 127—131].
Неотмлемым атрибутом седел являются удила. Вилюйские удила обычно имеют равные звенья, одноколенчатые, чуть изогнутые. Только в одном случае И.В. Константинов столкнулся с удилами, имеющими неравные звенья [5, с. 129—130]. По периодизации А.А. Гавриловой, появление таких удил в Южной Сибири соответствует часовенногорскому этапу. У них одно звено длиннее другого. Тождественные удила с ассимметричными звениями зафиксированы в инвентаре последнего этапа аскизской культуры, датируемого XIII—XIV вв. [1, с. 73—76].
Рисунок 12. Уздечный набор из книги А.Г. Прокопьева
По утверждению А.И. Гоголева «в якутских удилах кольца делались узкими и могли вмещать только кольчатые псалии (трензеля), к которым прикреплялись ремни оголовья и повода. В историческом плане удила с аналогичной конструкцией впервые появляются на Алтае и Восточном Казахстане с VIII—IX вв. в погребениях сросткинской культуры» [2, с. 108]. В начале второго тысячелетия они постепенно вытесняют все остальные типы удил и псалии, удила с кольчатыми псалиями с ассимметричными и симметричными звеньями.
«Некоторые якутские удила XVIII—XIX вв. на трензеле имели специальные обоймы для ремешков оголовья. На Алтае такими обоймами пользовались, видимо, еще в VII—VIII вв. Но наиболее распространенными они становятся после X в.» [2, с. 108].
«Нарядный» уздечный набор мастеров-ювелиров Вилюйской зоны Якутии имеют медные или серебряные украшения (см. рис. 12). «Т»-образные накладки-тройники на уздечных наборах появились в древнетюркскую эпоху и в Якутии бытуют до сих пор. Но такие тройники встречаются и в культуре енисейских кыргызов с IX в. Лопасти тройников в большинстве тюркоязычных народов всегда украшаются трилистниками. В наборе «простых» якутских уздечных наборов XX века преобладают разнообразные геометрические штампованные фигуры. «По форме украшений лопастей, орнаментальным мотивом трилистника, а центральной части — розетками, описываемое украшение конской сбруи сближается также с литым украшениям из могильника Сростки-1, датируемого VIII—X вв.» утверждает Гоголев А.И. [2, с. 108].
Якутский орнамент, по мнению У. Йоханзен, вобрал многие узоры пазырыкской эпохи Горного Алтая. «Нет даже ни одного изображения на тему растений из Пазырыка, — отмечает она, — которое не имело бы параллели в орнаментике древних якутов» [12].
В целом, обозрение орнаментального искусства якутов вилюйской зоны позволяет сделать заключение о сложности его развития, о синкретичности отдельных его форм, испытавших влияние художественной культуры кочевников Центральной Азии, Южной Сибири и через них — народов Востока. При всем этом в якутском орнаменте преобладают мотивы, общие с тюркскими народами Южной Сибири, киргизами и казахами. На втором месте стоят узорные мотивы, близкие с орнаментами бурят и эвенков.
Список литературы:
1.Гаврилова А.А. Могильник Кудыргэ как источник по истории алтайских племён. // М.-Л.: Наука. 1965. — 145 с.
2.Гоголев А.И. Якуты (проблемы этногенеза и формирования культуры). Якутск: Издательство ЯГУ, 1993. — 200 с.
3.Зыков Ф.М. Ювелирные изделия якутов. Якутск, 1976. — 64 с., илл.
4.Иванов С.В. Материалы по изобразительному искусству народов Сибири XIX — начала ХХ века. Сюжетный рисунок и другие виды изображений на плоскости. Отв. ред. Л.П. Потапов // Труды Института этнографии АН СССР. Нов. сер. Т. XXII. М.; Л., 1954. — 839 с. с ил.
5.Константинов И.В. Материальная культура якутов XVII века: По материалам погребений. Якутск: Кн. изд-во, 1971. — 211 с.
6.Окладников А.П. К истории этнографического изучения Якутии. //Сборник материалов по этнографии якутов. Якутск, 1948.
7.Прокопьев А.Г. Якутские национальные седла. /на русском и якутском языках. Якутск: Сайдам, 2008. — 40 с.
8.Саввинов А.И. Традиционные металлические украшения якутов: XIX — нач. XX века: (Ист.-этногр. исслед.) / А.И. Саввинов. Новосибирск: Наука 2001. — 171 с.
9.Серошевский В.Л. Якуты Опыт этнографического исследования». 2-е издание. М. 1993. — 351 с.
10.Уткин К.Д. Сахаларга тимир культурата / К.Д. Уткин, К.Е. Гагарина: Саха гос.тыа хаһаайыстыбатын акад., Тыл уонна культура каф. «Тулаһа» духуобунас киинэ /на якутском языкt. Дьокуускай: 2005. — 176 с.
11.Уткин К.Д. Черная металлургия якутов второй половины XIX — начала XX вв. Якутск: Кн. изд-во, 1991. — 88 с.
12.Johansen U. Die Ornamente der Jakuten. Hamburg, 1955. — 205 s.
дипломов
Оставить комментарий