Статья опубликована в рамках: XXXIV Международной научно-практической конференции «В мире науки и искусства: вопросы филологии, искусствоведения и культурологии» (Россия, г. Новосибирск, 19 марта 2014 г.)
Наука: Филология
Секция: Русский язык. Языки народов Российской Федерации
Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции
- Условия публикаций
- Все статьи конференции
дипломов
Статья опубликована в рамках:
Выходные данные сборника:
РОЛЬ ПОВТОРА В ПОЭТИКЕ В. ТУШНОВОЙ
Аверина Марина Анатольевна
канд. фил. наук, Зав. кафедрой лингвистики, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Южно-Уральский государственный университет» (национальный исследовательский университет), филиал в г. Озёрске Челябинской области, РФ, г. Озёрск
ROLE OF REPEAT POETICS V. TUSHNOVA
Averina Marina,
candidate of Philological Science, the head of the department of linguistics of Federal State Budget Educational Establishment of Higher Professional Education “South-Ural State University” (National Research University), branch in Ozersk, Chelyabinsk region, Russia Ozersk
АННОТАЦИЯ
В данной статье рассматривается роль повтора в лирических текстах В. Тушновой. Автор приходит к выводу, повтор как фигура экспрессивного синтаксиса характеризуется полифункциональностью, поддерживает ритм стихотворения, усиливают смысловую нагрузку ключевых слов поэтического текста.
ABSTRACT
This article examines the role of repetition in the lyrical texts V. Tushnova. The author concludes, as a figure repeated expressive syntax characterized by multifunctionality, supports the rhythm of the poem reinforce semantic meaning keywords poetic text.
Ключевые слова: синтаксис; экспрессивно-синтаксические; повтор; функция.
Keywords: syntax, expressive syntax; repeat; function.
В философии XX века заслуга привлечения внимания исследователей к важности экспрессивного элемента в синтаксисе принадлежит Шарлю Балли [3]. Он показал, что синтаксические средства способны придавать речи особый эффективный заряд.
На сегодня существуют два основных подхода к пониманию экспрессивного в синтаксисе. Первое направление связывает экспрессивное с понятием субъективной модальности. Модальность рассматривается многими исследователями как отношение сообщаемого к действительности или говорящего к сообщаемому. Наиболее ярко, экспрессивно-модальные значения описаны у Н.Ю. Шведовой, изучавшей синтаксическое построение разговорного синтаксиса по данным художественной литературы [6].
Второе направление в разработке понятия синтаксической экспрессии связано с именем В.В. Виноградова. Еще в 30-е годы ХХ века он выдвигает понятие субъективно-экспрессивных форм синтаксиса как средств экспрессивной изобразительности. В нашем исследовании мы придерживаемся второй точки зрения [4].
В данной статье мы рассмотрим виды повтора и выявим его функции в лирике Вероники Тушновой. Материалом нашего исследования является картотека, собранная методом сплошной выборки из сборника стихотворений В. Тушновой «НЕ отрекаются любя…» и насчитывающей 290 языковых единиц лексического повтора.
Повтор (лексический) — основная разновидность стилистических фигур прибавления [2]. Проведённый анализ показал, что поэтесса В. Тушнова использует в своих поэтических текстах все виды лексического повтора.
Анафора — это единоначатие, повтор слова или групп слов в начале стихотворной строки. По данным нашей картотеки, анафорический повтор преобладает: он насчитывает 140 языковых единиц, что составляет 48 % от собранного материала.
В стихотворении «Не знаю — права ли…» повтор частицы «не» указывает на неуверенность лирической героини:
Не знаю — права ли,
Не знаю — честна ли,
Не помню начала,
Не вижу конца…
Мы ощущаем полную неопределенность состояния лирической героини, её смятение, потерянность и волнение.
В моделировании данного вида повтора участвуют как самостоятельные, так и служебные части речи — чаще местоимения и союзы.
Мы пили все из одного стакана
В пронзительно холодном погребке,
И влага, пенясь через край, стекала
И на землю струилась по руке.
«Ночь»
Особенностью поэтики В. Тушновой является тот факт, активное участие в моделировании анафорического повтора принимают участие сочетания слов.
Как много раз ты от меня бежал,
Как много раз я от тебя бежала.
«Костер»
Эпанолепсис — это повтор подряд. В собранной картотеке этого вида повтора насчитывается 115 языковых единиц, что составляет 39,6 % от собранного материала. В моделировании этого вида повтора принимают активное участие частицы, союзы, предлоги.
А ночь была как музыка, как милость:
Торжественной, сияющей, нагой.
«Ночь»
В приведённом выше стихотворении повтором союза «как» автор усиливает мысль о схожести «ночи», «музыки», «милости».
Анадиплосис — повтор с обособлением смыслового тождества повторяемых слов, повтор на стыке.
Ты все еще тревожишься, — что будет?
А ничего. Все будет так, как есть.
«Ты все еще тревожишься, что будет…»
В этом стихотворении повтор на стыке построен по форме «вопрос-ответ», т. е. автор задает вопрос «что будет?» и получает ответ «все будет».
Эпифора — это фигура противоположная анафоре, повтор слов или групп слов в конце стихотворной строки.
Мы вместе — навек.
В разлуке — навек.
«Сутки с тобою…»
В стихотворении «Сутки с тобою…» повтор слова «навек» усиливает авторское утверждения. Лирический герой вступает в противоречие с самим собой, и оно не было бы столь ярким, если бы не использованная в нём эпифора. Она, во-первых, приковывает внимание читателя к повторяющемуся слову, а, во-вторых, выступает в роли связующего звена между двумя противоположными высказываниями, таким образом, объединяя их.
Кольцевой повтор, в моделировании которого участвуют имена существительные, местоимения, глаголы, низкочастотен на страницах лирики В. Тушновой.
Не сули мне
Золотые горы,
Годы жизни доброй
Не сули.
«Не сули мне…»
В стихотворении «Не сули мне…» кольцевой повтор используется для усиления значимости просьбы лирической героини.
Рефрен — повторение слов или группы слов в конце стихотворной строки.
Догнать, поймать, во что бы то ни стало.
«У каждого есть в жизни хоть одно…»
Данный рефрен повторяется в тесте стихотворения «У каждого есть в жизни хоть одно…» три раза. Он указывает на решительность действий лирической героини.
Рассмотрим функции повтора в лирике В. Тушновой. Чаще всего на страницах сборника «Не отрекаются любя…» повтор выполняет экспрессивно-грамматическую функцию. Он теснее связывает распространенные компоненты и выступает в качестве расчленяющего фактора.
Что будет,
Что рядом,
Что срок недалек.
«Как счастье внезапное — оттепель эта…»
Повтор является средством синтаксического распространения.
То мрак, то свет, то зелено, то выжжено.
«Ты все еще тревожишься — что будет…»
Выполняя функцию интенсификации вопроса, повтор придает синтаксической конструкции настойчивость и эмоциональность.
Не окликнешь? Не позовешь?
«А, может быть, останусь жить…».
Что могу?
Что должно?
«Сколько милых ровесников…»
Повтор может выражать продолжительности и интенсивности действия.
А это все сердце стучит и стучит —
Незрячее сердце колотится.
«Тропинка»
Повтор — это средство ограниченного перехода от одного действия к другому.
Увези ты меня ради бога,
Хоть куда-нибудь увези!
Увези от железного грома.
«Где-то чавкает вязкая глина…»
Повтор усиливает признак, степень качества или действия предмета речи.
Дождик сеет, сеет, сеет.
«Дождик сеет, сеет, сеет…»
В сборнике стихотворений В. Тушновой «Не отрекаются любя…» повтор выполняет характерологическую и изобразительную (живописующую) функции. Он является средством усиления субъективно-модального значения высказывания, например, значения ярости, гнева, огорчения, удивления, упрека.
Память сердца! Память сердца!
«Память сердца! Память сердца!».
Изобразительная функция связана с конкретизацией художественного образа. Выделение существенной для данной картины детали внешнего предметного описания (портрета, пейзажа, интерьера), чаще в этой функции выступает неконтактный повтор.
Таким образом, повтор в лирике В. Тушновой характеризуется полифункциональностью. Все виды повтора, представленные в поэтических текстах автора, поддерживают ритм стихотворения, усиливают смысловую нагрузку ключевых слов поэтического текста. В этом мы находим своеобразие поэтики В. Тушновой.
Список литературы:
- Аверина М.А. Экспрессивно-синтаксические конструкции в поэтике К. Додоновой / М.А. Аверина // в мире науки и искусства: вопросы филологии, искусствоведения и культурологии. — 2014. — № 33-1. — С. 28—32.
- Ахманова О.С. Словарь лингвистических терминов / О.С. Ахманова. М.: Советская энциклопедия, 1969.
- Балли Ш. Французская стилистика /Ш. Балли. М., 1964.
- Виноградов В.В. Стилистика. Теория поэтической речи /В.В. Виноградов. М., 1978.
- Ковтунова И.И. Поэтический синтаксис /И.И. Ковтунова. М.: Наука, 1986.
- Шведова Н.Ю. Активные процессы в современном русском синтаксисе /Н.Ю. Шведова. М., 1986.
дипломов
Оставить комментарий