Статья опубликована в рамках: Научного журнала «Студенческий» № 26(112)
Рубрика журнала: Филология
Скачать книгу(-и): скачать журнал
ПРОВИНЦИЯ В ЛИТЕРАТУРЕ ХХ ВЕКА НА ПРИМЕРЕ РОМАНА Л. ДОБЫЧИНА «ГОРОД ЭН»
PROVINCE IN THE LITERATURE OF THE XX CENTURY ON THE EXAMPLE OF THE NOVEL BY L. DOBYCHIN "CITY EN"
Ksenia Stanislavskaya
student, department of technology and life safety, Northern (Arctic) Federal University named Lomonosov,
Arkhangelsk, Russian Federation
АННОТАЦИЯ
В статье рассмотрен и проанализирован провинциальный город в литературе 20 века на примере романа «Город Эн» Л. Добычина. За ХХ век было написано очень много произведений, фоном которым послужил провинциальный город. Провинция в русской литературе появляется часто. Накопился целый пласт произведений, описывающий глубинку. Сложился определенный канон написания этих текстов. Главной чертой хронотопа провинциального города является бессобытийность повествования. Время тут так же не имеет важной составляющей.
ABSTRACT
The article examines and analyzes a provincial city in the literature of the 20th century on the example of the novel "City of En" by L. Dobychin. During the twentieth century, a lot of works were written, the background of which was a provincial city. The province appears frequently in Russian literature. A whole layer of works has accumulated, describing the outback. A certain canon for the writing of these texts has developed. The main feature of the chronotope of a provincial city is the eventlessness of the narrative. Time also does not have an important component here.
Ключевые слова: провинция, провинциальный город, 20 век, литература, роман, Леонид Иванович Добычин.
Keywords: province, provincial town, 20th century, literature, novel, Leonid Dobychin.
Повести, написанные в начале XX века, отражают один из самых драматических периодов нашей истории, связанные с народными волнениями. Страшные и ужасные (в прошлом) провинциальные города теперь все больше вызывают чувство жалости. Пороки, царящие среди жителей, не становятся предметом жесткой сатиры и обличения, но противопоставление центра и периферии сохраняется. В произведениях начала XX века изображение уездной глуши было одной из попыток отразить кризисные переломные моменты истории и разобраться в русском характере. Подробно рассмотрим провинциальный город в романе «Город Эн» Л. Добычина.
Мысль о романе, посвященном провинциальному городу, возникает у Добычина в 1928 – 1929 гг. Замысел был сформирован в стилевом и идейно-эмоциональном поле провинциального быто- и летописания эпохи нэпа. Таким же был первый сборник писателя «Встречи с Лиз». В 1928 году, писатель делает первые черновые наброски к роману. Работа у него идет очень медленно.
Текст романа «Город Эн» Леонида Ивановича Добычина часто критиковали за внешнюю скудность, бессодержательность, отсутствие движения вперёд и развёртывания причинно-следственных связей – без подготовки текст воспринимается как некий поток лишённых жизненности и насыщенности событий. Произведение критиковалось настолько сильно, что критика практически переросла в травлю; а после погромного собрания 25 марта 1936 года в Ленинградском Союзе писателей Добычин пропал без вести. Скорее всего, он позже покончил жизнь самоубийством, но этому нет подтверждения.
«Город Эн» – своеобразный, многослойный роман, в котором меньше всего внимания следует обращать на сюжет. В романе «Город Эн» (1935) представлена галерея художественных портретов, речевых характеристик, жестов, поведения жителей провинциального города на западных границах бывшей Российской империи. Произведение имеет сатирический оттенок. Это связано с уровнем повествования – оно ведется от лица мальчика-подростка. Герой не противостоит обывательской среде, а является её частью. Его мировоззрение совпадает с принятыми нормами, он против нарушения этих норм. Повествователь Добычина говорит о городе Эн с чувством полной сопричастности к его жизни. Он — маленький веселый солдатик обывательской армии, который бойко рапортует об интригах и сплетнях. У него есть свое «мировоззрение». Он не способен воспринимать окружающий мир как взрослые люди, поэтому произведение имеет некую смысловую двойственность. Взрослый читатель может воспринимать это как юмор или даже язвительную сатиру.
Можно заметить, что Добычин полностью не оголяет внутренние переживания героя. Он предстает перед нами ласковым, отзывчивым, доверчивым, кротким. Остается только догадываться, какие истинные эмоции герой скрывает в своей душе.
Главный герой убежден в существовании искренней дружбы и глубокой преданности. Его речь естественна, его суждения неожиданны и неповторимы. В силу возраста он бесхитростен. Часто добычинского героя сравнивали с пушкинской Татьяной, такой же скрытой и нежной души. Тайные глубины сердца рассказчика «Города Эн» что-то неизвестное и скрытое. Мы не можем проникнуть в тайные уголки сердца героя.
Мир кажется простым, но, при этом, даже в его мелочах сложно разобраться. Нагромождение вырастает до ощущения ненужности самой жизни. Ненужная деталь выходит на первый план, отодвигают в сторону исторические события: «Надо больше есть риса, – говорила теперь за обедом маман, – и тогда будешь сильным. Японцы едят один рис – и смотри, как они побеждают нас».
Очень отчетлива связь с «Мелким бесом» Ф. Сологуба; хотя «Город Эн» полностью лишен «символистского» уровня, взгляд Добычина на человеческую природу и на возможности ее трансформации сопоставим с сологубовским. Сологуба нравственная оценка вообще «смазана» тем, что жизнь изменить нельзя; от нее можно лишь сбежать в иное измерение. У Добычина такого измерения нет: жизнь тождественна самой себе, от нее не сбежишь.
В результате провинция оказывается большим, чем просто провинция: это образ «человеческой комедии», в которой концы не сходятся с концами, реакции людей на события не адекватны. Ненужные детали в своем нагромождении вырастают до ощущения никчемности самой жизни. Трагедии в этом мире отсутствуют. Смерть отца обрастает описанием всевозможных, не относящихся к делу подробностей.
Добычин не добавляет в описание провинциального города никаких нововведений. Все события так же скучны и однообразны, как и в ранее проанализированных произведениях.
В конце романа Добычин вновь подчёркивает важность визуального аспекта: герой надевает очки, узнав, что у него проблемы со зрением, и понимает значение визуального в его жизни: «до этого все, что я видел, я видел неправильно». Он готов даже переосмыслить свою любовь со стороны визуального аспекта: «Мне интересно бы было увидеть теперь Натали и узнать, какова она».
Список литературы:
- Добычин Л. Рассказы. М.: «Художественная литература» 1989
- Бахтин М.М. Формы времени и хронотопа в романе [Электронный ресурс]. – Режим доступа http://www.chronos.msu.ru/old/RREPORTS/bakhtin_hronotop/hronotop10.html
Оставить комментарий