Статья опубликована в рамках: XXVIII Международной научно-практической конференции «Актуальные вопросы общественных наук: социология, политология, философия, история» (Россия, г. Новосибирск, 09 сентября 2013 г.)
Наука: Философия
Секция: Философские проблемы образования
Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции
- Условия публикаций
- Все статьи конференции
дипломов
ПРИНЦИПЫ МОДИФИКАЦИИ РОССИЙСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Фотиева Ирина Валерьевна
д-р филос. наук, профессор АлтГУ, г. Барнаул
Артамонова Татьяна Александровна
канд. филос. наук, доцент АГАУ, г. Барнаул
PRINCIPLE OF MODIFICATION OF RUSSIAN EDUCATION
Fotieva Irina
doctor of Philosophy, professor of the Altai State University, Barnaul
Artamonova Tatjana
phD, docent of the Altai State Agrarian University, Barnaul
АННОТАЦИЯ
Статья посвящена философско-мировоззренческим основам модификации российского образования. По мнению авторов, оно должно опираться на национальную образовательную традицию и положения русской метафизики всеединства. Исходя из этого, авторы выделяют ряд базовых принципов построения образовательной системы.
ABSTRACT
The article is devoted to the philosophical and ideological foundations of Russian education system reforms. According to the authors the educational system should be based, on the one hand, on the national educational tradition, and, on the other hand, on the ideas of Russian original philosophical direction “metaphysics of unity”. On this basis the authors identify a number of principles for the formation of the educational system.
Ключевые слова: образовательная реформа, русская философия, принципы модернизации образования.
Keywords: educational reform, Russian philosophy, principles of modernization of education.
Уже достаточно было сказано о том, что формальный перенос образовательных концепций, сформировавшихся в других культурах, на чуждую им почву способен лишь разрушить, возможно, в чем-то несовершенный, но тем не менее веками работавший механизм. В то же время реформы необходимы, они должны быть составной частью развивающейся системы, которая, в противном случае, обречена на стагнацию и распад. Вопрос лишь в том, на каких мировоззренческих основах базируется реформа и какие конкретные формы и механизмы реализации этих основ принимаются.
1. Историко-философский контекст
Развиваясь под влиянием общемировых философских традиций, но, преломляя их через национальный менталитет и систему ценностей, русская философия выработала ключевые идеи и понятия, органичные для национального мировосприятия и ставшие базовыми для системы образования и воспитания. Среди них можно в первую очередь выделить следующие.
Идея всеединства. Для русских мыслителей, как религиозного, так и естественнонаучного направления, Вселенная представляет собой единое, иерархически организованное целое. Идеи всеединства и целостности мира несут важнейшую мировоззренческую установку и, добавим, полностью согласуются с господствующей парадигмой современного естествознания, в рамках которой накапливается все больше данных о глубинной связи всех природных процессов, более того, сознания человека и окружающего мира.
Взгляд на мир как на единое целое подразумевает и единство познания. В аспекте образования оно включает прежде всего «горизонтальную» и «вертикальную» взаимосвязь дисциплин, системность изложения материала и самое главное — фундаментальность образования. Цельное знание задает идеал цельности человеческой личности. Мерилом цельности личности должна выступать жизненная позиция человека, в которой отражены его духовная устремленность, нравственные принципы и гражданская ответственность. Идея софийного преображения мира предусматривает сохранение природы и гармоничное преобразование лика Земли. Задачи бережного и ответственного отношения к миру, неистощительного природопользования сегодня, в эпоху нарастания экологического кризиса, актуальны как никогда. Формирование экологического мышления и экологической культуры — одна из важнейших задач современного образования.
Отметим, что эти ключевые идеи в определенном смысле подытожили определенный период развития отечественной мысли и органично встроились в образовательную систему, которая уже имела свою историю. В своих основах, эта система просуществовала вплоть до начала нынешнего тысячелетия, и ее эффективность не подлежит сомнению: по многочисленным свидетельствам, уровень образования в СССР существенно превышал таковой во многих европейских странах.
2. Основные принципы образовательной реформы
Очевидно, что жизнеспособные реформы должны не только базироваться на национальных традициях и лежащих в их основе мировоззренческих принципах, но также отвечать на вызовы времени. С этих позиций попробуем сформулировать основные принципы, которые следует, на наш взгляд, положить в основу реформ.
А) Принцип самоценности образования.
Он, как легко видеть, с одной стороны, естественным образом вытекает из ключевых идей русской философии, с другой — согласуется с идеей информационного общества и с фактом возрастающих требований к образовательному уровню в условиях научно-технического прогресса. Только образование формирует, во-первых, личность как таковую, во-вторых, полноценного гражданина, члена социума. Эти два аспекта данного принципа должны стать факторами мотивации к образованию для современной молодежи. Естественно, что при этом образование должно финансироваться государством не по «остаточному принципу», а, напротив, как важнейшая сфера, от которой зависит будущее страны.
Подчеркнем, что сегодня в основу реформ кладется противоположный и, на наш взгляд, малообоснованный и неэффективный принцип — рыночно-прагматистский, или утилитаристский. Образование постулируется как рыночная услуга, закрепляется узкопрагматистский подход к целям и задачам обучения. Этот принцип, прежде всего, ведет к противоречиям в самой образовательной системе, в ее основных механизмах. Очевидно, что услуга в собственном смысле этого слова не предполагает активного участия «клиента», то есть того, кому данная услуга оказывается. В то же время образование не только предполагает такую активность, но и требует ее по самой своей сути. Далее; рыночно-прагматистский подход не способен выполнить даже свою прямую функцию — поставки специалистов тем сферам экономики, где они требуются. Ведь в условиях экономических кризисов, общей нестабильности в России и в мире невозможно с достаточной точностью предсказать, какие именно специалисты и в каком количестве потребуются через несколько лет. И, наконец, этот подход открыто понижает статус образования как такового в глазах молодежи, ― оно воспринимается лишь как одно из средств (не обязательное) для достижения «основных» целей — социального успеха, власти, денег и пр. Это, соответственно, резко ослабляет мотивацию к образованию, и, значит, неизбежно понижает его качество. О том, что данный подход не выполняет важнейшую функцию формирования целостной личности и гражданина одного из крупнейших государств мира — думается, говорить излишне.
Б) Принцип фундаментальности образования
Он подразумевает развитие на новом уровне давно апробированных подходов и методик: 1) включения в программы всего блока основных дисциплин в достаточном объеме (не менее объема советского периода) в качестве обязательного и 2) соблюдения основных дидактических принципов в преподавании (прежде всего принципов системности и последовательности изложения).
Что, на наш взгляд, нуждается в коррекции в процессе реализации этого принципа в новых условиях? Во-первых, необходимо дополнить базовые курсы дискуссионными вопросами современной науки. Во-вторых, более определенно вписывать получаемые знания в жизнь современного общества, в социально-культурный, политико-экономический контекст. И, в-третьих, усилить синтетическую компоненту в преподавании, ― иными словами, демонстрировать пересечения знаний из разных областей, скажем, на примере таких направлений, как синергетика. Добавим, что для решения данных задач необходимо привлекать не только педагогов, но и ведущих специалистов в соответствующей области знания. Опора на принцип фундаментальности образования, с учетом коррекций, будет соответствовать и общемировым тенденциям развития научного знания, где интегративные процессы и, соответственно, комплексные исследования играют все большую роль.
Еще один важнейший аргумент в пользу фундаментальности образования состоит в том, что она не только дает определенный объем знаний, но и явно или скрыто формирует у учащегося саму методологию обучения, которая только и позволит ему в дальнейшем овладевать новыми знаниями, вплоть до полной смены профессии. Процесс образования — это еще и «обучение процессу обучения», обучение мышлению. Функционально-прагматический, дефундаментализированный подход превращает учащегося в подобие компьютера, способного работать лишь в соответствии с заложенной программой. Этому же, к сожалению, служит и система тестирования, которая из вспомогательного инструмента превратилась в доминирующий. Данные выводы основаны на непосредственном контакте автора, как вузовского преподавателя, с современными выпускниками.
дипломов
Оставить комментарий