Статья опубликована в рамках: XIII Международной научно-практической конференции «Наука вчера, сегодня, завтра» (Россия, г. Новосибирск, 09 июня 2014 г.)
Наука: История
Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции
- Условия публикаций
- Все статьи конференции
дипломов
Статья опубликована в рамках:
Выходные данные сборника:
НАПРАВЛЕНИЯ ИССЛЕДОВАНИЙ НАХИЧЕВАНСКИХ РУКОПИСЕЙ XIX ВЕКА
Ибрагимов Сабухи Мамедали оглы
канд. филос. наук, доцент Нахичеванского отделения НАН Азербайджана, Азербайджанская Республика, г. Нахичевань
Исследуя особенности текстов нахичеванских рукописей, принадлежавших к ХIX веку, еще раз убеждаешься что, будучи неотъемлемой частью Азербайджана, Нахичевань — страна, богатая не только надземными и подземными ресурсами, но и традициями, религиозно-нравственными и национально-моральными ценностями, нашедшие свое отражение в рукописях, которые считаются сокровищницей моральных ресурсов. С 2005 года приступила к деятельности составная часть Фонда рукописей Нахичеванского отделения национальной академии наук Азербайджана, которая была создана, чтобы собирать и возвращать народу ее моральные ценности. Так, в области сбора рукописей, их обработки, систематизации, их защиты, исследования, публикаций, распространения, обнародования темных страниц нашей культуры и истории и вообще изучения азербайджанской науки и развития ее отдельных сфер Нахичеванский Фонд рукописей несет огромную ответственность.
Среди найденных рукописей есть ряд редких образцов искусства, древние книги и письма, связанные с нахичеванской культурой и историей, которые играют важнейшую роль в изучении древней земли Ноя, которая имеет возраст более чем пять тысячелетий. Так, образцы рукописей, содержащие информацию о тысячелетиях этой древней земли, были занесены в каталог и систематизированы [2]. В созданных каталогах отображаются авторы, темы, дата и место публикации, а также язык и стиль рукописей, связанных с Нахичеванью, тип бумаги, количество страниц, одним словом, все каталожные данные.
Во время научных исследований нахичеванских рукописей были обнаружены и отданы на исследование не распознанные до сих пор рукописи некоторых нахичеванских авторов. Так, во время сбора рукописей и древних книг из исторических источников, связанных с Нахичеванской Автономной Республикой, особое внимание привлекает своими особенностями книга, найденная в городе Ордубад. Книга без лицевой обложки, с прогнившими начальными и конечными страницами называлась «Тиббинамэ». Во время филологически-текстового исследования было выявлено, что этот редкий экземпляр рукописи принадлежит философу-медику Хатифу Саиду Ахмеду Исфагание-Ордубади, жившему в ХIХ веке. Надо отметить, что в отличие от других медицинских книг, в этой рукописи сначала дается общая информация о заболеваниях какого-либо органа. Далее говорится о наименовании заболеваний органа, природе болезни (сухость и влажность), возрастной стадии (дети, взрослые, пожилые), времени года (зима, лето), степени угрозы (серьезная, несерьезная), причине, признаках, методах лечения (метод падишаха, метод дервиша). Экземпляр был написан на персидском языке настолической прописью. Книга состоит из 95 страниц, а ее размеры составляют 22×17,5 см [1].
В общем, в истории нахичеванских рукописей были найдены разные источники конца ХIX и начала XX веков. Среди них были обнаружены и привлечены к исследованию некоторые работы более чем ста нахичеванских ученых, поэтов и творцов, а также работы 38 провинциальных поэтов, которые писали на персидском языке (16 из Ордубада, 29 из Нахичевани, 13 из Иравана). В ходе исследования был создан библиографический список, куда были занесены данные о нахичеванских ученых, поэтах, искусствоведах и их работах.
Говоря образно, архитектурные памятники передают культуру из поколения в поколение без слов, а книги делают это словами. Все народы мира хранят главное богатство, созданное человечеством, в книгах, переписывая их с бумаги на бумагу, и донося их до нынешних времен.
В Фонде рукописей Нахичеванского отделения Национальной академии наук Азербайджана хранятся тысячи таких рукописей, переписанных в Азербайджане, который является одним из древнейших очагов мировой культуры.
В связи с некоторыми трудностями, возникшими во время исследования, и недостаточности обнаруженных фактов об авторах, было нелегко дать точную информацию об их жизни. Одним из таких авторов является Мусейиб Нахчывани. Судя по дате (1226 по лунному календарю (1805)) и штампу в конце произведения, можно прийти к выводу, что Мирза Мухаммед Хашим ибн-Мусеййиб Нахчывани был одной из творческих личностей своего времени, который жил во II половине XVIII и начале XIX веков. Название одной из обнаруженных рукописей Мирзы Мухаммеда Хашим ибн-Мусейиба Нахчывани — «Хагаиги ат-Тарихи». С точки зрения темы в произведении описывается история Ислама. Написанное на арабско-персидском языке произведение соответствует восточному методу пагинации (листания), то есть первое слово последующей страницы приписывается к концу предыдущей страницы (такой метод страничного определения называется «кустод»).
Объем существующего произведения составляет 338 страниц, размер написанного текста 20×13 см, размер страницы 28×20 см, число строк на каждой странице — 23. Эта книга, раскрывающая исламскую историю, состоит из 20 глав. Заголовки выделены красным цветом и подчеркнуты [4].
Во время филологически-текстового исследования рукописей Нахичевани конца XIX — начала ХХ веков было обнаружено, что Мухаммед Гасан Ордубади был знаменитым мыслителем и философом своего времени. Была выявлена и привлечена к исследованию ценная специализированно направленная рукопись Мухаммеда Гасана Ордубади под названием «Астрономия». Было обнаружено также, что произведение было написано в 1282 году по лунному календарю (1865). Основываясь на дате, указанной в конце произведения, можно предположить, что М.Г. Ордубади жил и творил в середине и конце XIX века, приблизительно в 1815—1865 годах. Будучи ученым и просветителем, он был одной из знаменитых личностей своего времени. М.Г. Ордубади изучил восточные языки и мог проводить обмен мнениями с рядом мастеров теоретических наук. Пока только одно произведение в виде рукописи, написанной на арабском языке прописью и состоящей из 73 страниц, размер которых составляет 21×15,5 см, а размер текста 14×8,5 см, дошла до наших дней. В то же время произведение автора об астрономии (небо и небесные тела) имеет огромное значение как для того времени, так и для последующих времен [3].
В ходе исследования рукописей Нахичевани конца XIX — начала XX веков было выявлено, что другим ценным произведением, найденным среди рукописных текстов того времени, является книга, написанная просветителем-педагогом Мухаммедом Таги Сидги. Рукопись, состоящая из 19 страниц, была написана на простых тетрадных листах в клетку, арабским алфавитом на азербайджанском языке, почерком насталиг. Нам хотелось бы отметить дату рукописи, как она обозначена в оригинале: «Хочу донести до сведения всех представителей совета, что сегодняшний день это 14-ый день месяца Май 1896 года по христианскому исчислению и 13-ый день месяца Зульхиджа 1318 года по мусульманскому исчислению». Темы, раскрытые в письме, являются ценными источниками, которые отображают историю развития нашей школьной и педагогической мысли [6].
Это письмо М.Т. Сидги было отдано как память в 1898 году знаменитому, многоуважаемому ветерану Нахичевани Ахунду Молла Мухаммеду Нахчывани. В результате исследования была обнаружена другая рукопись, принадлежащая к концу XIX века, которая имеет важное значение для медицинской сферы. Этим произведением является «Большой Карабаддин», опубликованный в 1302 году по мусульманскому календарю (1880). Экземпляр состоит из 316 страниц, имеет 24 раздела, 61 главу и был опубликован на персидском языке почерком насталиг.
Одновременно редкой рукописью является «Сахабад-дюму» («Слезы облаков»), которая может служить ярким примером обогащения национально-духовные ценностей азербайджанского народа. Произведение написано в 1295 году по лунному календарю (1874). На второй странице рукописи об Гаджи Молла Мухаммеде, жившем в XIX веке, написано так: «Автор появился на свет в одном из кварталов древнего города Нахичевани и был известен среди своих современников как Мухаммед ибн-Машхади Баба Нахчывани» [5, с. 1].
В произведении также были справедливо раскритикованы черты, противоположные гуманности, человеческому фактору, интеллигентности, а также несправедливые, античеловеческие действия, которые могли запятнать Ислам.
Другие книги автора «Кашкюлю-Нур» («Чаша света») 1312 год по л. к.(1892), «Дюрратюль-Абрар» («Молвленные жемчужные слова») 1317 год по л. к. (1894), «Мазахир ан-Нур» («Место, где появляется свет») 1317 по л. к. (1896), «Гюрратул-Абсар» («Свет глаз») 1318 по л. к. (1887) отличаются от других рукописей и по своему характеру, и по значению.
Также проведенные в Нахичевани научно-исследовательские работы, связанные с рукописями XIX века, являются очень интересными и ценными с точки зрения изучения истории возникновения литературоведения, его развития в Азербайджане, Ближнем и Среднем Востоке.
Список литературы:
- Naxçıvanı F. Tibbinamə. Təbriz: 1880, — 316 s. Фонд Рукописей Нахичеванского отделения НАН Азербайджана.
- Nağısoylu М. XVI əsr Azərbaycan tərcümə abidəsi “Şühədanamə”. Baku: Nurlan, 2003. — 192 s.
- Ordubadi M.H. Astronomiya. 1860, — 73 s. Фонд Рукописей Нахичеванского отделения НАН Азербайджана.
- Naxçıvanı M.H. Həqaiqi ət-Tarix. 1805, — 338 s. Фонд Рукописей Нахичеванского отделения НАН Азербайджана.
- Naxçıvanı M. Səhabəd-Dümu. 1895, — 480 s. Фонд Рукописей Нахичеванского отделения НАН Азербайджана.
- Sidqi M.T. Dilimiz və məktəbimiz. 1896, — 19 s. Фонд Рукописей Нахичеванского отделения НАН Азербайджана.
дипломов
Оставить комментарий