Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: XCI Международной научно-практической конференции «Культурология, филология, искусствоведение: актуальные проблемы современной науки» (Россия, г. Новосибирск, 10 февраля 2025 г.)

Наука: Искусствоведение

Секция: Кино-, теле- и другие экранные искусства

Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции

Библиографическое описание:
Янь Х. «НОВОГОДНИЕ КОМЕДИИ» РЕЖИССЕРА ФЭН СЯОГАНА КАК ФЕНОМЕН СОВРЕМЕННОГО КИТАЙСКОГО КИНО // Культурология, филология, искусствоведение: актуальные проблемы современной науки: сб. ст. по матер. XCI междунар. науч.-практ. конф. № 2(77). – Новосибирск: СибАК, 2025. – С. 22-28.
Проголосовать за статью
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

«НОВОГОДНИЕ КОМЕДИИ» РЕЖИССЕРА ФЭН СЯОГАНА КАК ФЕНОМЕН СОВРЕМЕННОГО КИТАЙСКОГО КИНО

Янь Хаотянь

аспирант кафедры кино и телевидения учреждения образования «Белорусская государственная академия искусств»

Республика Беларусь, г. Минск

"NEW YEAR COMEDIES" BY DIRECTOR FENG XIAOGANG AS A PHENOMENON OF CONTEMPORARY CHINESE CINEMA

 

Yan Haotian

Postgraduate student, department of Cinema and Television Educational Institution “Belarusian State Academy of Arts”

Belarus, Minsk

 

АННОТАЦИЯ

В статье рассматриваются «новогодние комедии» китайского режиссёра Фэн Сяогана как важный феномен современного китайского кинематографа. Анализируется их эволюция, тематическое содержание и характерные черты, а также их восприятие массовой аудиторией. Особое внимание уделяется персонажам данных фильмов, отражающим социальные и культурные изменения в китайском обществе. Исследуется уникальный стиль Фэн Сяогана, сочетающий юмор, сатиру и элементы социальной критики, а также его вклад в формирование жанрово-стилевого канона «новогодней комедии» и развитие жанра комедии в китайском кино в целом.

ABSTRACT

The article examines the "New Year comedies" of Chinese director Feng Xiaogang as an important phenomenon of contemporary Chinese cinema. Their evolution, thematic content and characteristic features, as well as their perception by the mass audience are analyzed. Particular attention is paid to the characters of his films, reflecting social and cultural changes in Chinese society. The unique style of Feng Xiaogang, combining humor, satire and elements of social criticism, as well as his contribution to the formation of the genre-stylistic canon of the "New Year comedy" and the development of the comedy genre in Chinese cinema in general are examined.

 

Ключевые слова: китайское кино, жанр кино, «новогодняя комедия», Фэн Сяоган, массовая культура.

Keywords: Chinese cinema, film genre, "New Year comedy", Feng Xiaogang, popular culture.

 

Так называемые «новогодние фильмы» создаются в Китае с 1990-х годов, и представляют собой определенный феномен массовой культуры. К таким фильмам относятся картины, выход которых приурочен к праздничному новогоднему периоду в жизни китайского общества. Впервые такая идея возникла в США. Рождество – один из главных праздников в США, и Голливуд, чтобы увеличить прибыль от проката, использует период Рождества как возможность для создания праздничных фильмов. В свою очередь Гонконг, как более открытый регион Китая, находясь под сильным влиянием западных тенденций, также запустил свои «новогодние фильмы», выход в прокат которых происходил в промежуток между западным и китайским Новым годом. Наиболее известным из подобных фильмов стал «Счастье в доме» (реж. Гао Чжисен, 1992) [1, c. 10]. Гонконгские «новогодние фильмы», основными особенностями которых были развлекательность и простота, привлекли внимание киноиндустрии материкового Китая, которая также осознала огромный потенциал этого направления в кинопроизводстве, и таким образом концепция «новогодних фильмов» стала популярной на материке. Начиная с 1990-х годов, китайская «новогодняя комедия», как характерный жанр на китайском кинорынке, постепенно стала важной частью кинопроката в праздничный период.  Такие комедии не только являются востребованным видом развлечения для зрителей в праздничные дни, но и отражают социальные изменения и культурные особенности различных периодов развития Китая.

В 1993 году китайская киноиндустрия была реформирована. «В 1996–1997 годах Джеки Чан воспользовался ситуацией и запустил на материке целую серию «новогодних фильмов», включая «Первый удар» (реж. Тан Цзили, 1996) и «Мистер Крутой» (реж. Хонг Цзиньбао, 1997), которые открыли материковый рынок для китайских «новогодних фильмов» и изменили представление о праздничном времени как «сером периоде»» [2, c. 87]. В 1990-х годах, когда китайское общество перешло от плановой экономики к рыночной, образ жизни и ценности людей заметно изменились, и в 1997 году режиссер Фэн Сяоган воспользовался возможностью и запустил первый «новогодний фильм» материкового Китая «Фабрика грёз» (реж. Фэн Сяоган, 1997), который собрал в прокате 30 миллионов юаней, положив начало буму «новогодних фильмов» в материковом Китае. На начальном этапе Фэн Сяоган в своей трилогии «новогодних фильмов» создал уникальный комический стиль, его работы стали почти синонимом «новогодних фильмов» и открыли путь для подобных работ других режиссеров. «Фабрика грёз» – история об исполнении желаний обычных людей, фильм затронул сердца многих зрителей, а также был признан коллегами и экспертами индустрии.

Картина рассказывает историю четырех людей, которые создают «Фабрику грёз», где людям помогают реализовать их мечты. В легкой и юмористической форме фильм показывает растерянность и дискомфорт простых китайцев во время перехода к рыночной экономике. Хотя социалистическая рыночная экономика способствует быстрому экономическому развитию, она также приносит социальные и культурные проблемы, которые нельзя игнорировать. Различные мечты людей из разных классов в период социальных преобразований правдиво отражают психологическое состояние масс в то время. Этот фильм кажется абсурдным и гротескным, но на самом деле описывает социальную реальность, не только фиксируя изменения в менталитете людей, но и показывая стремление общества к лучшей жизни и его идеалистические желания.

Фильм 1998 года «Не уходи, пока не увидимся» (реж. Фэн Сяоган, 1998) рассказывает о двух молодых людях, Лю Юане и Ли Цин, которые пытаются добиться успеха в США. Лю Юань и Ли Цин, поддавшись характерной тенденции второй половины 1990-х, стремились уехать за границу. Однако в чужой стране у них не было стабильной работы, они подрабатывали кем придется: помощником режиссера, экскурсоводом, уборщиком, репетитором по китайскому языку и т. д. У них не было постоянного жилья. Их условия жизни – это условия жизни тех «маленьких» людей, которые с трудом зарабатывают на жизнь за границей. Упорство Лю Юаня в ухаживаниях за красавицей Ли Цин Фэн Сяогану хорошо удается передавать на экране психологию простого обывателя, сюжет его фильмов близок к реальной жизни городских жителей, сосредоточен на вопросах их выживания. и ее прагматичное отношение к жизни показывают искренность и настойчивость простых людей, стремящихся к лучшему будущему.

Фильм 1999 года «Извини, малышка» (реж. Фэн Сяоган, 1999) рассказывает о водителе фургона Хань Дуне, которому владелец турагентства Руан Давэй задолжал денег, и тот инсценирует похищение его девушки, чтобы вернуть так необходимые ему деньги для лечения сестры. Но Руан относится к похищению спокойно. Похищенная девушка узнает, зачем главному герою так нужны деньги, она тронута его настойчивостью и искренностью. В конце фильма Хань Дун не только получает причитающиеся ему деньги, но и завоевывает любовь «похищенной» девушки.

Фэн Сяогану хорошо удается передавать на экране психологию простого обывателя, сюжет его фильмов близок к реальной жизни городских жителей, сосредоточен на вопросах их выживания. Главные герои «новогодних комедий» Фэн Сяогана – это молодые люди без карьеры, которые не думают о будущем и живут сегодняшним днем. Эти «городские скитальцы», люди, живущие естественно, имеют хорошую самоиронию (раскрытую в фильмах в череде гэгов), поскольку они не связаны ни ограничениями системы, ни строгостью морали и идеологии, ни стремлением к достижению своих идеалов [3, c. 32]. Фэн Сяоган создал уникальный стиль социальной комедии, исполняя на экране мечты «маленьких» людей, чтобы удовлетворить эмоциональные потребности зрителей. Фильмы его «новогодней» трилогии следовали тенденциям своего времени: в этот период простые люди начали обращать внимание на свои индивидуальные мечты и отходили от идей коллективизма. Благодаря юмористическим приемам и легкомысленному стилю повествования китайские «новогодние комедии» давали зрителям возможность эмоциональной разрядки.

После выхода трилогии Фэн Сяоган начал вносить изменения в свое  творчество и попытался расширить рамки и смыслы созданных им «новогодних фильмов», то есть перестал ограничивать себя жанром комедии. «Однако даже в этих поисках ему удалось сохранить уникальный кинематографический стиль и элементы своего особого юмора, который, однако, становится проще, а сюжетные конструкции и изображение персонажей – более объемными и полными» [4, c. 14].

Между тем, в начале XXI веке урбанизация ускорилась, и большое количество людей из сельской местности устремилось в города, а такие вопросы, как различия между городом и деревней и мобильность социальных классов, оказались в центре внимания общества. «Новогодние комедии» этого периода не только продолжили рассказывать о борьбе за жизнь «маленьких людей», но и стали показывать столкновение городской и сельской культур через призму комедии.

В фильме «Счастливые похороны» (реж. Фэн Сяоган, 2001) голливудский режиссер Тайлер умирает в Пекине и завещает, чтобы его похороны превратились в глобальный бизнес-праздник. Специалисту по связям с общественностью поручают их организацию. Он должен привлечь спонсоров, оформить похороны как роскошное бизнес-шоу и даже нанять знаменитостей вести прямую трансляцию событий. Однако из-за наплыва бизнесменов мероприятие постепенно выходит из-под контроля, вдова Тейлора и его близкие друзья протестуют против таких похорон, а СМИ начинают размышлять о безумии консьюмеризма.

Фильм «Сотовый телефон» (реж. Фэн Сяоган, 2003) рассказывает историю Янь Шоуи, известного телеведущего, чья семья распадается, дружеские отношения портятся, а карьера рушится, когда в его мобильном телефоне обнаруживаются доказательства внебрачной связи. Фильм с юмором исследует влияние технологий на человеческие отношения, этические вопросы, связанные с ними.  Интересно, что это – не типичная «новогодняя комедия».  Если строго определять жанровую характеристику данного фильма, то он в большей степени является «черной» комедией с элементами сатиры и критики социальной действительности. Однако из-за репутации режиссера «новогодних комедий», данный фильма Фэн Сяогана рынок и зрители того времени также классифицировали как «новогодний».

В следующей работе «Нечестных прошу не беспокоить» (реж. Фэн Сяоган, 2008) режиссер возвращается к традиционному стилю «новогодних комедий», добавляя в фильм элементы лирической, романтической комедии. Фильм посвящен теме свиданий вслепую. Цинь Фен — одинокий мужчина средних лет, который, заработав небольшое состояние, решает искать спутницу жизни. В процессе он встречает самых разных женщин и проходит через множество абсурдных и смешных свиданий. В конце концов он испытывает искренние чувства к стюардессе Лян Сяосяо, разочаровавшейся в своих любовных связях.

В 2013 году Фэн Сяоган снял фильм «Личный портной» – продолжение своего первого «новогоднего фильма» «Фабрика грёз» (как и «Извини, малышка» в некотором роде стал продолжением «Не уходи, пока не увидимся»). Рассказ про компанию, оказывающую услуги по «воплощению мечты», продолжается здесь в более сатиричной манере. Даже слоганы фильмов отличаются друг от друга характером юмора: в «Фабрика грёз» слоган гласит: «Сделай других счастливыми, совершенствуя себя», а в «Личный портной» – «Сделай других счастливыми, ухудшая себя». В последнем случае акцент смещается с самосовершенствования на ироничное отражение социальной действительности [5, c. 31]. Абсурдные и ироничные ситуации, в которые попадают клиенты компании, в конечном итоге заставляют их осознать ценность собственной жизни, а при помощи юмора фильм критикует алчность, коррупцию чиновников и отсутствие морали в обществе.

Режиссёр Фэн Сяоган мастерски сочетает личностные и социальные характеристики в своих персонажах, создавая запоминающихся героев, которые одновременно смешные и выразительные. Женские образы в его фильмах кажутся самодостаточными и обладают собственной внутренней логикой развития, отражая тот путь, который, по замыслу автора, должны пройти женщины [6, c. 48]. В комедиях Фэн Сяогана женские персонажи часто экономически независимы от мужчин и демонстрируют эмансипированность современных женщин. В фильме «Не уходи, пока не увидимся» Ли Цин приезжает в США без ничего, но она пробивает себе дорогу в жизни, начиная с няни и уборщицы, а в итоге становится независимым предпринимателем, открывая цветочный магазин и основывая школу китайского языка. По сравнению с Лю Юанем, ей удается быстрее достичь финансовой стабильности, что позволяет даже подшучивать над Лю Юанем по поводу его условий жизни. В фильме «Извини, малышка» Сяо Юнь решает помочь Хань Дуну вернуть деньги, чтобы проверить искренность своего парня Руан Давэя. В конце концов она решает уйти от Руан Давэя, демонстрируя своей активной позицией независимость китайских женщин нового времени.

Успешные люди обычно олицетворяют высокий статус или материальный достаток в обществе и обладают определенной властью слова. В своих комедиях Фэн Сяоган часто подшучивает над этими «большими» людьми, показывая их пороки, чтобы подчеркнуть красоту «маленьких» людей. Тот факт, что в фильмах Фэн Сяогана редко главными героями становятся успешные люди, тесно связан с его первоначальным намерением снимать комедии – режиссер стремится адресовать свои фильмы широкой аудитории. «Сотовый телефон» – один из редких комедийных фильмов режиссера с успешным главным героем. Фильм глубоко раскрывает сложность человеческой натуры и лицемерие общества и, по сути, является фарсом. Стоит отметить, что хотя большинство комедий Фэн Сяогана посвящены простым людям, он детально прорабатывает характеры успешных героев, развенчивая социальные мифы о «хозяевах жизни», сатирически описывает их несовершенства и противопоставляет им красоту людей обычных.

Фэн Сяоган – режиссер, ориентированный на социальные темы. Почти во всех его фильмах главные герои – представители низкого социального класса. В фильмах «Нечестных прошу не беспокоить» и «Личный портной» социальный класс главных героев повысился, но Фэн Сяоган по-прежнему намеренно упрощает их образы. Все эти «маленькие» люди в обществе стремятся к самому необходимому, они живут нестабильной жизнью, борясь за место под солнцем. Они добросердечны, и даже если у них нет выбора, кроме как причинить боль другим, это делается ради самосохранения. Это резко контрастирует с традиционным представлением о героизме.  Герои фильмов режиссера не являются героями в традиционном понимании этого слова, иногда они даже антигерои. Большинство сюжетных линий в фильмах заканчиваются хэппи-эндом, что соответствует радостной атмосфере Нового года, а также оправдывает зрительские ожидания от фильмов.

 

Список литературы:

  1. 陆红双.大众文化视域下的冯氏贺岁片研究[D].辽宁大学,2014 (Лу Хуншуан. Исследование новогодних фильмов Фэна с точки зрения популярной культуры : дис. … магистра журналистики. – Шэньян, 2016. – 40 с.)
  2. 董靖.中国贺岁电影二十年之发展[J].戏剧之家,2018,(16):87-88 (Дун Цзин. Двадцать лет развития китайских новогодних фильмов // Дом драмы. — 2018. — №16. — С. 87—88)
  3. 陈金凤.后现代文化景观下的大陆贺岁片研究(1997-2017)[D].四川师范大学,2018 (Чэнь Цзиньфэн. Исследование новогодних фильмов материкового Китая в условиях постмодернистского культурного ландшафта (1997-2017) : дис. … магистра литературы и искусств. – Чэнду, 2018. – 102 с.) 
  4. 李琼.冯小刚喜剧电影研究[D].湖南工业大学,2017 (Ли Цюн. Исследование комедийного кино Фэн Сяогана : дис. … магистра театрального и киноискусства. – Чжучжоу, 2017. – 46 с.)
  5. 辛文瑾.冯小刚电影美学风格流变[D].长安大学,2018 (Синь Вэньцзинь. Стилистический поток киноэстетики Фэн Сяогана : дис. … магистра эстетики. – Сиань, 2018. – 47 с.) 
  6. 查玮.女性意识的萌芽——论冯小刚影片中的女性形象建构[J].艺术广角,2011,(02):47-50 (Ча Вэй. Зарождение женского сознания – О создании женского образа в фильме Фэн Сяогана // Широкоугольное искусство. — 2011. — №02. — С. 47—50)
Проголосовать за статью
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

Оставить комментарий