Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: XI Международной научно-практической конференции «Культурология, филология, искусствоведение: актуальные проблемы современной науки» (Россия, г. Новосибирск, 06 июня 2018 г.)

Наука: Искусствоведение

Секция: Изобразительное и декоративно- прикладное искусство и архитектура

Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции

Библиографическое описание:
Данилкович А.А. СИНТЕЗ ИСКУССТВ В ДИЗАЙН-ПРОЕКТЕ // Культурология, филология, искусствоведение: актуальные проблемы современной науки: сб. ст. по матер. XI междунар. науч.-практ. конф. № 6(10). – Новосибирск: СибАК, 2018. – С. 5-9.
Проголосовать за статью
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

СИНТЕЗ ИСКУССТВ В ДИЗАЙН-ПРОЕКТЕ

Данилкович Анастасия Александровна

магистрант факультета искусств Института современных знаний имени А.М. Широкова

Беларусь, г. Минск

SYNTHESIS OF ARTS DESIGN-PROJECT

 

Anastasiya Danilkovich

 Master of Arts at the Institute of Modern Knowledge named after A.M. Shirokov

Belarus, Minsk

 

АННОТАЦИЯ

Необходимость комплексного подхода к дизайн-проекту. Важность музыки в области дизайна.

ABSTRACT

Necessity integrated approach to the design project. The importance of music in design.

 

Ключевые слова: дизайн, синтез искусств, конкретная музыка, звукозапись, ассоциативный ряд, музыкальные эмоции.

Keywords: design, synthesis of arts, specific music, sound recording, associations, musical emotions.

 

Дизайн – это удивительный мир, в котором сам автор отображает свои мысли, идеи, способности, а также теоретические и практические знания в конкретном воплощении своего проекта. Необходимо скон­центрировать все грани человеческого восприятия и объединить все составляющие для получения целостного гармоничного дизайн–проекта.

Будущему дизайнеру необходимо обладать не только художест­венным вкусом стиля, теоретическими и практическими знаниями, но и, главным образом, уметь преподнести в наилучшем виде и качестве свои предложения, другими словами, грамотно на высоком уровне уметь презентовать свой проект для заинтересованных сторон.

Пользователь, знакомясь с продукцией дизайнерской деятельности, попадает в особый мир концептуального проекта. Для неоднократного обращения потребителя к данному продукту важно не вызвать нега­тивные эмоции. Для достижения этой цели используются различные приемы.

Помимо таких составляющих проекта, как: шрифт, форма подачи, логотип, общая концепция проекта, цвет и т. д. особую роль здесь играет звуковое аудио-сопровождение. Оно должно способствовать лучшему восприятию образной формы, подчеркивать и расставлять акценты в нужных местах. Музыкальное сопровождение по-разному влияет на восприятие человека, что необходимо учитывать при пре­зентационной работе. Оно призвано усилить атмосферу и значимость предлагаемого дизайн-проекта.

Исходя из вышенаписанного, можно сделать вывод, что квалифи­цированный дизайнер должен разбираться не только в художественном искусстве, но также быть просвещенным в музыке в целом. Современное техническое оснащение, способы передачи визуальной и музыкальной информации, сопоставимость соотношения видеоряда с аудиодорожкой, общее восприятие музыкального материала — все должно работать в унисон, не мешая, а, наоборот, дополняя друг друга, усиливая качество конечного продукта.

На протяжении веков у человечества выработались устойчивые представления о прекрасном как идеале, музыка по мере реалисти­ческого развития в ней включала в себя все большую панораму жизненных явлений, вплоть до негативных образов (особенно в 20 веке). Однако доля звучания негативных звуков (крик, плач, рыдание, вой сирены и т. п.) в музыке ничтожно мала, а такие известные отрица­тельные образы, как "эпизод зла" в симфониях Дмитрия Шостаковича, эстетически двойственны: отрицательное составляет в них внешний, изображаемый, как бы декоративный слой, а внутреннее существует все же по закону прекрасного [4, с. 146].

В 20 веке родилась "конкретная музыка", включившая в свой язык шумы машин, транспорта, различных приборов, стук шагов, плач детей и т. д. [1, с. 149]. В музыкальном направлении пост-рок, например, зачастую во время выступления в роли фонового шума используются отрывки диалогов из известных фильмов, мюзиклов, новостей, видеороликов, шум моря, крики чаек.

Принято различать два типа звукописи: имитационную и ассоциативную. Оба типа занимают важную нишу в конкретизации музыкальных образов.

Имитационная звукопись отличается определённой точностью в подражании реально существующим звукам действительности: пению птиц (соловьи, кукушки, перепела) в Симфонии № 6 Людвига Ван Бетховена; звон колоколов в опере "Фантастической симфонии" Гектора Берлиоза; звуки вылета самолёта и взрывы бомбы во второй симфонии Родиона Щедрина [4, с. 145].

Ассоциативная музыка – музыка, отражающая какие-либо эмоции и мысли. Ассоциативная звукопись основана на способности челове­ческого сознания представлять образы в собственном воображении по личностному или общепринятому ассоциативному ряду. Спектр таких ассоциаций в музыке довольно широк. Здесь могут возникать ассоциации по темпу движения, как, например, в знаменитом "Полете шмеля" из оперы Николая Римского-Корсакова [4, с. 144].

Высокие и низкие ноты, которые также могут вызывать у слушателя различные ассоциации. Например, каменный, массивный вал не может передаваться высокими соловьиными трелями, которые с легкостью могут быть воплощены тонким звонким звучанием.

В звукописи заложены основы, которые находят широкое применение в синтетических видах искусства, подобных кино, театру, телевидению.

Если говорить об использовании интонаций с ярко выраженной жанровой принадлежностью, то здесь примерам нет числа. Этот прием был актуален и в музыке классиков, и сейчас часто применяется в творческих работах для создания атмосферы проекта и для эмоциональной привязки [4, с. 160]. На примере симфонической сюиты Дмитрия Шостаковича "Золотой век", где фантазия композитора не знает границ и ярким образом представляет музыкальный быт начала века, с интонациями революционных маршей, с характерными изломами мелодико-ритмических оборотов танго и шимми [4, с. 146]. Бесконечная борьба образа жизни и мысли, умирающего века и века новорож­денного, единство и борьба двух миров. Еще один спектр взаимосвязи различных видов искусства мы видим на примере двух гениальных людей – Александр Скрябин и Николай Римский-Корсаков, которые обладали уникальным даром видеть музыку цветом. Это особая форма восприятия музыки в цветовом представлении звучания (синестезия).

Музыка может волновать и умиротворять, веселить и сострадать, вводить в транс и лечить – все это подвластно благодаря резервам эмоций, которыми не располагает никакой другой вид искусства [4, с. 112]. Музыка способна воплотить человеческое настроение от радости к грусти, от бодрости к унынию, от нежности к тревоге. Способна пере­дать эмоциональную сторону интеллектуальных и волевых процессов: энергичность и сдержанность, серьезность и легкомысленность, импуль­сивность и упругость. Благодаря этому свойству музыка способна отразить человеческий характер. Музыка может выразить мысли-обобщения, которые относятся к динамической стороне социальных и психических явлений: гармоничность – дисгармоничность, устойчи­вость – неустойчивость, могущество – бессилие человека и т. д.

Характерные звуковые свойства оказывают сильное воздействие на эмоциональную сторону человека. Другими словами, музыка воплощает бесконечное многообразие эмоциональных переживаний человека и все богатство духовного мира человечества.

Потребность человечества в открытии новых границ действи­тельности поспособствовало рождению синтетического объединения различных видов искусства. Органичное соединение разных видов искусства в художественное целое, которое эстетически организует материальную и духовную среду человека – синтез искусств. Понятие «синтез искусств» подразумевает создание качественно нового художест­венного явления, объединенного [2, с. 7] образным и композиционным единством, с идеей и ее реализацией, с художественной организацией времени и пространства, с соразмерностью пропорций, ритма, масштаба. Синтез искусств способен привнести такие качества, которые активи­зируют восприятие многогранности и многоплановости, влияя на эмоционально-чувствительную сторону человека.

Творческий синтез может осуществляться как внутри, так и между искусствами (например, репортаж и введение кинематографической составляющей в театральную постановку). Также существует различные степени значимости, основы и погружения в целостность проекта (например, архитектура, доминирующая над скульптурами; гармоничное сочетание сооружений, дополняющий собой архитектурный ансамбль).

При рассмотрении синтеза изображения и музыки следует исходить из тех специфичных особенностей, которыми они обладают в качестве самостоятельных видов искусства. Поэтому остановимся на главных чертах их своеобразия, которые в дальнейшем помогут уяснению их взаимодействия.

Музыка, как и живопись, отражает действительность, но преиму­щественным объектом ее является не внешний, а внутренний мир. Единую для всех искусств жизнь одно искусство воплощает через ее видимые предметные проявления (изображение), другое - через ее слышимые эмоциональные проявления (интонацию) [3, с. 4].

Изобразительное искусство – собирательный термин, подра­зумевающий целую группу искусств, в которых художественный образ основан на прямом изображении видимого мира (живопись, скульптура, графика, фотография).

Музыкальное искусство — звуковое, поэтому и образы более абстрактные, менее конкретные, если сравнивать с образами других видов искусства.

На музыку влияют не только объективные факторы (внешние), но и субъективные (внутренние). Внутренние факторы связаны с мотивацией, установками и другими психологическими и вкусовыми аспектами. Внутренние факторы в музыке глобально влияют не только на процесс создания музыкального произведения, но также и на сам процесс восприятия.

Все жизненно важные аспекты не обходятся без звучания природной или искусственной музыки. Музыка является отражением чувственной и видимой действительности, преимущественно опираясь на внутренний мир. У каждого вида искусства разные способы воплощения образов: видимые предметные изображения или даже слышимые эмоции. Синтез искусств открывает новые возможности и ракурсы, ощущения и состояния для воплощения индивидуальной и общей задач.

Выполняя анализ концептуальности отдельных элементов структуры в графических и звуковых эффектах для целостной и выразительной подачи проекта, подобрав музыкальное сопровождение, которое идеально дополняет образы и атмосферу дизайн-проекта — комплексный подход, необходимый при подготовке квалифицированных специалистов в области дизайна.

 

Список литературы:

  1. Ванслов В.В., Изобразительное искусство и музыка: отдельное издание: изд. Художник РСФСР, 1983. — 400 с.
  2. Словари и энциклопедии на Академике [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://dic.academic.ru/dic.nsf/bse/132561 / Синтез (Дата обращения: 17.04.18).
  3. Хангельдиева И.Г., теория культуры: учеб. пособие, 2016. – 560 с.
  4. Холопова В.Н. Музыка как вид искусства, 2000. – 320 с.
Проголосовать за статью
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

Оставить комментарий

Форма обратной связи о взаимодействии с сайтом
CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.