Статья опубликована в рамках: XXXVII Международной научно-практической конференции «В мире науки и искусства: вопросы филологии, искусствоведения и культурологии» (Россия, г. Новосибирск, 18 июня 2014 г.)
Наука: Филология
Секция: Романские языки
Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции
- Условия публикаций
- Все статьи конференции
дипломов
Статья опубликована в рамках:
Выходные данные сборника:
МЕТАФОРА КАК СРЕДСТВО СОЗДАНИЯ ОБРАЗА БАРСЕЛОНЫ В РОМАНЕ КАРЛОСА РУИСА САФОНА «ТЕНЬ ВЕТРА»
Ломтева Татьяна Николаевна
д-р пед. наук, профессор Северо-Кавказского федерального университета, РФ, г. Ставрополь
Бронникова Екатерина Юрьевна
студент Северо-Кавказского федерального университета, РФ, г. Ставрополь
E-mail: ek_bronnikova@mail.ru
THE METAPHOR AS A DEVICE OF CREATING THE IMAGE OF BARCELONA IN CARLOS RUIZ ZAFON’S NOVEL ‘THE SHADOW OF THE WIND’
Lomteva Tatyana
dr. ped. sciences, professor of North Caucasus Federal University, Russia, Stavropol
Bronnikova Ekaterina
student of North Caucasus Federal University, Russia, Stavropol
АННОТАЦИЯ
Целью данной статьи является рассмотрение идиостилевых возможностей функционального поля метафоры в создании художественного образа города Барселоны. В результате анализа автор статьи доказывает, что образ Барселоны в романе «Тень ветра» отличается от стереотипного и складывается из знаков универсальных жизненных сфер семиотической системы города благодаря использованию К.Р. Сафоном метафоры.
ABSTRACT
The objective of the article is to examine the functional capacities of metaphor in creating the imagery of Barcelona within the individual style of Carlos Ruiz Zafon. The analysis has proved that the image of Barcelona in the novel ‘The shadow of the wind’ is not stereotypes and is built of the signs of correspondent universal conceptual fields of the semiotic urban system of Barcelona by the way of using metaphor by the author.
Ключевые слова: метафора; образ города; семиотика города; идиостиль.
Keywords: metaphor, city imagery, urban semiotics, individual style.
Художественная литература по праву считается видом искусства, в котором наиболее полно отражается индивидуальное авторское видение мира. Роман Карлоса Руиса Сафона «Тень ветра» признан одним из самых популярных произведений современной испанской художественной литературы не только в Испании, но и в мире. Город Барселона в романе представлен не только как место действия. К.Р. Сафон является уникальным писателем, так как благодаря его мастерству образ столицы Каталонии становится портретом полноценного персонажа произведения.
В создании образа города участвуют знаки, которым человек присваивает определенные образы. О.А. Ганжара полагает, что человеку свойственно наделять объекты окружения смыслом. Таким образом, пространство видимого города превращается в пространство искусственно созданного образа города [1, c. 4—5].
Рассматривая город с точки зрения семиотики, мы можем по праву считать его системой знаков. По мнению В.М. Капицына, в художественной литературе образ города складывается из образов-знаков города, которые относятся к универсальным жизненным сферам: территориально-пространственной (знакам, определяемым размером территории, ландшафтом, окружающей средой), естественно-антропологической (знакам, порождаемым социально-демографическими событиями и состояниями детства, отрочества, зрелости, старости, составом и размером семей, а также окружающим бытом, системой охраны здоровья в поселении), духовно-культурной (знаками, порождаемыми мифами, верованиями, историей, уровнем и характером духовной культуры малых сообществ). Нередко возникает доминанта той или иной жизненной сферы [2, c. 4].
В умах как испанских, так и русских читателей уже довольно прочно сложилось представление о столице Каталонии как о городе, который пользуется большой популярностью у туристов, восхищающихся архитектурными шедеврами и отдыхающих на изумительных пляжах. Автор романа «Тень ветра», будучи уроженцем Барселоны, создает её многогранный образ, который намного шире стереотипов. Так, писатель характеризует Барселону как древний, живущий по своим правилам город XX века, у которого есть свой характер, своя история.
По мнению С.Ю. Селезневой, стилистические средства языка играют чрезвычайно важную роль в создании художественного образа в любом романе. Стилистические приемы акцентируют не только конкретные черты внешнего облика, но также и различные аспекты зрительного впечатления, выводя на первый план особенности рисуемого образа, важные для автора по тем или иным причинам. При этом значимой становится уже не физическая, а эмоциональная характеристика описываемого, то впечатление, которое может произвести формируемый образ [3, c. 6]
Стилистические выразительные средства служат для усиления экспрессивности высказываний, придания «объёмности» образам персонажей. Использование автором выразительных средств делает речь автора более насыщенной, экспрессивной, эмоциональной, яркой, индивидуализирует его стиль и помогает читателю почувствовать позицию автора по отношению к героям, моральным нормам, историческим деятелям и эпохе.
Язык произведения «Тень ветра» Карлоса Руиса Сафона плотно насыщен метафорами, которые как никакой другой троп отражают индивидуальный стиль автора. Идиостиль К.Р. Сафона отличается кинематографичностью, то есть медленным и эпизодичным разворачиванием запутанного и полного интриги сюжета. Для Сафона характерен стиль детективов, а также романов Ч. Диккенса и В. Гюго. Автор в мельчайших деталях описывает мрачные зловещие места действия, такие как кладбища, склепы, заброшенные полуразрушенные замки. Кроме того, автор вдохновляется фасадами многих зданий Барселоны, украшенных каменными фигурами драконов. Он уделяет особое внимание образу дракона ввиду его личной симпатии к этому мифическому существу. Тем не менее, готические элементы являются лишь частью идиостиля писателя. Несмотря на мистический характер сюжетов и образов, в его произведениях царит доброжелательная атмосфера благодаря дружеским и семейным отношениям между героями. В романе Карлоса Руиса Сафона «Тень ветра» образ Барселоны занимает особое место, с ее характером автор знакомит читателя в описательных фрагментах текста. Такое внимание автора к этому городу объясняется тем, что в нем он родился и прожил 28 лет. С этим городом у него связано много детских и юношеских воспоминаний, и при его описании К.Р. Сафон выражает разнообразие своих чувств и эмоций: восхищение, благоговение, подчас юмор и иронию.
Рассмотрим возможности метафоры в создании образа города из образов знаков, относящихся к территориально-пространственной сфере. С самых первых строк романа Карлос Руис Сафон уделяет большое внимание описанию погоды, ландшафта города. В следующем примере метафоры позволяют передать индивидуально-авторское видение вечера в городе - как пасмурного, но при этом романтичного:
Сaminábamos por las calles de una Barcelona atrapada bajo cielos de ceniza y un sol de vapor que se derramaba sobre la Rambla de Santa Mónica en una guirnalda de cobre líquido. — Мы шли по улицам Барселоны, над которой вдруг нависло пепельное небо и мутное солнце, которое жидкой медью растекалось по бульвару Санта Моника.
Метафоры Barcelona atrapada bajo cielos (букв. Барселона пойманная небом) и un sol se derramaba en una guirnalda de cobre líquido (букв. солнце плавилось гирляндой жидкой меди) по своей грамматической структуре являются глагольными, согласно современным испанским грамматикам [4, p. 286]. Первая метафора по сфере-донору относится к числу антропоморфных, так как приписывает небу умения человека ловить предметы руками, а вторая — к природным, так как солнце приобретает свойства металла меди, а именно цвет и свойство плавиться.
В следующем примере природная глагольная метафора la montaña Tibidabo amanecía живописно изображает величественный образ горы в окрестностях Барселоны.
Alcé la vista y vi que la montaña del Tibidabo amanecía entre nubes de gasa. — Я поднял взор и увидел, как гора Тибидабо встречает рассвет в облаках.
Благодаря данным метафорам создается образ Барселоны как романтичного города, в котором природа живет по своим собственным законам, независимо от людей, которые лишь наблюдают со стороны за жизнью природы.
Перейдем к естественно-антропологической сфере, то есть образам жителей и социальной обстановки в городе в целом. В следующем примере метафора позволяет взглянуть на Барселону глазами К.Р. Сафона. Он, будучи ее уроженцем, хорошо знает, что с наступлением темноты Барселона становится опасным, предательским городом, полным сумасшедших и преступников. Эту черту образа города писатель стремится представить читателю при помощи метафоры в следующем примере:
Aquella noche primeriza de verano, caminando por ese anochecer oscuro y traicionero de Barcelona, no conseguía borrar de mi pensamiento el relato de Clara en torno a la desaparición de su padre. — Тем июньским вечером, шагая по погружавшейся в сумерки предательнице-Барселоне, я не переставал прокручивать про себя рассказ Клары о пропавшем отце.
В данном примере адъективная метафора anochecer traicionero de Barcelona является антропоморфной, так как только человек может быть предателем. Данный тип метафоры позволяет автору создать впечатление о Барселоне как о небезопасном городе в ночное время.
Образы знаков духовно-культурной сферы наиболее часто фигурируют в произведении Карлоса Руиса Сафона «Тень ветра». Можно сказать, что именно эта жизненная сфера является доминантой в формировании образа Барселоны в романе. Используя метафору для описания знаков, относящихся к истории, культуре, искусству города, автор наиболее полно характеризует Барселону.
В следующем примере при помощи природной субстантивной метафоры писатель создает образ модной прогрессивной Барселоны. Она, как и многие европейские города, следует передовой тенденции в искусстве, а именно модерну:
Por aquella época, la fiebre modernista ya consumía Barcelona, pero Jausá indicó claramente que quería algo diferente. — В то время вирус модерна уже проник в Барселону, но Жауза четко дал понять, что его подобные вещи не интересуют.
Многие детали архитектурных сооружений города изображают мифическое существо — дракона. Дракон при этом перестает быть просто одним из знаков архитектуры. Образ дракона является неотъемлемой частью образа города и даже отождествляется К.Р. Сафоном с городом. Рассмотрим следующий пример:
Dragones de piedra custodiaban la fachada enclavada en un cruce de sombras y sus farolas de gas congelaban el tiempo y los recuerdos. — Притаившийся в полумраке фасад охраняли два каменных дракона, а остановившие время газовые фонари берегли воспоминания о прошлом.
Глагольная антропоморфная метафора Dragones de piedra custodiaban la fachada (букв. каменные драконы охраняли фасад) позволяет сквозь призму видения автора придать Барселоне образ готического города-дракона.
Внешний облик города представляется К.Р. Сафону поистине волшебным. Такое видение автора выражается словами одного из персонажей романа при помощи антропоморфной субстантивной метафоры в следующем примере:
El diácono escuchó con atención la visión de la Jacinta y, y ateniéndose a la descripción de una suerte de catedral que, en palabras de la vidente, parecía una gran peineta hecha de chocolate fundido, el sabio le dijo: «Jacinta, eso que has visto tú es Barcelona, la gran hechicera, y el templo expiatorio de la Sagrada Familia...». — Внимательно выслушав рассказ о видении Хасинты, особенно описание чего-то вроде церкви, которая, по ее словам, была похожа на большой гребешок из растопленного шоколада, мудрый диакон сказал ей: «Хасинта, ты видела Барселону, великую волшебницу, и собор Святого Семейства, собор искупления…».
Данной метафорой писатель показывает, что волшебство Барселоны заключено в гениальности архитекторов, которые создали ее магический образ.
Итак, проанализировав примеры употребления метафоры для создания образа Барселоны в романе «Тень ветра», мы можем сказать, что Карлос Руис Сафон создал комплексный, целостный, а главное — нестереотипный, образ города, который складывается из образов знаков универсальных жизненных сфер. К.Р. Сафон написал роман о Барселоне XX века, которая вошла в историю как романтичный, близкий к природе, самобытный, волшебный, небезопасный, прогрессивный город-дракон.
Список литературы:
- Ганжара О.А. Визуальная концепция мироустройства в современном кино: последние деньки в раю // журн. «Артикульт», Российский государственный гуманитарный университет / Факультет истории искусства. № 1 (1-2011). М., 2011.
- Капицын В.М. Семиотика города: поиск концепта взаимодействия знаков и символов // Семинар Исследовательского комитета Российского общества социологов «Социология городского и регионального развития». М., 2013.
- Селезнева С.Ю. Языковые средства и когнитивные модели описания внешности персонажей в англоязычной художественной прозе (на материале произведений английских и американских писателей ХІХ—ХХ вв.): 10.02.04: Автореф. дис. ... канд. филол. наук. М., 2001. — 28 с.
- M.ª Luz Gutiérrez Araus, Manuel Esgueva Martínez, Mario García-Page Sánchez, Paloma Cuesta Martínez, Ana-Jimena Deza Enríquez, Angeles Estévez Rodriguez, M.ª Antonieta Andión Herrero, Pilar Ruíz-va Palacios. Introduccion a la lengua española. Madrid: Editorial Universitaria Ramon, 2005.
дипломов
Оставить комментарий