Статья опубликована в рамках: XXXVII Международной научно-практической конференции «В мире науки и искусства: вопросы филологии, искусствоведения и культурологии» (Россия, г. Новосибирск, 18 июня 2014 г.)
Наука: Искусствоведение
Секция: Изобразительное и декоративно- прикладное искусство и архитектура
Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции
- Условия публикаций
- Все статьи конференции
дипломов
Статья опубликована в рамках:
Выходные данные сборника:
ЗНАЧЕНИЕ РИСОВАНИЯ В ОБУЧЕНИИ ДЕТЕЙ
Петрова Наталья Юрьевна
педагог Искусства в МБОУ Педагогического лицея, РФ, Ульяновской области, г. Димитровград
E-mail: natalypetrova.2011@mail.
VALUE DRAWING IN TEACHING CHILDREN
Petrova Natalia
teacher art in Pedagogical Lyceum, MBOW. Russia, of Ulyanovsk oblast Dimitrovgrad
АННОТАЦИЯ
Автор статьи затрагивает вопрос важности предмета рисования в образовании детей, указывая на проблему свободного выбора урока искусства как дополнительного занятия в современной школе. Особое внимание автор уделяет важности рисования в развитие чувств, мышления и других полезных качеств личности, навыков и умений. А также делает вывод, что предмет «Искусство» должен вести специалист и его нельзя убирать из основной программы обучения детей.
ABSTRACT
The author of the article raised the question of the importance of drawing in the education of children, pointing out the problem of the free choice of the lessons of art as additional classes at the modern school. The author devotes special attention to the importance of drawing in the development of the senses, thinking and other useful qualities, skills and abilities. And concludes that the "art" must be a specialist and it cannot be removed from the basic curriculum for children.
Ключевые слова: образование; способность; семь интеллектов; мультимедийный комплекс; профессионал.
Keywords: education; ability; seven intellects; Multimedia complex; Professional.
Ребенок рисует потому, что он не может не рисовать.
Эта самая ценная особенность детского творчества — в этом дети совершенно равны с великими художниками.
Реформа народного образования затронет многие аспекты обучения и будет проводится по нескольким направлениям, например, сокращение основных предметов, право свободного выбора предметов. Урок «Искусство» попадает в перечень дополнительных дисциплин учебных предметов, и чаще заменяется его «удобным» предметом. Большинство родителей хотят, чтобы их ребенок вырос счастливым, здоровым, самостоятельным, уверенным в своих силах, целеустремленным и успешным человеком. Но, к сожалению, современная система образования и воспитания не приведет к таким результатам.
В большинстве детских учебных учреждений стремятся «напичкать» ребенка знаниями и умениями, игнорируя интерес ребенка и общества. Тем самым выращивают одинаковых, удобных окружающим, послушных, безынициативных исполнителей с навязанными ценностями и убеждениями.
Многие взрослые направляют все свое внимание на развитие интеллектуальной сферы ребенка, забывая о том, что обедненная эмоциональная сфера ведет за собой замедление интеллекта. И, выходя из школы в большую жизнь, такой человек сталкивается со сложностями в выборе профессии и жизненного пути. Он не имеет собственных жизненных ориентиров: что важно лично для него, что он любит, к чему стремится, какую жизнь хочет прожить. Он привык следовать только чужим правилам и схемам. Слова Дени Дидро «Если какая-нибудь страна научит своих граждан рисовать так же, как она учит их писать и читать, эта страна займет первое место в мире в развитии техники, науки и искусства» [5, с. 335] забываются в современной школе, так как рисование ведут в основном не специалисты или как дополнительный предмет, часто замещая его другим уроком.
Чем полезно рисование? Благодаря ему у наших детей развивается способность воспринимать вещи во всей их яркости и полноте. Благодаря способам мышления и возможностям мозга, становятся доступны творческие решения, как на работе, так и дома. Рисование является приятным и полезным занятием. Ребенок будет чувствовать себя уверенно в этом сложном мире, принимая решения и решая проблемы.
Как сказал немецкий художник Альбрехт Дюрер, «тайное сокровище, скрытое в вашем сердце, через ваше творчество становится явным» [1, с. 23]. У тех, кто рисовал, жизнь становится более содержательной, потому что они видят лучше и видят больше. Польза от приобретения навыков рисования, на мой взгляд, такова: если научиться видеть глубоко и основательно, вырабатывается определенная уверенность в своих творческих способностях, будет приобретен опыт неоценимой важности для каждого человека. Рисование является приятным и полезным занятием. Рисование способствует развитию важнейших психических функций — зрение, двигательной координацией, речью и мышлением и связывает их между собой, помогает ребенку упорядочить бурно усваиваемые знания, формирует и фиксирует представление о мире. Рисование — это важнейший информационный и коммуникативный канал для детей. В процессе изобразительной деятельности создаются благоприятные условия для развития эстетического восприятия и эмоций, которые постепенно переходят в эстетические чувства, содействующие формированию эстетического отношения к действительности.
О том, что рисование важно для развития чувств, мышления и других полезных качеств личности, навыков и умений, писали многие педагоги прошлого: Фребель, Каменский и другие. Художники Древней Греции считали, например, что обучение рисованию не только необходимо для многих практических ремесел, но и важно для общего образования и воспитания.
Изобразительная деятельность имеет большое значение для всестороннего воспитания всех детей. Преподавать искусство детям необходимо потому, что оно — неотъемлемая составляющая нашей жизни. Сейчас многие взрослые относятся к визуальному искусству как к приятному времяпрепровождению и занимаются этим для удовольствия или для славы. Но изобразительное искусство сильно и глубоко влияет на нас. Искусство занимает значительное место в нашей жизни, с искусством мы не расстаемся — оно окружает нас всегда.
Детям нужно заниматься искусством, ведь это существенно важно для формирования сознания и развития интеллекта. Во время рисования идет сохранение и воспроизведение в сознании прежних впечатлений, опытов и той роли, которую играет в искусстве психика — работа «внутреннего человека» [4, с. 246].
Искусство — это первая письменность, более того первый язык. Творчество ребенка отражает то, как сознание постигает — «ощупывает» — мир: сначала возникает некое рассудочное представление о мире, а уже потом эти интеллектуальные построения облекаются в словесные формы. Мир осязается, пробуется на вкус, обозревается. Линии, цвет, рельеф поверхности- все это обнаруживается и становится открытием, выбираются графические символы для представления своих мыслей.
В творческих занятиях по рисованию дети приобретают умения и вырабатывают понятия, укрепляющие уверенность в себе и способность действовать в окружающей среде.
Искусство помогает расти:
Эмоционально. Творчество помогает детям развиваться эмоционально: занимаясь искусством, они обретают большую уверенность в себе и в своих силах. Обучает выражать свои чувства и мысли. Уход в творчество помогает детям справиться со стрессами.
Перцептуально. Искусство помогает вырабатывать мировосприятие: дети используют испытываемые чувства и ощущения для выстраивания понятий и представлений о природе вещей, действий и событий. Визуальная перцепция представляет собой познавательный процесс, придающий образам определенные значения и смысла. Навыки наблюдательного и зрительного восприятия улучшаются, по мере того как дети задействуют свои чувства для изучения орнамента, цветов, фактур и форм в процессе творчества. Дети, занимающиеся искусством замечают больше и лучше понимают увиденное, совершенствуют пространственное мышление.
Социально. Занятия искусством развивает у детей умение ориентироваться в обществе: дети учатся обращаться к тем, кто рядом. Дети легче учатся сотрудничеству и умению как сочувствовать, так и просто понимать других людей.
Физически. Искусство способствует физическому развитию детей, так как рисование и тому подобные занятия тренируют и совершенствуют умение управлять большими и малыми мышцами и перестраивать согласованность глаза и ладони.
Когнитивно. Искусство помогает развитию познавательных навыков уже потому, что по ходу творческих занятий предполагается пересчитывать, сортировать, классифицировать инструменты и материалы. Занятия искусством дают возможность в разработке планирования и выстраивания последовательности. Правильно выстроенные творческие занятия побуждают детей принимать собственные решения и стремиться к достижению поставленной цели, согласуя свои действия со сделанным выбором.
Дети развиваются когнитивно посредством разрабатывания системы графических символов для фиксации своих внутренних и внешних наблюдений.
Творчески. Дети могут реализовать собственные идеи и использовать свои силы и способности, инициируя изменения материалов, их сочетания.
Исходя из исследований познавательного процесса (когнитивности) Хауард Гарднер [3, с. 24] предложил модель семи разумных способностей — интеллектов. Эти интеллекты представляют собой биологический и психологический потенциал любого индивидуума. У каждого человека есть способности, отвечающие понятиям всех семи интеллектов, хотя некоторые интеллекты могут быть выражены сильнее. Гарднер назвал эти категории так:
1. Лингвистический (интеллект): способность оперировать речевыми символами.
2. Логико-математический: способность манипулировать числовыми последовательностями и концепциями.
3. Специальный (пространственный): способность визуализировать (представлять в уме) обьекты в пространстве.
4. Музыкальный: способность манипулировать ритмом и звуком.
5. Телесно-кинестетический: способность пользоваться телом для разрешения затруднений или изготовления вещей.
6. Интерперсональный: способность понимать других и работать с ними.
7. Интроперсональный: способность понимать себя.
Гарднер полагает, что следует расширить основу педагогики, поскольку детское творчество позволяет задействовать все интеллекты.
Детское творчество не сводится к картинке на бумаге. Это « мультимедийный комплекс» [3, с. 74], сочетание многих носителей ради графической, вербальной и кинестетической связи с другими людьми. Внимание в этого рода коммуникации позволяет проникнуть в мыслительные процессы ребенка.
Творчество не только фиксирует выученное, но и обогащает саму учебу. Эдвардз, Зифелд и Гандини [3, с. 26] в статьях, написанных после наблюдений в классах Италии, доказывают, что сейчас определенно недооценивают детское рисование и стимулируемый этой деятельностью рост познавательной способности рисующих детей. Эти авторы выступают за более серьезное отношение к визуальным искусствам как способу самовыражения. Они предлагают включить в расписание занятий на основе учебных тематических блоков. Это предложение известное как DBAE-обучение искусству на основе учебного предмета. Национальная художественная педагогическая ассоциация включила в свои директивы рекомендации, предложения DBAE и следующие критерии:
1. Детям нужны многообразные возможности для занятий искусством.
2. Детям необходим максимум возможностей созерцания и бесед об искусстве.
3. Детям следует научиться замечать искусство в повседневности.
Изобразительная деятельность должна быть использована для воспитания у детей любви ко всему лучшему, справедливому, для углубления тех благородных чувств, которые возникают у них.
В современных педагогических и психологических исследованиях доказывается значение занятий изобразительным творчеством для интеллектуального, художественного развития детей в любом возрасте.
Наблюдается противоречие между актуальностью значения изобразительной деятельности в общей системе развития личности и недостаточной готовностью педагогов к реализации её в педагогическом процессе.
Т.С. Комарова — заслуженный деятель науки РФ, известный учёный в области дошкольной педагогики. Её научные интересы преимущественно связаны с одним из важнейших аспектов дошкольного воспитания — эстетическим развитием детской личности.
По разработанной Т.С. Комаровой системе детей обучают изобразительной деятельности, развивают их творчество в дошкольных учреждениях России и странах СНГ. Система получила признание японских педагогов.
В настоящее время остро стоит проблема обеспечения дошкольных и учебных учреждений профессиональными педагогическими кадрами, способными решать учебно-воспитательные задачи [2, с. 2]. Сложность решения этой проблемы обусловлена следующими факторами. Повышение требований к педагогу, педагогу-воспитателю, работающему с ребёнком, со стороны родителей, органов управления образованием, общественности и низкая материальная и моральная оценка их труда — это те объективные факторы, которые делают задачу обеспечения образовательных учреждений педагогическими кадрами трудновыполнимой. Объективные трудности, с которыми они сталкиваются в процессе работы с детьми, усугубляются отсутствием знаний, умений и навыков педагогической деятельности, что отрицательно сказывается на развитии положительного отношения к деятельности и на формировании устойчивого профессионального интереса, а следовательно, не способствует творческой самореализации личности [2, с. 3].
Важная задача современного педагогического образования — формирование эстетической культуры специалиста, развитие способностей понимать и оценивать произведения искусства и эффективно руководить процессом эстетического воспитания детей. В основе приобщения личности к миру искусства лежит представление о художественной культуре как целостной системе, в которой органически взаимодействуют различные виды художественного творчества (Т.С. Комарова, Б.М. Неменский, Т.Я. Шпикалова, Т.И. Бакланова и др.). Полноценному эстетическому развитию способствует интеграция предметов эстетического цикла на основе учебных предметов и ведение данного предмета специалистом.
Список литературы:
- Бергер Я. Дюрер. М.: Арт-Родник, 2008. — 96 с.
- Комарова Т.С. Детское художественное творчество / Т.С. Комарова. М. Мозаика-Синтез, 2008, 2-е изд., испр. и доп. — 160 с.
- Костер Дж.Б. Растим художников: преподавание искусства детям/Джоан Буза Костер. М.:АСТ: Астрель, 2006. — 436 с.
- Макарова Е.Г. Преодолеть страх, или Искусствотерапия. М.: Школа-Пресс,1996. — 304 с.: ил.
- Семёнов А. Энциклопедия афоризмов и мыслей великих людей/ сост. А. Семёнов. М.:АСТ; Донецк: Сталкер,2008. — 896 с.
дипломов
Оставить комментарий