Статья опубликована в рамках: IX-X Международной научно-практической конференции «Культурология, филология, искусствоведение: актуальные проблемы современной науки» (Россия, г. Новосибирск, 14 мая 2018 г.)
Наука: Филология
Секция: Русская литература
Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции
дипломов
СЕНСОРНЫЕ ПРОСТРАНСТВА В РАССКАЗЕ ТУРГЕНЕВА «ЛЕС И СТЕПЬ»
Тургенев известен как автор многочисленных пейзажных описаний. Русская природа на страницах его книг оживает перед мысленным взором читателя. Тургенев пишет: «…в самой природе нет ничего ухищренного и мудреного, она никогда ничем не щеголяет, не кокетничает; в самых своих прихотях она добродушна». Истоки любви писателя к природе ведут свое происхождение из места, где родился писатель. Его родовое гнездо в Орловской области – Спасское-Лутовиново. Пейзажные описания в «Записках охотника» покоряют многие поколения читателей.
Сенсорное пространство — это пространство ощущений. «Существуют ... пять вложенных друг в друга сенсорных пространств: зрительное, звуковое, обонятельное, тактильное и вкусовое» [1, 149]. В соответствии с этим можно выделить сенсорные миры, непосредственно связанные с переживанием жизненных ситуаций. «В рамках каждого сенсорного пространства накапливается определенный фонд артефактов и стереотипов, — фонд, который позволяет владеть тем или иным сенсорным пространством. Полнота бытия необходимо включает сенсорную полноту» [1, 149].
Анализ сенсорных пространств в рассказе Тургенева «Лес и степь» из цикла «Записки охотника» позволяет почувствовать слияние природы с душой человека. Персонаж И.С. Тургенева проживает каждое мгновение своего пребывания на природе всеми доступными ему чувствами, и здесь мы полностью согласны с исследователем К.С. Пигровым, который писал: «Непосредственное переживание полноты бытия дается не только и не столько рационально, сколько эмоционально... Эмоциональное — это само содержание жизни» [1, 149]. Поскольку «полнота бытия необходимо включает бытовую полноту» [1, 149], И.С. Тургенев, задавшись целью передать счастье и полноту жизни, не мог проигнорировать ни одно из ощущений, доступных человеку, и попытался отразить все, что испытывает человек наедине с природой.
Произведение начинается с пейзажного лирического стихотворения. Музыкальность лирики позволяет нам погрузиться в звуковое сенсорное пространство природы. Известна музыкальность прозы И.С. Тургенева. Недаром в его романах звучат классические произведения. Не одной инструментальной музыкой наполнены его произведения; музыкальность присуща и его малой прозе, и заключается в самой природе. Читатель погружается в звуковое сенсорное пространство, ведь оно значит ничуть не меньше, чем зрительное описание пейзажа, и мастер слова это понимает.
Как много звуков природы, и крайне мало здесь человека, разве что храп сторожа или разговор. Мы слышим шелест деревьев от ветра, звуки грозы, дождя, пение и чириканье птиц, фырканье лошадей... Как великолепна природа в рассказе Тургенева, и сколь малой частицей здесь представлен человек! Все меньше и меньше таких великолепных пейзажей осталось в наше время. И рассказ Тургенева погружает нас в забытую, но откуда-то знакомую с детства картину.
Больше всего автору нравится лесная тишина и отдельные, возникающие на ее фоне звуки: «Но вот ветер набежал, и зашумели верхушки, словно падающие волны»; «Беляк вдруг выскочит, собака с звонким лаем помчится вслед…». Эти звуки отражаются, возникает эхо: «Каждый звук словно стоит в застывшем воздухе, стоит и не проходит». Так писатель передает величие и простор русского национального пейзажа.
Русской природе, как и любой другой, свойственны определенные зрительные образы. Это растения, которые перечисляет автор: липа, ландыши, ракиты над водой, дуб, крапива, рожь, и весь этот пейзаж освещается солнечными лучами. Такой пейзаж присущ только русской природе и является важной составляющей национальной картины мира.
Основой зрительного пространства рассказа выступают цветовая палитра и свет. Писатель мастерски использует различные оттенки, освещение, затененность, вечернее и ночное освещение. Советский писатель И.А. Новиков называл эту организацию зрительного пространства «тургеневской светотенью».
Потрясающая гармонию света и тени передана И.С. Тургеневым: «деревья слабо шумят, облитые тенью»; «свет так и хлынет потоком»; «небо темнеет по краям; воздух вблизи как-то особенно прозрачен отдельные тени исчезают, воздух наливается мглою».
Цветовая палитра также очень богата оттенками, благодаря чему возможна чрезвычайная широта и универсальность цветовых ассоциаций. Ощущения и эмоции, вызываемые каким-либо цветом, традиционно вызываются предметом или явлением, постоянно окрашенным в данный цвет. Такие ассоциации могут быть архетипическими, врожденными. Например, светлые цвета априори воспринимаются человеком как легкие, а темные — как тяжелые.
Преобладающими цветами в рассказе И.С. Тургенева являются красный, белый, синий, желтый и зеленый, а также их многочисленные оттенки: алый, багровый, красноватый, огнистый; водянисто-зеленый; свинцовый, бледно-голубой, васильковый, бурый, серебристый; золотисто-желтый, золотой, золотистый. Палитра рассказа приближена к цветовым традициям русской иконописи. Желтый, или золотой цвет в русской иконографии – это символ Божественного присутствия, небесного света. Белый цвет символизирует невинную чистоту, святость, сияние Божественной славы. Красный цвет может символизировать мученичество и человеческую природу Христа. Синий и голубой цвета символизируют вечность, тайну, мудрость, глубину. Зеленый – цвет гармонии и вечной жизни. Преобладают светлые тона, в рассказе практически отсутствуют мрачные, «тяжелые» цвета.
Таким образом, особенность тургеневской палитры заключается в воздушности, «акварельности», легкости красок. Писатель — мастер полутонов, тончайших оттенков, переливов цвета. Он не использует резких, определенных красок, четких, грубых линий.
Если найти эквиваленты зрительных и слуховых образов просто, то пространство запаха, пространство осязания — это совершенно иные миры. Сложно найти формы, способные зафиксировать эти ощущения. «Осязание во всем своем экзистенциально значимом многообразии, насколько мне известно, вообще никак до сих пор не каталогизировано…Артефакты во всех этих контактных (или промежуточных, как обоняние) сенсорных пространствах проблематичны» [1, 152]. Многие писатели и поэты пытаются художественно осмыслить и передать мир запахов, однако не у всех это получается. Но И.С. Тургенев с легкостью справляется с этой задачей.
Пейзажи Тургенева живы и реалистичны, ощутимо конкретны. Это создается благодаря осязательной и обонятельной «насыщенности» картин природы. Художник слова мастерски передает ощущаемый персонажем летний утренний зной и ночную свежесть, весенний ветер и зимний морозный воздух. Все осязательные, тактильные и эмоциональные ощущения мы условно разделили на 4 группы: температурные, эмоциональные, характеризующие психическое и физическое состояние.
Температурные ощущения: «вам холодно немножко», «чувствуется близость жары», «уже жарко стало», «колючим зноем пышет неподвижный воздух», «зной густеет», «как воздух свеж и жидок»; «мягкий пар, теплый на вид», «морозным, острым воздухом».
Эмоциональные ощущения: «сердце в вас встрепенется, как птица»; «свежо, весело, любо!»; «какое наслаждение выехать весной до зари».
Физическое состояние и физические ощущения: «Как вольно дышит грудь, как бодро движутся члены, как крепнет весь человек, охваченный свежим дыханьем весны!..»; «Спокойно дышит грудь».
Психическое состояние: «вам дремлется», «лень пошевельнуться», «на душу находит странная тревога».
Наиболее обширно представлена группа температурных ощущений. Тургенев описывает мельчайшие погодные изменения, будь то зной, пар или воздух.
Рассказ проникнут чувством восхищения красотой русской природы. Она порождает в человеке не только чувство красоты, но и философские размышления о грандиозности мироздания: «идешь вдоль опушки, глядишь за собакой, а между тем любимые образы, любимые лица, мертвые и живые, приходят на память, давным-давно заснувшие впечатления неожиданно просыпаются... Вся жизнь развертывается легко и быстро, как свиток; всем своим прошедшим, всеми чувствами, силами, всею своею душою владеет человек» [3].
Мы полностью согласны с Л.А. Крыловой, которая замечает: «Все земное и живое во множестве своих проявлений, раздробленные на отдельные запахи, звуки, краски – самостоятельный предмет изображения у писателя, наводящий на мысли не только о неразрывном единстве человека и природы, но и о памяти культуры прошлого» [2].
Не каждый современный человек может испытать слияние с природой. И мы можем констатировать, что большая часть человечества находится в состоянии сенсорного голода, то есть голода эмоционального. Отсюда – острое неудовлетворение жизнью, фатальное исчезновение чувства полноты бытия. Погружаясь в созданный писателем мир, «видишь не только пейзаж души русского человека, но сенсорное включение бытия природы в мир человека» [2]. Русский пейзаж в состоянии понять человек, духовно связанный с культурой, традицией.
Список литературы:
- Пигров К.С. Философия в сенсорных пространствах // Звучащая философия. Сборник материалов конференции. – СПБ, 2006. С.147-158.
- Крылова Л.А. Сенсорные пространства русской усадьбы в рассказе И.А. Бунина «Антоновские яблоки». // Филологические науки / 1. Методика преподавания языка и литературы.
- Тургенев И.С. Полное собрание сочинений и писем в тридцати томах. Т. 3. М.: "Наука", 1979.
дипломов
Оставить комментарий