Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: LXXXVIII Международной научно-практической конференции «Культурология, филология, искусствоведение: актуальные проблемы современной науки» (Россия, г. Новосибирск, 11 ноября 2024 г.)

Наука: Искусствоведение

Секция: Изобразительное и декоративно- прикладное искусство и архитектура

Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции

Библиографическое описание:
Савинов А.М., Воробьёва А.О. ЭТАПЫ РАБОТЫ НАД ПОРТРЕТОМ В ТЕХНИКЕ ЛИНОГРАВЮРЫ (НА ПРИМЕРЕ СТУДЕНЧЕСКОЙ РАБОТЫ «ПОРТРЕТ ПИСАТЕЛЯ ШОЛОМ-АЛЕЙХЕМА») // Культурология, филология, искусствоведение: актуальные проблемы современной науки: сб. ст. по матер. LXXXVIII междунар. науч.-практ. конф. № 11(74). – Новосибирск: СибАК, 2024. – С. 5-10.
Проголосовать за статью
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

ЭТАПЫ РАБОТЫ НАД ПОРТРЕТОМ В ТЕХНИКЕ ЛИНОГРАВЮРЫ (НА ПРИМЕРЕ СТУДЕНЧЕСКОЙ РАБОТЫ «ПОРТРЕТ ПИСАТЕЛЯ ШОЛОМ-АЛЕЙХЕМА»)

Савинов Андрей Михайлович

доцент, д-р пед. наук, профессор кафедры рисунка и живописи ФГАОУ ВО Государственный университет просвещения,

РФ, г. Москва

Воробьёва Анастасия Олеговна

студент, ФГАОУ ВО Государственный университет просвещения,

РФ, г. Москва

АННОТАЦИЯ

В статье рассматриваются этапы создания портрета в технике линогравюры. Описываются особенности этапов работы, действия и технические приемы, которые помогут повысить качество выполнения линогравюры. Приводятся наглядные примеры выполнения работы, которые могут помочь начинающим осваивать технику линогравюры в жанре портрета.

ABSTRACT

The article discusses the stages of creating a portrait in the technique of linocut. The features of the stages of work, actions and techniques that will help improve the quality of linocut are described. Illustrative examples of the work that can help beginners to master the technique of linocut in the genre of portrait are given.

 

Ключевые слова: изобразительное искусство, портрет в линогравюре, этапы работы над портретом, технические особенности выполнения линогравюры.

Keywords: fine art, portrait in linocut, stages of work on the portrait, technical features of linocut.

 

Первое упоминание о гравюре встречается в VI веке нашей эры в истории изобразительного искусства Китая, где гравюра имела прикладное значение и существовала в виде клейм, печатей и трафаретов для тканей. Обычно для гравюры использовали дерево, но со временем стали использовать и такие материалы как металл и камень. В России первые гравюры появились в XVI веке. Их использовали в типографии для размножения важных книг, а также для создания иллюстраций [3].

В наше время линогравюра остается достаточно востребованным видом искусства. Можно обнаружить как молодых художников, которые открывают для себя линогравюру, так и тех, кто уже давно занимаются этой техникой. В целом, линогравюра продолжает быть популярной техникой, которая может быть использована для создания различных типов работ, от реалистичных до абстрактных, а также для создания отдельных картин и серийных работ.

Линогравюра является техникой, требующей значительных навыков и сноровки. Создание качественной линогравюры требует от художника знания и практики. Для создания гравюры нужно соблюдать определенные этапы выполнения работы. Рассмотрим их подробнее на примере создания портрета.

1 этап. Выбор темы и выполнение эскиза. Прежде всего, необходимо выбрать тему и разработать эскиз композиции портрета. В качестве темы для работы был выбран портрет еврейского писателя Шалом-Алейхема. Многие для создания эскиза используют традиционный метод, т. е. рисование красками на бумаге. Но в данном случае была использована программа Adobe Photoshop и выполнен эскиз в стиле «диджитал арт» (компьютерное искусство от англ. digital art). Это позволяет быстрее вносить правки в эскиз, что значительно сокращает время работы. Изображение выполняется белой линией по черному фону. Но можно работать и на бумаге, в этом случае лучше брать черный лист и на нем рисовать белой краской. В процессе разработки эскиза было создано несколько вариантов, из которых был выбран тот, который наиболее полно отвечал представлениям об образе писателя (см. Рис. 1-4). В процессе работы стало понятно, что нейтральный фон лучше заменить на окружение, которое будет дополнять тему портрета (см. Рис. 4).

 

Рисунок 1. Эскиз портрета с динамично выраженным фоном

Рисунок 2. Эскиз портрета с нейтральным фоном

 

Рисунок 3. Эскиз портрета с фоном выполненном штриховкой в косую клетку

Рисунок  4. Эскиз портрета на фоне которого изображен семирожковый светильник (менора)

 

2 этап. Подготовка линолеума и перевод изображения для гравирования. После выполнения готового эскиза и необходимо распечатать его, отразив зеркально по горизонтали. Это делается для того, чтобы при печати гравюры на бумаге оттиск получился в том положении как задумывался на эскизе, то есть гравировать на линолеуме надо зеркальное изображение, чтобы реальное изображение, которое будет на печати получилось правильным. На этом этапе следует подготовить линолеум, для этого понадобиться наждачная бумага. Ею нужно зачистить одну сторону линолеума. Чем ровнее и однороднее будет поверхность, тем лучше будет качество оттиска при печати [2].

Для переноса рисунка на линолеум используется копировальная бумага. На стол кладётся линолеум отшлифованной стороной к верху, затем прикладывается копировальная бумага. Последним шагом кладем эскиз и закрепляем все молярным скотчем, чтобы слои бумаги и линолеума не сдвинулись в процессе переноса эскиза. В работе используется только 2 цвета: чёрная краска и белая бумага. Эскиз переносится на линолеум, и граница между чёрным и белым цветом тщательно обводится. В результате получаем готовый линолеум с перенесённым на него эскизом.

3 этап. Далее следует самый важный этап работы – резьба. От качества созданного рельефа напрямую зависит то, как будет выглядеть итоговая печать на бумаге. Этот процесс требует предельной внимательности и аккуратности, так как малейшая ошибка может привести к тому, что весь этап придется начинать сначала. Прежде чем приступить к резьбе, рекомендуется выполнить несколько упражнений на отдельном отрезке линолеума, чтобы отработать глубину и форму штрихов. Кроме того, необходимо знать и соблюдать правила безопасности при работе со штихелями. Нельзя держать левую руку перед резаком, так как это может привести к травме [1]. Пример линолеума с вырезанным изображением и покрытым сверху черной краской представлен на Рисунке 5.

 

Рисунок 5. Гравированное изображение портрета на доске линолеума

 

4 этап. Печать изображения. Для этого, чтобы напечатать гравюру необходимо взять небольшое количество типографской краски, выложить на специальную поверхность (стекло, оргстекло, пластиковая доска для лепки). Затем надо раскатать краску так, чтобы она равномерно распределилась по валику и далее нанести ее на поверхность линолеума.

В нашем случае, чтобы сделать оттиск портрета был взят чистый лист бумаги, на него был расположен покрытый краской линолеум так, чтобы вверху листа пространство было меньше, чем внизу, а по бокам оставалось расстояние необходимое поле для получения белых полей (паспарту). И уже поверх линолеума размещен лист, на котором получился оттиск. Печатать можно на станке или вручную используя инструменты для давления. При печати можно сделать сразу несколько оттисков. При ограниченном тираже работ в стиле линогравюры каждый оттиск принято подписывать, указав имя художника, название работы, размер работы, порядковый номер и общее количество экземпляров.

Оттиск считается хорошим, если красочный слой ровный без просветов и хорошо пропечатались все детали. Бумага должна быть чистая, не запачканная отпечатками рук. Только такая работа считается удачной.

 

Рисунок 6. Напечатанная работа портрета писателя Шолом-Алейхема

Из вышесказанного можно сделать вывод, что для создания линогравюры на хорошем уровне нужно пройти через ряд этапов работы, и каждый из них должен быть выполнен с особой тщательностью и точностью. Здесь, как и в любой работе нужны навыки и время, для овладения этой техникой. И если человек действительно решил создавать картины в такой стилистике ему придется освоить все необходимые навыки. Со временем в такой работе он будет чувствовать себя уверенно и не будет испытывать трудностей.

 

Список литературы:

  1. Варданян, М. В. Поэтапное выполнение цветной линогравюры учащимися художественных школ в системе дополнительного художественного образования / М. В. Варданян. —  материалы VIII Международная научная конференция. — Москва: Буки-Веди, 2017. — С. 105–109. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/272/13079/
  2. Грудцына Е. С. Об этапах выполнения линогравюры // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2016. – Т. 18. – С. 65–67. – URL: http://e-koncept.ru/2016/56200.htm.
  3. Либрович, С. Ф. История книги в России. Со снимками с древних рукописей, образцами первопечатных книг и позднейших редких изданий, портретами, копиями картин, гравюр и прочее : Монография / С. Ф. Либрович. – Москва : ГПИБР, 2004. – 240 с. – ISBN 5-85209-153-7. – EDN QXSLLB.
Проголосовать за статью
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

Оставить комментарий