Статья опубликована в рамках: XCI Международной научно-практической конференции «Культурология, филология, искусствоведение: актуальные проблемы современной науки» (Россия, г. Новосибирск, 10 февраля 2025 г.)
Наука: Искусствоведение
Секция: Изобразительное и декоративно- прикладное искусство и архитектура
Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции
дипломов
ВИЗУАЛЬНЫЙ КОМПОНЕНТ В ХУДОЖЕСТВЕННОМ ОФОРМЛЕНИИ ФЕСТИВАЛЯ НАЦИОНАЛЬНЫХ КУЛЬТУР В ГРОДНО (1996-2024 ГГ.)
VISUAL COMPONENT IN THE ARTISTIC DESIGN OF THE FESTIVAL OF NATIONAL CULTURES IN GRODNO (1996-2024)
Guo Shijie
Graduate student of the Department of Theory and History of Art, Educational Institution «Belarusian State University of Culture and Arts»,
Belarus, Minsk
АННОТАЦИЯ
Статья посвящена изучению специфики визуального компонента в организации художественного пространства Республиканского фестиваля национальных культур, проводимого в Республике Беларусь в городе Гродно в период с 1996 по 2024 г. Цель исследования – выявить особенности внешних атрибутов гродненского фестиваля (костюмов, логотипа, сценографии и др.). На основании проведенного исследования автор приходит к выводу о том, что визуальный компонент фестиваля культур в Гродно призван подчеркнуть основные идеи мероприятия, к которым относятся утверждение художественной ценности культуры каждой нации и воспитание уважительного отношения к представителям иного этноса.
ABSTRACT
The article is devoted to the study of the specifics of the visual component in the organization of the artistic space of the Republican Festival of National Cultures, held in the Republic of Belarus in the city of Grodno in the period from 1996 to 2024. The aim of the study is to identify the features of the external attributes of the Grodno festival (costumes, logo, scenography, etc.). The author concludes that the visual component of the Festival of Cultures in Grodno is designed to emphasize the main ideas of the event, which include the affirmation of the artistic value of each nation's culture and the fostering of respectful attitudes towards representatives of other ethnic groups.
Ключевые слова: фестиваль национальных культур; художественное пространство фестиваля; фестиваль культур в Гродно.
Keywords: festival of national cultures; artistic space of the festival; festival of cultures in Grodno.
Разнообразные фестивальные движения занимают важное место в культурной жизни современной Беларуси. Одним из самых крупных и известных белорусских фестивалей мультикультурной направленности является Республиканский фестиваль национальных культур, с 1996 г. проводимый в г. Гродно один раз в два года. Организация этого масштабного фестиваля, собирающего представителей многочисленных народов, проживающих на территории Беларуси, направлена на решение важных социокультурных задач, к которым относятся «гармонизация межнациональных отношений средствами культуры; создание благоприятных условий для коллективной и индивидуальной культурной деятельности людей разных национальностей; пропаганда и популяризация лучших образцов поэтичного, музыкального, танцевального, изобразительного, декоративно-прикладного искусства национальных меньшинств Беларуси» [2]. В первом гродненском фестивале культур приняли участие представители одиннадцати национальных культурно-просветительских объединений, относящихся к традиционному наследию азербайджанского, армянского, еврейского, корейского, литовского, молдавского, немецкого, польского, русского, татарского и украинского народов. С каждым годом количество представленных на фестивале национальностей увеличивалось, а в 2024 г. их число достигло тридцати шести. Среди народов-участников фестиваля были аргентинцы, башкиры, буряты, грузины, египтяне, индийцы, китайцы, мордвины, туркмены, чуваши, цыгане, эстонцы и другие [4].
Республиканский фестиваль национальных культур в Гродно отличается большим количеством участников, а также разнообразием концертных программ и праздничных мероприятий – массовых шествий, музыкальных концертов, мастер-классов по танцам и традиционным ремеслам, ярмарок изделий народных мастеров и многое другое.
Рассмотрев программы четырнадцати фестивалей культур, прошедших в Гродно в период с 1996 по 2024 г., мы выявили ряд устойчивых визуальных компонентов, способствующих формированию уникального облика этого празднества.
К первому типу визуальных компонентов гродненского фестиваля мы относим артефакты традиционной национальной культуры – народные костюмы и произведения декоративно-прикладного искусства народных мастеров. Яркие и разнообразные по своему покрою, национальные костюмы разных этносов демонстрируются во время массового шествия, которым традиционно открывается гродненский фестиваль. Самобытные костюмы разных этносов поражают своим многообразием и красочностью, а также формируют представление о близости разнонациональных культур, не утративших связь со своими древними корнями. В 2008 г. в качестве уникального визуального компонента фестиваля культур в Гродно выступил показ традиционных свадебных костюмов разных народов, позволивший более глубоко познакомиться с традициями этносов.
Артефакты традиционной национальной культуры во время проведения фестиваля в Гродно демонстрируются на специальных небольших площадках – подворьях, расположенных на центральных улицах города. На таких подворьях представители разных этносов знакомят гостей фестиваля не только со своими национальными костюмами, но и с традиционными обрядами, национальной кухней, традиционными видами жилища, песнями и танцами [1, с. 116]. Особым разнообразием отличался визуальный ряд, представленный на подворьях во время фестиваля в 2014 г. Среди экспонатов на подворьях в этот год были представлены двадцатикилограммовый торт с изображенной на нем картой Грузии, столетний молдавский ковер ручной работы, старинные свитки еврейской Торы, огромный китайский дракон золотого цвета и многое другое.
Второй тип визуальных компонентов фестиваля культур в Гродно мы характеризуем как архитектурно-планировочный или архитектурный. К этому типу мы относим монументальные визуальные объекты, устраиваемые или устанавливаемые в городе по случаю проведения фестиваля культур и не демонтируемые по окончании фестиваля. К числу таких компонентов относится сквер «Дружба», открытый в 2000 г. Представителями разных национальностей, участвовавших в фестивале, в сквере были посажены молодые деревья – символизирующие память об их исторической родине. Сквер и деревья круглогодично напоминают жителям Гродно о том, что белорусская земля становится благодатной почвой для мирной и процветающей жизни представителей различных народов. Другим архитектурным объектом, созданным к фестивалю культур, стал фонтан дружбы народов Беларуси, установленный в 2010 г. на набережной реки Неман в центральной части Гродно.
К третьему типу визуальных компонентов фестиваля культур в Гродно относятся современные авторские арт-объекты, создание которых было непосредственно приурочено к фестивалю. В 2012 г. таким авторским арт-объектом стал так называемый «Покров мира» – огромное полотно, сотканное из лоскутов, присланных из разных стран мира. В качестве рисунка, изображенного на полотне, выступил логотип фестиваля – цветик-семицветик, каждый лепесток которого характеризуется орнаментами разных цветов (художник-дизайнер Ю. Кубарев), что символизирует дружбу разных народов [3, с. 71]. Поднятие «Покрова мира» на центральной площади Гродно стало кульминацией фестиваля в 2012 г., художественным олицетворением единства народов, населяющих Беларусь.
В 2018 г. на фестивале был представлен уникальный арт-объект: механическая диорама с кукольным представлением, где куклы в костюмах двенадцати различных национальностей танцуют в общем хороводе. Так же, как и «Покров мира», эта диорама олицетворила собой дружественные отношения между народами, живущими в Республике Беларусь.
Таким образом, визуальный компонент художественного оформления фестиваля национальных культур в Гродно следует рассматривать как многоуровневое и неоднородное явление. Специфика этого компонента раскрывается в комплексном воздействии на зрителя через произведения традиционного народного декоративно-прикладного искусства и национальные костюмы, через монументальные архитектурные или архитектурно-планировочные объекты (сквер «Дружба», фонтан дружбы народов), через современные авторские арт-объекты или инсталляции («Покров мира», диорама с танцующими куклами). В условиях уличного проведения фестиваля, перечисленные визуальные компоненты приобретают интерактивный характер, способствуя более глубокому и всестороннему погружению в богатейший мир национальных культур мира.
Список литературы:
- Васюк Г. В. Сохранение и развитие этнокультурного наследия Гродненского региона Республики Беларусь (на примере праздников и фестивалей) // Роль культурного наследия в современных этнополитических, этнообразовательных, этноконфессиональных процессах: сб. ст. Всеросс. науч.-практ. интернет-конф. с международным участием, Саранск, 25–30 ноября 2020 года. – Саранск: Мордовский государственный педагогический университет имени М.Е. Евсевьева. – 2021. – С. 115–120.
- Решение исполнительного комитета Гродненского городского Совета депутатов от 26.09.1996 г. № 473 «Аб правядзенні I Рэспубліканскага фестывалю нацыянальных культур» // Государственный архив Гродненской области. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: URL: https:// gagr.by/gmedia-gallery/к-75-летию-гродненской-области/ (дата обращения: 05.02.2025.
- Стурейко Н. А. Сущность и социально-культурное значение фестиваля (на материалах Республиканского фестиваля национальных культур в г. Гродно) // Веснік Гродзенскага дзяржаўнага ўніверсітэта імя Янкі Купалы. – 2021. – Т. 13. – №3. – С. 65–76.
- XIV Республиканский фестиваль национальных культур [Электронный ресурс]. – Режим доступа: URL: https://grodno-region.gov.by/ru/festival-14-ru (дата обращения: 01.02.2025)
дипломов
Оставить комментарий