Статья опубликована в рамках: XIII Международной научно-практической конференции «Наука вчера, сегодня, завтра» (Россия, г. Новосибирск, 09 июня 2014 г.)
Наука: Технические науки
Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции
- Условия публикаций
- Все статьи конференции
дипломов
Статья опубликована в рамках:
Выходные данные сборника:
ПРОЕКТИРОВАНИЕ ВИРТУАЛЬНОЙ УЧЕБНОЙ ЛАБОРАТОРИИ
Токарев Андрей Николаевич
канд. техн. наук, доцент кафедры «Информационные системы и технологии» Балаковский институт техники, технологии
и управления (филиал) ФГБОУ ВПО СГТУ им. Гагарина Ю.А., РФ, г. Балаково
E -mail: nik12379760@yandex.ru
Тарасов Дмитрий Петрович
студент 5-го курса специальности «Информационные системы и технологии» Балаковский институт техники, технологии и управления (филиал) ФГБОУ ВПО СГТУ им. Гагарина Ю.А., РФ, г. Балаково
C развитием ИТ, как электронные варианты традиционных учебных изданий, стали появляться новые формы электронных ресурсов учебного назначения, к которым можно отнести виртуальные учебные лаборатории [3].
Виртуальные лаборатории имеют ряд существенных преимуществ перед реальными лабораториями.
1. Возможность моделировать процессы, протекание которых невозможно в лабораторных условиях.
2. Возможность проникать в тонкости процессов и наблюдать происходящее в другом масштабе времени.
3. Нет необходимости приобретать дорогостоящее оборудование или реактивы.
4. Меньшие затраты времени и ресурсов для переведения результатов в компьютерный формат.
5. Возможность использовать виртуальные лаборатории в дистанционном обучении, когда отсутствует возможность работы в лабораториях ВУЗа.
Разрабатываемая виртуальная лаборатория должна выполнять несколько основных задач:
· предоставление текстовой информации, необходимой для выполнения лабораторного эксперимента;
· демонстрация различных методов распределения памяти в операционных системах;
· частичная оценка знаний пользователя виртуальной лаборатории по данной предметной области.
В таблице представлен сравнительный анализ типов виртуальных лабораторий по следующим критериям: удобство, наглядность, реализация процесса эксперимента и обработка итоговых данных.
Таблица 1.
Сравнение типов виртуальных учебных лабораторий
Типы ВУЛ |
Удобство |
Наглядность |
Реализация процесса эксперимента |
Обработка итоговых данных |
Интерактивные демонстрации |
+ |
+- |
- |
- |
Простые ВУЛ |
+ |
+ |
+ |
+- |
ВУЛ класса явлений |
+ |
+ |
+ |
+- |
Универсальные ВУЛ |
+- |
- |
+- |
+ |
«+» — признак явно выражен; «+-» — признак выражен в умеренной степени; «-» — признак выражен недостаточно
Критерии и оценки для данной таблицы подбирались с учётом использования виртуальной учебной лаборатории пользователями, не имеющими глубоких знаний в предметной области проводимых экспериментов и в работе с компьютерной техникой.
Существует множество различных методов разработки виртуальных учебных лабораторий. Выбор среды реализации зависит только от знаний и навыков разработчика ВУЛ, но основным методом разработки виртуальных лабораторий всё же является программирование. Для разработки виртуальной лаборатории также можно применять приложение LabVIEW, которое базируется на применении языка программирования G.
Flash-технология является многофункциональным средством, с помощью которого можно не только разрабатывать интерактивную анимацию, но и реализовывать получение доступа к базам данных, поддержку языка XML, интеграцию аудио и видео файлов [1]. Основное преимущество Flash-технологии — это возможность создания векторных анимационных файлов с небольшим временем загрузки, обеспечивающих при этом высокую степень интерактивности. Интерактивность анимации достигается при помощи встроенного объектно-ориентированного языка ActionScript. Векторная графика, как основной инструмент разработки Flash-приложений, позволяет использовать все базовые элементы мультимедиа (например, движение и звук). Благодаря алгоритмам сжатия информации, размер получающихся приложений минимален и результат их работы не зависит от разрешения экрана у пользователя, что является одним из требований, которые часто предъявляются к разрабатываемым мультимедийным проектам.
В таблице представлен сравнительный анализ методов проектирования виртуальной учебной лаборатории по следующим критериям:
Таблица 2.
Анализ методов проектирования виртуальной лаборатории
Методы создания ВУЛ |
Интера ктивность |
Графическое оформление |
Простота разработки ВУЛ |
Нагляд ность процес сов |
Обработка результатов эксперимента |
Мето дология Flash |
+- |
+ |
+ |
+ |
+- |
ООП |
+ |
+ - |
+ - |
+ |
+ - |
LabVIEW |
+ |
- |
+- |
- |
+ |
Исходя из результатов анализа методов разработки виртуальных лабораторий для реализации ВЛ выбран программный продукт AdobeFlash. Следовательно, при построении диаграммы компонентов, необходимо учитывать структурные особенности компонентов разработки и типов сохраняемых файлов AdobeFlash. В целом, реализация ВЛ в AdobeFlash заключается в заполнении кадров на шкале времени. Кадры заполняются интерактивной анимацией, текстовой информацией и элементами управления.
Использование объектно-ориентированного программирования больше подходит для разработки универсальных виртуальных учебных лабораторий с высоким уровнем детализации описания сложных процессов. Для проектирования виртуальной лаборатории «Построение моделей управления память в операционных системах» при помощи приложения для объектно-ориентированного проектирования Rational Rose были построены следующие виды диаграмм [4]:
· диаграмма вариантов использования;
· диаграмма компонентов;
· диаграмма состояний.
На рисунке 1 представлена диаграмма вариантов использования виртуальной лаборатории.
Рисунок 1 . Диаграмма вариантов использования ВЛ
С виртуальной лабораторией могут взаимодействовать три вида актёров: пользователь, программист и специалист предметной области «Управление памятью в ОС».
На рисунке 2 представлена диаграмма компонентов проектируемой виртуальной лаборатории.
Рисунок 2. Диаграмма компонентов виртуальной лаборатории
Виртуальная лаборатория будет состоять из нескольких разделов:
· «Текстовая информация»;
· «Лабораторная»;
· «Тест».
В виртуальной лаборатории «Построение моделей управления памятью в операционных системах» содержатся не только анимированные интерактивные демонстрации методов распределения памятью. Помимо этого пользователю предоставляется краткая текстовая информация о рассмотренных методах распределения. Также пользователю предоставляется возможность пройти тестирование.
Рисунок 3. Вид меню «Лабораторная»
В таблице основной памяти в первом столбце содержится сама страница, а во втором номера страничных кадров загруженных страниц.
Рисунок 4. Кадр анимации «Страничная организация памяти»
Тестирование виртуальной лаборатории необходимо для выявления ошибок работы приложения. Для удобства тестирования составлена навигационная схема с иерархической структурой виртуальной лаборатории.
Рисунок 5. Навигационная схема виртуальной учебной лаборатории «Построение моделей управления памятью в ОС»
Список литературы:
1.Википедия: [справочный листок] – Adobe Flash, 2014. [Электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: http://ru.wikipedia.org/wiki/Adobe_Flash/ (дата обращения о2.05.2014).
2.Попов И.И. Операционные системы, среды и оболочки/ И.И. Попов. М.: ФОРУМ, 2010. — 400 с.
3.Токарев А.Н. Классификация электронных ресурсов учебного назначения. // Инновационные технологии в непрерывном профессиональном образовании: Сборник научных трудов. М/: «Спутник+», 2011. ISBN.978-5-9973-1355-5.
4.Боггс У. UML и Rational Rose./ Боггс У. М.: Лори, 2000. — 582 с.
дипломов
Оставить комментарий