Статья опубликована в рамках: LXXXVI-LXXXVII Международной научно-практической конференции «Культурология, филология, искусствоведение: актуальные проблемы современной науки» (Россия, г. Новосибирск, 09 октября 2024 г.)
Наука: Искусствоведение
Секция: Изобразительное и декоративно- прикладное искусство и архитектура
Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции
дипломов
ЛЕВИТАН И СТЕПАНОВ – ДРУЗЬЯ, ХУДОЖНИКИ И ОХОТНИКИ
LEVITAN AND STEPANOV - FRIENDS, ARTISTS AND HUNTERS
Oksana Churyukanova
Candidate of Historical Sciences, Leading researcher Plyos Museum-Reserve.
Russia, Plyos
АННОТАЦИЯ
В данной статье автор анализирует дружеские и профессиональные связи между художниками Левитаном и Степановым, которых объединяло увлечение охотой. Любовь к охоте, охотничьим собакам оказала огромное влияние на творчество обоих художников. Благодаря охоте, Левитан получил большое количество связей в разнообразных кругах общества.
ABSTRACT
In this article, the author analyzes the friendly and professional ties between the artists Levitan and Stepanov, who were united by a passion for hunting. The love of hunting, hunting dogs had a great influence on the work of both artists. Thanks to hunting Levitan received a large number of connections in various circles of society.
Ключевые слова: живопись; Московское училище живописи; охота; И.И. Левитан; А.С. Степанов; легавые собаки.
Keywords: painting; Moscow School of Painting; hunting; I.I. Levitan; A.S. Stepanov; dogs.
Художник-пейзажист И.И. Левитан был большим знатоком охоты, он не только писал картины в популярном тогда охотничьем жанре, но и сам принимал активное участие в различных видах охоты. Еще будучи студентом Московского училища живописи, он влился в круг москвичей-любителей охоты, но быть принятым в Московское общество охоты имени императора Александра II Левитан не мог по причине своего невысокого происхождения. Однако, близкий друг Левитана – художник-анималист А.С. Степанов часто выполнял заказы для Общества и был тесно связан с журналом «Природа и охота», в частности с редактором, большим кинологом Л.П. Сабанеевым. Левитан познакомился с охотой, скорее всего благодаря преподавателям – Прянишникову, Перову, Маковскому и училищному сторожу (фамилию которого пока мы не установили), державших охотничьих собак. Причем, у В.Е. Маковского на картине «В избушке лесника» (1886-1887 гг. Серпуховский историко-художественный музей) изображена собака той же породы, что и Веста Левитана – французский бракк. Но стоит изучить и другое окружение Левитана в Училище – его друзей студентов. Среди них также было немало знатоков охоты.
Рисунок 1. А.С. Степанов (1858-1923)
И одно из первых мест принадлежит Алексею Степановичу Степанову, которого критик «Русских ведомостей» охарактеризовал, как «пожалуй, единственного в России истинного знатока всякого зверя, давно снискавшего любовь всех любителей охоты и жизни зверей» [1, с. 54]. Дружба Левитана и Степанова сохранялась долгие годы, они вместе путешествовали в Саввину слободу, трижды были вместе в Плёсе. А.С. Степанов является автором нескольких портретов И.И. Левитана.
С 1880 по 1883 год Алексей Степанов был вольнослушателем, а c 1883 года по 1884 год – студентом Московского Училища живописи, ваяния и зодчества по классу И. М. Прянишникова. «И.М. Прянишников, очень любивший А.С. Степанова, не раз брал его с собой на охоту», - замечает В. Карасёва, сотрудник Тверской областной картинной галереи [2, с. 29].
Бесподобный анималист¸ знаток природы, в 1889 году Степанов по настоянию В. А. Серова, был приглашен в МУЖВИЗ преподавателем класса анималистической живописи. По воспоминаниям В.Н. Бакшеева, В.А. Серов, уже два года преподававший в Училище, настаивал на Ученом совете на приглашении Степанова: «Лошадки, собачки – это уже надо Степанову отдать, это уж его дело, это уж он лучше всех умеет» [3, с. 52].
В своих воспоминаниях М.В. Нестеров рассказывает, что Левитан и Степанов, «лучший после Серова анималист» жили (с 1885 г.) в «меблирашках», в номерах «Англии» на Тверской, где, конечно, часто виделись и даже сотрудничали [4, с. 124]. Так, А.С. Степанов написал волка в картине Левитана «Зимой в лесу» (1885, ГТГ).
Рисунок 2. И.И. Левитан. Зимой в лесу. 1885, ГТГ
Картина эта, по мнению И. Грабаря, была написана на продажу, писалась с фотографии. «В ней есть некоторые достоинства: красив четкий узор стволов и сучьев на фоне серого неба, самые стволы и глубина леса написаны в известной мере тонально. Но в целом пейзаж маловыразителен и как-то шаблонен», - пишет А.А. Федоров-Давыдов [5, с. 57]. В это время Левитан, как известно, сильно нуждался, и естественно, что для продажи он пишет именно охотничью сцену, такие картины были популярны.
С 1883 по 1898 годы А.С. Степанов рисовал иллюстрации для журнала «Природа и охота», которым руководил Л.П. Сабанеев - любитель охотничьих собак, кинолог, устроитель первых выставок охотничьих собак и создатель многих клубов и обществ, корифей охотничьего дела в России. В «Природе о охоте» было опубликовано приблизительно 100 рисунков А.С. Степанова [6, с. 115-116]. Возможно, в этот журнал своего студента устроил И.М. Прянишников, давая ему возможность заработать. Сам же Прянишников, будучи охотником, также сотрудничал с «Природой и охотой», предоставлял право репродуцировать свои картины. На заказ, правда, здесь он не работал.
К рисункам в этом журнале, создаваемом для профессионалов и любителей охотников и просто любящих природу, предъявлялись высокие требования: абсолютной точности в передаче повадок зверей, птиц, в изображении того или иного места, где водится дичь и т.п. Т.е. работа в этом журнале для Степанова стала подлинно школой анималистики и охотничьего жанра. Если проанализировать работы Степанова, сделанные для «Природы и охоты», можно сделать вывод о том, что художник досконально изучил все виды и способы охот на волков, медведей, на лосей, тетеревов, лис, зайцев, глухарей, вальдшнепов. Охотничий журнал дал возможность Степанову изучать животный мир не в классе, а в живой среде московских охотников.
Каких только охотничьих собак не писал «Степочка»! И своры борзых, вислоухих гончих, и выгнутых дугой с хищным «щипцом» борзых, и конечно, легавых собак – пойнтеров, сеттеров, всех, кого художник изучил до тонкости, так, что ему было доверено профессионалами писать портреты особо именитых собак и лошадей.
В этот период в Москве существовало Московское общество охоты имени императора Александра II, которое ежегодно выпускало Отчеты, в том числе выставок собак и лошадей, проводившихся в Москве. Иллюстрации к ним также часто рисовал А.С. Степанов. Так в 1883 г. работами А.С. Степанова был украшен Отчёт IX выставки собак и охотничьих лошадей Императорского Общества размножения охотничьих и промысловых животных и правильной охоты (6 - 10 января 1883 г.). Художник выполнил для него портреты выдающихся собак-медалистов.
Рисунок 3. Рисунок А.С. Степанова. Отчёт IX выставки собак и охотничьих лошадей Императорского Общества размножения охотничьих и промысловых животных и правильной охоты (6 - 10 января 1883 г.)
В 1890 г. издательством Аванцо был выпущен «Альбом премированных подружейных собак. Посвящается московскому Обществу Охоты», иллюстрации к которому тоже делал А.С. Степанов.
Рисунок 4. Альбом премированных подружейных собак. Посвящается московскому Обществу Охоты. Москва-Санкт-Петербург, изд-во И.О. Аванцо. 1890 г.
О. Лаврова пишет о друзьях Степанове и Левитане: «Оба они поселились в дешевых номерах на Тверской, носивших громкое название «Англия». Жили крайне скромно, нуждались материально, но пребывали всегда в творческом кипении. Вместе ездили они на этюды, работали над общей натурой, по праздникам ходили в музеи, «натощак начинали день, мечтали о нежно любимой природе». Оба были охотниками и страстными путешественниками» [7, с. 20-21].
К сожалению, не удалось пока установить, какую собаку держал сам Степанов и не была ли Веста потомком его собаки. Но то, что Степанов мог помочь мечтающему о собаке Левитану приобрести ее (скорее всего не за оплату деньгами) по своим связям в среде охотников, в этом нет сомнений.
Известна также дружба А.С. Степанова с мужем ученицы Левитана С.П. Кувшинниковой Дмитрием Павловичем, которого еще в 1871 г. изобразил В. Перов в образе рассказчика в знаменитой картине «Охотники на привале». Сам «Степочка» нарисовал Д.П. Кувшинникова с собакой.
Рисунок 5. А.С. Степанов. Д.П. Кувшинников с собакой. Федеральное государственное бюджетное учреждение культуры "Государственный музей истории российской литературы имени В.И. Даля"
Рисунок 6. Д.П. Кувшинников. Фотография
По анализу художественного материала и фотографии, сделанного Т.В. Чижовой: у Д.П. Кувшинникова был сеттер, а значит – Кувшинников, как и Левитан, был легашатник. Это подтверждает Анна Николаевна Володичева, дочь Н. М. Нагорнова (молодого охотника из картины Перова): «Кувшинников Д. П. был одним из ближайших друзей моего отца. Они часто ездили на охоту по птице. У отца была собака, и поэтому собирались у нас: Дмитрий Павлович, Николай Михайлович и доктор Бессонов В. В.» [8].
Очень часто о Степанове-охотнике говорит в своих воспоминаниях В.Н. Бакшеев: «Вспоминается мне чудесный вечер, тихий, теплый. С художником Алексеем Степановичем Степановым, страстным охотником, шли мы на тягу. Надо было заранее выбрать местечко поудобнее, и я поторапливал Степанова… Очень верно сказал о нем Нестеров: «Он любил наш родной пейзаж, деревенский быт, охотничий люд», «Часто днем я со Степановым уходил на охоту, когда осенью шел пролет вальдшнепов» [9].
А.С. Степанов в 1883 г. иллюстрировал каталог Выставки собак, открытой в Московском манеже на Моховой: «С внешней стороны обстановка выставки нынешнего года была гораздо привлекательнее выставок прошлых годов; видна была заботливая, умелая рука в постановке по отделам помещений для собак; недурно были задрапированы стены и куртины зеленью хвойным деревьев; всею внешнею декоративною стороною выставки заведывал член Общества, известный архитектор М. Н. Чичагов» [10, с. 22].
Рисунок 7. Журнал «Природа и охота», февраль 1882 г., с. 82
Итак, прослеживается очень яркая связь: В.Е. Маковский - Прянишников – Левитан – Степанов – Сабанеев («Природа и охота») – Императорское Московское Общество охоты – М.Н. Чичагов – И.О. Аванцо. Пока остается открытым вопрос, откуда и как появилась у Левитана собака редкой породы и очень дорогого склада – Веста. Все эти вопросы требуют дальнейшего рассмотрения.
Список литературы:
- Лаврова О.И. Степанов. – М., 1973. – С. 54.
- Карасёва В. Охота русских художников // Вестник Тверской областной картинной галереи- –Тверь, 2010 г., №7-9, июль-сентябрь. – С. 29.
- Лаврова О.И. Степанов. –М., 1973. – С. 52.
- Федоров-Давыдов А.А. Левитан. Жизнь и творчество. –М., 1956. – С. 124.
- Федоров-Давыдов А.А. Левитан. Жизнь и творчество. –М., 1966. -С. 57.
- Лаврова О.И. Алексей Степанович Степанов. –М., 1973. – 115-116 с.
- Лаврова О.И. Алексей Степанович Степанов. –М, 1973. –С. 20-21.
- Картины с историей. Кем были прототипы героев картины «Охотники на привале» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://dzen.ru/a/XNkw-grifQCzXvSc?share_to=vk&utm_referer=away.vk.com (дата обращения: 03.04.24).
- Бакшеев В.Н. Воспоминания [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://imwerden.de/pdf/baksheev_vospominaniya_1961__ocr.pdf (дата обращения: 03.04.24).
- Курский охотник. Беглые заметки по поводу IX очередной выставки Императорского Московского Общества охоты // Природа и охота. – 1883. – Август. – С. 22.
дипломов
Оставить комментарий