Статья опубликована в рамках: LXIII Международной научно-практической конференции «Культурология, филология, искусствоведение: актуальные проблемы современной науки» (Россия, г. Новосибирск, 10 октября 2022 г.)
Наука: Искусствоведение
Секция: Изобразительное и декоративно- прикладное искусство и архитектура
Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции
дипломов
СТИЛИСТИКА МОДЕРНА В ПЕЙЗАЖНОМ ТВОРЧЕСТВЕ Н.М. РОМАДИНА
THE STYLE OF ART NOUVEAU IN THE LANDSCAPE ART OF N.M. ROMADIN
Alexey Popov
Candidate of Science, аrt Critics and Art Historians Association(AIS),
Russia, Moscow
АННОТАЦИЯ
Цель статьи – исследовать связь произведений известного отечественного художника Н.М. Ромадина (1903-1987), продолжавшего в послевоенное время традиции русской реалистической пейзажной школы второй половины XIX – начала XIX века, со стилистикой модерна. При изучении художественного материала были использованы методы формально-стилевого и сравнительного анализа. Установлено, что художник не только создавал пейзажи, выполненные с безукоризненной колористической точностью и с развернутым в глубину пространством, но и эстетизировал природные виды за счет использования отдельных элементов стилистики модерна.
ABSTRACT
The purpose of the article is to investigate the connection of the works of the famous Russian artist N.M. Romadin (1903-1987), who continued the traditions of the Russian realistic landscape school of the second half of the XIX – early XIX century in the postwar period, with the stylistics of modernity. Methods of formal-style and comparative analysis were used in the study of artistic material. It has been established that the artist not only created landscapes executed with impeccable coloristic accuracy and with a space expanded into depth, but also aestheticized natural views through the use of individual elements of the Art Nouveau style.
Ключевые слова: Николай Михайлович Ромадин; пейзажная живопись; модерн; стиль модерн; живопись второй половины XX века.
Keywords: Nikolai Mikhailovich Romadin; landscape painting; Art Nouveau; Art Nouveau style; painting of the second half of the XX century.
Обзор искусствоведческой литературы показал, что творчество одного из самых авторитетных отечественных пейзажистов второй половины XX века, действительного члена Академии художеств СССР, народного художника СССР Николая Михайловича Ромадина (1903-1987) не исследовалось в контексте эстетики и стилистики модерна [3, 4].
Актуальность статьи обоснована важностью решения обозначенной проблемы для современных художников, работающих над обновлением отечественного искусства и стремящихся использовать творческие достижения мастеров Серебряного века в современное время.
Цель исследования – выявить в творчестве послевоенного художника, адепта реалистической пейзажной живописи, черты стиля модерн, характерного для отечественного изобразительного искусства начала XX века.
При изучении пейзажей Н.М. Ромадина были обнаружены следующие формально-стилевые черты стиля модерн – уплощение пространства и превращение плоскости холста в некую декоративную плоскость ( [5, с. 220], [6, с. 247], [7, с. 97]), орнаментальность ([2, с. 13], [5, с. 218, 219], [6, с. 212–226]) и условный цвет, который «вырвался из плена пленэризма» ([5, с. 193], [6, с. 256], [7, с. 98]).
Установлено, что уменьшения пространственной глубины и повышения самостоятельного эстетического звучания картинной плоскости, характерного для стилистики модерна, Н.М. Ромадин добивался за счет фронтального изображения, использования высокого горизонта и при помощи сквозной формы. Так, пейзажам «Старый московский двор (Сиротская зима)» (1944), «Последний луч» (1945), «Черное озеро» (1946), «Молодые березки» (1949), «Вид на зал Рембрандта в Эрмитаже» (1955), «В лесу зимнем. Декабрь» (1956), «Незамерзающая речка» (1969) характерно фронтальное изображение без ракурсов. Работы «Волхов» (1947), «Свежий ветер» (1954), «Вид Флоренции» (1956), «Костер» (1963), «Долина реки Синдеги» (1964) написаны с высокой точки горизонта. Пейзажи «Зимние ветки» (1939), «Осинка» (1940), «Цветущий персик» (1942), «Золотые листья» (1944), «Весенний воздух» (1955), «На берегах Карелии» (1964) построены на основе использования сквозной формы, а орнаментальность характерна для картин «Ветер на Укш-озере» (1952), «Яблонька» (1958), «Берендеев лес» (1978), «Млечный путь» (1965-1969», «Рябина в снегу», «Иней» (обе 1969), «Весенняя чаща» (1972).
Проведенный анализ показал, что цветовой строй отдельных пейзажей Н.М. Ромадина не соответствует цветовой палитре природы. В таких работах, как «Розовый вечер» (1957), «Зимнее утро» (1959), «Осень в имении А.Н. Островского» (1962), «Весенний заморозки», «Зимний пейзаж в Донском», «Первый снег», «Снежный день», «Утро. Этюд» (все 1969), «Долина реки Люботни», «Река Золотня осенью» (обе 1973) автор использовал условный цвет. Описывая подобные картины, В.В. Ванслов писал следующее: «Она подчеркнуто декоративна, в ней большая роль принадлежит красивой игре цветовых сопоставлений. Эмоциональное звучание цвета преобладает над предметным» [1, с. 246]. Действительно, розовые тона, связанные с субъективным началом в живописи, а не с объективной действительностью, придают декоративность изображаемому и служат инструментом для создания так называемого «поэтического» строя произведения [1, с. 190]. При этом цвет в формулировки Д. В. Сарабьянов, «вырывается из плена пленэризма», что является характерной чертой стилистики модерна [5, с. 193].
Достаточно часто для эстетизации изображаемого Н.М. Ромадин использовал одновременно несколько элементов стилистики модерна. Так, пейзаж «Золотые почки» (1955) написан фронтально с высокой точки горизонта и с использованием сквозной формы, пейзажи «Лето» (1957) и «Лесное озеро» (1959) характерны отсутствием ракурсов и орнаментальностью, пейзажи «Лесная речка» (1956) и «Розовая весна» (1967) написаны с использованием сквозной формы, но первая работа характерна фронтальным изображением, а вторая условным цветом, работы «Река Царевна» (1954) и «Ольха» (1959) написаны с высокой точки горизонта, но при этом первая отличается орнаментальностью, а вторая применением сквозной формы.
Подводя итоги проведенного исследования, можно утверждать, что известный советский живописец Н.М. Ромадин не только продолжал традиции русского реалистического пейзажа второй половины XIX века – начала XIX века, но и параллельно, в соответствии с эстетикой мастеров «Мира искусства», усиливал внешнюю формальную красоту реально существующих природных видов. Для эстетизации Н.М. Ромадин использовал отдельные элементы стилистики модерна: уплощение картинного пространства за счет фронтального изображения, использования высокого горизонта и сквозной формы, орнаментальность и условный цвет. Таким образом, можно утверждать, что в творчестве Н.М. Ромадина наблюдается коммеморация по поводу эстетики и стилистики модерна, характерного для отечественного изобразительного искусства Серебряного века.
Список литературы:
- Ванслов В.В. О станковом искусстве и его судьбах. М.: Изобразительное искусство, 1972. − 296 с.
- Гусарова А.П. Мир искусства. − Л.: Художник РСФСР, 1972. − 102 с.
- Николай Ромадин // Государственный Русский музей. Альманах. − Вып. 456. − СПб: Palace editions, 2015. − 120 с.
- Рожнова О. В. Николай Михайлович Ромадин. − Л.: Художник РСФСР, 1984. − 200 с.
- Сарабьянов Д. В. Русский вариант стиля модерн в живописи конца XIX – начала XX века // Сарабьянов Д.В. Русская живопись XIX века среди европейских школ. М.: Советский художник, 1980. – С. 182–221.
- Сарабьянов Д. В. Стиль модерн. − М.: Искусство, 1989. − 295 с.
- Федоров–Давыдов А. А. Русское искусство промышленного капитализма. − М.: Г.А.Х.Н., 1929. − 247 с.
дипломов
Оставить комментарий