Статья опубликована в рамках: XXXIII Международной научно-практической конференции «Культурология, филология, искусствоведение: актуальные проблемы современной науки» (Россия, г. Новосибирск, 06 апреля 2020 г.)
Наука: Искусствоведение
Секция: Изобразительное и декоративно- прикладное искусство и архитектура
Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции
дипломов
ПРИНЦИПЫ СТИЛЯ КОНСТРУКТИВИЗМ В СОВРЕМЕННЫХ ЮВЕЛИРНЫХ УКРАШЕНИЯХ
АННОТАЦИЯ
В статье рассмотрены этапы формирования стиля конструктивизм в ювелирном искусстве. Выделены характерные черты. Проанализированы современные работы авторов, в рассматриваемом стиле.
Ключевые слова: конструктивизм, ювелирное искусство, современные тенденции.
Многообразие возникших и сформировавшихся в начале XX века течений и направлений в живописи оказало существенное влияние не только на архитектуру, музыку и литературу, но и на декоративно-прикладное искусство, в частности на ювелирное. Господствующий с конца XIX и практически до середины первого десятилетия следующего столетия стиль модерн полностью подчинил себе ювелирное искусство. Рене Лалик, Чарлз Эшби, Жорж Фуке, работавший в тандеме с Альфонсом Мухой, Карл Фаберже – все они создавали украшения, опираясь на использование растительных мотивов, плавных вытянутых форм, загадочных мистических сюжетов. Материалами служили драгоценные металлы – золото, платина, серебро, всевозможное поделочные и драгоценные камни, слоновая кость. Каждое украшение изготавливалось вручную по индивидуальным эскизам и пожеланиям, что делало изделие единственным в своем роде (неповторимым\уникальным), баснословным по своей стоимости произведением искусства, которое могли позволить себе лишь состоятельные люди [2, 5].
Однако политические, экономические и социальные изменения начала столетия, пришедшие вместе с первой мировой войной, навсегда изменили отношение общества к ювелирным украшениям. Они перестают быть предметом роскоши – выходят на обозрение широкой аудитории. Значительное влияние на формирование ювелирных предпочтений потребителя в Европе и США оказала феминизация 1920-х годов, ознаменовавшаяся популярностью моды «гарсон», прежде всего во Франции. Парижанки, вторящие языку моды, коротко стригли волосы и укорачивали юбки, отказывались от рукавов на своих платьях, а вместо вечерней роскошной «брошь-кисти» днем носили искусственный жемчуг в виде бесконечной нити или бусы из камней. В моду в это время входят пояса и браслеты на запястьях и предплечьях, в обиход входят наручные часы всевозможных форм и конструкций, заменившие уже привычные карманные. Новинкой становится двусоставная брошь, запирающаяся клипсовым замком, которой закалывали модные полупальто с рукавами в три четверти – «труакары».
Мода «гарсон» стала своего рода прообразом нового направления в ювелирном искусстве 20 века – Art Deco, отличавшегося от модерна (Art Nouveau) своим геометризмом и стремлением выразить форму посредством конструкции (в России этот термин будет иметь название «конструктивизм»). Одним из основоположников Art Deco стал сын знаменитого в прежнюю эпоху художника-ювелира Жоржа Фуке – Жан Фуке, который создавал свои работы в стиле, отличавшемся от всех и от всего. Вдохновляясь живописью кубистов и авангардистов, ювелир создавал нестандартные украшения из слоновой кости, а не драгоценных металлов, что делает их поистине уникальными произведениями своего времени. Другой ювелир из Парижа, Раймон Тамплие, выпускал своеобразные «драгоценные конструкции», геометрические элементы которых мастер украшал японским лаком или яркой эмалью. Ювелиров Жана Фуке и Раймона Тамплие можно считать настоящими «гостями из будущего», многие их изделия представлены в собраниях Нью-Йорка и Парижа (Рисунок 1) [2].
Рисунок 1. Работы Жана Фуке и Раймона Тамплие
В 1920 – 1930-х годах Дом Картье выпускал изделия, в которых четко прослеживалось становление нового стиля. Прежде всего, это отразилось в использовании простых форм и композиций в виде прямоугольников, кругов и сегментов. Изначально материалами для изготовления украшений были горный хрусталь, перламутр, нефрит и оникс, затем мастера, работавшие в Доме Картье, освоили так называемый «белый» Art Deco – соединили бриллианты и белую платину с черной эмалью и черным ониксом. Так был разработан ставший в дальнейшем визитной карточкой Картье мотив «Шкура пантеры», который был использован и при создании наручных часов (Рисунок 2).
Рисунок 2. Мотив «Шкура пантеры»
Парижская ювелирная компания Van Cleef & Arpels в середине 1930-х годов создала и запатентовала новый способ потайной закрепки драгоценных камней – Serti Mysteriex, который позволял полностью покрывать металл камнями без зазоров. Тыльную сторону камней, в которых проделаны крохотные канавки, удерживает сетка из драгоценного металла, видимого только по контуру предмета. Такой метод крепления стал началом новой эстетики в ювелирном искусстве. В 1938 технология была усовершенствована для применения на изогнутых поверхностях и запатентована как Vitrage Mystery Set. Мастера компании Van Cleef & Arpels создавали неповторимые произведения искусства в стиле Art Deco (Рисунок 3).
Рисунок 3. Кольцо Coquillage из коллекции «Семь морей»
К 30-м годам XX века сформировался и утвердился в ювелирном искусстве стиль Art Deco, который продолжил развиваться в последующие десятилетия. Менялись технологии изготовления, формы изделий и мотивы, но оставались неизменны принципы Art Deco – простота и эргономичность, именно поэтому стиль не только не потерял своей актуальности в 20 веке, но и до сих пор продолжает занимать высокую нишу среди ювелирных стилей [5].
Параллельно с ювелирным искусством Европы и Америки развивается и отечественное. Путь становления русского ювелирного искусства в XX веке идет от применения только национальных мотивов при выполнении изделий до создания украшений, основанных на стиле конструктивизм, первоначально возникшем в архитектуре.
Ювелирные украшения считались архитектурой малой формы и потому подчинялись принципам архитектуры. Главным была внешняя монолитность и функциональность, акцентировались механизмы и конструкции, наглядно демонстрирующие достижения науки и техники.
В постреволюционный период значительное влияние на искусство оказывает новая политическая идеология – искусство принадлежит государству и воспринимается как средство переустройства общества. С одной стороны, появляются первые новаторские идеи, касающиеся мировоззрения, образа жизни и быта граждан нового государства, которые отразились в литературе (революционный манифест «Пощечина общественному вкусу. В защиту свободного искусства» В. Маяковского, В. Хлебникова, А. Крученых), печатном плакате и скульптуре (памятник «III Интернационалу» В. Татлина). Новая идеология предлагала построить такую модель общества, при которой все граждане будут неразрывно связаны друг с другом, создавая единую развивающуюся систему. В связи с этим появилась потребность в создании нового языка, на котором будет говорить искусство – так в советской действительности формируется стиль конструктивизм. Советский теоретик архитектуры Яков Чернихов в своем труде публикации 1931 года «Конструкция архитектурных и машинных форм» дает четкое разъяснение основного принципа нового стиля. Он объясняет, что смысл конструктивизма во всех случаях заключается в том, что он создает такое «впечатление необходимости увязки одного элемента с другим», при котором «в цепком сочленении и спаянности отдельных элементов между собою» возникает внедрение одного тела в другое, тем самым, порождая «зависимость одной части от другой» и создавая совокупностью этих взаимодействий «законченное произведение». То есть конструктивизм – это своеобразный механизм, представляющий собой законченную композицию из подчиненных друг другу форм.
Новый виток в истории ювелирного искусства связан с изменением политического курса страны – начинается сотрудничество с западноевропейскими странами, происходит культурный обмен [3]. Русские художники-ювелиры изучают зарубежные тенденции, переосмысливают их и, беря за основу конструктивистские идеи, сформировавшиеся еще в 1930-х годах, создают собственные уникальные изделия (Рисунок 4).
Рисунок 4. Брошь «День» Ковалева Г. Н., 1989 год
Многие мастера используют методы конструктивистской композиции (такое расположение элементов, при котором каждый из них является связующим звеном композиции) наряду с принципами минимализма – простотой и лаконичностью форм. Синтез принципов конструктивизма – соподчинение друг другу элементов композиции, и технологий Art Deco – закрепка камней и сочетание разных материалов, дает возможность художникам-ювелирам создавать уникальные ювелирные украшения, соответствующие современной моде. Надо отметить, что конструктивизм также характеризовался строгостью, геометризмом, лаконичностью форм, и это нашло свое отражение в современном российском декоративно-прикладном искусстве. Все чаще появляются ювелирные изделия, чьи авторы отсылают нас к той эпохе через дизайн, а не функцию [1]. (Рисунок 5).
Рисунок 5. Современные ювелирные украшения, по мотивам русского конструктивизма
В XXI веке ювелирное искусство окончательно приобрело глобальный характер. В основе концепций, воплощаемых художниками-ювелирами, лежит переосмысление художественного наследия разных стран, применение глобальных технологий и открытия новых пространственных и конструктивных форм [4].
Список литературы:
- Каукина О.В., Щукина К.В., Формообразование в дизайне ювелирных изделий / Актуальные проблемы современной науки, техники и образования. Тезисы докладов 77-й международной научно-технической конференции – 2019 – С. 508
- Любименко А.И. Современные тенденции в мировом ювелирном искусстве. / Труды института бизнес-коммуникаций Научное издание. Под общей редакцией М.Э. Вильчинской-Бутенко. Санкт-Петербург, 2017. С. 129-135.
- Перфильева, И. Ю. Русское ювелирное искусство ХХ века в контексте европейских художественных тенденций. 1920–2000-е годы / И. Ю. Перфильева – М.: Прогресс-Традиция, 2016. – 576 с.
- Перфильева И.Ю Художественные украшения второй половины ХХ - начала XXI века в контекстуальном ландшафте фигуры человека / Вестник Российского фонда фундаментальных исследований. Гуманитарные и общественные науки. 2017. № 4 (89). С. 118-127.
- Шаталова, И.В. Стили ювелирных украшений / И. В. Шаталова – М.: Издательский дом, 2004. – 154 с.
дипломов
Оставить комментарий