Статья опубликована в рамках: LI Международной научно-практической конференции «Культурология, филология, искусствоведение: актуальные проблемы современной науки» (Россия, г. Новосибирск, 06 октября 2021 г.)
Наука: Искусствоведение
Секция: Изобразительное и декоративно- прикладное искусство и архитектура
Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции
дипломов
ПРИРОДА КАК ЧАСТЬ СОВРЕМЕННОЙ ЕВРОПЕЙСКОЙ АРХИТЕКТУРЫ
NATURE AS A PART OF MODERN EUROPEAN ARCHITECTURE
Rena Abbasalieva
B.L., P.G. Demidov Yaroslavl State University, Co-founder of the scientific and educational project Fragmentum,
Russia, Yaroslavl
АННОТАЦИЯ
В статье рассматриваются взаимосвязь архитектурных сооружений и природной среды, а также современные творческие концепции, связанные с экологичностью зданий и их интеграцией в природную среду. В статье предпринята попытка дать характеристику и систематизировать основные «природонаправленные» течения в архитектуре такие как: философско-мировоззренческая концепция, бионика, зеленое строительство. Рассматривая данные тенденции, автор имеет в виду прежде всего связь с природой. В настоящее время важно установить связь архитектуры с естественной средой на уровне мировоззрения, которое раскрывает необходимость интеграции архитектуры в природу. «Зеленая» архитектура является актуальным направлением в современном проектировании, и одним из элементов экологичного подхода в архитектуре становится неразрывная связь с природным аспектом.
ABSTRACT
The article reviews the interaction between architectural structures and the natural environment, as well as modern creative concepts related to the environmental friendliness of buildings and their integration into the natural environment. The article attempts to characterize and systematize the main "nature-oriented" trends in architecture, such as a philosophical and ideological concept, bionics, green construction. Considering these trends, the author has in mind, first of all, the connection with nature. At present, it is important to establish the connection between architecture and the natural environment at the level of the worldview, which reveals the need to integrate architecture into nature. "Green" architecture is an actual direction in modern design, and one of the elements of an eco-friendly approach in architecture is an inseparable connection with the natural aspect.
Ключевые слова: архитектура; природа; ландшафт; зеленая архитектура.
Keywords: architecture; nature; landscape; green architecture.
Архитектура с момента своего появления несет идею доминирования над окружающей ее средой или же создания «второй природы». История доказывает данный факт через такие примеры, как колонны гипостильного зала в Карнаке, которые символизируют аллею деревьев; ступенчатые зиккураты Древней Месопотамии; мавзолей Августа в Риме и др. Человечество всю историю считало природу не просто биологическим ресурсом, а системой культурных ценностей. Она всегда была включена в композицию как архитектурный объект, поэтому ландшафт и здание всегда органично дополняли друг друга, в строения архитектуры входили природные символы, а формы растительного мира влияли на создание новых архитектурных сооружений. В настоящее время современный стиль и ритмы жизни больше отдаляют человека от природы, но вопреки данному факту, он все больше тянется к ней. Авторы современных творческих концепций используют принцип компенсации ущерба, нанесенного природному ландшафту строительством здания [7, c. 194]. Таким образом, архитектура, окружающая человека повсеместно, должна быть максимально приближена к природе. В современной науке появилось множество определений творческих концепций, в которых ставится вопрос о слиянии архитектурных зданий с природой. Среди основных можно выделить:
- философско-мировоззренческую концепцию;
- биотектуру;
- зеленое строительство.
И это лишь малая часть тех концепций, которые актуальны в архитектуре в связи с экологическими тенденциями.
Философско-мировоззренческая концепция – концепция, заключающаяся в потребности человека быть окруженным природой, а также в решении вопроса экологичности архитектурной среды [4, c. 33]. Как мы можем увидеть, данная концепция содержит в себе две составляющие. Рассмотрим подробнее каждую из них. Существует понятие «контекста природного окружения в архитектуре», отражающее взаимодействие человека с окружающей средой. Согласно нему, архитектура в своем изначальном предназначении — это воплощение совершенных форм природы. Именно в ней люди находили вдохновение еще с древнейших времен, выстраивая свои города. Они не только имитировали природные формы и цвета, но и зачастую вкладывали мировоззренческий и духовный смысл. Это мы можем заметить и в орнаментах, и в элементах декора, которые практически всегда имели растительный мотив. Вышеперечисленные критерии нашли отражение во многих направлениях архитектуры. К примеру, в 30-е годы XX века возникло направление органической архитектуры, основоположником которой считается американский архитектор Фрэнк Ллойд Райт. Его архитектурное видение представляет собой целую философию о гармонии человека, архитектуры и природного мира. По замыслу архитекторов, здание и окружающее пространство должны представлять собой одно целое, а каждый дом должен быть отражением душевного мира его обитателей. Данной концепции придерживается множество современных архитекторов, чей творческий метод основан на включении природных элементов в архитектуру зданий и открытых пространств (Н.А. Львов, Ф.Л. Райт, А. Гауди, Э. Амбаш, П. Портогезе, М. Ботта, Р. Бофилл и др.) [2, c. 40].
Таким образом, к философско-мировоззренческой составляющей взаимосвязи архитектуры и естественной среды можно отнести: подражание природе в формообразовании и декорировании фасадов, интеграция здания в окружающую среду, слияние с существующим ландшафтов, вдохновение природой во всех деталях архитектором, использование натуральных материалов.
Еще одним актуальным направлением является биотектура. Ее задача заключается в учете особенностей природного ландшафта и использование природных материалов данной местности [10, c. 26]. Это понятие разработал архитектор Майкл Рейнольдс. В данной концепции больше внимание уделяется интеграции архитектуры в природу и снижению пагубного влияния на местную экологию. Одними из наиболее интересных являются работы современного вьетнамского архитектора Во Тронг Нгиа. Для него именно природа является главным вдохновителем и мерилом качества в работе. В проектах указанного архитектора следует отметить серьезную заботу об экологической среде проекта: при каждом удобном случае Во Трог Нгиа использует возобновляемые материалы и делает природу естественной частью здания. Как пишут о его проектах: «В них даже не всегда понятно, что главнее – растения или архитектура» [11, c. 68].
Рассмотрев внимательнее теперь уже экологическую составляющую взаимосвязи архитектуры и природы, отметим, что экологически чистая архитектура имеет в своей основе сохранение энергоресурсов и сбережение окружающей среды. «Зеленые» здания проектируются, строятся и обеспечиваются с тем учетом, чтобы сделать их максимально жизнеспособными с минимальным воздействием на природу. Началом становления «зелёной» архитектуры принято считать 70-80-е гг. XX века. Архитектор, член-корреспондент Российской академии архитектуры и строительных наук Виктор Логвинов в своих статьях дает определение «зеленой архитектуре» и «зеленому строительству». Он считает, что «зеленая архитектура» – это всеобъемлющее суммарное название всех экологических течений, а «зеленое строительство» – это более узкое понятие, включающее в себя архитектуру современных технологий, объект защиты которой – окружающая среда. Цель зеленого строительства – минимализация воздействия на окружающую среду, создание зданий с нулевым воздействием на природу. Применение таких методов проектирования, эко-технологий проявляются в различных названиях подобной архитектуры: «устойчивая», «изумрудная», «низкозатратная», «экологически дружественная», «экофильная», «зеленая» [5, c. 78]. Примером экоустойчивого здания может служить небоскреб Коммерцбанка архитектора Нормана Фостера во Франкфурте на Майне, при строительстве которого были применены «зеленые стандарты» [9, c. 93].
Не случайно проблеме сбережения ресурсов и интеграции архитектуры в природу уделяется значительное внимание. Симбиоз человека и природы уходит корнями в глубокую древность, и с того времени является неотъемлемой частью жизни общества. Архитектурная среда определенным образом воздействует на человека, является фоном его жизнедеятельности. И какой будет архитектура, насколько близка она будет человеку, а значит и природе, зависит от осознания необходимости упрочнять роль «зеленых» зданий в современном мире. Одновременно и ухудшение экологической обстановки заставляет общество обратиться к инновационным направлениям в энергосбережении и сохранении природных ресурсов, формированию экологически чистого пространства. Таким образом, можно видеть, что лишь комплексный подход к проектированию, охватывающий как выделенную нами философско-мировоззренческую, так и экологическую составляющую взаимосвязи архитектуры и природной среды, может обеспечить максимально благоприятную основу жизни для человека. Как заявляет Во Тронг Нгиа, «пришло время признать, что теперь «архитектура» означает «зелёная архитектура», а зелёная архитектура – это образ жизни» [8, c. 22].
Список литературы:
- Бродач М., Имз Г. Рынок зелёного строительства в России // Журнал «Здания высоких технологий». 2013. № 5. URL: http://zvt.abok.ru/ (дата обращения: 13.09.2021)
- Джалагания Т.В. Архитектура, окружающая среда и экология // Гуманитарный научный журнал. – 2014. № 2 (3). – С.39–43.
- Иванова Н.В., Антонова Н.Н., Данилина А.Н. Экологическая архитектура / Ежегодная научно-техническая конференция профессорско-преподавательского состава и студентов волгоградского государственного архитектурно-строительного университета Материалы конференции: в 2-х частях // Волгоградский государственный архитектурно-строительный университет. 2014. – С.89–91.
- Ильвицкая С.В., Охлябинин С.Д., Даниленко И.А. Глоссарий архитектурно-строительных терминов и научных дефиниций в области истории архитектуры и реставрации памятников архитектуры. М., 2015. – 154 с.
- Ильвицкая С.В., Поляков И.А. Этапы развития архитектуры и природы как единой системы // Естественные и технические науки. – 2014. – № 11–12. – С.78.
- Исаева Ю.В. Экологическая архитектура // Альманах мировой науки. 2016. № 11-3 (14). – С.119–120.
- Смирнова С.Н. Экологическая ответственность архитектора и ее влияние на обеспечение экологической безопасности архитектурных решений // Приволжский научный журнал. – 2014. – № 4. – С.193–199.
- Табышалиева Д.С. Природные формы в городской среде: автореф. дис. … канд. арх. – М.: МАРХИ, 1992. – 27 с.
- Федоров О.П. Методика прогнозирования тенденций развития экоустойчивой архитектуры на основе анализа международных систем экологической сертификации в архитектуре // Фундаментальные исследования. 2016. № 11–1. – С.90–95.
- Claire Weisz. Resilient Design: ‘Systems Thinking’ as a Response to Climate Change// Architectural Design. – 2018. No. 1. – P.24–31.
- Clarke Snell, Alex Carpenter. Energy Independence and the Sustainable Resilient Sun // Architectural Design. – 2018. No.1. – P.64–71.
дипломов
Оставить комментарий