Статья опубликована в рамках: LIII Международной научно-практической конференции «Культурология, филология, искусствоведение: актуальные проблемы современной науки» (Россия, г. Новосибирск, 06 декабря 2021 г.)
Наука: Искусствоведение
Секция: Изобразительное и декоративно- прикладное искусство и архитектура
Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции
дипломов
СОХРАНЕНИЕ ТРАДИЦИОННЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ ОЛОНЕЦКОЙ ВЫШИВКИ В СОВРЕМЕННЫХ ИЗДЕЛИЯХ
PRESERVATION OF TRADITIONAL FEATURES OF OLONETSK EMBROIDERY IN MODERN PRODUCTS
Polina Uvarova
Student, Department of Artistic Embroidery, FSBEI HE "Higher School of Folk Arts (Academy),
Russia, St. Petersburg
АННОТАЦИЯ
Данная статья посвящена анализу современного состояния олонецкой вышивки. Автор статьи, изучив ретроспективно развитие данного промысла в ХIХ веке, с учетом актуальных тенденций современности, предлагает возможные пути популяризации традиционного олонецкого шитья.
ABSTRACT
This article is devoted to the analysis of the current state of Olonets embroidery. The author of the article, conducting a retrospective of this trade in the 19th century, taking into account the current trends of our time, suggests possible solutions to popularize traditional Olonets sewing.
Ключевые слова: олонецкая художественная вышивка, тамбурный шов, популяризация олонецкого шитья, карельская вышивка
Keywords: Olonets art embroidery, chain stitch, popularization of Olonets sewing, karelian embroidery
Исследователей в области художественной вышивки всегда привлекали проблемы ее становления и развития в северных регионах России. Особое место среди них занимает искусство Карелии, где самым распространенным видом художественной вышивки является олонецкое шитье.
Современное олонецкое шитье сформировалось, как и все виды промыслов, не только на основе художественных традиций прошлого, но и опираясь на другие источники.
Так, «в конце XIX – начале XX века прослеживается большое влияния городской культуры, обусловленное маятниковой миграцией населения на заработки в ближайший крупный город – Санкт-Петербург» [7, с. 13]. C этого времени начинаются явные изменения в орнаментальной, технической и цветовой традиционных составляющих олонецкой вышивки.
Например, в архаических композициях одной из вариаций центральных фигур могло быть древо, которое в языческой трактовке символизировало поклонение и мудрость. В XVIII веке вышивали архаичные элементы, но без осознания того, что они несут в себе какое-то значение. А в XIX веке появились жанровые городские сюжеты, где деревья чаще всего служили фоном, были частью пейзажа. Вышивали пышную крону, усыпанную цветами или плодами. «Изображение женской фигуры в олонецком шитье символизировало плодородие» [2, с. 11], а под влиянием городской культуры они чаще начали вышиваться в виде горожанок, прогуливающихся по парку с веером или зонтиком (рис. 1).
Рисунок 1.Фрагмент подзора. Холст, «строчка по письму», XIX в.
В этот период большую популярность приобрел растительный орнамент, который пользовался спросом, как в столице, так и за рубежом (рис. 2).
Рисунок 2. Фрагмент подзора. Начало XX века. Олонецкая губерния
Вышитые изделия стали часто сопровождаться небольшими надписями-пожеланиями: «Попьешь чайку позабудешь тоску» или «На память дарю любя» [7, с. 13], их можно считать «прародителями» современных текстов на одежде.
В начале XX века процесс развития орнамента вышивки олонецкого шитья стал еще активнее. Узоры брали отовсюду, начиная с журналов и заканчивая упаковками от мыла товарищества «Брокар и Ко».
Как говорилось раннее, изменения коснулись не только мотивов, но и технологии. Во второй половине XIX века в традиционных художественных вышивках Олонецкой губернии стал повсеместно использоваться шов «тамбур», который гармонично вписался в традиционную технику. Являясь достаточно универсальным и технологически простым, им выполнялись почти все орнаментальные мотивы: от растительных до архаических (мифологическое представление и жанровые сцены) (рис. 3).
Рисунок 3. Подзор. Конец XIX в. - первая половина XX. Холст льняной кумач. Вышивка тамбурным швом. Великая губа Медвежьегорский район Заонежье
Благодаря появлению фабричного производства, стали применяться цветные фоны и шерстяные нити.
На развитие данной художественной вышивки повлиял и тот факт, что в 1929 году в городе Медвежьегорск появилась артель «Хашезерская вышивка» (сейчас является фабрикой «Карельские узоры» г. Медвежьегорск) [1], в которой пытались восстановить и поддержать традиционную художественную вышивку. К 30-м годам XX века артель имела свои мастерские в десятках деревень, учувствовала в международных выставках, а ее изделия продавались в США, Англию, Францию. Вышивали преимущественно скатерти, салфетки и наволочки в традиционных техниках с применением тамбурного шва: «тамбур по филе», «тамбур», «шов-роспись».
Благодаря расширению ассортимента вышивных изделий, изменениям в колористических и орнаментальных решениях в сочетании с технической уникальностью, олонецкое шитье достигло пика своей популярности, и продолжало развиваться до 1941 года. Во время Великой Отечественной войны артель была разворована и закрыта.
В последующие годы, несмотря на попытку восстановления – открытия фабрики «Карельские узоры», активного развития не происходило. Промысел так и не смог достичь прежней популярности до сих пор. Такое заключение можно сделать исходя из оценки её современного состояния.
На данный момент, основное изготовление и продажа олонецкого шитья производится на фабрике «Карельские узоры». Современный ассортимент предприятия базируется на домашнем текстиле, столовых принадлежностях, сувенирной продукции и сценических костюмах. В интернет-журнале «Республика», где публикуются новости Карелии и Петрозаводска в проекте 100 символов Карелии [8] говорится, что основной контингент покупателей продукции фабрики «Карельские узоры» – это туристы, посещающие Карелию.
Проанализировав изделия, размещенные на официальном сайте фабрики «Карельские узоры» (анализ был проведён на примере фотографий платьев, доступных для покупки. рис. 4,5) можно сделать вывод, что вышивка изделий выполнена профессионально, в соответствии с традициями техники олонецкого шитья, но сами изделия и их «подача» не адаптированы под современного покупателя. Это одна из основных причин, которые влияют на обесценивание художественной вышивки, выполненной мастерами, и тормозят ее популяризацию.
Рисунок 4. Платье, размещенное на официальном сайте фабрики «Карельские узоры» |
Рисунок 5. Сарафан 11-02. Изделие, размещенное на официальном сайте фабрики «Карельские узоры» |
Анализ современного состояния изготовления изделий с олонецкой вышивкой показывает, что для развития этого традиционного художественного промысла нужны не только мастера, обладающие навыками вышивания, но и художники, создающие новые орнаменты, композиции, колористические решения, модельеры, веб-дизайнеры, маркетологи, менеджеры по рекламе и продажам.
Осуществить сказанное выше невозможно без помощи профессионального образования, благодаря которому возможна подготовка художников, модельеров, менеджеров и маркетологов. Единственным учебным заведением высшего образования в России, которое подготавливает бакалавров и магистров в области художественной вышивки (в том числе по олонецкому шитью) является Высшая школа народных искусств (академия), расположенная в Санкт-Петербурге. Это учреждение высшего образования в области традиционного прикладного искусства и народных промыслов, готовит с 2003 года специалистов по традиционной художественной вышивке и тем самым способствует развитию народных промыслов России, в том числе и олонецкого шитья.
Необходимо отметить, что сохранению любого художественного промысла способствует поддержка профессионального образования, так как этот вид образования не только готовит современные кадры, но и за счет научно-образовательной деятельности дает возможность развитию конкретных видов традиционных художественных промыслов. На рис. 6,7 представлены художественные изделия с олонецкой вышивкой, выполненные студентами Высшей школы народных искусств (академии).
|
|
Рисунок 6. Платье. Олонецкое шитье. Из каталога Высшей школы народных искусств. Дипломный проект Сатыбалдиновой Адьи |
Рисунок 7. Проект подола платья. Олонецкое шитье. Фонд работ Высшей школы народных искусств. Сатыбалдинова Адья |
Таким образом, изучено ретроспективно развитие художественной вышивки «олонецкое шитье», осуществлен анализ современного состояния этого вида вышивки и представлены возможности ее развития средствами профессионального образования.
Список литературы:
- Высшее образование в области художественной вышивки: коллективная монография. Часть II. – Санкт-Петербург: ВШНИ, 2020. – 123 с.
- Барадулин В.А., Танкус О.В. Основы художественного ремесла Вышивка. Кружево. Художественное ткачество. Ручное ковроделие. – Москва, 1978. – 240 с.
- Дмитриева С.И. Традиционное искусство русских. Европейского севера: этнографический альбом. – Москва Наука, 2006 – С. 286
- Косменко А. П. Карельское народное искусство. Альбом. – Петрозаводск, Карелия, 1977. – 138с.
- Маслова Г.С., Иванов С.В. Орнамент русской народной вышивки // как историко-этнографический источник. – Москва: Наука, 1978 – 216 с.
- Русское народное искусство Севера: сборник статей. / науч. ред. Богуславская И. Я., Суслов В. А. – Ленинград, 1968. – 191с.
- Трифонова Л. В. Декоративно-прикладное искусство Пудожья и Заонежья. // В собрании музея «Кижи». – Петрозаводск, 2004. – 205с.
- Сетевое издание Информационное агентство «Республика». [Электронный ресурс] // Проект «100 символов Карелии». Статья «Карельская вышивка» – URL: http://rk.karelia.ru/special-projects/100-simvolov-karelii/karelskaya-vyshivka/ (дата обращения: 20.11.2021)
дипломов
Оставить комментарий