Статья опубликована в рамках: LI Международной научно-практической конференции «Культурология, филология, искусствоведение: актуальные проблемы современной науки» (Россия, г. Новосибирск, 06 октября 2021 г.)
Наука: Искусствоведение
Секция: Изобразительное и декоративно- прикладное искусство и архитектура
Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции
дипломов
ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ФАРФОР КИТАЯ ПЕРИОДА ДИНАСТИИ ТАН
CHINESE ARTISTIC PORCELAIN OF TAN DYNASTY PERIOD
Dong Xiaoxing
PhD student, the Department of Theory and History of Art, Belarusian State University of Culture and Arts,
Belarus, Minsk
АННОТАЦИЯ
В статье рассмотрены некоторые художественные характеристики китайского фарфора периода династии Тан. Утверждается, что время правления династии Тан было периодом трансформации производства китайского фарфора. В этот период уровень китайского фарфора совершил качественный скачок. Он стал более изысканным, технологически и художественно более совершенным, что ознаменовало начало эпохи производства и распространения китайского художественного фарфора.
ABSTRACT
The article examines some of the artistic characteristics of Chinese porcelain of the Tang Dynasty period. The Tang Dynasty is said to have been a period of transformation in Chinese porcelain production. During this period, the level of Chinese porcelain made a quantum leap. It became more sophisticated, technologically and artistically more perfect, which marked the beginning of the era of production and distribution of Chinese art porcelain.
Ключевые слова: Китай, фарфор, династия Цин.
Keywords: China, porcelain, Qing dynasty.
Период правления династии Тан (618–907 гг. Н.Э.) был одним из самых ярких периодов расцвета Китайской империи. Столица Чанъань (современный Сиань) в провинции Шэньси была привлекательна для международных торговцев, которые привозили товары со всей Азии. Двор и аристократия страны наслаждались роскошной жизнью.
Стиль этого периода очень самобытный, простой и элегантный. Он в полной мере выражает эстетические концепции древних китайских верований, является важной вехой в развитии фарфорового искусства Китая.
В связи с развитием фарфора производственные площади становились все более обширными, и во времена династии Тан появлялись различные стили систем обжига фарфора, постепенно формируя ситуацию, в которой технологические и экономические факторы производства селадона и белого фарфора обусловили их стремительное развитие и распространение.
В этот период фарфоровая промышленность в целом улучшила печное производство. Самым большим улучшением является замена исходной печи с холодным дном на печь с горячим дном, что значительно снижает разницу температур в печи и делает распределение температуры более равномерным [1].
Во времена династии Тан селадон и белый фарфор в основном славились своей гладкостью, подобной нефриту, а также элегантным качеством. В ту эпоху их называли «подобными льду и снегу» [2]. По сравнению с белым фарфором, селадон эпохи Тан, несомненно, более известен своими характеристиками и художественным изяществом.
Фарфор времен династии Тан был не только гладким и нефритовым, он также символизировал полноту и гармонию человеческой природы. В цветовой гамме, согласно конфуцианству, лучше использовать холодные тона, элегантные и не насыщенные.
Развитие фарфора во времена династии Тан сформировало две основные системы обжига фарфора, а именно изделия из селадона, представленные печью Чжэцзян Юэ, и изделия из белого фарфора, представленные обжиговой печью Хэбэй Син [2]. Их обычно называют «южно-синим» и «северным белым».
Фарфор как предметы повседневной жизни тесно связан с модой времени и общества. Популярность чаепития во времена династии Тан способствовала развитию чайных сервизов. Благодаря усовершенствованию технологии изготовления фарфора и повышению качества фарфоровой посуды, практическая фарфоровая посуда получила большое развитие и частично заменила золотую и серебряную посуду. Развитие внешней торговли на суше и на море во времена династии Тан также способствовало развитию фарфора, который, помимо знаменитого шелка, продавался за границу [3].
От эпох Тан до Сун самым распространенным керамическим музыкальным инструментом был поясной барабан.
Фарфоровый поясной барабан с цветочной глазурью из печи Лушань в провинции Хэнань времен династии Тан (Рис. 1) теперь находится во Дворцовом музее.
Рисунок 1. Поясной барабан периода династии Тан (618-907 гг.)
Этот поясной барабан длинный и цилиндрический, с толстыми концами и тонкой геометрией. Длина 58,9 см. Имеет семь выпуклых струнных узоров на корпусе барабана. Черные рукава по всему корпусу украшены десятками ярких пятен синих стержней.
Фарфоровый поясной барабан имеет мягкие линии и яркие и несдержанные цвета. Подобно этому фарфору с цветочным рукавом династии Тан Поясный барабан, Музей истории Китая также собрал один, который был обнаружен в Лояне, Хэнань.
Талия дамы (рис. 2) представляет собой широкий фартук, украшенный завитками пионов, стоящий на основе, украшенной узорами.
Феномен росписи женских одежд – типичный для позднего фарфора периода династии Тан. Лютня была поломана, шея женщины также была треснутой, но была отремонтирована профессором Лу Пинчаном, директором факультета скульптуры Центральной академии изящных искусств [3].
Глиняные фигурки шести музыкантов (Рис. 3), обнаруженные в 1983 году в гробнице в западных пригородах Сиань, провинция Шэньси, высотой 9 см, изготовленные во времена династии Тан.
Это группа исполнителей традиционных дворцовых песен, состоящая из пяти музыкантов, сидящих со скрещенными ногами, и одного исполнителя, сидящего со скрещенными ногами.
Пятеро музыкантов держат пипу, флейту, флейту, барабан Тара и ли, соответственно, с певцом в середине.
Изображение певца (высокий нос и глубокие глаза, борода) и его барабана говорит о том, что перед нами – бродячие музыканты, которых иногда приглашали во дворец на музыкальные торжества. Их лица очень яркие, и они, захвачены историями, которые напевают. Эти пять музыкантов и один певец работают в команде – они запечатлены в момент музыкального выступления.
Рисунок 2. Женщина-музыкант, играющая на лютне.
Высота 28 см, диаметр 12 см, коллекция находится в Британском музее
Рисунок 3. Глиняные фигурки шести музыкантов
Музыкальные и танцевальные глиняные фигурки из семи человек (рис 4), обнаруженные в гробнице Чжэн Рентая в уезде Лицюань провинции Шэньси в 1971 году, высота 17,6–26,2 см, изготовлены во времена династии Тан.
В этом наборе статуэток было семь, из которых две танцевальные фигурки, размахивающие руками, кружащиеся в танце; остальные пять музыкальных фигурок, одна из которых похожа на флейтиста, один человек барабанил. Другие инструменты были потеряны.
Музыкальные и танцевальные представления этой группы музыкальных и танцевальных глиняных фигурок содержат как традиционную ханьскую музыку, так и фольклорные танцевальные элементы.
Рисунок 4. Музыкальные и танцевальные глиняные фигурки из семи человек
Таким образом, использование фарфора приобрело особую популярность именно во времена династии Тан. Обжиг фарфора стал быстро развиваться: фарфоровые чайные сервизы, посуда, винные сервизы, канцелярские товары, игрушки, музыкальные инструменты, а также практичные бутылки, горшки, кувшины и другая утварь. Разновидности и формы фарфора периода династии Тан новы и разнообразны, а изысканность в производстве фарфоровой пластики этого периода намного превосходила предыдущее поколение традиций китайского фарфора.
Список литературы:
- 董德光,戏曲表演程式研宄.学苑出版社,2013. 192 = Дэгуан, Д. Исследование китайского традиционного фарфорового искусства / Д. Дэгуан. – Пекин : Издательство Сюэюань, 2013. – 192 c.
- 阎文儒,中国雕塑艺术纲要.桂林:广西师范大学出版社,2003. 194 = Вэньру, Я. Очерк китайского фарфорового искусства / Я. Вэньру. – Гуйлинь : Университетское издательство Гуанси, 2003. – 194 с.
- 陈万里,陶俑.中国古典艺术出版社,1957. 218 = Ванли, Ч. Фарфоровая мелкая пластика Китая / Ч. Ванли. – Шанхай : Издательство Китайского классического искусства, 1957. – 218 c.
дипломов
Оставить комментарий