Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: XIX Международной научно-практической конференции «Актуальные вопросы общественных наук: социология, политология, философия, история» (Россия, г. Новосибирск, 17 декабря 2012 г.)

Наука: История

Секция: История науки и техники

Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции

Библиографическое описание:
Иброхимов М.Ф. К ПРОБЛЕМЕ ИДЕНТИФИКАЦИИ СРЕДНЕВЕКОВОЙ ТКАНИ ПАРИНД // Актуальные вопросы общественных наук: социология, политология, философия, история: сб. ст. по матер. XIX междунар. науч.-практ. конф. – Новосибирск: СибАК, 2012.
Проголосовать за статью
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов
Статья опубликована в рамках:
 
 
Выходные данные сборника:

 

 

К ПРОБЛЕМЕ ИДЕНТИФИКАЦИИ СРЕДНЕВЕКОВОЙ ТКАНИ ПАРИНД

Иброхимов Муродали Файзалиевич

канд. ист.  наук, доцент Технологического университета Таджикистана, г. Душанбе

Е-mailmurodali_f@list.ru

 

Упоминания о весьма популярной в прошлом ткани паринд можно встретить в письменных источниках, охватывающих значительный хронологический период: от VIIвека до начала XX. В средневековых словарях на персидском языке («Бурхони коте’», «Гияс-ул-лугот» и др.) дается одинаковое определение этого вида текстиля —она представляла собой «шелковую материю простого тканья» [5, т. 1, с. 162; т. 2, с. 100; 7, с. 171; 12, с. 139]. Другими словами, эта материя не содержала тканый орнамент и не может быть причислена к группе камчатных тканей. Особенностью последних является наличие сложного узора, выполненного в технике изменения переплетения на различных участках ткани, с варьированием цвета нитей или без него. Вероятнее всего, паринд представляла собой одноцветную ткань без тканого узора, которая могла быть белой, зеленой, красной или другой расцветки. Цвет материя приобретала за счет ткачества уже окрашенных нитей или путем гладкой окраски после тканья.

Иногомнения придерживаются исследователи, принимавшие непосредственное участие в исследовании шелков VII—VIII вв., обнаруженных на горе Муг (А.М. Беленицкий, И.Б. Бентович, В.А. Лившиц и А.А. Гаврилова). Здесь были обнаружены девять фрагментов узорчатых шелковых тканей с затканным орнаментом. В них участки фона и узора исполнены разными переплетениями, узор по какому-нибудь фону (синему, фисташковому, пурпурному, зеленому, белому) выткан нитями другого цвета или той же расцветки, что и в фоне. Так, фрагментразмером 9,5×8 см, который составлял часть мешочка, будучи одноцветным (фисташковым), содержит крупный орнамент: на полотняном фоне материи выполнен орнаментом, вытканный четырехремизным саржевым переплетением. Материя оформлена узорами растительного характера, между которыми располагаются крупные медальоны, образованные двумя рядами «перлов» в виде овалов. Реставраторы предположили, что внутри медальонов был зеркально построенный узор, состоящий из двух фигур драконов, между которыми находилась декоративная полоса из ряда «перлов». Основываясь на упоминаниях названия ткани в мугских документах, а также в хронике Табари, упомянутые исследователи предполагают, что эти находки могут быть образцами ткани паринд [3, с. 114—115; 4, с. 31].

Примерно того же мнения придерживается и археолог В.Б. Хенинг, который считает, что паринд —это шелковая монохромная ткань типа дама, в которой орнамент достигался атласным переплетением на полотняном фоне. Т. е. разница между этой характеристикой и строением мугских шелков заключается только в виде переплетения узорчатых участков (атласное и саржевое соответственно).

В мугском документе В-16 имеется следующее сообщение применительно к паринд (принг): «Пять штук плотной зеленой принг были отправлены «хахсарскому государю Афаруну» от «его презренного ничтожнейшего слуги Ревака» [10, с. 127]. Однако как видим, эта заметка скорее указывает на отсутствие узора в материи.

Теперь что касается упоминания названия материи в сообщениях историка Табари применительно к периоду арабского завоевания Центральной Азии. Согласно его описанию, местный глава антиарабского движения был одет в «штаны из дибо, украшенного кругами, и плащ из паринд, обшитый каймой из дибо» [3, с. 112]. Здесь засвидетельствован факт применения паринд в мужской одежде. Однако логичнее предположить, что в данном случае красочные полоски камчатной ткани дибо служили для украшения плаща из ткани паринд, которая очевидно не содержала узора и была одноцветной.

В то же время, однозначно утверждать про отсутствие орнамента на ткани паринд также нельзя. Составитель «Бурхони коте’», соглашаясь с мнением о простоте тканья материи, добавляет, что термин «паранд» употреблялся также для обозначения «узорчатой (ткани) парниён» [7, c. 232]. Отсюда следует, что узорчатые шелка, фрагменты которых обнаружены на г. Муг, в Малом кургане могильника Катанда II на Алтае, в могиле кочевника у Наинте-Суме (Монголия), возможно и являются образцами паринд, если только брать во внимание широкое толкование названия ткани [4, с. 31—37].

В то же время, приведенный отрывок текста из «Бурхони коте’» порождает еще одно недопонимание. В настоящее время бытует мнение, будто паринд и парниён представляли собой одну и ту же ткань. Так, в «Таджикско-русском словаре» говорится, что паринд и парниён являются одним и тем же «родом шелковой ткани» [11, с. 298]. Однако детальное исследование данного вопроса показывает, что это не так. К примеру, поэт А. Фаррухи (X—XI вв.), восхищаясь прелестью входящей в свои права весны, пишет о двух разных материях —одноцветной (ивовой расцветки) паринд и красочной парниён [8, c. 317]. Далее, Низами в поэме «Лейли и Меджнун»упоминает про паринд, похожую на парниён, а в «Семь красавиц» поэт говорит о совместном использовании их в качестве постельного белья [9, т. 2, с. 43; т. 3, с. 166]. Таким образом, правильнее было бы говорить о двух разных текстильных изделиях.

Парниёнпредставляла собой утонченную разновидность очень дорогой ткани дибо. Производили ее гладкой и разноцветной. Красочную ткань оформляли печатанием узоров посредством трафаретов (калыбов). Такой способ отделки (как и прием перевязки) называли «баста» [12, с. 142]. Богатство орнамента, красочность ткани, наличие в узорах красок разнообразных оттенков засвидетельствованы многочисленными авторами. В частности, лириками Рудаки и Муизи упомянута красочная, разноцветная парниён. Среди всего многообразия расцветок преобладали красный и, особенно, зеленый оттенки [1, с. 112]. На наш взгляд, паринд представляла собой одноцветную ткань, которая по внешнему виду и назначению была подобна гладкой разновидности парниён.

Помимо составителя упомянутого мугского документа, о зеленом цвете материи писали также Рудаки и Фирдоуси. В юридических документах засвидетельствованы, кроме того, темно-синий, голубой и белый цвета ткани. Так, в одном из сохранившихся документов на согдийском языке говорится об одежде из паринд белого цвета. О ткани голубого (небесного) цвета упоминают Джами и Бедил. Наибольшее же число оттенков ткани засвидетельствовано в произведениях Низами: белый, желтый, зеленый, голубой, пурпурный, огненно красный (цвета цветка граната), фиолетовый и черный [1, с. 60; 13, т. 8, с. 351; 9, т. 1, с. 94; т. 3, с. 82; т. 4, с. 145; 2, с. 600].

Паринд имела разнообразное применение: шла на мужскую и женскую одежду, халаты, знамена и т. п. Кроме того, как узнаем из «Шахнаме», паринд часто применялась царями взамен бумаги в качестве материала для письма. Так, письма на такой ткани —нома дар паринд —писали мускусом индийские цари иранскому царевичу Виштаспу, позже —владыке Ирана Хосрову Парвизу [13, т. 6, с. 9; т. 9, с. 355]. Выражение «шелковая бумага», на приобретение которой было потрачено 8 драхм, встречается в документе А-5 мугской коллекции [10, с. 182]. Очевидно, она приобреталась для употребления в качестве письменного материала. Сохранившиеся до наших дней надписи на шелке являются свидетельством того, что в древности и раннем средневековье использование шелковой ткани в качестве письменного материала было достаточно распространенным явлением. Найденные шелковые свитки содержат разнообразные тексты как религиозного, так и светского характера. Есть все основания считать, что эти свитки являются образцамипаринд. К таковым относятся, к примеру, часть согдийских «Старых писем», найденных около Дуньхуана (II—IV вв.) и фрагмент согдийской надписи V—VI вв. из Бухары [6, с. 510].

Понятно, что материя, предназначенная для письма, не могла быть разноцветной, красочной.

Принимая во внимание такое назначение паринд белого цвета, вспомним историю про завещание Адама, составленное на имя его сына Шиса. Оно, согласно легенде, приведенной в «Истории Систана», было составлено на белом шелке, доставленном из рая архангелом Джабраилем. Впрочем, это к вопросу о времени начала изготовления рассматриваемой ткани, следы происхождения которой теряются в глубине веков. Она входит в число первых шелковых материй, употреблявшихся на территории раннесредневековой Центральной Азии.

При идентификации ткани еще один момент добавляет сложности: термин «парандин», отмечают составители средневековых словарей, обозначало «всякое изделие из шелка» [5, т. 1, с. 162; т. 2, с. 100; 7, с. 171; 12, с. 139].

Что касается название ткани, оно происходит, вероятно, от корня «пар» (букв. «пух, перья»). Слово «парин» в переводе с таджикского означает «из пуха, перьев». Помимо этого, «паранд» означает «лезвие, острие, а также меч, клинок». Отсюда название материи можно расшифровать как «тонкий, легкий», что должно отражать особенности строения и основных свойств изделия.

В заключение заметим, что сведениями об изготовлении паринд в Центральной Азии мы не располагаем. Скорее всего, ее доставляли сюда из Китая, Египта, Сирии. Производство паринд в этих краях засвидетельствовано поэтами Фирдавси и Низами [13, т. 8, с. 92; 9, т. 4, с. 207].

Таким образом, остается ряд вопросов, ответы на которые еще предстоит получить. В их числе:

1. Если упомянутые археологические находки раннесредневековых шелков с крупным затканным орнаментом являются образцами ткани паринд, почему в средневековых словарях зафиксирована простота тканья материи?

2. Почему нельзя предположить, что упомянутые текстильные находки могут быть образцами парниён или дибо, которые по распространенности в ту пору не уступали паринд и, к тому же, были действительно узорчатыми и красочными?

3. Если паринд и парниён разные ткани (что вероятнее всего), почему допускалось применение названия одной из них по отношению к другой?

4. Почему весьма популярная в Центральной Азии материя была исключительно импортной, ведь в VII—VIII вв. местные ткачи сами могли производить весьма утонченные шелковые ткани (к примеру, занданачи)?

 

Список литературы:

1.   Абуабдулла Рудаки. Ветер Мулияна: Сборник стихов (тадж.). — Душанбе: Адиб, 1999. — 192 с.

2.   Бедил А. Соч. (перс.): В 8 т. - Т. 5. Сборник маснави. — Душанбе: Адиб, 1992. — 672 с.

3.   Беленицкий А.М., Бентович И.Б., Лившиц В.А. Камчатные ткани с горы Муг // Сов. этнография. — М., 1963. — № 4. — С. 108—119.

4.   Бентович И.Б., Гаврилова А.А. Мугская и катандинская камчатые ткани // Краткие сообщения о докладах и полевых исследованиях Института археологии. —Вып. 132.—М., 1972. — С. 31—37.

5.   Гиясуддин Мухаммад.Гияс-ул-лугот (перс.). — В 3 ч. — Ч. 1. — Душанбе, 1987. — 480 с.; Т. 2. — 1988. — 416 с.

6.   История таджикского народа: В 6 т. — Душанбе, 1998-2008. — Т. 1: Древнейшая и древняя история — 1998. — 752 с.

7.   Мухаммадхусайни Бурхон. Бурхони коте’ (перс.). — В 2 ч. — Ч. 1. — Душанбе, 1993. — 416 с.

8.   Низами Арузии Самарканди. Четыре статьи (тадж.) // Жемчужины прозы. — Душанбе, 1987. — Т. 1: Образцы персидско-таджикской прозы, X—XIII вв. — С. 306—340.

9.   Низами Гянджави. Сборник (перс.): В 5 т. — Душанбе: Ирфон, 1982—1984. — Т. 1. Хусрав и Ширин. — 1983. — 464 с.; Т. 2. Лейли и Меджнун. — 1982. — 368 c.; Т. 3. Семь красавиц. — 1983. — 416 с.; Т. 4. Книга побед. — 1984. — 496 с.

10. Согдийские документы с горы Муг. — М.: Изд-во вост. лит., 1962. — Вып. 2: Юридические документы и письма. — 222 с.

11.  Таджикско-русский словарь. — М.: ГИС, 1954. — 789 с.

12.  Убахи Хафиз. Тухфат-ул-ахбоб или Словарь Хафиза Убахи (перс.). — Душанбе: Ирфон, 1992. — 288 с.

13.   Фирдоуси. Шахнаме (тадж.): В 9 т. — Душанбе: Адиб, 1987—1991. — Т. 6. — 1989. — 551 с.; Т. 8. — 1990. — 612 с.; Т. 9. — 1991. — 495 с.

Проголосовать за статью
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

Комментарии (1)

# Муродали 30.12.2012 14:00
Желаю ознакомиться с мнениями по данной статье

Оставить комментарий

Форма обратной связи о взаимодействии с сайтом
CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.