Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: XIII Международной научно-практической конференции «Наука вчера, сегодня, завтра» (Россия, г. Новосибирск, 09 июня 2014 г.)

Наука: Педагогика

Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции

Библиографическое описание:
Базаров Ц.Р., Базарова Е.Г. СЕЛЬСКАЯ БУРЯТСКАЯ ШКОЛА И ВОСПИТАНИЕ В СЕМЬЕ // Наука вчера, сегодня, завтра: сб. ст. по матер. XIII междунар. науч.-практ. конф. № 6(13). – Новосибирск: СибАК, 2014.
Проголосовать за статью
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

 

 

СЕЛЬСКАЯ  БУРЯТСКАЯ  ШКОЛА  И  ВОСПИТАНИЕ  В  СЕМЬЕ

Базаров  Цырен  Раднаевич

канд.  пед.  наук,  доцент  ГОУ  ВПО  «Бурятский  государственный  университет»,  РФ,  г.  Улан-Удэ

E-mail:  ziren.bas@mail.ru

Базарова  Елена  Гармаевна

канд.  пед.  наук,  доцент  АОУ  ДПО  РБ  «Бурятский  республиканский

институт  образовательной  политики»,  РФ,  г.  Улан-Удэ

E-mail:  elena_basarova@mail.ru

 

В  течение  многих  веков  самым  эффективным  каналом  воспитания  детей  и  молодежи  был  институт  многопоколенной  семьи.  Здесь  особенность  сельского  микросоциума  накладывает  отпечаток  на  содержание  и  формы  работы  с  семьей.  Не  без  основания  считаем,  что  значительную  роль  в  социально-экономическом  и  культурном  развитии  села  играет  сельская  общеобразовательная  школа,  которая  приобретает  особую  актуальность  в  развитии  гуманистических  начал  общества,  его  духовных,  нравственных,  трудовых  и  культурных  ценностей.  Школа  объединяет  общие  усилия  сельчан  в  заботе  о  семье,  о  взаимопомощи,  сострадании,  защите,  милосердии  не  только  по  отношению  к  учащимся,  но  и  к  каждому  дошкольнику  и  взрослому  жителю  села.  Школа  на  селе  возрождает  село,  его  духовно-этические  традиции  и  формирует  образ  работника  нового  типа  —  предприимчивого,  инициативного,  грамотного  хозяина  земли.  Это  является  общей  задачей  семьи  и  школы,  где  школа  выступает  духовным  наставником  сельчан,  объединяющим  их  в  общей  заботе  о  материальном  и  духовном  возрождении.

Сельский  микросоциум  характеризуется  рядом  специфических  особенностей,  которые  важно  учитывать  в  работе  с  семьей  и  населением  села.

Прежде  всего,  это  своеобразие  образовательного  уровня  родителей,  подавляющее  большинство  которых  имеет  неполное  среднее  или  среднее  образование.  Родители  с  высшим  образованием  —  это,  как  правило,  учителя  или  ведущие  специалисты  сельского  хозяйства,  а  их  —  единицы.  Недостаточно  высокий  образовательный  уровень  родителей  не  позволяет  оказывать  действенную  помощь  детям  в  учебе,  а  также  эффективное  воспитательное  влияние.  У  сельских  родителей  недостаточно  высок  и  уровень  культурного  развития,  отчасти  по  причине  бедности  культурной  жизни  села. 

Поэтому  школа,  чаще  всего,  единственное  культурно-просветительное  учреждение  на  селе,  где  вместе  с  учащимися  проводят  досуг  и  их  родители.  Педагоги  активно  воздействуют  на  культурный  уровень  всех  жителей  села:  организуют  лекции,  конкурсы,  участвуют  в  благоустройстве  села,  охране  природы.  Обратное  же  воздействие  родителей  на  культурную  жизнь  школы  осуществляется  в  меньшей  степени.  Все  это  осложняет  воспитательную  работу  школы  и  предъявляет  более  высокие  требования  к  уровню  общей  культуры  педагогов  и  их  специальной  подготовки.

Большинство  родителей-сельчан  занято  в  одной  сфере  материального  производства  и  входит  в  один  трудовой  коллектив.  Перечень  их  профессий  ограничен.  Это  чаще  всего  механизатор,  животновод,  доярка,  реже-продавец,  культработник,  инженер,  врач  и  т.  д.,  что  оказывает  позитивное  влияние  на  деятельность  школы  на  селе.  Принадлежность  родителей  к  одному  производственному  коллективу  создает  условия  для  социально-  педагогического  просвещения  и  прямого  участия  педагогов  в  воспитании  детей  и  их  родителей.  Многие  хозяйства  успешно  сотрудничают  со  школой,  оказывая  им  материальную  помощь,  ибо  в  воспитании  детей  видят  свое  настоящее  и  будущее.  Поэтому  многие  социально-педагогические  проблемы  жителей  сельского  микросоциума,  а  также  семей  сельских  школьников  решаются  в  содружестве  со  школой.  Именно  в  школе,  открытой  в  социум,  могут  получить  поддержку,  защиту,  возможность  общения  и  самореализации  не  только  ученики,  но  и  взрослое  население  села,  престарелые  люди,  чье  одиночество  становится  болью  общества.  В  селах  создаются  разновозрастные  объединения  детей  из  одной  семьи,  с  одной  улицы.  Дети  и  родители  вместе  с  учителями,  жителями  села  готовят  интересные  праздники,  на  которые  приходят  и  стар,  и  млад.

На  данный  момент,  по  мнению  профессора  С.Д.  Намсараева,  «все  возрастающую  актуальность  приобретает  коренное  преобразование  содержания  образования,  в  основе  которого  национальный  компонент  является  своего  рода  «дидактическим  ядром».  Дошкольное  и  начальное  обучение  должно  быть  как  можно  более  естественным  и  во  многом  воспроизводить  в  новых,  специфических  условиях  народные  формы  обучения.  Нельзя  впредь  допускать  игнорирование  преемственности  эмпирических  знаний.  Это  является,  возможно,  одной  из  самых  важных  задач  дидактики  национальной  школы»  [3,  с.  115].  Отсюда  совершенно  очевидно,  что  учителя  нуждаются  в  исследованиях  по  прикладной  этнопедагогике,  педагогике  национальной  школы,  без  которых  частные  методики  по  гуманитарному  и  общественному  циклам  предметов  едва  ли  могут  быть  научно  состоятельными  и  образовательно  эффективными.

Также  следует  предусмотреть  повышение  внимания  в  школьном  образовании  к  традиционным  формам  национального  бытия  бурятского  народа.

Необходимо  рассмотрение  проблем  школьного  образования  в  контексте  истории  народа,  всей  совокупной  бурятской  культуры.  Бурятоведение  должно  стать  непременным  компонентом  содержания  образования  учебных  заведений  всех  уровней  и  типов  [3,  с.  116].

Среди  важнейших  проблем  национально-культурного  возрождения  выделяется,  как  первостепенная,  проблема  родного  языка.

Родной  язык  учащихся  будет  служить  необходимым  орудием  при  первоначальном  обучении,  и  учитель  должен  быть  знаком  с  материнским  языком  учащихся.  Должно  ли  все  преподавание  непременно  происходить  на  родном  языке?  Да,  если  оно  может  происходить  без  ущерба  для  качества  преподавания,  для  той  цели,  которую  ставит  себе  образование,  —  цели  приобщения  учащихся  к  мировой  общечеловеческой  культуре.  Решительно  нет,  если  преподаватель  способствует  из-за  невыработанности  языка,  отсутствия  литературы  и  образовательного  учительства,  понизит  качество  преподавания  и  послужит  преградой  приобщения  учащихся  к  современной  культуре.  Здесь  основным  принципом  национального  образования  должно  быть  такое  обучение,  когда  оно  качественное  и  удовлетворяет  требованиям  научности,  художественности  и  нравственности.  Основными  социально-воспитательными  функциями  семьи  являются:  а)  воспитательная  и  рекреативная,  включающие  заботу  об  организации  досуга,  оказание  физической,  моральной,  психологической  взаимопомощи  в  семье;  б)  коммуникативная,  охватывающая  область  общения  в  семье  и  через  него  социализацию  ребенка;  в)  регулятивная,  укрепляющая  взаимоотношения  между  семьей  и  школой:  развернутость  семьи  на  интересы  своего  ребенка  в  социуме  и  школе  [2,  с.  56].

Обобщая  сказанное,  обозначим  основные  идеи  в  качестве  предпосылок  развития  сельских  бурятских  школ  в  современных  условиях:

·     обращение  к  историческому  прошлому.  Этому  благоприятствует  следующее  условие:  буряты  во  все  времена  тянулись  к  знанию,  поэтому  к  открытию  образовательных  учреждений  относились  благожелательно  и  оказывали  посильную  помощь;

·     современная  сельская  школа  стремится  уйти  от  шаблона,  стереотипа  действий  и  поэтому  ищет  все  новые  формы  и  методы  воспитания  детей.

·     активный  поиск  привлечения  общественности  и  родителей  к  школьной  жизни.

 

Список  литературы:

  1. Бабуева  В.Д.  Традиционная  народная  культура  бурят:  диссертация  ...кандидата  культурологии:  24.00.01.  Улан-Удэ,  2006.  —  170  с.
  2. Базаров  Ц.Р.  Развитие  бурятской  сельской  школы  (социально-педагогические  аспекты).  Улан-Удэ,  1998.  —  124  с.
  3. Намсараев  С.Д.  Национально-региональная  система  образования:  Теория  и  практика.  Улан-Удэ:  Изд-во  “Бэлиг”,  1996.  —  240  с.

 

Проголосовать за статью
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

Оставить комментарий

Форма обратной связи о взаимодействии с сайтом
CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.