Статья опубликована в рамках: LIII Международной научно-практической конференции «Культурология, филология, искусствоведение: актуальные проблемы современной науки» (Россия, г. Новосибирск, 06 декабря 2021 г.)
Наука: Искусствоведение
Секция: Изобразительное и декоративно- прикладное искусство и архитектура
Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции
дипломов
РАЗВИТИЕ И ФОРМИРОВАНИЕ ОБРАЗНОГО МЫШЛЕНИЯ У УЧАЩИХСЯ СТАРШЕГО ВОЗРАСТА НА ЗАНЯТИЯХ ПО АКАДЕМИЧЕСКОМУ РИСУНКУ
DEVELOPMENT AND FORMATION OF IMAGE THINKING IN OLDER STUDENTS IN ACADEMIC DRAWING CLASSES
Anna Tkachenko
1st year master's student, direction "Pedagogical Education", master's program "Fine Arts in Education", Institute of Arts, Federal State Budgetary Educational Institution of Higher Education "Novosibirsk State Pedagogical University",
Russia, Novosibirsk
АННОТАЦИЯ
В статье рассматриваются особенности развития и формирование образного мышления подростков на занятиях по академическому рисунку, подчеркивается важность методов диагностики в этом контексте.
ABSTRACT
The article examines the features of the development and the formation of figurative thinking of adolescents in the classroom for academic drawing, the importance of diagnostic methods is highlighted in this context.
Ключевые слова: образное мышление, академический рисунок, подросток, диагностика, развитие.
Keywords: figurative thinking, academic drawing, teenager, diagnostics, development.
В контексте предстоящей выпускной работы над магистерской диссертацией, важно изучить понятие «формирование образного мышления», его характеристики и методы диагностики. Развитие образного мышления, творческих способностей детей старшего возраста играет важную роль в условиях современного образования. Благодаря введению в образовательный процесс инновационных технологий, проектной работы учащихся, особую значимость приобретает умение мыслить «образами». Важным моментом в обучении изобразительному искусству и развитии объемно-пространственного мышления является понимание конструкции объема.
Благодаря введению в образовательный процесс инновационных технологий, проектной работы учащихся, особую значимость приобретает умение мыслить «образами». Понимание конструкции позволяет рисовать натуру осмысленно и лаконично, развивает объемно-пространственное мышление, даёт возможность рисовать по воображению. Использование невидимых линий помогает построить конструкцию формы и при необходимости представить её с другого ракурса. В словаре Л. С. Выготского образное мышление определяется так: «мышление, совершающееся в форме связи и сочетания образов. Образное мышление – конкретное мышление, свойственное ребенку раннего возраста и вообще на примитивных ступенях развития, образное мышление является главной формой мышления» [1].
Условия формирования образного мышления у учащихся проявляются в построении процесса обучения академическому рисунку на основе поэтапного усвоения знаний, в ходе систематического выполнения заданий и упражнений, направленных на формирование мышления.
Методика, направленная на формирование образного мышления у учащихся старших классов на занятиях по академическому рисунку, позволит разрешить противоречия. Что способствует качественной подготовке выпускников НОЦ и утвердит дополнительные профессиональные программы в системе непрерывного художественного образования.
Формирование образного мышления в процессе обучения академическому рисунку предполагает усвоение теоретических знаний, а также практических умений и навыков, к которым относятся: знакомство с простыми геометрическими формами: шаром, кубом, цилиндром, призмой, конусом, а так же знания законов композиции, законов линейной и воздушной перспективы, теории теней, умения анализировать объемную форму предметов, научные представления о методической последовательности изображения натурной постановки. Отмечая зависимость развития способностей от уровня усвоения знаний, умений и навыков, многие психологи и художники-педагоги связывают недостатки учебных работ учащихся со слабой включенностью в процесс изображения мыслительной деятельности, которая играет существенную роль в создании академического рисунка. Следовательно, мыслительная деятельность учащихся научно-образовательно центра, отражающая степень сформированности знаний, умений и навыков учащегося может определять его дальнейшую профессиональную направленность. В этой связи одной из важных методических проблем является организация обучения рисунку, способствующая формированию образного мышления учащихся старших классов.
Значение понятия «художественно-образное» мышление в большей степени отражает не только способность сознания к формированию образов, но и его связь с профессиональной деятельностью. Другими словами, можно сказать, что понятие художественно-образного мышления является более конкретным, позволяя выразить закономерность проявления образов и поиска художественно-выразительного его воплощения средствами искусства в процессе творчества [4]. В современных условиях большая роль в образовании детей отводится их личностному развитию и творческой самореализации. Способствовать этому могут занятия художественной направленности, декоративно-прикладным искусством.
П.М. Якобсон в книге «Психология художественного творчества» отмечает, что художественное восприятие — это целенаправленное психическое действие с чувственным познанием, связанным как со сложными процессами ощущения, мышления, анализа, так и со сложными процессами синтезирования различных впечатлений, которые мы получаем от реальной действительности [3]. На наш взгляд, художественное восприятие произведений изобразительного искусства очень важный фактор учебно-познавательного процесса на уроках изобразительного искусства. В силу своей субъективности восприятие может быть правильным или неправильным, полным или неполным. Одни и те же явления могут быть восприняты и трактованы, верно, убедительно или искаженно. Как известно, отражение действительности невозможно без взаимодействия человека с окружающим миром. Процесс отражения — это диалектическое понятие, преломление, переосмысление полученной информации, процесс, на который, в свою очередь, особое влияние оказывает личный опыт человека, его умения, цели и задачи деятельности [3, с. 111]. В связи с этим развитию образного мышления в настоящее время придается особое значение. Развитие образного мышления способствует повышению творческих способностей и тренировке креативности. Отличие творчества от креативности состоит в самой сущности творчества, выраженного через определенные шаблоны, в которых человеком придумывается новое, а креативность является концептуально новой идеей, возможностью их генерации. Проблема развития образного мышления в процессе изобразительного творчества служит объектом изучения психолого-педагогических и искусствоведческих наук. В настоящее время большинство ученых, педагогов и художников придают, уделяют основное внимание формированию, развитию способностей ребенка воспринимать, реагировать и создавать художественный образ. Психологами раскрыты три формы чувственного отражения мира - ощущение, восприятие, представление.
В работе над магистерской диссертацией по предполагаемой теме, помимо практических занятий над формированием образного мышления, необходимо определить формы и методы диагностики образного мышления.
Список литературы:
- Словарь Л. С. Выготского / под ред. А. А. Леонтьева. – М.: Смысл, 2004. – 118 с.
- Мун В. Что такое образное мышление и зачем оно нужно? Разновидности, способы развития [Электронный ресурс] // inbrain.top. – URL: https://inbrain.top/myshlenie/obraznoe# chto-eto-takoe-opredelenie-ponyatiya-v-psihologii?utm_source=table_of_content (дата обращения: 24.10.2020).
- Якобсон, П.М. Психология художественного творчества [Текст]/ П.М. Якобсон. – Москва: Знание, 1971. – 48 с.
- Ушанева Ю. С. Понятие художественно-образного мышления в эстетике, психологии, педагогике [Электронный ресурс] // Гуманитарные и социальные науки. – 2009. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ponyatie-hudozhestvenno-obraznogo-myshleniya-v-estetikepsihologii-pedagogike (дата обращения: 24.10.2020).
дипломов
Оставить комментарий